Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных «недостроев»?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как «объект незавершенного строительства». В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на «потерянные» объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие «физики» на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они «попали» на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на «незавершенку» также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на «незавершенку» не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых , согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых , в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако. данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/[email protected], хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении «недостроев» указанная льгота не применяется.

Налог на имущество при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений

Для принятия завершенного строительством объекта в состав ОС факт государственной регистрации не имеет значения, поэтому, если объект капитального строительства передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, его стоимость включается в налоговую базу независимо от наличия госрегистрации. Данной позиции Минфин придерживается уже на протяжении нескольких лет (Письма от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30, от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35). Суды поддерживают указанную точку зрения, соглашаясь, что лицо, имеющее возможность извлекать полезные свойства имущества, должно уплачивать налог независимо от оформления прав на данное имущество, поскольку это оформление зависит от воли самого налогоплательщика (Постановления ФАС УО от 03.08.2009 N Ф09-4797/09-С3, ФАС МО от 20.11.2008 N КА-А40/10068-08 и др.).

Читайте так же:  Условия назначения пенсионных выплат по старости

Примечание. Нахождение ОС в стадии реконструкции является формой его использования и не позволяет списать его с бухгалтерского учета и исключить его стоимость из налоговой базы по налогу на имущество (Постановление ФАС ВВО от 02.09.2009 N А17-2589/2008).

И вновь акцентируем внимание читателей на формировании первоначальной стоимости строящегося (реконструируемого) объекта. Для целей применения ПБУ 15/2008 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» такой объект признается инвестиционным активом. Соответственно, если предприятие использовало в целях строительства объекта ОС заемные средства (в том числе кредиты), суммы процентов, начисленные за пользование привлеченными денежными средствами, включаются в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость недвижимости (Письмо Минфина России от 02.11.2009 N 03-03-06/1/720).

Как платить налог на имущество физлиц по объекту незавершенного строительства

Налог на имущество платят физлица, обладающие правом собственности на него (ст. 400 НК РФ). Причем обложению подлежат как объекты завершенного строительства (например, жилой дом), так и незавершенка. Подчеркнуто, что объекты из последней категории подлежат налогообложению с момента государственной регистрации прав на данное имущество.

Также министерство высказалось по поводу вовлечения в налоговый оборот недвижимости, права на которую не зарегистрированы в установленном порядке. Отмечено, что этот вопрос сейчас прорабатывается.

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Примечание редакции:

аналогичная позиция выражена в письме Минфина РФ от 17.10.2016 № 03-05-06-01/60401, в котором, в том числе, обращено внимание – обязанность по уплате налога возникает лишь при наличии документов о праве собственности на объект незавершенного строительства.

На федеральном уровне льготы по налогу на имущество физлиц по таким объектам не предусмотрены. Вместе с тем, на основании ст. 399 кодекса преференции могут установить представительные органы муниципальных образований (письмо Минфина РФ от 03.11.2016 № 03-05-06-01/64498).

Недостроенный объект должен облагаться налогом на имущество организаций, если фактически эксплуатируется

NatashaFedorova / Depositphotos.com

Суды подтвердили правомерность доначислений по налогу на имущество организаций в ситуации, когда налогоплательщик сдавал в аренду часть здания, которое учитывалось как объект незавершенного строительства (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2018 г. № Ф06-40495/18 по делу № А55-5761/2018). Однако по мнению налогоплательщика, налог на имущество не может исчисляться до включения объекта недвижимости в состав основных средств и до регистрации на него права собственности.

Суды указали, что факт неучета имущества на счете баланса 01 «Основные средства» не означает, что объект налогообложения отсутствует. Часть недостроенного здания отведена под производственный цех и сдавалась в аренду. Факт эксплуатации подтвержден договорами аренды. Другая часть здания отведена под административные кабинеты. Суды установили, что данное имущество отвечает всем признакам основного средства, а именно:

  • объект приносит экономическую выгоду;
  • не предназначен для продажи;
  • используется в течение длительного времени (2015-2016 год);
  • используется в производстве.

