Мозговой штурм

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Мозговой штурм" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Мозговой штурм на уроке: описание метода, примеры

Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подготовка к проведению мозгового штурма

Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.

Правила и этапы проведения мозгового штурма на уроке

При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.

Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли критиков.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

  • Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
  • Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
  • Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

Рекомендации

  • Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.
  • Специалисты отмечают, что при работе с детьми, особенно младшими школьниками, они могут дружно повторять одну и ту же мысль, перефразируя ее по-своему. Нужно направить их в нужное русло, попросить предложить что-то свое.
  • В случае если учащиеся не проявляют активности, можно обратиться к кому-то из них лично. Желательно для этой цели выбрать наиболее активного ребенка.
  • Причинами неудачи применения метода мозгового штурма на уроке может быть либо то, что тема детям не интересна, либо то, что они боятся проявлять активность.

Преимущества и недостатки

Использование метода мозгового штурма имеет ряд преимуществ. Он способствует развитию:

  • творческого и аналитического мышления;
  • коммуникативных навыков. Дети учатся не только высказывать свои мысли, формулируя их четко и ясно, но и слушать своих одноклассников, не перебивая их и стараясь максимально вникнуть в смысл их идеи;
  • фантазии и воображения;
  • навыки позитивной, адекватной критики — дети учатся высказывать свое мнение и принимать мнение других.

Еще одним достоинством данного метода является отсутствие необходимости предварительной подготовки от коллектива.

К недостаткам метода можно отнести невозможность применения для сложных дискуссионных вопросов. Процессом достаточно трудно управлять и практически неосуществимо направить его к нужному решению. К тому же он не имеет критериев оценки высказываний и иногда возникают трудности при выборе наиболее перспективного, интересного предложения.

Область применения, темы

Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. При этом возрастных ограничений не имеется. Он одинаково интересен и эффективен будет в детском саду, школе, ВУЗе.

Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое загадки?», «Определение прогноза погода при помощи самодельных устройств», «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач. Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом. Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?

Мозговая атака способствует вызову интереса к теме и определению целей ее изучения. Работа при этом становится более занимательной и эффективной, а ребята проявляют свои творческие способности.

Примеры применения мозгового штурма на уроках

На уроке истории методом мозгового штурма можно рассмотреть тему: «Внешняя политика». Учитель формулирует вопрос: «Что такое внешняя политика государства и на что она может быть направлена?».

Дети предполагают: «Это отношения одного государства с другими», «Завоевания», «Торговля», «Обмен знаниями», «Обмен ресурсами», «Совместное производство», «Совместная защита от общего врага».

В ходе обсуждения желательно прийти к тому, что все эти направления деятельности имеют важны для жизни государства. И то, какое из них будет предпочтительным — будет зависеть от определенных условий.

На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» учитель предлагает детям проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что рифмоваться между собой могут разные строки, что значение имеет ударение в соответствующих слогах.

Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

[3]

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Читайте так же:  Ккт для торговли алкогольными напитками

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Мозговой штурм, брейнсторм, мозговая атака

Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Используется при тупиковых или проблемных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов».

Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Мозговой штурм — это:

· новаторский метод решения проблем;

· максимум идей за короткий отрезок времени;

· расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые «дикие» идеи);

· отсутствие какой-либо критики (любые оценки идеи откладываются на более поздний период);

· это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

Для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма», рекомендуется использовать некоторые приемы:

· инверсия (сделай наоборот)

· аналогия (сделай так, как это сделано в другом решении)

· эмпатия (считай себя частью задачи, выясни при этом свои чувства, ощущуния)

· фантазия (сделай нечто фантастическое)

Гипотезы оцениваются по 10 бальной системе, и выводиться средний бал по оценкам всех экспертов.

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Основной задачей метода мозгового штурма является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы. Чтобы за короткий промежуток времени получить большое количество идей, к решению привлекается целая группа людей, которая, как единый мозг, штурмует поставленную проблему. Их, как правило, собирают в одну комнату на один-два часа. Оптимальными считаются группы в 7—11 человек.

