Категории государственных служащих

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Категории государственных служащих" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Классификация государственных служащих

В соответствии с общим правилом, предусмотренным п. 1 ст. 22 Закона, поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется для замещения должности гражданской службы.

Государственные служащие — разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права.

Служащий — это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности — управленческой деятельностью, которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере (муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и некоммерческих организаций).

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ особо выделяется государственная служба как важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

В этой связи важное значение имеет классификация должностей гражданской службы. Такая классификация приведена в главе 2 Закона. В статье 8 определено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

В Законе (ст. 9) выделены категории и группы должностей государственных служащих. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

  • а) гражданин Российской Федерации;
  • б) замещает государственную должность в государственном органе;
  • в) замещает в таком же органе должность государственной службы;
  • г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;
  • д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Перечень государственных должностей и государственных должностей государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей Российской Федерации и, являющимся его частью, Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений,

должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • · высшие должности гражданской службы;
  • · главные должности гражданской службы;
  • · ведущие должности гражданской службы;
  • · старшие должности гражданской службы;
  • · младшие должности гражданской службы.

Между должностями и группами Законом проводятся определенные взаимосвязи. Так должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации (ст. 10).

С учетом состава денежного содержания гражданского служащего в качестве не только морального, но и материального стимула представляется возможным рассматривать предусмотренную ст. 11 Закона возможность присвоения государственным служащим классных чинов гражданской службы исходя из двух основных критериев, которыми являются:

  • а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;
  • б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без ограничения срока полномочий).

Классные чины присваиваются в зависимости от группы должности следующим образом (ст. 11):

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы — референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы — секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Читайте так же:  Сдача декларации по земельному налогу

Вопрос о том, кем присваивается классный чин государственной службы, также зависит от группы должности.

Классный чин гражданской службы — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы — государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

В иных федеральных государственных органах указанный классный чин присваивается руководителем федерального государственного органа.

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о системе государственной служб законопроектом установлено, что непосредственно порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, их соотношения с воинскими и специальными званиями, классными чинами правоохранительной службы, а также с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации (п. 4 ст. 11).

Должности государственных служащих и получаемые ими классные чины непосредственно зависят от стажа их деятельности. Вопросы исчисления стажа (общей продолжительности) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений в связи с безупречной и эффективной гражданской службой регулируются Законом о системе гражданской службы (п. 1 ст. 14).

В этой же статье, исходя из требований п. 1 ст. 14 Закона о системе государственной службы, установлено, что порядок исчисления стажа гражданской службы и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента Российской Федерации.

Глава 2. Должности гражданской службы (ст.ст. 8 — 12)

Глава 2. Должности гражданской службы

>
Должности гражданской службы
Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

§ 4. Понятие и классификация государственных служащих

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим зако­ном, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачи­ваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Через государственных служащих реализуются полномочия госу­дарственных органов во всех сферах жизни общества.

Однако состав государственных служащих неоднороден, их функ­циональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэ­тому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. схему 10).

1. По масштабу деятельности органов государственной власти, где они служат, государственные служащие могут быть разделены на феде­ральных служащих и служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государствен­ных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального Собрания РФ и т. д.

В субъектах Федерации сосредоточена основная часть государст­венных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся де­централизацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осу­ществляющие полномочия по предметам ведения органов государст­венной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при не­обходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства лич­ности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.

3. В соответствии с принципом разделения властей различаются госу­дарственные служащие органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

[2]

Схема 10. Классификация государственных служащих

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполне­ния этих ответственных функций, например, палаты Федерального Со­брания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руко­водители аппарата и секретариата, их помощники и советники, началь­ники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, эко­номики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечи­вать нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-уп­равленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных слу­жащих. Управление требует прежде всего способностей к комплекс­ному, системному и прогностическому видению общественных яв­лений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем ру­ководителям, самостоятельно принимающим управленческие реше­ния, и другим государственным служащим, участвующим в подго­товке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

[3]

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется по­средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функ­ция — возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение исполнения пол­номочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые воз­ложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах»* на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению ус­тановленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрис­дикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

* СЗ РФ. 1997, №30. Ст. 3590

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департамен­те при Верховном Суде Российской Федерации* установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и об­ластных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ной области и автономных округов, районных судов, военных и спе­циализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»** определил требования к про­фессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров раз­личного уровня, а также меры правовой и социальной защиты проку­роров и следователей, являющихся государственными служащими.

* СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223.

Читайте так же:  Как правильно сделать погашение материнским капиталом ипотеки и причины почему могут отказать в пере

** СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7 Ст. 878.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государствен­ных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необхо­димого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, со­гласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г.*, обязательную профес­сиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государствен­ной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение пер­вого года работы в этих должностях, а затем — обязательное повыше­ние квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная про­фессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Еже­годно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, за­мещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.

* СЗ РФ. 1997 .№36. Ст. 4131.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических испол­нителей — с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем — утратило свое значение. Теперь характер государствен­но-служебных отношений и объем государственно-властных полномо­чий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В». Поскольку деятельность государственных служащих по обеспече­нию и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-слу­жебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения — это отношения слу­жебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возни­кают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служа­щего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполни­тельной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять граждани­на РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являют­ся также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками — с момента замещения государственной долж­ности — по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как прави­ло, определяются должностными инструкциями.

* СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3586

5. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопреде­ленный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испы­тательным сроком (при поступлении на государственную службу).

6. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образова­ния и профессиональной подготовке, государственные служащие под­разделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

7. Критерием для подразделения государственных служащих явля­ются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждо­му государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалифи­кационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соот­ветствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответст­венно тем группам, на которые подразделяются государственные долж­ности государственной службы. В этом выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категории «Б» или «В», зависимость разряда от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответст­вие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим уста­новленным требованиям, возникает право на присвоение ему квали­фикационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренно­го для этой должности.

Согласно Федеральному закону «Об основах государственной служ­бы Российской Федерации» (п. 3 ст. 7), лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены следующие квалифика­ционные разряды:

действительный государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замещающим высшие (5-й группы) государственные должнос­ти государственной службы;

государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса — лицам, замеща­ющим главные (4-й группы) должности;

советник РФ 1,2 и 3-го класса — лицам, замещающим ведущие (3-й группы) должности;

советник государственной службы 1,2 и 3-го класса — лицам, заме­щающим старшие (2-й группы) должности;

референт государственной службы 1,2 и 3-го класса — лицам, заме­щающим младшие (1-й группы) государственные должности государ­ственной службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с за­коном вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, дипломатические ранги.

Понятие государственного служащего. Категории и группы должностей государственной службы по действующему законодательству.

По роду своей профессио­нальной работы и сферам деятельности все служащие делятся по сферам экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности:

а) служащие представительных (законодательных) органов государственной власти — Федерального Собрания (Совета Федерации, Государственной Думы) РФ, служащие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, Прокуратуры РФ);

б) служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции);

в) служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государственной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.

По функцио­нально-должностным признакам и полномочиям, отражающим роль каждого служащего в осуществлении функций органа, в котором они состоят на службе, они делятся на три большие группы:

1) руководящий состав (руководители);

2) основной состав (специалисты);

3) вспомогательно-обслуживающий персо­нал.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя — руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

Читайте так же:  Способы перевода денег с карты на карту

помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на группы должностей: высшую, главную и ведущую должностей гражданской службы;

специалисты — должности, учреждаемые для про­фес­сио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «специалисты» подразделяются на группы должностей: высшую, главную, ведущую и старшую должностей гражданской служы;

обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на группы: главную, ведущую, старшую и младшую должностей государственной гражданской службы.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп:

1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.

