Единый сельскохозяйственный налог критерии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Единый сельскохозяйственный налог критерии" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Единый сельскохозяйственный налог: критерии

Для тех компании и предпринимателей, которые выбрали в качестве основной своей деятельности сельскохозяйственное производство, законодательством РФ предусмотрен специальный Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Единый сельхоз налог: кто может его применять

По закону, применять сельскохозяйственный налог могут ИП и организации, которые занимаются выполнением сельскохозяйственных работ, изготовлением, переработкой и продажей с/х продукции. К сельхозпродукции в данном случае относится продукция сельского и лесного хозяйства, растениеводство, животноводство. Сюда же включается деятельность по промышленному выращиванию и размножению рыб и других биологических ресурсов, как морских, так и речных, прудовых.

Как перейти на сельскохозяйственный налог: требования закона

Перейти на сельскохозяйственный налог не трудно: это происходит на основе добровольного волеизъявления. Для этого достаточно подать в налоговую службу уведомление заданного образца (Форма 26.1-1).

Сделать это можно как в момент постановки предприятия или ИП на государственный налоговый учет, так и в процессе дальнейшей работы. Важным условием является то, что перейти на ЕСХВ с другого налогового режима бизнесмены смогут только с начала следующего календарного года.

История. До 2013 года переход на ЕСХН носил заявительный характер, то есть после обращения предпринимателя или организации в налоговую службу с желанием применять ЕСХН, специалисты налоговой некоторое время рассматривали заявление и по результатам рассмотрения выносили решении о том, имеет ли право тот или иной заявитель применять сельскохозяйственный налог.

Размер налоговой ставки на ЕСХН

ИП и организации, применяющие с/х налог, используют ставку в 6% от дохода, уменьшенного на затраты, произведенные в рамках сельскохозяйственной коммерческой деятельности. Все расходы для снижения налогооблагаемой базы нужно подтверждать документально (чеками, квитанциями, договорами и т.д.).

Условия применения ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог, как и почти все другие виды налогов, требует соблюдения ряда параметров. В частности:

  • для того, чтобы право на использование ЕСХВ не было утрачено, нужно, чтобы доля прибыли от вышеуказанной деятельности составляла не менее 70 % от общего дохода предприятия или ИП. Если в каком-либо периоде прибыль от сельскохозяйственных работ отсутствует, налоговая служба может отказать в применении сельхоз налога;
  • если предприятие или ИП заняты в рыбном хозяйствовании, то они должны соответствовать следующим условиям:
    • доля дохода от рыбного промысла, выращивания, доращивания, размножения рыб и реализации рыбной продукции должна быть не меньше 70% от общего объема прибыли;
    • рыболовная деятельность должна осуществляться только на тех судах, которые принадлежат организации или ИП по договорам фрехтования или на правах собственности;
    • численность наемного персонала должна быть не выше 300 человек.

Когда нельзя использовать ЕСХН

Для ЕСХН предусмотрены некоторые ограничения, обозначенные в Налоговом кодексе РФ. В частности, единым сельхоз налогом не могут пользоваться:

  • ИП и организации, которые производят подакцизные товары и при этом заняты в игорном бизнесе;
  • предприятия и ИП не производящие сельскохозяйственную продукцию, а делающие только ее переработку (первичную и последующую).

Помимо этих двух пунктов, применять ЕСХН не имеют права автономные, государственные и бюджетные учреждения.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Применение единого сельскохозяйственного налога имеет свои плюсы:

  • юридические лица освобождаются от уплаты целого ряда налогов, в т.ч. НДС, налога на прибыль, налога на имущество и т.д.;
  • индивидуальные предприниматели на ЕСХН могут не платить НДФЛ (но только в тех случаях, когда нет доходов, подходящих под обложение по специальным ставкам) и налог на имущество физических лиц по тому имуществу, которое используется для коммерческой деятельности;
  • возможность совмещения ЕСХН с другими налоговыми режимами: ЕНВД (для юридических лиц) и ЕНВД и ПНС (для ИП). При совмещении налоговых систем нужно вести по ним раздельный бухгалтерский и налоговый учет;
  • отсутствие необходимости выплаты минимального налога при убытках, а также возможность перенесения допущенных убытков на будущие налоговые периоды;
  • переход на ЕСХН носит уведомительный характер.