Можно ли относить оборудование, машины и иные основные средства промышленного производства к недвижимому имуществу? Узнайте из материала «Объект обложения налогом на имущество организаций» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет- версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, имущество приобрело свое целевое назначение, готово для ввода в эксплуатацию и должно быть учтено как основное средство. При этом наличие или отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию не влияет на налоговые последствия. По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил в силе постановление апелляционного суда и решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу юрлица – без удовлетворения.

Налог на имущество

Объект налогообложения для налога на имущество

Обратите внимание! Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено, что допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые. При этом принимаются такие объекты к учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

Определение объекта налогообложения для налога на имущество исходя из стандартов бухгалтерского учета и состояния объекта

Определение объекта налогообложения для налога на имущество исходя из проведения переоценок

Обратите внимание! Земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат.

Обратите внимание! Проведение переоценки основных средств является правом, а не обязанностью организации. В связи с чем налоговые органы не вправе обязать организацию провести переоценку основных средств и использовать ее результаты для целей исчисления налога на имущество. Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Московского округа от 15 марта 2007 г., 22 марта 2007 г. N КА-А40/1725-07 по делу N А40-53048/06-108-261.

Верховный суд разъяснил, платить ли налог на имущество с «недостроя», который организация сдает в аренду

Если организация еще не получила разрешение на ввод в эксплуатацию недостроенного здания, но при этом сдает помещения в аренду, она обязана уплачивать налог на имущество в отношении такого объекта. Такая позиция выражена в определении Верховного суда от 25.11.17 № 309-КГ17-19545.

Суть спора

В декабре 2012 года организация зарегистрировала право собственности на объект незавершенного строительства (спортивно-оздоровительный центр с бассейном). С января 2013 года собственник начал сдавать помещения в аренду. При этом разрешение на ввод в эксплуатацию было получено лишь в 2014 году. До этого момента здание учитывалось на счете 08 «Вложения во временные активы» и налогом на имущество не облагалось. По мнению налогоплательщика, до момента завершения строительства (разрешения на ввод) все капитальные вложения не признаются основными средствами, и, соответственно, налогом на имущество не облагаются.

Но проверяющие с таким подходом не согласились. Инспекторы заявили: поскольку спортивный центр фактически эксплуатировался (сдавался в аренду), то он обладает признаками основного средства. Поэтому налог на имущество надо было платить с момента сдачи комплекса в аренду, то есть с 2013 года. Поскольку это сделано не было, ИФНС доначислила налог на имущество, пени и штраф.

Решение суда

Суды всех инстанций, включая Верховный суд, признали доначисление налога правомерным. Судьи напомнили, что объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в соответствии с бухучетом (п. 1 ст. 374 НК РФ). Пунктом 4 ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина от 30.03.01 № 26н) установлено, что для принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Читайте так же:  Как вернуть деньги снятые с карты мошенниками

Вопрос о включении объекта в состав основных средств определяется, прежде всего, его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации. Что касается разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, то этот документ лишь подтверждает, что объект соответствует проекту и отвечает строительным нормам. Наличие или отсутствие такого разрешения само по себе не влияет на налоговые последствия.

В 2013 году спорное имущество обладало признаками основного средства, так как использовалось в предпринимательской деятельности (сдавалось в аренду). Помещения были обеспечены теплом, водой, электроэнергией, телефонной связью, интернетом, оборудованы пожарной и охранной сигнализацией. При этом помещения арендаторы использовали для осуществления именно той деятельности, для которой изначально предназначен объект (для занятий спортом). То есть спорный объект отвечал всем признакам основного средства и приносил доход от сдачи помещений в аренду. Таким образом, с 2013 года организация являлась плательщиком налога на спорное имущество, и обязана была представлять декларации по данному налогу.

Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 31 мая 2017 г. “Каковы особенности налогообложения объектов незавершенного строительства — ФНС России разъясняет”

Объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности у физических лиц, отнесены НК РФ к отдельному виду объектов налогообложения по налогу на имущество.

В зависимости от применяемой налоговой базы установлены следующие особенности налогообложения таких объектов.

[1]

Если в субъекте РФ налог исчисляется с учетом кадастровой стоимости (перечень таких регионов), то для объектов незавершенного строительства налоговая ставка не может превышать 0,3% (если проектируется жилой дом), а в отношении иных объектов — 0,5%. При этом собственники объектов незавершённого строительства не имеют льгот, освобождающих от уплаты налога, и не пользуются налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов налогообложения (справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам).

Если в субъекте РФ для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, то объекты незавершённого строительства не облагаются налогом, поскольку приказом Минстроя России от 04.04.1992 № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» определение инвентаризационной стоимости строящихся объектов не предусмотрено.

Уточнить информацию о назначении налогооблагаемого объекта, примененной налоговой ставки и налоговой базе можно, воспользовавшись интернет-сервисом ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика».

Обзор документа

Разъяснены особенности налогобложения объектов незавершенного строительства, находящихся в собственности у физлиц.

Так, если в регионе налог на имущество физлиц исчисляется с учетом кадастровой стоимости, то для указанных объектов налоговая ставка не может превышать 0,3% (в отношении жилого дома) и 0,5% (в отношении иных объектов). При этом собственники объектов не могут быть освобождены от уплаты налога и не пользуются налоговыми вычетами (исключение — льготы и вычеты, установленные муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов).

Если же в регионе налог исчисляется с учетом инвентаризационной стоимости, то объекты незавершенного строительства им не облагаются. Это связано с тем, что Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, не предусмотрено определение инвентаризационной стоимости строящихся объектов.

Налог на имущество на объект незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства — налог на имущество с него взимается с 2015 года, имеет свои особенности учета и, соответственно, некоторые тонкости определения облагаемой базы. Чтобы разобраться с ними, специалисту необходимо изучить имеющиеся норматиные документы.

Незавершенка и имущественный налог

Незаконченные строительные объекты до момента их ввода в эксплуатацию относятся к незавершенному строительству. При этом на стройплощадке они могут быть в одном из следующих состояний:

  • этап проверок технических параметров и безопасности готового к использованию объекта;
  • временное замораживание;
  • консервация проекта на различных стадиях готовности;
  • полная остановка строительства ввиду разнообразных причин.

На основании положений гл. 30 и 32 НК РФ подобные объекты подпадают под обложение налогом на имущество. Это является следствием внесения корректировок в 30-ю главу в 2014–2015 годах, а также замены закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 на гл. 32 НК РФ с 2015 года. До этого момента у частных лиц объект незавершенного строительства налогом на имущество не облагался. Являясь региональным видом фискального платежа, этот налог предусматривает установление всех основных параметров региональными органами власти.

Особенности обложения незавершенного строительства для частных лиц

Обязанность уплаты налога с незаконченных строительных объектов для физлиц закреплена в подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ. Взимание налога на имущество в подобном случае возможно только при выполнении 3 условий:

  1. На объект имеется свидетельство о собственности.
  2. Региональные власти установили базу обложения (кадастровая или инвентарная стоимость).
  3. Объект оценен надлежащим образом.

Максимальные ставки налога при этом ограничены в зависимости от назначения будущего здания:

  • жилые помещения — до 0,1%;
  • коммерческие — до 2%;
  • прочие — до 0,5%.

Приведенные ограничения приведены для базы, рассчитанной по кадастровой стоимости; при применении инвентарной стоимости они имеют другие значения. Для отдельных категорий плательщиков п. 1 ст. 407 предусмотрены льготы.

Особенности обложения незавершенного строительства для компаний

Налог на имущество на незавершенное строительство, принадлежащее юрлицу, не начисляется до момента готовности объекта к использованию в текущей деятельности. При этом определять данный параметр должна сам компания. При этом существует большой соблазн держать объект как можно дольше в составе незавершенки. Однако подобная позиция чревата налоговыми рисками для компании, поскольку в случае хотя бы разового использования объекта в производстве налоговики могут признать его готовым к использованию и обложить налогом.