Государственны44е должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

1. выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2. муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ дается определение должностного лица, «под которым в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти,т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно — тот руководитель, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т.е. правом отдавать обязательные к исполнению указания не состоящим в его служебном подчинении лицам — гражданам) представитель государственной или муниципальной власти (сотрудник полиции, военнослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

[1]

Должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (федеральных служб, государственных инспекций), пользующихся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ

27. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.(ответ в пред вопросе)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Категориями должностей государственной гражданской службы являются:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руко­ водителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территори­ альных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместите­ лей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок пол­ номочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содейст­ вия лицам, замещающим государственные должности, руководите­ лям государственных органов, руководителям территориальных орга­ нов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионально­ го обеспечения выполнения государственными органами установлен­ ных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномо­ чий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финан­ сово­экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятель­ ности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Законодательопределил соотношение категорий и групп должно­ стей.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советни­ ки)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы.

Данные субъекты должны выполнятьодну из трех функций:

1) функции представителя власти, т. е. лица, наделенного распоря­ дительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в слу­ жебной зависимости от него. Речьидет, в частности, о должностных лицах органов внутренних дел, таможенных, налоговых, антимоно­ польных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков и иных органов, которые вправе даватьобязательные для выполнения указания организационно не подчиненным им субъектам, применять к ним различные меры административного принуждения;

2) организационно‑распорядительные функции, под которыми следу­ ет пониматьполномочия, связанные с руководством трудовым кол­ лективом государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или муниципальной организации (их структурных подразделений) или находящимися в их служебном подчинении от­ дельными работниками, с формированием кадрового состава и опре­ делением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. К организационно­ распорядительным функциям относятся полномочия лиц по приня­ тию решений, имеющих юридическое значение и влекущих опреде­ ленные юридические последствия;

Читайте так же:  Заключение брачного договора

3) административно‑хозяйственные функции, в качестве которых надлежит рассматриватьполномочия должностного лица по управле­ нию и распоряжению имуществом и денежными средствами, находя­ щимися на балансе и банковских счетах органов власти, организаций, учреждений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуще­ствлению контроля за движением материальных ценностей, опреде­ лению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). К таким должностным лицам следует отнести бухгалтера, главного бухгалтера, начальника финансово­экономической службы, службы материально­технического снабжения, заведующего складом или хранилищем и т. п

Оплата труда гражданского служащего

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

1. Должности категории «руководители»

Высшая группа должностей

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ИХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

В ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государствен­ной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а так­же в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Из этого определения можно выделитьчетыре харак­терных признака государственной должности:

1) ее принадлежность только государственному органу;

2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанно­стей, которые вытекают из полномочий данного го­сударственного органа;

3) оплата труда по исполнению должностных обязанно­стей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджета­ми субъектов федерации;

4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей.

В зависимости от вида государственной властигосудар­ственная служба может быть:

1) в представительных органах;

2) в судебных органах;

3) в органах исполнительной власти;

4) в иных органах.

Государственныедолжности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды:

— высшие государственные должности госслужбы (5-я группа);

— главные государственные должности госслужбы (4-я группа);

— ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа);

— старшие государственные должности госслужбы (2-я группа);

— младшие государственные должности госслужбы

Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:

1. Представители административной власти — лица, име­ющие право предъявлять юридически властные тре­бования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например работ­ники полиции).

2. Оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяе­мую задачами данного органа, в качестве специали­стов, например юристы-консультанты.

3. Вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает со­вершения действий, которые влекут юридические по­следствия и влияют на содержание решений данного органа, например технические секретари.

4. Граждане, не состоящие на государственной службе, ноуполномоченные совершать действия, которые вле­кут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.

В квалификационные требования к служащим, занимаю­щим государственные должности, включаются:

— уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности;

— стаж и опыт работы по специальности;

— уровень знаний законодательства применительно к ис­полнению соответствующих должностных обязанностей.

По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим при­сваиваютсяквалификационные разряды:

— государственным служащим, замещающимвысшие государственные должности, — действительный госу­дарственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, замещающимведу­щие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, занимающимстаршие государственные должности, — советник государ­ственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, занимающиемладшие государственные должности, — референт государ­ственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов.

Для отдельных видов государственной службы вводят­ся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д.

За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.

Различие в объеме и характере должностных полномо­чий является основанием для классификации государствен­ных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.

Должностные лица. Понятие «должностное лицо» весь­ма часто встречается в различных законодательных и нор­мативных актах Российской Федерации: в Конституции, ТК РФ, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях, и др.

