Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Бухгалтерская отчетность малых предприятий" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

«Российский бухгалтер», 2011, N 11

Обязанность организаций — субъектов малого предпринимательства, находящихся на общем режиме налогообложения, составлять и представлять в налоговые органы по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность установлена законодательством Российской Федерации. При составлении бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства должны обратить внимание на некоторые особенности, о которых и поговорим в этой статье.

Для начала напомним, что к организациям — субъектам малого предпринимательства согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 209-ФЗ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), хозяйственная деятельность которых удовлетворяет следующим условиям:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%. Обратите внимание, что данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

бюджетным научным учреждениям;

научным учреждениям, созданным государственными академиями;

бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;

образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Обязанность организаций — субъектов малого предпринимательства представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), указана в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Заметим, что этим же пунктом отмечено: организации, которые в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета, представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не должны. Данное положение касается организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ).

Таким образом, бухгалтерскую отчетность должны составлять и представлять в налоговый орган все организации — субъекты малого предпринимательства, в том числе находящиеся на общем режиме налогообложения, кроме организаций, применяющих УСН.

Обратите внимание! В настоящий момент в Государственной Думе на рассмотрении находится проект нового федерального закона о бухгалтерском учете. В случае его принятия бухгалтерский учет и, соответственно, бухгалтерскую отчетность будут вести и организации, применяющие УСН.

При составлении бухгалтерской отчетности организациям — субъектам малого предпринимательства следует руководствоваться:

  • Федеральным законом N 129-ФЗ;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (далее — ПБУ 4/99);
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее — Положение N 34н);
  • Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н);
  • иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Обратите внимание! Приказом N 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, которые будут применяться начиная с представления годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. Заметим, что формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 г. должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. Следовательно, начиная с I квартала 2011 г. в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по новым формам. Такие разъяснения даны специалистами Федеральной налоговой службы в Письме от 12 июля 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected]

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ, Приказу N 66н, а также п. 5 ПБУ 4/99 годовая бухгалтерская отчетность организаций — субъектов малого предпринимательства (далее — организации СМП) состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
  • отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
  • отчета об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);
  • отчета о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);
  • отчета о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006). Заметим, что указанную форму отчета рекомендуется применять при формировании соответствующих пояснений организациям СМП, являющимся некоммерческими (речь идет о потребительских кооперативах) (п. 4 Приказа N 66н);
  • иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
  • аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.

В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность организации СМП (за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг) отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Обратите внимание! Организации СМП могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 17 Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация N ПЗ-3/2010), п. 6 Приказа N 66н).

Организации СМП могут включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (п. 18.1 Информации N ПЗ-3/2010). При этом показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности организации СМП проводят обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации N ПЗ-3/2010).

Согласно п. 19 Информации N ПЗ-3/2010 организации СМП могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

Кроме того, организации СМП могут:

  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 19.2 Информации N ПЗ-3/2010);
  • не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности (п. 19.1 Информации N ПЗ-3/2010). Исключение составляют организации СМП, публикующие бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Читайте так же:  Ипотека студентам на квартиру — банки и условия

Также организации СМП, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг:

  • могут принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 19.3 Информации N ПЗ-3/2010);
  • вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменений учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 21 Информации N ПЗ-3/2010);
  • вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 22 Информации N ПЗ-3/2010).

Следует отметить, что кроме отчетности по итогам года организации СМП должны составлять промежуточную отчетность, что следует из п. 3 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ, то есть отчетность за месяц, квартал.

Промежуточная бухгалтерская отчетность на основании п. 49 ПБУ 4/99, Приказа N 66н включает в себя:

  • бухгалтерский баланс (форма ОКУД 0710001);
  • отчет о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002).

Сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность организации СМП должны не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представлять указанную отчетность данные организации обязаны в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 51 ПБУ 4/99, п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ). Отметим, что в пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием (п. 86 Положения N 34н).

53.Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:

— в уставном капитале доля участия РФ и субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фон­дов не превышает 25 процентов;

— доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся, субъектами малого предпринимательства, не пре­вышает 25 процентов;

— средняя численность работников за отчетный период не превыша­ет следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; 3) в оптовой торговле — 50 человек; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; 5) в остальных отраслях и при осуществлении других видов дея­тельности — 50 человек.