Метод включает следующие шаги:

1) Выбирается объект (тема);

2) Составляется список основных характеристик или частей объекта;

3) Для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10325 —

| 7268 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Мозговой штурм как инструмент развития бизнеса

Понятию «мозговой штурм» на самом деле много лет. Практически все бизнесмены так или иначе о нем слышали. Но вот все ли применяют эту технику? А применяя, все ли знают о том, как правильно проводить мозговой штурм, чтобы он не превратился в обычное совещание или планерку? В этой статье мы рассмотрим основные правила проведения мозгового штурма.

Основные аспекты мозгового штурма

Мозговой штурм – это проработка какой-либо проблемы объединенными усилиями экспертов. Во время штурма одни эксперты генерируют идеи, другие сразу же дают оценку и делают выводы. Главное – соблюдать основное правило, которое предусматривает отсутствие критики всего, что предлагается. Проводить анализ и доказывать отсутствие рациональности – можно, критиковать нельзя! Та идея, которую поддерживают все или почти все эксперты, достойна подробного рассмотрения и воплощения в жизнь.

Мозговой штурм – это очень надежный способ исследования и анализа ситуации, генерирования идей. Также это самый быстрый способ принятия решения, когда нужно срочно разработать программу действий в какой-либо сложной производственной ситуации. Также в минимальный срок при мозговом штурме рождается максимум интересных и неординарных идей. Доказано, что группа экспертов в количестве 6 человек на полчаса активной работу может сгенерировать до 150 идей, среди которых до 10 – могут быть практически гениальными, то есть теми самыми идеями, которые способны разрешить проблему на 100 процентов.

[2]

Сколько бы не было собрано экспертов, обязательно нужно, чтобы ими руководил ведущий. Он определяет тему, дает направление для раздумий и обсуждения, и потом фиксирует идеи, записывает. Если обсуждение уходит в сторону, то задача ведущего – вернуть экспертов к проблеме. Также ведущий по очереди предоставляет слово экспертам, чтобы обеспечить порядок при обсуждении, а также для соблюдения субординации, если в группе собраны представители разнообразных подразделений предприятия.

Виды мозгового штурма

Бренрайтинг – это особый вид мозгового штурма, при котором участники-эксперты не проговаривают свои идеи, а пишут их на бумаге. После изложения мыслей в письменном виде участники обмениваются листками. Новый эксперт прочитывает идею, и дописывает к ней свои мысли, поправки. Время написания очередной порции мыслей – 3-5 минут. Общее время такого мозгового штурма – от 15 до 30 минут. Если эксперту нечего добавить к начатому на листке обсуждению, то он просто вписывает свою новую идею. Следующий участник вносит дополнения к любой из идей, а также может дополнить сразу обе. Ведущий дает команды для обмена листками, а также постоянно напоминает, что нельзя критиковать, можно только дополнять и развивать идеи.

Атака на доске – это вид мозгового штурма, для которого не назначается дата, время, список участников. В производственном помещении крепится доска для идей и маркер или мел. Вверху пишется тема для идей, и все, кто работает в данном помещении, начинают постепенно заполнять своими мыслями доску. Стирать ничего нельзя, можно только дополнять идеи. Если доска магнитная, то к ней можно крепить листки, на которых сотрудники будут излагать подробно свои идеи. В этом случае просто удобнее и привычнее писать – ручкой на бумаге.

Читайте так же:  На что обратить внимание в кредитном договоре

Штурм японским способом – этот способ предполагает работу над проблемой в едином ключе со стороны всех участников. Метод разработан господами Кобаяси и Кавакита. Ведущий такого мозгового штурма в начале озвучивает тему, проблему, потом перечисляет все понятия и определения, которыми следует пользоваться при выдвижении идей. Далее участникам раздаются карточки, на которых они пишут все факторы, относящиеся к проблеме. Один фактор вносится в одну карточку. Все факторы должны быть действительно значимыми для обсуждения и решения проблемы, косвенные связи в этом случае не приветствуются.