Важно также отслеживать разницу в учтенных процентах по кредитам на строительство в бухгалтерском и налоговом учете (в случае, если строительство осуществляется самой компанией — будущим владельцем имущества), так как она влияет на облагаемую стоимость и величину амортизационных начислений.

* * *

С 2015 года незавершенные строительные объекты облагаются налогом как у физических, так и у юридических лиц. Особое внимание при этом следует уделить определению их стоимости и порядку включения в состав готового к эксплуатации имущества.

Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Организация находится на общей системе налогообложения, виды деятельности — покупка и продажа собственного недвижимого имущества. В 2016 году остаток непроданных жилых домов попал под имущественный налог от кадастровой стоимости.
В 2016 году были зарегистрированы и получены свидетельства на недостроенные объекты (объект незавершенного строительства, степень готовности — 18%, то есть только фундамент).
Дома и объекты незавершенного строительства (недостроенные жилые дома) находятся в г. Калининграде и продаются физическим лицам, которые не являются взаимозависимыми с организацией. Зарегистрированные объекты незавершенного строительства учтены на счете 41 «Товары».
Все дома и недостроенные объекты организация продавала по рыночным ценам, но сейчас налоговая заинтересовалась кадастровой стоимостью проданных домов и недостроенных объектов, то есть, если окажется, что кадастровая стоимость больше, чем организация продает, организации могут насчитать штрафы.
Должна ли организация платить имущественный налог от кадастровой стоимости на незавершенные объекты?
Какие последствия могут быть, если продавать недвижимость по цене меньше, чем кадастровая стоимость?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации объекты незавершенные строительством не подлежат обложению налогом на имущество организаций.
Налогообложение доходов организации от реализации недвижимого имущества не зависит от кадастровой стоимости объектов.

Читайте так же:  Ипотека студентам на квартиру — банки и условия

Обоснование вывода:

Налог на имущество

Налогообложение дохода

К сведению:
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки. В соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО N 4), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Принятие имущества к бухгалтерскому учету (для целей налога на имущество);
— Энциклопедия решений. Налогообложение имущества организаций, приобретенного для дальнейшей перепродажи;
— Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 НК РФ, а также размер понижающего коэффициента, указанного в п. 5 ст. 217.1 НК РФ, может быть уменьшен законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества (п. 6 ст. 217.1 НК РФ).

Какой налог на имущество при незавершенном строительстве?

Налог на имущество в отношении объектов незавершенного строительства граждане должны платить только при условии оформленного права собственности на такие объекты. При этом граждане обязаны уплачивать налог только в случае, если в субъекте РФ законодательно установлена оплата налога на имущество исходя из его (имущества) кадастровой стоимости. Если же для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость имущества, то налог уплачивается только в случаях, когда определена эта инвентаризационная стоимость объектов незавершенного строительства.

Особенности налогообложения объектов незавершенного строительства

Объект незавершенного строительства становится объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц сразу после оформления права собственности на него. Это означает, что только после регистрации прав собственности у гражданина появляется обязанность по уплате налога.

При этом важно понимать, что само по себе оформленное право собственности еще не приводит к обязанности платить налог на имущество при незавершенном строительстве. Дело в том, что, во-первых, обязанность по уплате налога возникает только в том случае, если в субъекте РФ (где находится незавершенное строительство), законодательно введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Во-вторых, если в регионе в целях налогообложения объекта незавершенного строительства применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Из сказанного выше следует, что гражданин, оформивший право собственности на незавершенное строительство, должен уплачивать налог:

  • если по правилам региона налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости объекта, либо
  • если в регионе налог уплачивается исходя из инвентаризационной стоимости, и такая стоимость незавершенного объекта определена.