Кроме того, важнейшей положительной стороной ЕСХН является простое ведение учета и отчетности, а также двухразовая оплата налога по результатам годового налогового периода (в середине и конце года) и единоразовая сдача отчетности.

Одновременно с этим есть у сельхозналога и некоторые минусы:

  • доля доходности от деятельности, связанной с сельскохозяйственными работами, должна быть не ниже 70% от общего объема прибыли;
  • список расходов, которые могут снизить налоговую базу меньше, чем на общей системе налогообложения;
  • кассовый метод признания доходов;
  • отсутствие возможности делать вычет НДС с приобретаемых товаров, что, в свою очередь, приводит к увеличению затрат.

Сроки оплаты ЕСХН

Оплачивать сельскохозяйственный налог необходимо дважды в год:

  1. не позже 25 июля по итогам первого отчетного периода (полугодия) – здесь надо выплачивать авансовый платеж;
  2. не позже 31 марта следующего за отчетным года, по итогам годового налогового периода – с учетом произведенного ранее авансового платежа.

Отчетность по сельскохозяйственному налогу

ИП и организации, применяющие ЕСХН, должны сдавать налоговую декларацию единожды в год. Предприятия должны предоставлять ее в налоговые органы не позднее 31 марта. Индивидуальные предприниматели — до конца апреля. Если коммерческая деятельность, подпадающая под данный налог, прекращается в середине года, то декларацию надо подавать в следующем месяце до 25 числа включительно.

Налоговый учет при сельскохозяйственной налоге: основные правила

При ЕСХН индивидуальные предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР) по строго утвержденной форме. Главными принципами при ее ведении являются:

  • необходимость подтверждения доходов кассовым методом;
  • необходимость подтверждения расходов. Список расходов, которые могут служить основанием для уменьшения налогоисчисляемой базы, подробно прописан в НК РФ.

Внимание! На ЕСХН убытки, понесенные в прошлых налоговых периодах, могут быть перенесены на будущие периоды, но не далее чем на 10 лет вперед и только в той последовательности, в которой они были получены.

[1]

Юридические лица, находящиеся на ЕСХН, для правильного ведения налогового учета обязательно должны пользоваться бухгалтерским учетом.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2019

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Читайте так же:  Профессиональный риск что это такое

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

[3]

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Налоговый период

Налоговый период — календарный год.

Отчетный период — полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации — по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.
Читайте так же:  Увольнение иностранного гражданина

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/[email protected] Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть здесь.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

В качестве одной из мер по поддержке организаций и предпринимателей сельскохозяйственной отрасли, которые занимаются производством продукции из собственного сырья, было создание такой льготной системы налогообложения, как ЕСХН. Система предполагает упрощенный порядок предоставления отчетности и уплату только единого сельскохозяйственного налога.

Условия применения ЕСХН в 2017 году

Основные условия применения данного спецрежима определены НК РФ.

Единый сельхозналог могут уплачивать только производители сельхозтоваров, под которыми понимается продукция растениеводства, а также животноводства. Данная льгота не распространяется на переработчиков этих товаров.

Сельхозпроизводители могут осуществлять переработку, но их доход от производства сельхозпродукции не должен быть меньше 70 % общей их выручки. Именно этим и объясняется незначительное количество, по сравнению с другими системами налогообложения, находящихся на ЕСНХ хозяйствующих субъектов.

Этот режим имеют право использовать также компании и предприниматели рыболовной отрасли, которые признаются градостроительными для населенных пунктов, то есть на них работает больше половины их населения. При это для них существует ограничение в виде числа сотрудников, которое не должно быть больше 300 человек и применения судов, принадлежащим им или зафрахтованным по договорам.