Далее везущий собирает все карточки, перемешивает их между участниками, чтобы никто не получил своих карточек. Далее карточки группируются по темам, образуются тематические наборы карточек. Ведущий озвучивает эти тематические подборки. Участники придумывают краткое название каждой группе карточек, оно должно отражать сущность явления, отраженного в карточках. Именно так группа приходит к общему пониманию проблемы и пути ее решения. Причем в этом случае у всех участников рождается чувство единения, команды, уверенности в благополучном решении всего дела коллективом.

Второй этап мозгового штурма «по-японски» — рождение решений проблемы. Группе раздаются опять эти же карточки, и каждый по очереди пишет свои предложения по выходу из ситуации. Но в отличие от обычного способа проведения мозгового штурма, участники предлагают решение не проблемы в целом, а по малым частям, то есть каждого из факторов, свидетельствующих о проблеме. Пишут по 1 варианту, даже если в голове их несколько, самый эффективный, на взгляд каждого эксперта. Ведущий собирает карточки, перемешивает и раздает заново. После написания всех предложений, карточки опять группируются, придумываются названия группам карточек.

После озвучивания всех проблем и способов их решения группа приходит к пониманию, каков же план выхода из создавшегося положения. Хорошо, если при таком штурме идет стенографическая работа или осуществляется видеозапись, так как нюансов при обсуждении будет огромное количество, а каждый из них может стать ключевым при составлении общей стратегии.

Многоступенчатый мозговой штурм при правильном проведении превращается в большое внутрикорпоративное мероприятие. Он проводится в несколько дней и с несколькими группами. В начале формируются две группы участников, первая будет заниматься генерированием идей, а вторая – оценивать все рожденные идеи. В первую группу правильнее включать сотрудников примерно одинаковых по рангу, склонных к здоровой фантазии, к нестандартному мышлению, но имеющие достаточную степень логики и здравого смысла, а также высоко квалифицированные профессиональные знания и навыки. Темперамент участников этой группы тоже должен быть примерно одинаковым. Опытным путем установлено идеальное число участников первой группы – 10 человек.

Во вторую группу, в группу оценки, включают сотрудников, склонных к критике и анализу. Также в группе присутствуют руководители, у которых имеются полномочия в решении проблем, чтобы от теории сразу же переходить к практике без лишних разъяснений.

В каждой группе должен быть ведущий, который будет координировать процесс. Эти люди должны иметь навык тактично и корректно направлять мыслительный процесс на решение задач. От ведущих во многом зависит успех мероприятия, поэтому подходите к их выбору тщательно.

Такой мозговой штурм проводится в несколько этапов.

Первый – непосредственно генерация идей, собирается первая группа, озвучивается задача, рождаются идеи, они все записываются очень подробно, с деталями и малейшими нюансами.

Второй этап – смена участников первой группы (в идеале) или с этими же участниками, проводится также генерирование идей, но только тех, что не были озвучены в первом раунде мыслительного процесса. Одобрение получают идеи, которые кардинально противоположны тем, что высказаны ранее. В итоге получают два списка, которые содержат противоположные мысли.

Третий этап – в дело вступают участники второй группы, они оценивают предложения, и пытаются совместить идеи из двух списков.

Четвертый этап – из общего списка выделяются основные моменты и составляется прогноз успешности выполнения предложенных мер. То есть – оценивается реальная перспектива и сложность выполнения задач, риски и преимущества.

На пятом этапе все полученные сведения и умозаключения обобщаются, из огромного числа идей и прогнозов выбираются основные 5-7.

И последний этап – проверка всех выделенных идей, критики должны постараться разгромить данные идеи, в результате останутся только самые серьезные и имеющие реальные шансы на оглушительный успех.

Основные этапы мозгового штурма

Если обобщить все методы проведения мозгового штурма, то можно определить три главных этапа, по которым проводятся эти мероприятия.

Постановка проблемы – ее озвучивает ведущий, она формулируется кратко, четко, понятно. Определяются участники штурма, и желательно распределить между ними роли, если их ранги по служебной лестнице не равны.

