Что понимается под разъяснением закупок

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Что понимается под разъяснением закупок" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки. Н.В. Сапрыкина

Статья заместителя руководителя Челябинского УФАС России Нататлья Сапрыкиной

Известно, что требования к описанию объекта закупки определены статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон о контрактной системе).

Так, законодательство о контрактной системе определяет, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Однако нередко заказчики в документации устанавливают требование о необходимости согласования с заказчиком цвета, габаритных размеров товара, периодичности поставки товара, графика выполнения работ не определяя в документации данные требования. В результате,участники не имеют возможности на этапе подачи заявки рассчитать свои транспортные и иные расходы, а соответственно и свое окончательное предложение по цене контракта.

В отдельных случаях из документации о закупке невозможно определить даже требуемое заказчику количество товара.

Так, например, документация о закупке в целях обеспечения возможности участия в торгах хозяйствующих субъектов предлагающих продукцию в иной фасовке нередко содержит условие о наличии у участника закупки возможности предложить иную форму выпуска товара, количество товара, отличные от формы выпуска, количества товара, указанных в документации об электронном аукционе (при сохранении общего количества товара, необходимого заказчику).

При этом, документация не содержит информации о том, что подразумевается заказчиком под общим количеством товара.

Например, в документации указано, что товар измеряется в упаковках и требуется заказчику в количестве 50 упаковок по 50 таблеток, что всего составляет 2500 таблеток.

В случае, если участником закупки будет предложен препарат, например, в упаковках по 30 таблеток, при условии сохранения общего количества товара (что соответствует положениям технического задания), то есть общего количества упаковок (50 упаковок), изменится общее количество таблеток (1500 таблеток).

Таким образом, при формировании «Технического задания» аукционной документации заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке должны указываться максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Из содержания положений действующего законодательства следует, что под показателями в данном случае понимаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Помимо этого, Законом определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Именно соблюдение указанных положений Закона о контрактной системе позволяет заказчику приобрести действительно необходимую ему продукцию, а участнику закупки поучаствовать в конкурентной процедуре, предложив требуемый заказчику товар по справедливой цене.

Не секрет, что в настоящее время многие «слетают» с торгов только потому, что неправильно заполнили свои заявки, хотя могли бы предложить выгодные для заказчика ценовые и неценовые условия исполнения контракта.

Зачастую должностные лица заказчика допускают нарушения требований законодательства при описании объекта закупки неумышленно, но нередко целью такого запутанного описания является законное снятие с торгов не нужных поставщиков. Ведь, как известно, участник закупки обязан в своей заявке указать конкретные значения характеристик предлагаемого товара или используемого в ходе выполнения работ материала.

В числе подобных нарушений закона можно назвать следующие факты:

— отсутствие в документации единого документа, определяющего перечень и значения характеристик применяемого в ходе выполнения материала, что обуславливает необходимость поиска указанной информации в локальных сметах, проектной документации;

— использование при описании объекта закупки слов «не хуже», «не уже», «лучше», «аналогично»;

— неясность документации в том является ли установленное заказчиком значение изменяемым либо неизменяемым, в особенности в отношении диапазонных значений (например, фракция щебня, почвы);

-запутывание участника путем включения в графу «неизменяемые значения», требующих конкретизации характеристик товара;

-ссылки в документации на недействующие или неприменимые к объекту закупки ГОСТы;

— использование при описании объекта закупки, обозначений, которые не употребляются в русском языке или имеют противоположное значение (например, вместо союза «и» или запятой используется знак «/», запятую предлагается использовать в качестве предлога «или» и т.д.);

— слишком подробное и излишнее описание характеристик товара, включаемое в документацию с целью осложнения заполнения заявки, поскольку заказчик без соответствующих испытаний и исследований не сможет проверить при приемке товара соответствие товара указанным значениям;

-установление в документации значений характеристик применяемого материала не в соответствии с ГОСтами при одновременном установлении требования о соответствия товара данным актам.

Чтобы избежать неясности в понимании значений тех или иных показателей целесообразно использовать при описании объекта закупки такую таблицу.

Показатели, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики товара

Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки

Показатели, которые не могут изменяться

Однако использовать ее нужно разумно. К сожалению это не всегда удается заказчикам.