Кроме того, существует перечень субъектов, которые не имеют права использовать ЕСНХ, к ним относятся:

  • Производители подакцизных товаров.
  • Организаторы азартных игр.
  • Учреждения бюджетной сферы.

При ЕСНХ единый обязательный налог исчисляется вместо налога на прибыль (для компаний) и НДФЛ (для ИП), НДС , налог на имущество . Однако сельхозпроизводители должны производить отчисления во внебюджетные фонды. Правда, в некоторых случаях они могут применять пониженные ставки.

Видео на тему – целесообразно ли применять ЕСХН?

Переход на ЕСХН

Применение этой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе.
Согласно законодательству перейти на данный режим уже действующие предприятия и ИП имеют право только с начала года. Так, чтобы перейти на ЕСХН в 2016 году, они должны были до 31-12-2015 года подать сообщение по форме 26.1-1.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новые хозяйствующие субъекты при внесении их ИФНС в ЕГРЮЛ или ЕГРИП могут перейти на ЕСХН в течение 30 дней с выполнения регистрации. Они имеют право вместе с документами на постановку на учет подать и уведомление о применении этой системы.

Документ направляется организациями по месту нахождения, а предпринимателями по их адресу проживания.

Выбранный спецрежим с уплатой единого сельхозналога нужно использовать до конца налогового периода, досрочный переход на другую систему в течение года недопустим.

Расчет единого сельхозналога

База для налогообложения при ЕСНХ рассчитывается как доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов. При этом перечень затрат согласно НК РФ является закрытым, содержащим более четырех десятков статей. Для расчета налога применяется единая ставка, равная 6%. Исключение составляют Республика Крым и Севастополь, где в 2016 года действует ее размер 0%, а с 2017 по 2021 года не более 4 %. Этим регионам дано право самостоятельно определять ставку налога, но не более установленного кодексом.

Для определения доходов и расходов нужно обязательно вести бухучет, при этом данное требование распространяется и на предпринимателей. В течение года показатели деятельности исчисляются нарастающим итогом. Налоговый период равен году, а отчетный — шести месяцам.

Рассмотрим расчет единого налога на примере.

ООО «Масло» является плательщиком ЕСХН. За период с января по июнь 2015 года было получено доходов в размере 550000 руб. и произведено расходов в размере 175000 руб. Таким образом, при расчете авансового платежа он составит:

Эту сумму необходимо перечислить в налоговую службу до 25-07-2015 года.

За следующие полгода с июля по декабрь 2015 года ООО «Масло» получило доходов в размере 780000 рублей и произвело расходов на 550000 рублей. Поскольку доходы и расходы считаются нарастающим итогом в начале года, налог будет равен:

Уменьшаем этот налог на уже уплаченный авансовый платеж:

Это перечисление нужно произвести не позднее 31-03-2016 года. До этого же момента должна подаваться декларация по ЕСХН.

Отчетность и оплата налога

Отчетность по налогу

Фирмы и предприниматели обязаны сдавать по ЕСХН годовую декларацию. Это можно сделать лично, через доверенного представителя, при помощи почты или в электронном виде.

Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу подается 1 раз за год, не позже 31 марта периода, следующего за отчетным.

Если деятельность по сельхозналогу была прекращена, то этот отчет нужно подать до 25 числа месяца, который идет за месяцем окончания деятельности.

Читайте так же:  Трудовая миграция в россии

Кроме этого, предприниматели для подтверждения своих доходов обязаны заполнять книгу доходов и расходов. Она должна быть прошита и пронумерована. Все записи в книге располагаются в последовательности друг за другом и заносятся на основе реальных полученных документов. Исправления нужно обязательно подтвердить подписью предпринимателя или печатью компании.

Оплата налога

Оплата сельхозналога производится в течение года двумя частями. В течение 25 дней с момента окончания полугодия необходимо сделать авансовый платеж. Затем до 31 марта, идущего за окончанием налогового года, нужно заплатить налог с учетом сделанного ранее авансового платежа.