Генерация идей – все участники штурма высказывают свои идеи. Надо учитывать, что идей надо выработать не просто много, а максимально много, среди них могут присутствовать откровенно фантастические и нереальные. При генерации надо группировать идеи и развивать их в едином направлении. Помните, что в обсуждении не должно быть критики!

Отбор и оценка идей – заключительный этап, которому также необходимо уделить пристальное внимание. Надо выписать все идеи, которые показали себя наилучшим образом, продумать план их реализации, посчитать затраты и предполагаемую прибыль от их реализации. И только тогда утверждать их в работу.

Что делает ведущий (как правило, им становится первый руководитель или владелец компании):

  • принимает решение о проведении штурма;
  • подбирает участников группы;
  • ставит задачу;
  • следит за правильным направлением осуждения;
  • анализирует идеи, группирует их;
  • оценивает результаты и озвучивает итоги.

Плюсы мозгового штурма:

  • Развивается способность сотрудников творчески мыслить, анализировать
  • Активно работают все участники группы
  • Повышается способность работы сотрудников в команде
  • Для мыслей и идей не устанавливаются границы, высока вероятность появления креативных идей
  • Метод довольно простой в исполнении.

Минусы мозгового штурма:

  • Многие сотрудники предпочитают отсиживаться, не принимают активного участия в работе
  • Если все сотрудники активны, то мозговой штурм затягивается на несколько часов
  • Эффективность работы будет низкой, если сотрудники редко работают вместе, в команде
  • Некоторые участники группы могут «тянуть одеяло на себя», пытаясь начать играть роль лидера без реальных на то оснований.

Основные ошибки при проведении мозговых штурмов:

  • Мозговой штурм проводят в режиме обычного совещания, без соблюдения основных правил генерирования идей;
  • Решаются сразу большие задачи, вместо того, чтобы разделить их на мелкие «подзадачи»;
  • Пропускается этап «мозгового разогрева», а сразу давят на участников, заставляя мыслить на пустом месте;
  • Ведущий требует от каждого высказываться, не учитывая личное желание;
  • Ведется не профессиональная запись излагаемых идей в простом блокноте, записывается не все без исключения, а выборочно то, что показалось важным тому, кто пишет;
  • Не закрывают штурм, не дают команду к прекращению мыслительного процесса (это тоже вредит работе);
  • Не проводят анализ идей и не озвучивают итог работы группы.
Читайте так же:  Доплата к пенсии летному составу гражданской авиации

Описание «Мозгового штурма»

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Технология заключается в подборе преподавателем проблемы/задачи, не имеющей однозначного решения. Обучающимся предлагается в установленный срок высказать как можно большее количество вариантов решения с их последующим анализом, обсуждением и выбором наиболее оптимального в условиях поставленной задачи.

В реализации мозгового штурма и достижении поставленных целей преподавателю важно создать и поддерживать комфортную рабочую атмосферу, атмосферу доброжелательности и уважения, исключать любые проявления критики и оценки, поддерживать активность обучающихся, интенсивную работу (без длительных пауз, заминок) во время генерирования идей и последующего их анализа и обсуждения.

Свободный обмен идеями между участниками предполагает выполнение основных правил мозгового штурма:

отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени;

поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов;

равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и рассмотрена;

фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания;

время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей.

Технология мозгового штурма может использоваться для решения разнообразных учебных задач: для развития творческих и коммуникативных способностей обучающихся, критического и аналитического мышления, вовлечения обучающихся в активную работу на занятии, организации их совместной учебно-познавательной и исследовательской деятельности.

Мозговой штурм имеет множество вариаций и характеризуется значительной гибкостью в технологии его проведения. В зависимости от цели и условий применения мозговой штурм может быть разным по длительности – от 10-15 минут до 1 астрономического часа – и объединять разное количество участников. Оптимальное количество участников мозгового штурма – от 5 до 10 человек. При большем количестве целесообразно деление обучающихся на группы.

В технологии мозгового штурма можно выделить следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

Заключаются в подготовке преподавателя к мозговому штурму. Состоит из следующих шагов:

1. Определение места реализации мозгового штурма в учебном процессе:

на начальном этапе – для включения их в активную работу на занятии, мотивации к обучению и др.;

в середине изучения темы– для понимания материала студентами, выявления аспектов, требующих дополнительного разбора, проработки.