Без дополнительных критериев к субъектам малого предпринима­тельства относятся физические лица, занимающиеся предприниматель­ской деятельностью без образования юридического лица

В соответствии с законодательством РФ годовая бухгалтерская отчетность организации должна включать:

— Бухгалтерский баланс (форма N 1);

— Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

— Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

— Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

Особые правила комплектации годовой бухгалтерской отчетности установлены для организаций, признаваемых субъектами малого предпринимательства (МП):

1) если МП не подлежит обязательному аудиту, оно имеет право представлять бухгалтерскую отчетность в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах. Остальных форм такие предприятия могут не представлять вообще;

2) если же МП обязано проводить аудиторскую проверку, оно имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности форм N N 3, 4 и 5 только при отсутствии соответствующих данных.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Значит, и составлять бухгалтерскую отчетность им не нужно. А вот налоговую и статистическую отчетность они представляют на общих основаниях — это предусмотрено в ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.

Правда, в случае если организация-«упрощенец» осуществляет также виды деятельности, подпадающие под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, т.е. является плательщиком ЕНВД, по мнению Минфина России, она обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Особое внимание следует обратить на то, что Приказом Минфина России N 67н утверждены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основании которых организации должны разрабатывать свои формы отчетности с учетом специфики и масштабов их деятельности. Упомянутый выше совместный Приказ Госкомстата России и Минфина России утвердил обязательные для всех организаций коды некоторых строк бухгалтерской отчетности, а для остальных строк отчетности, в том числе и для строк, вводимых дополнительно по решению руководства фирмы, коды могут быть установлены самостоятельно.

Таким образом, в настоящее время каждая организация обязана на основе образцов разработать и утвердить как часть своей учетной политики свои собственные формы отчетности, учитывающие особенности деятельности данной организации и позволяющие обеспечить соблюдение требований к бухгалтерской отчетности, изложенных в ПБУ 4/99: полноту, существенность, нейтральность и пр.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:

  • 1. Федеральным Законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»;
  • 2. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденного приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.1998 г.);
  • 3. Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» (новая редакция введена Приказом Минфина России от 06.07.1999 г. № 43 н);
  • 4. Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • 5. Приказом Минфина России от 28.06.2000 г. № 60 н «О методологических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций». [7, С. 84]

Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:

  • 1) ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (утвержденного Приказом МФ России от 25.11.1998 г. № 56 н);
  • 2) ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утвержденного Приказом МФ России от 25.11.1998 г. № 57 н);
  • 3) ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утвержденного Приказом МФ России от 06.05.1999 г. № 32 н);
  • 4) ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утвержденного Приказом МФ России от 06.05.1999 г. № 33 н);
  • 5) ПБУ 11/2000 «Информация по аффимированным лицам» (утвержденного Приказом МФ России от 13.01.2000 г. № 5 н);
  • 6) ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (утвержденного Приказом МФ России от 27.01.2000 № 11 н).
Читайте так же:  Процедура банкротства ооо

При формировании отчетности за 2000 г. для всех коммерческих организаций независимо от дифференциации (малые, средние) и вида деятельности важным фактором является совершенно новый подход — отсутствие типовых форм. Такой подход уже близок к основному требованию организации бухгалтерского учета в целом — рациональности. Вместе с тем, независимо от набора и количества отчетных форм должны быть соблюдены принципы достоверности и полноты, нейтральности, целостности, последовательности, существенности. [8, С. 55]

Вариантами бухгалтерской отчетности в зависимости от объемов деятельности организации являются:

[1]

  • — упрощенный;
  • — стандартный;
  • — множественный (см. подробно Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). [9, С. 58]

[2]

Несмотря на общие подходы к бухгалтерской отчетности в целом для большинства организаций, для малых предприятий были и остаются особенности. Рассмотрим их.