Так, в документации на выполнение работ по монтажу оконных конструкций заказчик в отношении оконных конструкций установил по показателю «цвет» в качестве неизменного его значения «все оттенки белого», в то время как в отношении доски подоконной цвет определен в столбце «Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки», что предполагает указание участником закупки точного значения данного показателя в составе первой части заявки на участие в аукционе.

Между тем, показатель «все оттенки белого» установлен заказчиком без указания значений такого показателя, а именно, оттенков белого, один из которых может предложить потенциальный подрядчик, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика к товару, применяемому при выполнении работ.

Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлены значения показателя «все оттенки белого», что привело к отсутствию у участников закупки возможности правильно сформировать заявки на участие в аукционе и стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе большинства участников закупки.

Что понимается под разъяснением закупок?

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Открываем магазин детской одежды список документов для регистрации

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 сентября 2016 г. N Д28и-2618 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон) и сообщает.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом, краткое изложение условий контракта, содержащее в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона.

При этом отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Обращаем внимание, что под термином «описание объекта закупки» понимается совокупность характеристик, позволяющих идентифицировать объект закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.

Таким образом, в случае указания в документации об аукционе конкретного товара с включением слов «или эквивалент» в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона участник аукциона вправе дать только согласие на поставку товара.

Кроме того, отмечаем, что в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона после вынесения контрольным органом в сфере закупок решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной такое решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Согласно Закону о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться в том числе наименование и описание объекта закупки.

При этом описание должно носить объективный характер. В нем указываются функциональные, технические и качественные свойства, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Отмечается, что под термином «описание объекта закупки» понимается совокупность характеристик, позволяющих идентифицировать объект закупки.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В случае указания в документации об аукционе конкретного товара с включением слов «или эквивалент» участник торгов вправе дать только согласие на поставку товара.

Централизованные закупки

Централизованные закупки — это способ проведения торгов, который предусматривает определение подрядчика не заказчиком непосредственно, а специальным уполномоченным органом или специализированной организацией, которая наделяется рядом полномочий заказчика.

Встречаются ситуации, когда для обеспечения нужд определенной группы государственных заказчиков необходимо приобрести однотипные товары, работы или услуги. К таким организациям закон относит органы государственной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, органы местной власти и казенные учреждения.

Централизованное осуществление закупок возможно, как в рамках 44 Федерального закона, так и 223-ФЗ. Рассмотрим нюансы этой процедуры по каждому из законов.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Централизованные закупки по 44-ФЗ

Порядок и условия осуществления централизованных закупок регламентирует ст. 26 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере…”.

Для выполнения этих действий создается государственный или муниципальный орган, который берет на себя полномочия по определению поставщика для ряда соответствующих заказчиков.

Имущество заказчиков, которые планируют осуществить общую централизованную закупку, должно находиться на одном уровне субъектов РФ: федеральном, региональном или муниципальном.

Заказчики могут делегировать свои полномочия по определению поставщика на специализированный орган в различных объемах:

Согласно ч.1 ст. 26 44-ФЗ, уполномоченный орган отвечает за выбор подрядчика, но определение условий контракта, НМЦК и подписание госконтракта остается за заказчиками.

Ч. 2-3 ст. 26 44-ФЗ расширяет полномочия данных органов. Помимо действий по выбору контрагента, уполномоченный орган также вправе осуществлять планирование закупок, выбор контрагента, заключение контракта и отвечать за исполнение контракта.

При формировании уполномоченным органом тендерной комиссии, при проведении централизованных закупок, могут быть привлечены представители заказчиков. Это зависит от законодательных актов и постановлений, которые действуют в определенном субъекте.

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В тендерах для обеспечения нужд государственных корпораций, регулируемых 223 Федеральным законом, также можно применить способ централизации закупок.

В отличие от 44 Федерального закона, в 223-ФЗ нет формулировки, как осуществляются такие торги. Они могут применяться как на уровне субъекта РФ (региона), так и отдельными корпорациями.

На данный момент используется 3 самых распространенных “шаблона” для проведения централизованных закупок:

создается типовое положение о ЦЗ на уровне региона;

применяются правила по аналогии с 44-ФЗ;

устанавливаются единые правила для основных частей положения о закупке.

Самым распространенным является применение единого положения на уровне региона или субъекта и выбор уполномоченной организации.