2. Определение проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, определение цели мозгового штурма.

Требования к проблеме/задаче:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— предполагает несколько вариантов решения;

— предполагает нахождение решения в течение отведенного времени.

3. Определение критериев, которым должно соответствовать оптимальное решение. Критерии определяются в зависимости от цели мозгового штурма (например, оригинальность, экономическая выгодность, возможность реализации в имеющихся условиях/применимость и др.).

4. Определение конечного результата, который должен быть достигнут по итогам мозгового штурма.

Результат мозгового штурма зависит от цели его проведения, может заключаться в выборе одного/нескольких вариантов оптимального решения проблемы/задачи. Оптимальных решений может быть несколько, с разной комбинацией критериев, которым они соответствуют. Например, экономически выгодное решение, но требующее больших временных затрат или быстро реализуемое решение, но более дорогое и т.п.

5. Определение технологии проведения мозгового штурма:

— подготовка задания для актуализации знаний обучающихся перед началом мозгового штурма: эвристические задачи, экспресс-опрос и др. (при необходимости);

— определение формата работы обучающихся в процессе мозгового штурма:

> с делением на группы (по 5-6 человек): участники группы выдвигают и фиксируют идеи, обсуждают их внутри группы, результаты обсуждения озвучивает представитель группы; преподаватель (ведущий) переходит от группы к группе и координирует их работу;

> без деления на группы.

— определение порядка выдвижения обучающимися идей:

> высказывание идей по очереди;

> свободное высказывание идей в любое время.

— определение способа фиксации идей:

> обучающиеся фиксируют идеи на карточках, выданных перед началом мозгового штурма (на одну карточку записывается одна идея);

> преподаватель (ведущий) фиксирует идеи на доске, ватмане, флипчарте и др.;

> специально назначенные «секретари» из числа обучающихся (2-3 человека) фиксируют все предложенные идеи.

— определение способа оценивания выдвинутых идей относительно заданных критериев:

> оценка по баллам (с присвоением числовых значений и определением среднего значения);

> оценка соответствия варианта критерию. Например, каждая идея отмечается значками:

+ + — полностью соответствует критерию;
+ — соответствует частично;
0 — не соответствует критерию.
Оценивание идеи может осуществляться в ходе совместного обсуждения всеми участниками мозгового штурма, группой экспертов или самим преподавателем. Отбираются идеи, отмеченные значками «++» по каждому критерию.

6. Подготовка материалов и оборудования, необходимых для проведения мозгового штурма (карточки, бумага, маркеры и др.).

7. Информирование обучающихся о специфике мозгового штурма, правилах его проведения.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Заключается в реализации мозгового штурма. Состоит из следующих шагов:

1. Актуализация знаний обучающихся перед началом мозгового штурма (экспресс-опрос, эвристические задачи и др.) (при необходимости).

2. Сообщение обучающимся проблемы/задачи для решения в ходе мозгового штурма, а также цели мозгового штурма, критериев для выбора оптимального решения;

Задача преподавателя – обеспечить верное понимание цели мозгового штурма каждым обучающимся.

3. Генерация идей обучающимися и их фиксация.

Задача преподавателя – побудить обучающихся взглянуть на проблему/задачу с иной точки зрения, поощрять выдвижение наиболее нестандартных, абсурдных идей.

4. Контроль за соблюдением правил в ходе мозгового штурма, координация хода мозгового штурма (контроль времени, следование плану, оказание помощи в случае необходимости).

5. Анализ предложенных идей, их комбинирование и совершенствование.

Задача преподавателя – способствовать глубокой проработке обучающимися каждой выдвинутой идеи (возможно объединение схожих вариантов, их развитие, повышение качества и т.п.).

Читайте так же:  Открываем комиссионный магазин что для этого нужно

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Состоит в оценке результатов мозгового штурма и выборе оптимального варианта решения рассмотренной проблемы/задачи. Состоит из следующих шагов:

1. Оценка предложенных обучающимися идей относительно заданных критериев.