Так, в соответствии с Федеральным Законом № 222-ФЗ от 08.12.1995 г. (см. пункт 4 статьи 1) «Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации». [5, С. 39]

При решении о переходе организации или индивидуального предпринимателя на эту систему, основным официальным документом является патент, выдаваемый налоговым органом сроком на один календарный год. На его основе приобретается самой организацией «Книга учета доходов и расходов», которая затем регистрируется в этом же территориальном налоговом органе.

На патент и «Книгу учета доходов и расходов» распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

Таким образом, те, кто применяет указанную систему по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период представляют в налоговый орган в срок до 20-го. [7, С. 74]

Перепечатано в изложении Федерального Закона № 222-ФЗ от 08.12.1995 г. числа месяца, следующего за отчетным периодом:

  • — расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента;
  • — выписку из «Книги доходов и расходов» (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. [7, С. 76]

Кроме указанных документов также представляются:

Для малых предприятий также, как и для прочих, при представлении отчетности за текущий отчетный период должны быть приведены данные по каждому числовому показателю минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При этом подразумевается сопоставимость показателей, а при несопоставимости — их корректировка с соответствующими пояснениями.

В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций от 26.06.2000 г. № 60 н «. бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности». [12]

Как и прежними нормативными и рекомендательными документами, в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Порядок формирования показателей «Бухгалтерского баланса» (формы № 1), данных «Отчета о прибылях и убытках» (формы № 2), «Отчета об изменениях капитала» (формы № 3), «Отчета о движении денежных средств» (формы № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) и пояснительной записки одинаков для всех организаций и подробно рассмотрен в Методических рекомендациях от 26.06, 2000 г. № 60 н.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год в адреса и сроки в соответствии с указанными документами.

День представления малыми предприятиями бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. [3, С. 105]

Таким образом, стратегия программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г. № 283, поэтапно реализуется. Это нашло отражение в последних документах Минфина России и касается кроме прочих и малых предприятий.

Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в отечественной и зарубежной практике

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.03.2014 2014-03-25

Статья просмотрена: 1860 раз

Библиографическое описание:

Айзатова М. Ф., Макарова Л. М. Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в отечественной и зарубежной практике // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 448-451. — URL https://moluch.ru/archive/63/9881/ (дата обращения: 26.09.2019).

Малое предпринимательство сегодня представляет собой важнейшую часть рыночной экономики. Мировая практика ведения бизнеса показывает количественное преобладание субъектов малого предпринимательства перед крупным и средним бизнесом. Малый бизнес выполняет важнейшие социальные функции: обеспечение социальной динамики и инноватики; предупреждения и снижения социальной напряженности, высвобождения творческого потенциала; стабилизация социальной структуры общества. Однако, малые предприятия имеют меньше финансовых ресурсов для организации учета текущих операций и формирования в полном объеме бухгалтерской финансовой отчетности по результатам своей деятельности.

Подобное состояние дел характерно как для отечественной, так и международной практики ведения малого бизнеса. Поэтому с особой актуальностью встают вопросы нормативного регулирования упрощения процедур подведения итогов работы. Отправной точкой начала работ по более четкому проведению норм, регулирующих порядок формирования отчетности можно рассматривать присоединение Российской федерации к Всемирной торговой организации.

16 декабря 2011 года подписание протокола о присоединении России к ВТО потребовало гармонизировать подходы к составлению и представлению малыми предприятиями бухгалтерской финансовой отчетности на единой методической основе с ориентацией на принятые международные стандарты финансовой отчетности по стандартам МСФО для привлечения инвестиций на понятной зарубежным партнерам информационной базе.

Вопросы упрощения процедур формирования отчетности для зарубежных компаний были в основном решены в процессе разработки и публикация в 2009г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities — IFRS for SMEs). Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий определил принципиальные условия формированиям и представления финансовой отчетности субъектами малого и среднего бизнеса. В результате предприятия малого и среднего бизнеса получили единые правила-рекомендации по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Реализация стандарта в условиях национальной экономики нацелена на обеспечение сопоставимости ключевых показателей бизнеса по данным бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий в любой стране мира.

