Государственное управление охраной труда

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Государственное управление охраной труда" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и отдельной организации.

В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

На уровне Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»*(67)).

В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

Минздравсоцразвития России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты (п. 5.2.3, 5.2.7, 5.2.25, 5.2.65-5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321*(68)):

— порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;

— перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

— порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;

— порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

— порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска;

— предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

— порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

— перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

— положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

— правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

— правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

— типовые нормы труда;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств;

— нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

— перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

— правила финансирования и перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

— размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;

— критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

— типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда и др.

Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в иных нормативных правовых актах. Так, например, принятым в соответствии с ч. 2 ст. 100 ТК постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»*(69) установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Читайте так же:  Увольнение беременной женщины

Особая роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Полномочия указанной службы определены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324*(70).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции надзора и контроля, выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

При осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных функций нормативного правового регулирования, специальных разрешительных, надзорных и контрольных функции в области охраны труда они обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 216).

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Осуществляя государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правила поведения в области охраны труда либо осуществляют контроль и надзор за исполнением ими государственных требований охраны труда, а также координируют деятельность различных органов в области охраны труда.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного управления охраной труда установлены ТК (ч. 6 ст. 216), законами и иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Разграничение предметной компетенции между органами исполнительной власти субъектов РФ и наделение их иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, регулируются нормативными правовыми актами регионального уровня.

Так, например, Законом г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(71) определены полномочия в области охраны труда Правительства Москвы (ст. 8), органа исполнительной власти г. Москвы, уполномоченного в области охраны труда (ст. 9), а также иных отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы (ст. 10, 11, 12). Постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП*(72) утверждены Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве и Положение о Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Исходя из этого общего правила, ч. 4 комментируемой статьи содержит положение о том, что отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

[3]

Вопросы передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления на практике обычно решаются законодательством субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 12 января 2006 г. N 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда»*(73) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими:

— в координации работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, независимо от их организационно-правовых форм, оказании им методической помощи;

— организации обучения и проверке знаний требований охраны труда руководителей предприятий, организаций, а также лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

— анализе состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организации мер по их профилактике.

Контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий по управлению охраной труда осуществляется органами государственной власти, передавшими им эти полномочия.

Структура государственного управления охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

[1]

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Читайте так же:  С кем из иностранцев можно заключить трудовой договор

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Государственное управление охраной труда

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Охрана труда ›
  • Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.

Государственное управление охраной труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

– формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

– разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

– содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

– предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).

Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

– порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей;

– порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

– перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

– рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

– правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

– методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

– типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в других нормативных правовых актах.

Например, исходя из содержания части 2 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития Российской Федерации (смотрите постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»).

Огромная роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.

Указанные органы выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

Читайте так же:  Онлайн заявка на рефинансирование в сбербанке

Федеральные органы, осуществляющие отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны принимаемые ими решения и иную свою деятельность по охране труда согласовывать с Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, обязательны для соблюдения на каждом производстве и каждом рабочем месте.

Указанные правила и стандарты могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными в организации. Меж­отраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства. Отраслевые правила и стандарты утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются в организации лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая ее специфику.

В соответствии с указанными межотраслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии, стандартами министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда. На их основе работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации разрабатывает и утверждает местные инструкции по охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасного выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТ, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.

Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (далее – постановление № 1160).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В силу положений постановления № 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (все вместе далее также – акты, содержащие требования охраны труда).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

– организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти – в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, – с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном постановлением № 1160, для их разработки и утверждения:

– при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

– по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

– по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

– на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

– по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (статья 20 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществля­ется соответствующими органами государственного управ­ления в пределах их полномочий.

Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что «государственное управление охра­ной труда осуществляется Правительством Российской Федера­ции непосредственно или по его поручению федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Фе­деральные органы исполнительной власти, которым предостав­лено право осуществлять отдельные функции по нормативно-пра­вовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согла­совывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по нор­мативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на террито­риях субъектов Российской Федерации осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной тру­да могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральны­ми законами и законами субъектов Российской Федерации».

Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации разграничивает полномо­чия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосред­ственно связанных с ними отношений, в том числе, следова­тельно, и в сфере охраны труда.

Читайте так же:  Пенсия без стажа работы

«К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для приме­нения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

· основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нор­мативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнерства, порядок ведения кол­лективных переговоров, заключения и изменения коллек­тивных договоров и соглашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· принципы и порядок осуществления государственного над­зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществ­ляющих указанный надзор и контроль;

· порядок расследования несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

· систему и порядок проведения специальной оценки рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требовани­ям охраны труда;

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением, им трудовых обязанностей;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные право­вые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государствен­ной власти».

Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не должны вступать в противоречие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда на террито­риях субъектов Российской Федерации осуществляется фе­деральными органами исполнительной власти и органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Заметим, что государственное управление органически включает в себя правоустанавливающее нормотворчество и организацию соответствующей правоприменительной практики. Всеобщность охраны труда как части трудовых и связанных с ними отношений, затрагивающих интересы миллионов работников и работодателей, объективно не по­зволяет принимать на региональном уровне управления нормативные правовые акты в сфере охраны труда, сущест­венно (по существу принципиальных моментов) отличаю­щиеся от федеральных. Да и Трудовой кодекс Российской Федерации в ст. 6 фактически это запрещает. По сути дела, не нарушая тру­довых прав работников на безопасные и здоровые условия труда, на региональном уровне можно только ужесточить требования к этим условиям, в большем объеме обеспе­чить реализацию трудовых прав, т.е. улучшить положение работников, а необходимые для этого затраты изыскивать в региональном бюджете. В силу этого, в отличие от фе­дерального уровня управления, где доминирует право­устанавливающее нормотворчество, на региональном уровне государственного управления объективно долж­на доминировать организация правоприменительной практики (в соответствии с федеральными нормами), предусматривающая и необходимое для этого нормотворчество.

Поэтому важнейшими задачами и функциональными обя­занностями регионального уровня управления охраной труда являются:

1) организация правоприменительной практики и адаптация правовой базы государственного управления охраной труда применительно к специфике региона;

2) координация деятельности органов государственного надзора и контроля, регио­нальных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятель­ности, социальных партнеров;

3) организация научно-внедренческой и образовательно-ин­формационной инфраструктуры корпоративного управле­ния охраной труда (создание и регулирование рынка услуг по охране труда);

4) оперативное (административное) управление всей этой дея­тельностью на территории региона.

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

[2]

Осуществление государственного управления охраной труда возложено на Министерство труда и социальной защиты РФ и с этой целью в его структуре образован Департамент условий и охраны труда.

надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде и охране труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и подведомственные ей территориальные государственные инспекции труда;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), утвержденная постановлениемПравительства РФот 30 июня 2004 г. N 324, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Читайте так же:  Петиция против повышения пенсионного возраста в рф

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В структуре Федеральной службы по труду и занятости имеется управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, включающее отделы надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства, надзора и контроля по отраслевым вопросам охраны труда и экспертизы условий труда надзора и контроля по вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Территориальными органами Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются Государственные инспекции труда, а их руководители – главными государственными инспекторами труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда непосредственно осуществляют государственные инспекторы труда.

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

4) предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

5) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

6) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

8) запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 24.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.

тысяч

, — более 300 тысяч
тысяч
тысяч
тысяч
тысяч
тысяч

Рис.24. Основные объекты регулирования Ростехнадзора

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действуетГосударственная экспертиза условий труда в следующем составе:

— Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

— государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8358 —

| 7291 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.

  2. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
Государственное управление охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here