Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Кто и за что оплачивает водный налог

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.

За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:

  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

[3]

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.

Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.

Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Читайте так же:  Увольнение за несоответствие занимаемой должности

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

УПЛАТА ВОДНОГО НАЛОГА НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО ДОГОВОРА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для рыболовства, товарного рыбоводства, охоты.

Об этом Письмо Минфина России от 28.04.2012 N 03-06-05-02/2.

В соответствии со ст. 333.8 гл. 25.2 »Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.

Согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, действовавшего до 2007 г., права пользования водными объектами приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

[2]

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта содержала в том числе сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных границ, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям и лимитах водопользования.

В договоре пользования водным объектом помимо условий, предусмотренных в лицензии на водопользование, в обязательном порядке указывались условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом.

Статьей 333.9 Кодекса определены объекты налогообложения и установлен закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения.

Согласно пп. 5 п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения водным налогом забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Таким образом, забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование с указанием данного целевого назначения забранной из водного объекта воды не признается объектом налогообложения водным налогом и, соответственно, за указанные объемы воды водный налог не уплачивается.

При отсутствии в лицензии на водопользование указания целевого использования забранной воды водный налог уплачивается по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г. (далее — Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Согласно ст. ст. 9 — 11 Водного кодекса пользование водными объектами осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений.

При этом следует отметить, что согласно ст. 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается.

Пунктом 3 ст. 11 Водного кодекса установлено, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для рыболовства, товарного рыбоводства, охоты.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Водный налог

Название документа: Водный налог
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья Дата принятия: 20 января 2012

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат ЗАО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или ЗАО «Информационная компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — ЗАО «Информационная компания «Кодекс».

Налоги и налогообложение

Водный налог

Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию:

  1. стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия;
  2. имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920—1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, который был отменен после завершения коллективизации. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. В 1999 г. после принятия Закона «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ в РФ был введен налог за пользование водными объектами, который предусматривал, помимо платы за забор воды из водных объектов, платность и других аспектов водопользования, в частности сброса предприятиями отработанной воды в водные объекты и пользования водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод, существенно расширявший не только состав объектов обложения, но и круг плательщиков.

Начиная с 1 января 2005 г. взимание водного налога в РФ осуществляется в соответствии с главой 252 НК. С момента его введения в налогообложении водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

[1]

В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

Читайте так же:  Для чего нужна справка об отсутствии ареста на имущество

Основные элементы водного налога представлены на рисунке.

Плательщиками водного налога (ст. 333 8 НК) являются организации и физические лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

При этом под специальным водопользованием понимается использование физическими и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств.

Особое водопользование может осуществляться только для строго определенных целей, а именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ в новой редакции (после 3 июня 2006 г.).

Перечень объектов налогообложения водным налогом, а также видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения, определен ст. 333 9 НК.

Налоговая база по водному налогу согласно ст. 333 10 НК по каждому виду водопользования определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении одного водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой базы по водному налогу (ст. 333 10 НК)
№ п/п Объект налогообложения Налоговая база
1 Забор воды из водных объектов Определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. При этом объем воды определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае отсутствия таковых — исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления
2 Использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях Определяется как площадь предоставленного водного пространства. При этом площадь водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование, а в случае отсутствия таких данных в лицензии — по материалам технической и проектной документации
3 Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики Определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии
4 Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях Определяется как произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333 11 НК).

По водному налогу по каждому из объектов налогообложения в соответствии со ст. 333 11 НК установлены твердые (специфические) налоговые ставки, которые дифференцируются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Следует отметить, что ставка водного налога при заборе воды из любых водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. м 3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога определены ст. 333 13 —333 14 НК. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Общая сумма налога определяется в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма водного налога целиком поступает в федеральный бюджет.

В этот же срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию в налоговые органы по местонахождению объекта налогообложения. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории

крупнейших, предоставляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Налогоплательщики — иностранные лица представляют в этот же срок дополнительно копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование.

Плата за водопользование в РФ

* Есть случаи, когда платить водный налог не нужно . Они перечислены в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ.

*** Есть случаи, когда использовать водный объект можно без договора водопользования или решения. Все они перечислены в пункте 3 статьи 11 Водного кодекса РФ. Платить за водопользование в этих случаях не нужно, за исключением одного случая. Это забор воды из подземных водных объектов. За такую деятельность платят водный налог.

**** Исключение – решение предоставить водный объект для обороны и безопасности государства принимает Правительство РФ (ст. 21 Водного кодекса РФ).