Читайте так же:  Как взять кредит с плохой кредитной историей и просрочками

Необходимость стандартизации упрощенных процедур и их внедрение в практику формирования показателей форм бухгалтерской финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства определяется следующими факторами: осуществлением бизнеса с партнерами в приграничных областях и регионах, развитием объема внешнеторговых операций, реализацией международной производственной кооперации, развитием системы международного кредитования малыми и средними предприятиями, количество которых составляет до 90 % всех компаний в мире. Главная причина формирования МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства состоит в сложности внедрения МСФО в национальную практику ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, поскольку возникла проблема увеличения объема процедур при составлении отчетности в форматах, рекомендованных МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства являются сводом методических рекомендаций, которые делают проще процедуры и правила оценки текущих хозяйственных операций, но не снижают информационные ценности для внешних пользователей при отражении в формах отчетности. Изменения коснулись и формальной стороны: баланс переименован в отчет о финансовом положении; отчет о прибылях и убытках — в отчет о совокупном доходе, о прибылях и убытках; доля меньшинства — в неподконтрольный пакет акций [1].

Оказались исключенными из МСФО для МСП: промежуточная отчетность, расчет прибыли на акцию, учет внеоборотных активов, предназначенных для продажи [1].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Значительным изменениям подверглись следующие разделы:

— признание финансовых инструментов осуществляется по себестоимости или по первоначальной стоимости за вычетом амортизации, а также по справедливой стоимости;

— гудвилл и прочие нематериальные активы, которые не имеют конечного срока использования, получили предельный срок амортизации — 10 лет;

— учет капитала ассоциированных и совместных компаний ведется по первоначальной стоимости, по методу долевого участия и по справедливой стоимости;

— совместные предприятия не подлежат пропорциональной консолидации;

— на расходы текущего периода относятся затраты на исследования и разработки, а также расходы по обслуживанию займов;

— государственные гранты признаются в качестве дохода;

— комментарии, которые касаются остаточной стоимости, срока полезного использования, амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов приводятся в случае значительных изменений;

— инвестиционная собственность играет роль основного средства в оценке по себестоимости, если справедливая стоимость не может быть определена.

МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет выполнять менее 10 % требований, которые выполняют публичные компании, подготавливающие отчетность в соответствии с полным набором МСФО.

Ясное определение категории малых и средних предприятий, отвечающее требованиям международных стандартов финансовой отчетности, играет весьма существенную роль, так как с его помощью можно принять решение о способах ведения бухгалтерского учета, относящихся к данному классу предприятий.

В соответствии с первым разделом МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса определяется, что предприятия данной категории:

— не должны публиковать финансовую отчетность;

— представляют финансовую отчетность только для внутренних пользователей (для владельцев компании, кредиторов, включая потенциальных).

Однако, предприятие публикует свою отчетность, если:

— его задолженность или финансовые инструменты используются на фондовом рынке или находятся в процессе подготовки к такому использованию;

— предоставляет активы в доверительное управление широкому кругу организаций, что является его основной деятельностью [1].

В развитие тенденций выхода на международный рынок отечественных предприятий в российское законодательство постепенно вносятся изменения, приближающие структуру и содержание финансовой отчётности к МСФО и в том числе к МСФО для субъектов малого бизнеса.

Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете» для предпринимателей России с 2011 года изменил правила формирования учетных и отчетных данных. Владельцы малого бизнеса получили возможность, как и их коллеги за рубежом, формировать бухгалтерскую отчётность в упрощённом виде. Однако, начиная с 1 января 2013 года, ФЗ № 402 обязал малые и средние предприятия вести бухгалтерский учёт текущих операций и капитальных вложений в обязательном порядке. Применяемая система налогообложения уже не влияет на форму и содержание учетных регистров и бухгалтерской отчетности. Вступление в силу указанной нормы закона увеличивает затраты субъектов малого предпринимательства на оплату труда квалифицированных бухгалтеров.

Законом строго установлено, что освобождаются от ведения бухгалтерского учета — индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а упрощенный учет бухгалтерских операций могут осуществлять малые предприятия вне зависимости от осуществляемых видов деятельности.

Комплект годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к ним, как указано в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Для некоммерческих организаций он состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и пояснений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ) [4].