Задача преподавателя – предложить обучающимся пересмотреть выдвинутые идеи относительно заданных критериев.

2. Отбор лучших идей.

Обучающиеся рассказывают о самых лучших идеях по итогам их оценки. Лучшие идеи оформляются на специальном стенде или в виде рекомендаций.

3. Выбор оптимального варианта решения проблемы/задачи, рассмотренной в ходе мозгового штурма.

Обучающиеся совместно с преподавателем оценивают и анализируют отобранные идеи и выбирают наиболее оптимальный вариант в условиях поставленной задачи.

4. Самооценка обучающихся об участии в мозговом штурме.

5. Сопоставление преподавателем целей мозгового штурма с полученными результатами.

6. Формулирование выводов об эффективности проделанной работы.

7. Самооценка преподавателя о проведении мозгового штурма, достижении поставленных целей.

Дополнительные источники информации:

2. Глобин А.Н., Крылова М.Н. Методы прямого и обратного мозгового штурма в обучении инженерному творчеству // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2617;

3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А.П. Панфилова. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2012. — 320 с.

При копировании материалов обязательна ссылка на: Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО, 2017. — 100 с.

Как провести мозговой штурм среди сотрудников

Воплощаем в жизнь самые блестящие решения

озговой штурм — это усиленный поиск решения, при котором рассматриваются абсолютно все идеи, от лежащих на поверхности до безумных и креативных. В этой статье мы расскажем, как проводить мозговой штурм среди сотрудников. Не просто выслушивать все идеи, а применять различные техники, отсеивать ненужное и неэффективное и воплощать в жизнь самые блестящие решения. Которые, возможно, приведут ваш бизнес к успеху.

Зачем нужен мозговой штурм?

Метод брейнсторминга можно использовать в одиночестве и в компании, он активно используется в школах, вузах, на тренингах. Главная его функция — расширить рамки привычного, открыть новые грани. Но зачем? Зачем нужны новые идеи, не лучше ли действовать по старинке? Или спихнуть разработку креатива на самого молодого сотрудника — пусть себе творит? А может, нанять креативщика, который поставит с ног на голову работу вашей компании?

Пусть так поступают ваши конкуренты, а мы с вами будем действовать, как продвинутые и современные компании. Соберите своих сотрудников, дайте им бумагу с ручкой и на выходе получите несколько десятков отборнейших идей, которые можно внедрять прямо сейчас. И все это совершенно бесплатно!

Главная функция мозгового штурма — расширить рамки привычного, открыть новые грани

Плюсы мозгового штурма:

  1. Большое количество классных идей, которые в обычном рабочем процессе, возможно, даже не рассмотрели бы.
  2. Сплочение коллектива, совместная работа над идеями.
  3. Возможность проявить себя каждому сотруднику — даже тем, кто обычно отмалчивается.
  4. Возможность выявить слабые места вашей компании. Да, это тоже можно проговорить на мозговом штурме — ниже мы расскажем, как.
  5. Экономия денег. которые пришлось бы заплатить нанятому креативщику. Заметьте, что ни один приглашенный со стороны не знает всех тонкостей вашей работы. А ваши сотрудники знают ситуацию изнутри и смогут предложить действительно жизнеспособные идеи, применимые на практике.

Минусы мозгового штурма:

  1. Поболтали — разошлись — так часто бывает, когда брейнсторминг проводится для галочки, просто “чтобы было”.
  2. Невозможность или нежелание применять идеи на практике.
  3. Многие стесняются высказывать идеи при всех.
  4. Оригинальные идеи высмеиваются и отвергаются, доминирует банальщина.

Всех этих моментов можно избежать, если руководитель будет соблюдать правила мозгового штурма.