Водный налог 2015

B соответствии с Российским зaконодaтельством Водный налог уплачивается opганизациями и физическими лицами, ocyществляющими особое (специальное) вoдoпользование. Закон вступил в силy 1 января 2oo5 г, но утратил свое значeниe co дня введения в дeйствиe Водного кодекса PФ oт 1 янвapя 2oo7 гoдa.

Согласно Водному кодексу, общecтвo не является платeльщикoм Водного налога. Однако, этo пpaвило распространяется только нa тex, кто вступил в пpaвовые отношения по эксплуатации вoдныx объектов после указанной дaты вcтуплeния в силy Водного кодекса PФ.

Водопользователи, пoлyчившие лицензии или заключившие дoгoвoра на водопользование природных вoдныx объектов поверхностных либо пoдзeмныx вод, до ввoдa в действие нового кодекса PФ, всё также являются плaтeльщикaми Водного налога.

Обязaтельствa по уплaтe Водного налога иcтeкaют лишь на момент иcтeчeния срока действия, выданных лицeнзий и договоров. Плательщику, имeющeмy дeйcтвyющий договор или лицензию, уклонившeмycя от уплаты Водного нaлoга, решением ИФНС бyдeт произведено доначисление пo уплaтe.

О том, что вoдопoльзoватели, осуществляющие водопользование поверхностных вoд на базе лицензии (дoгoвoра водопользования), заключенных и выдaнныx до 1 января 2oo7 года, остаются плaтeльщикaми Водного налога – такой дoкумeнт опубликoвaн не был.

Водный налог 2015 — К кoмy пpимeняeтся ?

Водный налог примeняeтcя к гражданам и opганизациям, осуществляющим специальное водопользование. Инocтpaнными лицами также уплачивается Вoдный налог, если они пoдпaдaют под его условия.

Пpизнaютcя плательщиками Водного налога cyбъeкты, чье решение о водoпoльзoвании принималось до введения Вoднoгo кодекса РФ.

  • Тaкиe решения в компетенции мecтныx органов самоуправления и иcпoлнительныx комитетов – на местном ypoвне.
  • Такие решения в кoмпeтeнции Правительства РФ – нa фeдepaльном уровне.

Общее водопользование, бeз применения сооружений, технических cpeдств и устройств — налогом нe облaгaeтcя.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Видео удалено.
Читайте так же:  Технический директор – должностные обязанности
Видео (кликните для воспроизведения).

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщика из природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов — она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Перейдите по — ссылке, чтобы узнать, какая наблюдается динамика роста размера повышающего коэффициента за период с 2015 по 2025 год.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тот факт, что к базовым ставкам применяется особый повышающий коэффициент, не влияет на необходимость применения и иных коэффициентов:

Когда применяется 5

Превышение допустимого объема заборной воды. Коэффициент применим к ставке в части объема выхода за рамки лимита.

У предприятие не имеется средств для замера объемов добываемой воды. 10

Вода из водного объекта добывается с целью продажи.

Законодательные акты по теме

п. 1 ст. 333.12 НК РФ

Базовые налоговые ставки водного налога

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента — 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Плательщики водного налога

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Читайте так же:  Обзор применения общей системы налогообложения (осно) для ооо

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.

Пример расчета водного налога (порядок исчисления, сроки)

Сроки исчисления и уплаты водного налога

Отчет по водному налогу является ежеквартальным, и рассчитывают налог тоже поквартально, принимая в расчет данные, сформировавшиеся за последние 3 месяца. Исчисление суммы осуществляется непосредственно в налоговой декларации, которую представляют в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В такие же сроки производят и уплату налога.

Если объект налогообложения отсутствует, то обязанность подавать декларацию в этом случае не наступает (письмо Минфина России от 23.06.2016 № 03-02-08/36474).

О том, какой еще отчет формируется в связи с водопользованием, читайте в материале «Порядок и образец заполнения формы 2-ТП водхоз (нюансы)» .

Куда уплачивают и как рассчитать водный налог

Водный налог — платеж федерального уровня. Оплату его производят по месту нахождения объекта водопользования.

Расчет водного налога осуществляют применительно к четырем видам водопользования:

  • забору воды;
  • использованию акватории (исключая лесосплав);
  • использованию гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплаву.

Они имеют разные базы расчета и разные налоговые ставки.

Базой для забора воды служит ее фактический объем. Базу по использованию акватории определяют площадью использования этой акватории. База по гидроэнергетике — объем выработанной электроэнергии. База по лесосплаву является расчетной величиной, зависящей от объемов сплавленного леса и расстояния сплава.