Снятие с учета ЕСХН и утрата права применения

Независимо от того, по какой причине происходит отказ от ЕСХН, не позднее 15 дней с момента окончания деятельности нужно в обязательном порядке подавать в налоговую документ по форме 26.1-7 «Уведомление о прекращении деятельности ЕСХН».

Добровольный переход с ЕСХН на любую другую систему исчисления налогов можно совершить только с начала нового календарного года. Чтобы это делать, нужно подать в налоговую службу заполненное заявление по форме 26.1-3 «Уведомление об отказе от применения ЕСХН» до 15 января того года, в котором будет сделан отказ.

Фирма обращается с этим вопросом по месту нахождения, а предприниматель — по месту жительства.

Компания теряет право применять сельхозналог, если:

  • Полученный доход превысил 60 млн. руб.
  • Производство продукции происходит из покупного сырья.
  • Доля дохода от реализации собственной продукции менее 70%.

Фирма или предприниматель считаются утратившими право на сельхозналог с начала того периода, когда было выявлено нарушение. Необходимо подать в налоговую заявление по форме 26.1-2 «Сообщение об утрате права на ЕСХН». За это время необходимо исчислить и уплатить все виды налогов, характерные для общего режима — НДС, налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество.

Бухучет инфо

Единый сельскохозяйственный налог

В гл. 26.1 НК РФ, посвященную единому сельскохозяйственному налогу, федеральными законами от 13.03.2006 № 39-ФЗ, от 03.11.2006 № 177-ФЗ, внесено значительное количество изменений. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии с новой редакцией п.2 ст. 346.2 НК РФ право на применение ЕСХН с 1 января 2007 г. получили именно сельскохозяйственные производители, а также все градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации.

Ссельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо– и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

Ранее право применять ЕСХН было не у всех рыбохозяйственных организаций, а только у тех, которые начали свою деятельность до 1 января 1997 г.

Поправки в НК РФ расширили круг лиц, которые не имеют право переходить на уплату ЕСХН. В него включены в соответствии с п.6 ст.346.2 НК РФ:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) бюджетные учреждения.

Кроме того, были изменены нормы об утрате права на применение ЕСХН. П.5 ст.346.3 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в связи с утратой этого права в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Внесенные в гл. 26.1 НК РФ изменения существенно скорректировали правила признания доходов и расходов.

Так, в частности, теперь полученные дивиденды, с которых уже был удержан налог у источника выплаты, не включаются в доходы плательщика ЕСХН (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).

Был уточнен момент признания дохода в случае оплаты неденежными средствами (векселем, отступным, новацией, взаимозачетом). Так, теперь датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод). При использовании же покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) и (или) имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. Установлено, что суммовые разницы не должны учитываться ни в доходах, ни в расходах (п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Значительно расширен перечень расходов, принимаемых при налогообложении (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В частности, можно учитывать расходы: на бухгалтерские и юридические услуги; на хранение, обслуживание и транспортировку товаров для перепродажи; на сертификацию продукции; на приобретение скота, молодняка птицы и мальков рыбы; на выплату вознаграждений посредникам; в виде отрицательной курсовой разницы; в виде роялти; на некоторые виды добровольного страхования и на многое другое.

Ранее причиной многочисленных судебных разбирательств являлись расходы на изготовление и сооружение основных средств и на создание нематериальных активов самим плательщиком ЕСХН. Налоговые органы считали, что они не могут быть учтены в расходах по ЕСХН. Теперь же построенное и созданное предприятием амортизируемое имущество разрешено учитывать в расходах наравне с покупными ОС и НМА (подпункты 1, 2 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Однако достраивать, реконструировать, переоборудовать и модернизировать имеющееся имущество по-прежнему невыгодно: эти капитальные расходы по-прежнему не включены в данный перечень расходов.