Ниже мы рассмотрим особенности налогообложения объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости.

Налоговые ставки, льготы и порядок уплаты

Основными условиями, связанными с налогообложением незавершенного строительства, являются налоговые ставки, налоговые льготы и порядок уплаты налогов. Рассмотрим эти условия подробнее.

В соответствии с российским законодательством размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Но эти региональные налоговые ставки привязаны к ставкам, установленным Налоговым кодексом РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С соответствии с Налоговым кодексом РФ при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента.

Региональные налоговые ставки могут быть увеличены, но при этом должны соответствовать пределам увеличения, установленным Налоговым кодексом.

Так, например, в Москве ставка в отношении незавершенных объектов жилищного строительства установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости.

Что касается льгот и налоговых вычетов, то здесь картина следующая. В отношении объектов незавершенного строительства вычет по налогу на имущество не предоставляется. Льготы на федеральном уровне также не предусмотрены. Однако на региональном уровне такие льготы по налогу могут быть установлены нормативными правовыми актами муниципальных образований или законодательными актами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Для уплаты налога налоговая инспекция направляет собственнику объекта, строительство которого не завершено, уведомление об уплате налога, которое является основанием для уплаты. Если объект строительства находится в общей долевой собственности, уведомление получает каждый участник доли. Налог должен уплачиваться по месту нахождения незавершенного объекта.

Правила исчисления налога

Расчет налога делает налоговая инспекция после завершения календарного года на основании сведений, представленных органами Росреестра.

В случае нескольких участников долевой собственности на незавершенный объект уплату налога производит каждый из ее участников пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну.

Если объект находился в собственности неполный год, то налог исчисляется пропорционально времени владения незавершенным строительным объектом.

Есть важная особенность, связанная с расчетом налога в течение первых трех лет владения объектом. Эти три года являются переходными, в течение которых налог платится в уменьшенной сумме. Для переходного периода установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволяют снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6).

Формула для расчета суммы налога на объект незавершенного строительства на переходный период (первые три года) установлена Налоговым кодексом РФ. По этой формуле сумма налога равна:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2,

  • Н1 — сумма налога – результат произведения налоговой базы на налоговую ставку;
  • Н2 — сумма налога исходя из инвентаризационной стоимости за год, предшествующий году перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости, либо сумма налога за 2014 год в случае перехода на расчет исходя из кадастровой стоимости с 01.01.2015;
  • К — коэффициент, равный:
  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду.
Читайте так же:  Льготы при поступлении в детский сад

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

При расчете налога начиная с третьего года действует особое правило. В этом случае сумма налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта за предыдущий год с учетом коэффициента 1,1. Полученная величина сравнивается с суммой налога, исчисленной исходя из кадастровой стоимости объекта за текущий год без применения указанного коэффициента. Если первая сумма оказывается меньше второй, то уплачивается первая сумма. При этом учитываются положения об исчислении налога в отношении объектов в общей собственности и времени нахождения объекта в собственности в текущем году.

Начиная с четвертого года налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Об исчислении налога на имущество организаций в отношении объекта незавершенного строительства

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 6 мая 2016 года № 16-15/048499

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

На основании статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

[2]

Согласно пункту 1 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), которые применяются во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с указанными правилами формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации.

Таким образом, в случае если объект незавершенного строительства в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета не учитывается в качестве объекта основных средств, в силу пункта 1 статьи 374 Кодекса данный объект не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Одновременно сообщаем, что правильность исчисления налогоплательщиками, в частности, налога на имущество организаций проверяется налоговыми органами в ходе проведения налоговых проверок в порядке, установленном Кодексом.

Государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Е.А. Круглова

Налог на имущество организаций. Объект налогообложения

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

1. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

2. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

3. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Статья 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) определяет состав имущества, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество.