Базовые ставки водного налога по видам водопользования указаны в п. 1 ст. 333.12 НК РФ. С 2015 года к ним применяют повышающий коэффициент, установленный п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период 2015–2025 годов.

Кроме того, к ставкам могут применяться дополнительные увеличивающие коэффициенты в следующих случаях:

  • при сверхлимитном заборе воды — 5-кратный коэффициент;
  • отсутствии средств измерения объемов забранной воды — коэффициент 1,1;
  • заборе подземных вод для их дальнейшей продажи — 10-кратный коэффициент.

При одновременном применении нескольких коэффициентов их следует перемножить. Полученную таким образом ставку округляют до целых значений.

Для забора воды в целях водоснабжения населения существует льготная ставка (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). Повышенный коэффициент к ней до 2026 года не применяют.

Порядок исчисления водного налога для всех видов водопользования достаточно прост: налоговую базу умножают на ставку, скорректированную на повышающий коэффициент, значения которого указаны в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. Если есть необходимость во введении дополнительных повышающих коэффициентов, то ставку рассчитывают с их учетом.

О ставках, действительных для 2019 года, читайте в статье «Каковы ставки водного налога на 2019 год?» .

Пример расчета водного налога по забору воды

Предположим, что организация имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины, расположенной в бассейне реки Печора и оборудованной средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования составляет 320 000 куб. м. Организация за 1-й квартал 2019 года осуществила забор 360 000 куб. м воды. Рассчитаем сумму водного налога за 1-й квартал 2019 года.

В течение квартала организация допустила забор сверхлимитного объема воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 куб. м.

Из-за наличия сверхлимитного объема налог будет складываться из двух составляющих:

1. По объему в пределах лимита налог составит:

320 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 = 192 960 руб.,

320 000 куб. м — объем воды в рамках лимита водопользования;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

2. По объему сверх лимита налог составит:

40 000 куб. м × 300 руб. / 1 000 куб. м × 2,01 × 5 = 120 600 руб.,

40 000 куб. м — объем воды сверх лимитированного значения;

300 руб. — ставка, установленная подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ для 1 000 куб. м объема забранной воды;

2,01 — коэффициент, применяемый к ставке для 2019 года согласно п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ;

5 — коэффициент, применяемый к ставке для сверхлимитного объема в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ.

Таким образом, за 1-й квартал 2019 года организации в срок до 22.04.2019 придется уплатить в бюджет сумму водного налога, равную:

192 960 + 120 600 = 313 560 руб.

Водный налог необходимо рассчитывать и отчитываться по нему при наличии объекта обложения этим налогом. Считают его поквартально, беря в расчет данные последнего квартала, путем умножения базы на ставку. Выбор ставки и базы налогообложения обусловливается конкретным видом водопользования и принадлежностью к определенному объекту. К ставке применяются законодательно установленные повышающие коэффициенты.

О ставках водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и об уплате водного налога при пользовании водными объекта

Согласно п. 3 ст. 333.12 гл. 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. При этом в Кодексе определение понятия «водоснабжение населения» не установлено.

Читайте так же:  Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Однако в законодательстве Российской Федерации, например в ст. 135 Водного кодекса Российской Федерации, существует понятие централизованного (нецентрализованного (локального)) питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, при котором забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование. Кроме того, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» указывается, что централизованное питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующими комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Согласно п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, а также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде, а также товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.

При этом, согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. В лицензии на водопользование помимо цели использования водного объекта отражаются сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также установлены лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения).

Таким образом, налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом за забор воды из водного объекта признается объем фактически забранной воды для указанной в лицензии цели.

Если в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды или водопользование в указанных целях осуществляется без лицензии, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров, не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным п. 1 ст. 333.12 Кодекса.

Что касается вопроса об исчислении и уплате водного налога при пользовании водными объектами без наличия лицензии, то согласно ст. 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами Российской Федерации установлено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами при наличии лицензии на водопользование и заключенного на ее основании договора водопользования. Использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии.

Следовательно, налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании лицензии на водопользование.

Вместе с тем в случае осуществления организациями и физическими лицами специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным ст. 333.12 Кодекса для данного вида водопользования. При этом за безлицензионное водопользование указанные организации могут привлечь к административной ответственности на основании ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Осуществление организациями и физическими лицами водопользования без лицензии (разрешения) в период переоформления лицензии на водопользование (при условии направления соответствующих документов на переоформление до истечения срока действия предыдущей лицензии (разрешения)) подлежит налогообложению в общеустановленном порядке, не является нарушением правил водопользования и не влечет наложения административного взыскания.

Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются налогоплательщиками водного налога.

Источники


  1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  2. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.

  3. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 257 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here