Пример: в Воронежской области уполномоченной организацией для проведения централизованных закупок в рамках 223-ФЗ является Бюджетное учреждение Воронежской области “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Читайте так же:  Как продлить рвп

Остановимся подробнее на этом вопросе и подробно рассмотрим на примере Воронежской области функционирование специализированной организации и порядок осуществления централизованных закупок в рамках 223-ФЗ.

Взаимодействие заказчиков со специализированной организацией

Как уже говорилось выше, в Воронежской области функции специализированной организации осуществляет БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Каждый заказчик, желающий принять участие в совместных торгах формирует заявку.

Она подготавливается исходя из плана закупок и должна содержать:

рекомендуемая форма обоснования НМЦК;

типовая форма проведения тендера.

Далее, не позднее 10 рабочих дней до публикации извещения о проведении тендера, все заказчики подают заявки в БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области”.

Специализированная организация проводит анализ этих заявок:

соответствие планам закупок;

проверка комплектности документов;

наличие в документах необходимых сведений;

соответствие требованиям НПА, Положению о закупке.

После этого формируется проект извещения

Специализированной организацией в течение 1 рабочего дня подготавливается Проект документации о проведении тендера и отправляется на согласование и подтверждение заказчикам. Если замечания отсутствуют, то направляется информация о кандидатурах для включения в Комиссию по проведению закупки.

В случае, если специализированная организация выявляет замечания в заявках, то она вправе либо вернуть заявку, либо направить рекомендации по их устранению. После этого у заказчиков есть 2 варианта, в течение 3-х дней с даты замечаний необходимо:

принять рекомендации и внести изменения в заявку

или продолжить процедуру без изменений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае принятия рекомендаций по устранению замечаний, время на разработку закупочной документации увеличивается до 2-х рабочих дней.

Во втором же случае, если заказчик отказывается вносить изменения в заявку, то процедура приобретения товаров, работ или услуг продолжается без изменений.

Следующий этап — размещение документов в ЕИС и на электронной площадке, а также разъяснение запросов участников тендера

Очень важно, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС.

БУ ВО “Агентство государственных закупок Воронежской области” размещает извещение и документацию о проведении централизованной закупки в ЕИС и на электронной площадке (в случае электронных процедур).

После этого участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса об этом сообщается уполномоченной организации и заказчикам. Разъяснение также должно быть предоставлено в течение 1 рабочего дня с момента его получения.

Взаимодействие специализированной организации и заказчиков при проведении процедуры и подведение итогов

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из представителей заказчиков и специализированной организации.

После этой процедуры публикуется протокол рассмотрения заявок участников в ЕИС и на ЭТП и начинается непосредственное проведение тендера. По его окончанию комиссией подводятся итоги и представители уполномоченной организации публикуют протокол подведения итогов как в ЕИС, так и на ЭТП.

[3]

Преимущества и недостатки централизованных закупок

У подобного вида тендера есть очевидные преимущества, из-за которых этот метод и применяется на практике:

во-первых, применение централизованных закупок упрощается для заказчика процесс определения поставщика т.к. часть нагрузки уходит на уполномоченный орган (а в некоторых случаях и весь процесс выбора подрядчика);

во-вторых, при приобретении более крупных объемов товара уполномоченным органом, поставщик может предложить более выгодную цен, чем при приобретении продукции только одним заказчиком. Это способствует экономии бюджетных средств;

в-третьих, контрактный управляющий уполномоченного органа является квалифицированным специалистом, что позволяет провести тендер без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.

Но есть и отрицательные моменты в применении централизованных закупок:

При приобретении работ или услуг в рамках централизованных закупок возникает ситуация с увеличением срока исполнения контракта, т.к. объемы приобретаемых товаров или услуг значительно больше, чем при проведении обычного тендера. Это не всегда удобно для заказчика, несмотря на экономию средств.

[1]

Не все потенциальные подрядчики могут позволить себе взять большой заказ. В связи с этим уменьшается конкуренция, т.к. небольшие компании просто не в состоянии исполнить контракты, которые заключаются подобным способом.

Во многих моментах организация и проведение централизованных закупок совпадает с таким видом приобретения товаров, как совместные закупки.