Для российских организаций это движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление и имущество, внесенное в совместную деятельность. Это имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся:

— обособленные водные объекты,

— а также все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

При этом объекты незавершенного строительства тоже являются недвижимым имуществом, но объектами налогообложения они не будут, так как не являются объектами основных средств и учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Напомним, что права на недвижимое имущество подлежит обязательной регистрации.

Главным признаком имущества, необходимым для включения его в состав объектов налогообложения является его отнесение к категории основных средств.

Обратите внимание на то, что при этом не имеет значения, основные средства находятся в самой организации или переданы во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление или внесены в качестве вклада в совместную деятельность.

[3]

Обращаем Ваше внимание! В ноябре 2003 года зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации Приказ Минфина Российской Федерации от 13 октября 2003 года №91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

В этом приказе установлено положение, которое позволяет учитывать в составе основных средств объекты, документы на регистрацию которых направлены в регистрирующие органы, но право на недвижимое имущество еще не зарегистрировано.

Ранее подобная схема допускалась только для целей налогообложения налогом на прибыль.

Так как для расчета налоговой базы по налогу на имущество используются данные бухгалтерского учета, указанные объекты должны учитываться при налогообложении.

В бухгалтерском учете стоимость данных объектов отражается по дебету счета 01 «Основные средства», на специально открытом для этого дополнительном субсчете, в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основным признаком, в соответствии с которым объекты недвижимости, государственная регистрация которых не завершена, учитываются в составе объектов налогообложения, по мнению ряда авторов, является факт начисления амортизации для целей бухгалтерского учета, но более существенным является факт начала эксплуатации после подачи документов для государственной регистрации.

Это же обстоятельство можно использовать и при принятии решения о целесообразности отнесения подобных объектов к составу основных средств (сопоставление увеличения налоговой базы по налогу на имущество и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль)

Пунктом 3 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 30 ноября 2004 года №03-08-05 сообщает следующее:

Читайте так же:  Военная ипотека в банке газпромбанк – условия программы

В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Согласно пункту 5 статьи 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пункте 2 статьи 375 НК РФ, исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

При этом, в случае если права собственности на объект недвижимого имущества зарегистрированы после начала календарного года, должно быть учтено положение пункта 5 статьи 55 НК РФ, предусматривающее, в частности, что в случае если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено после начала календарного года, налог на это имущество в данном календарном году определяется с учетом периода времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.

Таким образом, при исчислении суммы авансового платежа по налогу за отчетный период, в котором зарегистрированы права собственника на объект недвижимого имущества, и суммы налога за налоговый период, подлежащих уплате в бюджет, должно быть учтено количество месяцев нахождения имущества в собственности налогоплательщика в течение календарного года.

В пункте 4 комментируемой статьи приведен перечень имущества, исключаемого из объектов налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В отличии от льготируемого имущества (статья 381 НК РФ) это имущество, которое в принципе не является объектом налогообложения.

Исключение из числа объектов обложения налогом земельных участков и природных ресурсов обусловлено тем, что пользование ими связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— платы за пользование водными объектами,

— налога на добычу полезных ископаемых,

— платежей за пользование лесным фондом,

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сказано:

окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение (полный перечень объектов, которые относятся к природно-антропогенным, приведен в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов. Не относятся к антропогенным природным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком;

природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

Не является объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, и используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Федеральным законом от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» установлено, что фельдъегерская служба так же приравнивается к военной службе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года №2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» таможенные органы, в том числе региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, входят в систему правоохранительных органов России и относятся к государственным военизированным организациям.

Не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Если имущество федеральных органов исполнительной власти используется не по назначению или сдается в аренду, оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Порядок определения состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка установлен Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» и положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденных Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359 (введен в действие с 1 января 1996 года).

Иное имущество федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны вести раздельный учет основных средств, не являющихся объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и основных средств, облагаемых данным налогом в общеустановленном порядке.

Имущество, указанное в пункте 4 статьи 374 НК РФ, не включается в Декларацию.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Источники


  1. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.

  2. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
  5. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
Налог на имущество объекта незавершенного строительства для организаций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here