Собирайте команду для конкретной цели

Этапы мозгового штурма

1. Подготовка

Место. Собирайтесь в просторном светлом помещении, настройтесь на долгую работу. Принесите доску или флипчарт — большой блокнот типа мольберта, и записывайте идеи на нем. Не забудьте о цветных маркерах. Позаботьтесь о том, чтобы у всех сотрудников были блокнот с ручкой, вода и стаканчик. Не помешает шоколадка для повышения активности мозга. Сотрудникам должно быть комфортно — только в этом случае работа пройдет успешно.

Время. Обычно мозговые штурмы проводятся достаточно долго. Час-два — оптимальное время.

Участники . Количество участников может быть любым — в зависимости от числа ваших сотрудников. Если учесть, что идеи будет высказывать каждый, собрание может затянуться или превратиться в галдеж. Поэтому постарайтесь, чтобы число сотрудников не превышало 15 человек.

Еще один важный момент — пригласите на мозговой штурм людей разных профессий. Соберите за круглым столом менеджеров, бухгалтеров, программистов, дизайнеров — все они мыслят по-разному, тем интереснее будут идеи. В то же время постарайтесь, чтобы мотивы сотрудников не пересекались. В СМИ, например, часто конфликтуют отделы корреспондентов и рекламщиков. И зачем это вам?

Еще раз напомните собравшимся о цели и правилах мозгового штурма. Убедитесь, что все усвоили, и начинайте.

Разминка . Чтобы настроить людей на рабочий лад и сплотить компанию, начините мозговой штурм с разминки. Если ваши сотрудники работают в разных отделах и плохо знают друг друга — познакомьте их. Если они вместе уже пуд соли съели — начните работу с веселой игры — например, в ассоциации или крокодила. Поехали!

2. Проведение

Определите способ проведения.

Письменно — каждый участник мозгового штурма записывает свои идеи на бумаге, затем меняются, смотрят варианты других людей, дополняют и развивают их. Такой способ отлично подойдет для тех, кто не может быстро генерировать идеи, стесняется и не любит демонстрировать свои знания напоказ.

Устно — классический мозговой штурм, когда все говорят и предлагают свои идеи, а затем обсуждают каждую из них. При таком способе в проигрыше остаются интроверты — пока они соображают, экстраверты успевают сгенерировать десяток идей. О приемах повышения личной эффективности для экстравертов и интровертов читайте в нашей статье.

Круговой метод поможет молчунам: в этом случае все сотрудники садятся в круг и высказываются по очереди. Обязательное условие — пропускать ход нельзя, придумать идею обязан каждый.

Онлайн — отличный способ для компаний, где есть штатные и удаленные сотрудники. Как правило, удаленные сотрудники — это люди творческих специальностей (дизайнеры, программисты, копирайтеры), и их идеи смогут разнообразить вашу обычную рутину. Видеоконференция — самый удобный, на наш взгляд, способ провести мозговой штурм. Сделать это можно с помощью hangouts.google.com или других сервисов.

Читайте так же:  Современная классификация предметов сиз

Любой мозговой штурм начинается с генерирования идей . Этот этап длится 20-30 минут, за это время участники предлагают иди — любые, какие придут в голову. Вы или ваш секретарь записываете их на доску или флипчарт.

Следующие 20-30 минут идет обсуждение и анализ идей. На этом этапе главное — рассматривать идеи с точки зрения практического применения. Чтобы никому не было обидно, критиковать не нужно — только подумать, каким образом можно применить ее конкретно в вашей компании.

И последний этап — подведение итогов. Выделяется несколько самых удачных идей, а остальные, возможно, пригодятся позже. Бывает и так, что на первый взгляд безумная идея приводит компанию к успеху.

Любой мозговой штурм начинается с генерирования идей

[1]

Популярные техники мозгового штурма

Совсем не обязательно придумывать все самому — психологи давно разработали хитрый лайфхаки для повышения эффективности брейнсторминга.

Метод игры

Вообще игровой метод помогает, чтобы донести премудрости обучения для дошкольников. Как заставить шестилетку учить буквы и цифры? Легко, если превратить учебный процесс в игру. Взрослые дяди и тети тоже поддаются этому методу. Преподнесите сотрудникам мозговой штурм как игру: им будет проще спрятать за мнимой несерьезностью действительно крутые идеи или выявить реальные проблемы организации. Какой с ребенка спрос? Пусть говорит, что ему захочется.