44 Федеральный закон предусматривает только совместные конкурсы и аукционы. Главным отличием от централизованных торгов является то, что при совместных закупках в роли организатора может выступать один из заказчиков, что неприемлемо в другом варианте, где организатором выступает только уполномоченный орган или учреждение.

©ООО МКК «РусТендер»

Что такое нормирование в сфере закупок по 44-ФЗ?

Согласно части 1 статьи 19 Закона о контрактной системе под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Названные требования исключают приобретение предметов роскоши, а также товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами, и определяют количество, качество, потребительские свойства и иные характеристики товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды.

Общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются Правительством Российской Федерации, в частности: требования к правовым актам в сфере закупок и отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков. Иные требования к товарам, работам и услугам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями в соответствии с общими правилами нормирования. Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают требования к закупаемым ими товарам, работам и услугам.

Правила нормирования и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг подлежат размещению в единой информационной системе.

Что такое госзакупки: полное определение понятия, виды закупок по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! Из настоящей статьи вы узнаете, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также какие виды государственных закупок в настоящее время существуют. Тема эта настолько популярна в бизнес среде, что только ленивый, наверное, не писал на своем сайте о том, что собой представляют госзакупки.

Мы же не только знаем что это такое, но и успешно обучаем своих клиентов участию, как в государственных, так и коммерческих закупках. Поэтому считаем своим прямым долгом максимально подробно раскрыть эту тему на страницах нашей школы. Ну что ж, давайте приступим к изучению…

Читайте так же:  Учет потребления газа

Государственные закупки: определение понятия

Государственные закупки (сокращенно госзакупки ) — закупки (приобретение, покупка) товаров, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.

Как вы понимаете, наше с вами Государство это такой огромный “организм”, который регулярно нуждается в различных товарах (работах, услугах), начиная от покупки канцелярских скрепок и заканчивая строительством крупных промышленных объектов.

Для того чтобы удовлетворить эти нужды государственные и муниципальные заказчики регулярно проводят различные виды закупок среди поставщиков (участников закупок) с целью приобрести товары (работы, услуги) на самых выгодных условиях.

Поставщик (участник закупки), соответствующий всем требованиям заказчика и предложивший наилучшие условия, признается победителем, с которым заключается контракт.

Поставщик получает деньги, а заказчик необходимые ему товары (работы, услуги).

Однако хочется отметить, что отношение поставщиков к госзакупкам неоднозначное. Многие из поставщиков слышали об этом направлении бизнеса, но так и не решаются попробовать свои силы, боясь работать с государством.

[2]

Другие же, приняв участие в нескольких закупках и не получив должного результата, наотрез отказываются от дальнейших попыток. А третьи напротив считают государственные закупки отличным «инструментом» для увеличения своего портфеля заказов и расширения рынка сбыта.

Если же вы относите себя к первым двум категориям поставщиков, то, скорее всего, вам не хватает практических навыков участия, которым мы обучаем в нашей школе.

Чем регламентируются госзакупки?

Госзакупки регламентируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 44-ФЗ, а также другими Федеральными законами.

Основным же нормативным документом является Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поэтому если вы всерьёз решили освоить тему госзакупок, то начать свое обучение необходимо непосредственно с изучения 44-ФЗ. Это своего рода “букварь”, без знания которого вы не сможете принимать участия в закупках.

Где искать информацию о проводимых госзакупках?

Согласно требованиям ст.4 44-ФЗ все государственные закупки должны размещаться в единой информационной системе (сокращенно ЕИС).

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок — www.zakupki.gov.ru. Вся информация, содержащаяся в ЕИС, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Т.е. для того, чтобы найти информацию обо всех проводимых госзакупках, вам достаточно воспользоваться сайтом zakupki.gov.ru.

Виды закупок по 44-ФЗ

Федеральным законом 44-ФЗ предусмотрено 11-ть видов закупок, с помощью которых Заказчики могут приобрести необходимые им товары (работы, услуги).

Закупки могут проводиться двумя способами: с проведением торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные).

Давайте для начала рассмотрим конкурентные способы закупок. Конкурентные закупки в свою очередь могут быть, как открытыми, так и закрытыми.

Конкурентные виды закупок (открытые):

  • аукцион в электронной форме;
  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Конкурентные виды закупок (закрытые):

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс.