Однако необходимо учитывать, что, например, опреде­ление должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к ст. 285), не имеет универсального харак­тера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмот­ренные главой 30 УК РФ «Преступления против государ­ственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Применительно к статьям Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, к долж­ностным лицам относятся государственные служащие, ко­торые наделены правом совершать в пределах своей ком­петенции юридически значимые действия властного ха­рактера, т. е. действия, влекущие правовые последствия:

возникновение, изменение и прекращение правовых от­ношений, например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совер­шать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, принимать меры поощрения и дисциплинар­ного воздействия на подчиненных им работников.

К вспомогательным работникам относятся государствен­ные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические опе­рации, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистра­ции исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения.

К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.

Особую категорию должностных лиц образуютпредста­вители административной (исполнительной) власти. К ним

относятся должностные лица, которые наделены властны­ми полномочиями предъявлять юридически властные тре­бования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и орга­низациями, не подчиненными по службе представителю власти.

К представителям административной власти, напри­мер, относятся сотрудники полиции, а также представи­тели различных контрольно-надзорных служб (пожарно­го надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).

Читайте так же:  Как составить сопроводительное письмо к резюме

Законные требования представителей власти, вытекаю­щие из предоставленных им государственно-властных

полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия.

Все государственные служащие являются субъектами ад­министративного права. Они обладают определенными пра­вами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Вместе с тем законодательство предусматривает неко­торые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.

Права государственного служащего:

1) право на ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой государ­ственной должности, критерии оценки качества рабо­ты, условия продвижения по службе, а также на органи­зационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей;

2) право на получение в установленном порядке инфор­мации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) право принимать решения и участвовать в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

6) право на продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажаего ра­боты, уровня квалификации;

7) право на ознакомление со всеми материалами свое­го личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами, до того как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений;

8) право на переподготовку и повышение квалифика­ции за счет средств соответствующего бюджета;

9) право на пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) право на проведение по требованию государственно­го служащего служебного расследования для опровер­жения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) право на объединение в профессиональные союзы или ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12) право вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разре­шения споров, которые связаны с государственной служ­бой, в том числе по вопросам:

— проведения квалификационных экзаменов и аттеста­ции, их результатов;

— содержания выданных характеристик;

— приема на государственную службу и ее прохожде­ния;

— реализации прав государственного служащего;

— перевода на другую государственную должность;

— по вопросам наложения дисциплинарной ответ­ственности государственного служащего;

— несоблюдения гарантий правовой и социальной за­щиты государственного служащего;

— увольнения с государственной службы.

Наряду с перечисленными правами государственный слу­жащий наделен и рядом обязанностей:

1)государственный служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должно­стные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания, вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону;

5) в пределах своих должностных обязанностей свое­временно рассматривать обращения граждан и обще­ственных объединений, а также предприятий, учреж­дений и организаций, государственных органов и ор­ганов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, который установлен федераль­ными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должно­стные инструкции, порядок работы со служебной ин­формацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую зако­ном тайну, а также не разглашать ставшие ему извест­ными в связи с исполнением должностных обязанно­стей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Сама по себе государственная служба предусматривает соблюдение ряда ограничений.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительно­го) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федераль­ным законом или если в порядке, установленном фе­деральным законом и законами субъектов Россий­ской Федерации, ему не поручено участвовать в уп­равлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в государственном органе, в котором он со­стоит на государственной службе либо который не­посредственно подчинен или непосредственно под­контролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства матери­ально-технического, финансового и информацион­ного обеспечения, другое государственное имущество или служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаг­раждения (подарки, денежное вознаграждение, ссу­ды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспорт­ных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том чис­ле и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иност­ранных организаций;

10) принимать участие в забастовках;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе ре­лигиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовы­ваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Источники


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  3. Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция. Том 2. История химико-биологических наук. История наук о земле. Проблемы экологии. История техники и технических наук. — М.: Ленанд, 2013. — 440 c.
  4. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
  5. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
Категории государственных служащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here