Субъекты малого предпринимательства предприятия получили право составлять бухгалтерскую отчетность в объеме: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В соответствии с п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Субъекты малого бизнеса в соответствии с приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» могут заполнять упрощенные бланки баланса и отчета о финансовых результатах, в которых осуществляется увеличенное отражение показателей [3]. Однако, заинтересованные организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать отчетность и по общим правилам и формам.

Основное изменение коснулось отражения числовых показателей бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период: данные приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, в отчетности все существенные показатели отражают обособленно, детализацию показателей по статьям отчетов организации определяется самостоятельно.

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, при этом актив баланса малого предприятия может состоять из пяти строк: материальные внеоборотные активы; нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы; запасы; денежные средства и денежные эквиваленты; финансовые и другие оборотные активы.

Читайте так же:  Возврат товара надлежащего качества

Пассив «упрощенного» баланса может быть таким же лаконичным, как и актив. Он состоит из следующих статей: капитал и резервы; долгосрочные заемные средства; другие долгосрочные обязательства; краткосрочные заемные средства; кредиторская задолженность; другие краткосрочные обязательства.

Но не все субъекты малого бизнеса следуют сжатой технологии формирования баланса и стремятся привести все строки — расшифровки общей статьи баланса. Например, статью запасы, уточняют расшифровкой остатков по счетам учета материалов, готовой продукции, незавершенного производства и т. п., что повышает аналитические возможности бухгалтерского баланса для внешних пользователей.

Упрощенная форма отчета о финансовых результатах состоит всего из семи строк: выручка; расходы по обычной деятельности; проценты к уплате; прочие доходы; прочие расходы; налоги на прибыль (доходы); чистая прибыль (убыток) [2].

Субъекты малого предпринимательства для организации ведения бухгалтерского учета обязаны разработать учетную политику, отталкиваясь от особенностей функционирования. Положение по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/2008, а также практика его реализации на малых предприятиях свидетельствует о разнообразных подходах к созданию учетной политики.

Новый закон установил сроки хранения составленных форм бухгалтерской отчетности, которые составляют не менее 5 лет, однако, Налоговый кодекс РФ определяет другой срок — 4 года.

Российское законодательство строго устанавливает порядок формирования бухгалтерской отчетности в случаях создания, реорганизации и ликвидации компании.

[3]

Компаниям — субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные режимы налогообложения, сделано формальное послабление: начиная с января 2013 года, позволено не представлять квартальную отчетность, а отчитаться лишь в 2014 году, когда им нужно будет подвести итоги 2013 года. Экземпляр годовой бухгалтерской отчетности нужно предоставить не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Следует отметить, что у российских организаций субъектов малого бизнеса, которые прежде не проводили бухгалтерский учет на регулярной основе, могут возникнуть проблемы формирования показателей даже упрощенных форм бухгалтерской отчетности, особенно это имеет отношение к микропредприятиям, которые не имеют штатных единиц бухгалтерских работников.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на очевидные преимущества упрощенных процедур формирования отчетности малым бизнесом как в отечественной, так и зарубежной практике, еще не сложились условия, когда методики оценки статей отчетности будут гармонизированы и напрямую формироваться с учетом требований Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities). Однако, упрощенный стандарт может использоваться небольшими российскими компаниями при трансформации отечественной отчетности в международный формат для получения кредитов международных банков, что необычайно актуально в период высоких ставок национального финансирования, вызванных экономическим кризисом.

1. Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий

2. Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 № 07–02–10/94

3. Приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н»

4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Бухгалтерская отчетность малого предприятия в 2018 году

Российским законодательством предусматривается представление в инспекцию ФНС бухгалтерской отчетности компаниями категории малого бизнеса. Возможность формировать упрощенный пакет финансовой отчетности значительно облегчает деятельность сотрудников бухгалтерской службы.

Несмотря на то, что несколько лет назад малые предприятия были в принципе освобождены от составления отчетности, составление ее в сокращенном виде зачастую не вызывает сложностей.

Состав и формы

Субъекты бизнеса, относящиеся к категории малых коммерческих предприятий, в 2018 году обязаны сдавать упрощенный пакет финансовой отчетности, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и о целевом использовании денежных средств.