К неконкурентным закупкам относятся лишь закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Статистика с официального сайта ЕИС за 2016 год свидетельствует о том, что самыми популярными на сегодняшний день способами госзакупок, являются: аукцион в электронной форме (более 57%), открытый конкурс (более 13%) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (более 22%). На них приходится львиная доля всех проводимых закупок в России.

Более подробно о каждом из 11-ти видов закупок мы будем говорить в следующих наших выпусках.

Выводы и рекомендации

Наше государство, было, есть и будет самым крупным и платежеспособным потребителем. Если вы являетесь действующим предпринимателем или планируете таковым стать, то стоит присмотреться к госзакупкам, как к одному из инструментов для увеличения количества заказов и расширения географии вашей деятельности.

Преимущества участия в госзакупках:

  1. Не нужно тратить деньги на рекламу, чего нет ни в каком другом виде продаж;
  2. Отсутствует необходимость в привлечении огромного количества людей (на начальном этапе будет достаточно одного человека);
  3. Большая часть госзакупок проходит в электронной форме. Что расширяет рынок сбыта ваших товаров (работ, услуг);
  4. Можно заранее спрогнозировать спрос среди заказчиков на ваши товары (работы, услуги);
  5. Низкая конкуренция;
  6. Стартовать можно с минимальными затратами.

На этом сегодня все. Если у вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

Что понимается под разъяснением закупок?

В данной статье речь пойдёт об обосновании закупок, согласно Федеральному Закону №44. Будут рассмотрены разъяснения, требуемые при создании плана закупок и плана графика закупок, а также будут подробно рассмотрены закупки у единственного поставщика.

Обоснованием или разъяснение к закупке по 44 ФЗ представляет документ, который прилагается к плану закупок и плану-графику закупок.

Процесс обоснования или разъяснения закупки осуществляет покупатель (заказчик) в момент планирования и прогнозирования той или иной закупки. Согласно статьи 18 Федерального Закона №44 от 01.01.2016 г., первоначальные обоснования/разъяснения закупок должны быть сформированы заказчиками в формате приложений к плану-графику на 2017 год и к плану закупок на 2017-2019 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в процессе разъяснения закупок важны следующие документы, утверждённые данным постановлением:

  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок (скачать) ;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок (скачать).

Важный момент: При внесении изменений в план закупок или план-график закупок, должны быть одновременно изменены также соответствующие формы разъяснений закупок.

В 5 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование закупок должно осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии для тех закупок, которые осуществляются в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ №44.

В 6 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование подлежит годовой объём закупок, которые происходят на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 ФЗ №44.

При создании плана закупок, должны быть обоснованы все объекты закупки, которые включены в данный план. В подобном разъяснении заказчик должен в первую очередь обозначить цель реализации процесса закупки, где указывается:

  • наименование определённого мероприятия государственной программы,
  • определённые функции и права, которые предусматривают реализацию процесса закупки,
  • реквизиты акта о нормировании, которые приняты согласно статье 19 Федерального закона №44, либо пометка на отсутствие такого акта.
Читайте так же:  Оплата труда в особых условиях

Согласно статье 13 Федерального закона №44, закупки имеют следующие цели:

  • Осуществление исполнения мероприятий, входящих в государственные и муниципальные программы;
  • Осуществление исполнения обязательств международного назначения, исполнения межгосударственных программ, которые осуществляются вне рамок программ государственного и муниципального назначения;
  • Осуществление исполнения других функция и прав органов власти и местного самоуправления.

Говоря о разъяснениях для плана-графика, важно указать какие конкретно моменты данного документа подлежат разъяснениям. Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона №44, такому разъяснению подлежат:

Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44).

Важный момент: Заказчик должен указывать метод разъяснения закупки и метод расчёта, с приведением самого расчёта. Подобные расчёты должны быть осуществлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2014 г. № ОГ-Д28-7698.

Во-вторых, метод определения поставщика (исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального Закона №44;

В-третьих, дополнительные требования к участникам процесса закупки.

Что касается сроков подготовки разъяснения закупок, конкретно для федеральных Заказчиков они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для Заказчиков субъектов РФ — высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

Как происходит оценка обоснованности (разъясненности) процесса осуществления закупок?