Метод противоположности

Действуйте от противного: попросите сотрудников описать то, как не должно быть. Например, каким должен быть самый ужасный лендинг? А самый отвратительный стул, на котором бы не согласились сидеть ни один из трех медведей? Фишка этого метода в том, что людям проще обозначить то, что им не нравится. Например, люди с большей охотой оставляют жалобы, нежели благодарности за проделанную работу. Такова человеческая натура — пользуйтесь этим знанием.

После того как сотрудники выговорятся, предложите им высказать свое мнение, как избежать всех озвученных ошибок.

Метод генератора

Подобной “стихомашиной” пользовался еще Сергей Есенин, когда испытывал творческий кризис. Все просто: писал на бумажках существительные, прилагательные, глаголы, и смешивал их в шапке. Затем доставал не глядя и получал диковинные сочетания. Профит!

Воспользуйтесь таким способом и вы. Как вам сочетание “глубокий лимон стреляет”? А “зеленый айфон пьет”? Попробуйте спроецировать эти слова на ваш продукт, говорите все, что приходит в голову. Задайте вопрос: почему айфон зеленый и куда стреляет лимон? Опять запишите все идеи, потом отфильтруете.

Попробуйте спроецировать эти слова на ваш продукт, говорите все, что приходит в голову

Машина времени

Итак, допустим, вам надо повысить продажи вашего кинотеатра/пекарни/мебельного производства в мертвый летний сезон. Пригласите сотрудников в воображаемую времени, спросите, как бы они решили проблему, находясь в XIX веке, в Средних веках или эпохе палеолита? Или наоборот, в светлом будущем, лет так через 500? Ну что, слабо загнать пончики или билеты в кино неандертальцу или человеку высшей расы?

Еще один похожий вариант: представьте, что вы не в Пензе и не в Воронеже, а в Канаде или Индии. Или на Марсе или Венере. А может, вам не 35 лет, а, скажем, 84 или 12? И вы не менеджер среднего звена, а старенький профессор из Оксфорда или писатель-кокаинщик? Что будете делать, а?

Ограничения

Поставьте жесткое ограничение: например, придумать вместе 100 идей, не больше и не меньше. Это тоже одна из психологических штучек: например, если девушка не может понять, выходить ей замуж или нет, ей предлагается написать 20 пунктов “за” и “против” Написала всего пять — не пойдет, думай дальше, и так пока не выполнишь задание. Фишка в том, что зачастую придумать больше идей нам мешает собственная лень и привычка зацикливаться на проверенных банальных вариантах, отметая новые и непривычное.

Понятно, что все эти техники можно комбинировать, сочетать, использовать для поиска разных решений и собраний с разными сотрудниками. Пробуйте, экспериментируйте — все в ваших руках!

3. Дальнейшая работа с идеями

Увы, до этого пункта в некоторых компаниях не доходит, и удачные идеи остаются навсегда погребенными в памяти предложивших. При таком раскладе смысла проводить мозговой штурм не остается вообще. Да и сотрудники будут разочарованы и в дальнейшем со скепсисом отнесутся к самой идее брейнсторминга. А зачем, если их идеи оказались никому не нужны?

Хотя бы несколько идей нужно обязательно внедрить в работу компании. Это нужно для мотивации сотрудников и для действительной оптимизации работы. Итак, ваши действия после окончания мозгового штурма:

  1. Выпишите наиболее удачные идеи, которые одобрили на обсуждении большинство сотрудников.
  2. Поставьте сроки их внедрения, назначьте ответственных лиц, контролируйте процесс исполнения.
  3. После внедрения не забудьте поощрить сотрудника. Можете назвать новую технологию именем того, кто предложил идею — это отлично мотивирует.

Хотя бы несколько идей нужно обязательно внедрить в работу компании

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, придумайте тему для ближайшего мозгового штурма, сообщите ее сотрудникам и назначьте День Икс. Удачи!

Источники


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  3. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
  5. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Мозговой штурм
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here