В том случае, если компания занимается ведением некоммерческой деятельности, ей необходимо подготовить бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании денежных средств. Тем не менее, если «налоговики» потребуют дополнительные сведения, компании обязаны их предоставить.

Кто вправе применять

Кто же вправе сдавать в инспекцию упрощенную финансовую отчетность? К таким компаниям относятся:
  • организации, относящиеся к субъектам малого бизнеса;
  • некоммерческие компании;
  • участники инновационного проекта «Сколково».

Запрещено формировать упрощенную отчетность организациям, чья деятельность подвержена обязательному проведению аудита, а также государственным компаниям, строительным и жилищным кооперативам, нотариусам, адвокатам и иным субъектам, согласно ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Процедуры «до»

К предприятиям малого бизнеса относят компании, деятельность которых соответствует установленным ограничениям:

  1. Выручка без учета налога на добавленную стоимость менее 800 млн. рублей в год.
  2. Среднесписочная численность персонала компании не более 100 человек (для некоторых отраслей даже менее).
  3. Ограничивается доля участия сторонних лиц в уставном капитале организации 49%.

Учетная политика

Каждая компания, организованная в форме юридического лица, должна закрепить методологию ведения налогового и бухгалтерского учета в таком внутреннем документе, как учетная политика в соответствие с требованиями ПБУ 1/2008. Этот внутренний документ утверждается приказом руководителя и должен содержать такие сведения, как:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов, если в компании они разработаны самостоятельно, оформленные как приложения к документу;
  • порядок документооборота в компании;
  • порядок проведения ревизии и ответственные лица;
  • способы оценки обязательств и активов.

При утверждении учетной политики малым предприятиям необходимо обратить внимание на то, что существуют принципы, позволяющие им организовать систему ведения учета значительно проще.

Также с 1 января для малых компаний стало возможным отражать поступления материалов по ценам поставщика, не учитывая транспортные и прочие второстепенные расходы. Все компании, относящиеся к малому бизнесу, вправе единовременно списывать приобретенные материальные запасы.

Все эти особенности, несомненно, следует отразить в учетной политике компании. В противном случае, компания не вправе их применять.

Несмотря на то, что учетная политика является исключительно внутренним документом и не требует предоставления в инспекцию ФНС, формировать ее необходимо ежегодно. При осуществлении налоговой проверки, сотрудники органов налогового контроля в первую очередь потребуют именно этот документ для того, чтобы оценить обоснованность применения тех или иных методов ведения учета.

Ошибки в бухгалтерском учете

В ходе осуществления деятельности каждой компании могут возникать ошибки в организации системы хозяйственного учета. При обнаружении таких ошибок компания немедленно должна проанализировать ситуацию и принять меры по их устранению.

Организациям малого бизнеса разрешено корректировать нарушения прошлых лет, выявленные в течение отчетного периода. Исправления осуществляют с применением счета 91 «Прочие доходы и расходы». Сравнительные показатели отчетности пересчитывать за текущий период не нужно. Такие упрощенные правила коррекции выявленных ошибок актуальны только для значительных нарушений прошлых периодов. Все иные ошибки исправляются в соответствие с ПБУ 22/2010.

Читайте так же:  Как купить квартиру которая находится в ипотеке

Первичные документы

В соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни компании должен быть подтвержден первичным учетным документом. У организаций есть право самостоятельно разработать и утвердить формы.

Главным требованием является наличие в таких документах обязательных реквизитов, среди которых выявляют следующие:

  • дата формирования документа;
  • название документа;
  • наименования сторон, участвующих в совершении сделки;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • измерители денежные и натуральные;
  • лица, ответственные за совершение операции, и их подписи.

Документ первичного бухгалтерского учета формируется либо в процессе совершения операции, либо непосредственно после ее завершения.

Реформация баланса

Прежде чем приступить к составлению бухгалтерского баланса, небольшое предприятие должно его реформировать. Процесс реформации сводится к закрытию всех счетов учета финансового результата, таких как 90, 91 и 99. По итогам этой операции на счете 84 «Нераспределенная прибыль / Непокрытый убыток» формируется положительный или отрицательный результат деятельности по окончанию календарного года. На основе полученной информации в компании составляется бухгалтерский баланс.