Согласно части 4 статьи 18 Федерального Закона №44, процесс оценки обоснованности осуществления закупок происходит в результате мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

После осуществления аудита и контроля в сфере закупок определённая закупка может быть признана необоснованной. В таком случае, органы контроля, а конкретно – органы государственного финансового контроля, которые указаны в пункте 3 части 1 статьи 99 44-ФЗ, выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, которые виновны в нарушениях требований Закона №44-ФЗ, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика

Причина, по которой заказчиком принимается решение закупить тот или иной товар либо услугу у поставщика в единственном лице, должна быть объяснена, также, как и причины нецелесообразности использования конкурентных способов закупки. Причём подобное обоснование должно происходить документально в специальным образом оформленном отчёте. Однако важно отметить, что составление такого отчёта не всегда обязательно.

Ниже приведены случаи, когда данный отчёт с поставщиком в единственном лице необходим.

  1. Во-первых, осуществление услуг по ремонту и содержанию одного или нескольких нежилых помещений, которые находятся в оперативном управлении у учреждения-заказчика.
  2. Во-вторых, осуществление закупки товаров, которая вызвана чрезвычайными происшествиями.
  3. В-третьих, осуществление поставки культурных ценностей для пополнения фондов.
  4. В-четвёртых, при осуществлении закупки литературных произведений и предметов искусства у лица, которому принадлежит исключительное право на них.

Случаи, для которых не предусмотрено обязательное составление отчёта с обоснованиями, перечислены в 3 части статьи 93 Федерального Закона от 13.04.2013 г. №44.

Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?

Вопрос Ответ
Какая форму у данного отчёта-обоснования? Отчёт-обоснование имеет произвольную форму
Когда необходимо составить и утвердить данный документ? Составление и утверждение данного отчёта осуществляется до момента заключения контракта с поставщиком
Кто подписывает отчёт-обоснование? Данный документ должен быть подписан представителем заказчика
Какие пункты включаются в отчёт-обоснование? Пункты отчёта-обоснования:

1) Цель, необходимость закупки товара, работа или услуги;

2) Описание товара, работы или услуги и существенных условий договора, преимущественные характеристики поставщика;

3) Разъяснение причин, которые не позволяют использовать конкурентные способы закупки у поставщиков;

4) Вывод о необходимости осуществления закупок у поставщика в единственном лице;

5) Указание норм, которые установлены законом.

Также к данному отчёту может быть приложен расчёт, который служит подтверждением отсутствия экономии денежных средств при использовании закупок на основании конкурентного способа.

Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?

В предыдущих разделах вскользь упоминалась необходимость обоснования причин неиспользования конкурентных способов закупки, так как это важный момент, который имеет законодательное объяснение – в статье 8 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44.

Согласно статье 12 ФЗ 44 важно доказать, почему выбранный способ осуществления закупок является наиболее результативным и эффективным.

Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?

  1. Во-первых, важно оговорить срочность закупки, то есть важно объяснить нецелесообразность проведения торгов из-за ограниченности во времени.
  2. Во-вторых, нерентабельность, то есть данная причина приводится, когда поставщики не заинтересованы в снижении стоимости продукта, услуги. Такое может быть, когда закупки производятся в небольших регионах, когда там имеется только один поставщик, а перевозки из других регионов невыгодны, что ведёт к нерентабельности закупок из других регионов.
  3. В-третьих, отсутствие заинтересованности у других поставщиков, то есть данная незаинтересованность имеет документальное подтверждение, либо отказы от поставщиков на запросы заказчика.
  4. В-четвёртых, отсутствие конкуренции, например, если поставщик-монополист или он обладает авторскими правами в регионе заказчика, а привлечение поставщиков-конкурентов из других регионов невозможно для учреждения-заказчика из-за небольшого объёма закупки или небольших сроков для закупки.
  5. В-пятых. Выбирается поставщик, который значительно снижает цены на свой товар на ограниченный период времени.

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные Неконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный) Закупка у единственного поставщика Аукцион Запрос котировок (в т. ч. и электронный) Запрос предложений (в т. ч. и электронный) Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия. С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины. Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.
Читайте так же:  Общее понятие о налоговой декларации

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Закрытый с ограниченным участием Закрытый двухэтапный Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением. Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ». Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену. Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия. Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Источники


  1. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  2. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.

  3. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
Что понимается под разъяснением закупок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here