Порядок признания расходов по приобретению основных средств и нематериальных активов также претерпел изменения. Теперь такое имущество признается по правилам главы 25 НК РФ с учетом ряда особенностей (описание дано в п.4 ст.346.5 НК РФ). Если же ЕСХН применяется с момента регистрации налогоплательщика в налоговых органах, то стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Читайте так же:  Среднедневной заработок для отпускных

Списание расходов по нематериальным активам производится в том же порядке, что и по основным средствам, а срок полезного использования для них определяется в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ. По недвижимому имуществу расходы признаются с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию прав (не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г.) (п. 4 ст. 346.5 НК РФ).

Согласно подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФ разрешено уменьшать доходы на расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, в том числе на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; на земельные участки, которые находятся в государственной или в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства. Причем в соответствии с п.4.1 ст.346.5 такие расходы учитываются равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет.. Из отрицательных моментов можно выделить уточнение правил признания многих имеющихся в нем расходов не в пользу налогоплательщика. Например, теперь можно учитывать не весь «входной» НДС, а только относящийся к принимаемым при налогообложении расходам при наличии оплаты поставщикам (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Или санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и возмещение вреда можно учитывать только на основании решения суда (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Изменения, внесенные в ст. 346.5 НК РФ, применяются к отношениям, возникшим с 1 января 2006 г., хотя и вступили в силу только с 2007 г. Это означает, что организация должна была перед подачей декларации за 2006 г. пересчитать доходы и расходы с учетом изменений в ст. 346.5 НК РФ. Но если налогоплательщик сможет доказать, что изменения в указанную статью в их совокупности ухудшают его положение, то, он имеет право не делать пересчет за 2006 г в силу п. 2 ст. 5 НК РФ о том, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В отличие от существовавшего ранее порядка об уменьшении текущей налоговой базы на убытки прошлых лет в конце отчетного периода сейчас такое право у налогоплательщиков отнято, для списания убытков прошлых лет придется дожидаться окончания налогового периода (п. 5 ст. 346.6 НК РФ). При наличии до перехода на ЕСХН остатков незавершенного производства, отраженных в налоговом учете в целях уплаты налога на прибыль, организации могут включить их в принимаемые при ЕСХН расходы в периоде изготовления готовой продукции. Но при условии, что включенные в «незавершенку» материальные расходы были оплачены до перехода, а в целях главы 25 НК РФ применялся метод начисления (подп. 6 п. 6 ст. 346.6 НК РФ).

Кроме того, нужно отметить, что в ст. 346.6 был введен п. 6.1, который установил ранее отсутствовавшие правила определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на ЕСХН с двух других спецрежимов, причем как для организаций, так и для предпринимателей (п. 6.1, 9 ст. 346.6 НК РФ).

Пунктом 8 ст. 346.5 НК РФ уплачивающих ЕСХН индивидуальных предпринимателей обязали вести книгу учета доходов и расходов. Отметим, что форма такой Книги утверждена Приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н. Кроме того, теперь они будут сдавать декларацию и уплачивать налог так же, как остальные плательщики ЕСХН, т. е. не позднее 31 марта следующего года (ранее было 30 апреля) (подп. 2 п. 2 ст. 346.10, п. 5 ст. 346.9 НК РФ). В частности, декларацию за 2006 г. нужно было подать не позже 31 марта 2007 г.

Начиная с 1 января 2007 г. для плательщиков ЕСХН действует запрет на применение ЕНВД в случае, если они продают собственную сельскохозяйственную продукцию через свои розничные точки, магазины и объекты общепита (п. 7 ст. 346.2, абзац второй п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Какие налоги заменяет ЕСХН

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Переход на ЕСХН

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ[email protected]

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).
Читайте так же:  Мрот с 1 января в россии

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Налоговая отчетность

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого налога на примере

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Уплата единого налога

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Источники


  1. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  4. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.
  5. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
Единый сельскохозяйственный налог критерии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here