Прежде чем приступать к закрытию счетов, следует проверить, корректно ли отражены хозяйственные операции в течение истекшего периода. Для этих целей уполномоченными лицами осуществляется ревизия обязательств и активов компании и сопоставляются полученные показатели с учетными данными. Также малым предприятиям следует рассчитать все налоги за предшествующий год, так как они непосредственно влияют на финансовый результат. Если все данные совпали, то можно приступать к реформации баланса.

В первую очередь закрывают счета 90 и 91, а после этого производят закрытие счета 99 «Прибыли и убытки», на котором в течение календарного года отражались результаты деятельности компании.

По итогам года все субсчета 90, 91 и 99 счетов должны иметь нулевое сальдо и на счете 84 формируется итоговый результат:

  1. Получена прибыль – Дт 99 Кр 84.
  2. Понесен убыток – Дт 84 Кт 99.

После закрытия счетов процедура реформации бухгалтерского баланса считается завершенной, и бухгалтер может приступать к формированию отчетности.

Особенности формирования бухгалтерской отчетности представлены в данном видео.

Требования к отчетности

К формированию бухгалтерской финансовой отчетности нормативно-правовыми актами предъявляются определенные требования:

  • все данные должны быть указаны в тысячах рублей;
  • отрицательные значения отражаются в круглых скобках;
  • показатели на начало календарного года должны быть тождественными данным на конец прошедшего года;
  • отчетность должна включать показатели всех обособленных подразделений при наличии;
  • в пустых строках необходимо поставить прочерк.

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо отображать данные за несколько предшествующих периодов, что сделает проверку более понятной для инспектора. Если данные являются несопоставимыми, то предшествующие показатели подлежат корректировке.

Все значимые показатели следует отображать в отчетности обособленно друг от друга.

Степень детализации компании должны определить самостоятельно в той мере, чтобы обеспечить заинтересованных пользователей финансовой актуальной и достоверной информацией относительно деятельности компании.

Перечень и заполнение унифицированных бланков

Компании, относящиеся к представителям малого бизнеса, должны предоставить в инспекцию ФНС пакет бухгалтерской финансовой отчетности, включающий в себя следующие документы:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о целевом использовании средств.

Упрощенный бухгалтерский баланс имеет в своем составе только укрупненные статьи. Отчет о финансовых результатах не содержит информации о величине налога на прибыль, расходам по основной деятельности, так как в большинстве случаев значения этих показателей не являются существенными.

Ответственность за нарушения

Органы налогового контроля пристально следят за соблюдением сроков подачи бухгалтерской финансовой отчетности малыми предприятиями. За непредставление установленных форм отчетности компании грозит штраф за каждый отсутствующий документ.

При исчислении величины штрафа «налоговики» будут отталкиваться от полного пакета форм бухгалтерской отчетности. Помимо общего штрафа ответственность ждет и должностных лиц, допустивших нарушение, в размере от 300 до 500 рублей.

Способы передачи отчетов

Предоставлять бухгалтерскую финансовую отчетность малым предприятиям следует один раз в год по окончанию налогового периода до 31 марта. Передав отчетность в органы налогового контроля, компании обязаны отправить дублирующий пакет документов и в органы статистики. Если организация зарегистрирована после 30 сентября, ей не нужно формировать отчетность по итогам этого года.

Передать отчетность можно как лично, так и через представителя компании. Для этого совсем необязательно посещать инспекцию. Можно отправить документы по почте письмом с описью или воспользоваться сетью интернет.

Таким образом, в 2019 году представители малого бизнеса должны предоставить бухгалтерскую отчетность за 2018 год не позднее 31 марта 2019 года.

Несмотря на то, что небольшим компаниям разрешено сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном формате, составление и передача пакета документов в органы налогового контроля требуют от бухгалтера наличия актуальных бухгалтерских знаний и контроля над последними изменениями в законодательстве страны.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как правильно хранить документы бухгалтерской отчетности — на данном видео.

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.

  3. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
  4. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here