Налоговое законодательство по данному вопросу

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Налоговое законодательство по данному вопросу" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах (ст.ст. 1 — 11.2)

Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

>
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Письма Минфина и ФНС: точка зрения или закон?

ВАС РФ принял решение, благодаря которому фирмам станет значительно проще избежать налоговой ответственности, если в работе они руководствовались разъяснениями чиновников.


Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому законодательству

Разъяснять или информировать?

Разъяснения ФНС и Минфина — в чем разница?

Министерство финансов Российской Федерации, являясь согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дало соответствующее разъяснение (письмо от 18.08.2006 № 03-03-04/1/637), на которое при рассмотрении дела в суде и ссылалось общество в обосно­вание своей позиции.

Если мнения разделились

Как поступить в ситуации, если по одному и тому же вопросу у чиновников имеются два разных мнения? Каким из них руководствоваться?
Этот вопрос также является спорным. Некоторые суды считают, что руководствоваться нужно наиболее поздним из них. Например, в одном таком решении 13 судьи не поддержали компанию из-за того, что дело касалось доначислений по налогу на прибыль за 2005 год, а фирма при исчислении налоговой базы руководствовалась письмом Минфина России 2002 года несмотря на то, что в 2005 году финансовое ведомство выпустило письмо, в котором высказало другое мнение по этому вопросу. Кроме того, старое письмо финансистов судьи посчитали не разъяснением, а ответом на частный вопрос.
Но есть и другое мнение: фирма может руководствоваться любым из писем Минфина России, поскольку Налоговым кодексом установлено, что все сомнения должны трактоваться в ее пользу. Правда, в судебном деле 14 , которое содержит эти благоприятные для компаний выводы, оба письма Минфина России с противоположными мнениями касались налога на прибыль (т. е. налоговый период — год) и были выпущены в одном и том же году с разницей около 3 месяцев.


Наталия Агешкина,
юрист-эксперт

Дата издания документа не имеет значения

Экспертиза статьи:
Артем Барсегян,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт

1 1 подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ
2 пост. Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 (далее — Постановление № 4350/10)
3 определение ВАС РФ от 15.06.2009 № 7202/09
4 п. 1 ст. 34.2, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ
5 письмо Минфина России от 05.04.2011 № 03-04-05/9-218
6 письмо Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176
7 подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ
8 письма Минфина России от 20.07.2009 № 03-01-11/4-176, от 13.04.2010 № 03-02-08/22
9 пост. ФАС ДВО от 11.03.2010 № Ф03-763/2010
10 пост. ФАС СКО от 28.07.2009 по делу № А53-5840/2008-С5-47
11 пост. ФАС СЗО от 01.09.2008 № А44-86/2008
12 письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/28
13 пост. ФАС ПО от 24.05.2007 № А49-4493/2006-260а/17Ак
14 пост. ФАС ПО от 09.12.2008 № А06-2176/2008

Налоговое законодательство по данному вопросу

В каком порядке выносится решение о выездной проверки и по каким критериям идет отбор компаний, какова процедура проведения, на что имеют права инспектора и директора предприятий — на все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Главным документом, регламентирующим данный вопрос является Письмо, выпущенное Федеральной налоговой службой 25 июля 2013 года за номером АС-4-213622. В нем рассмотрены вопросы места, сроков, порядка проведения проверок. Также статья 89 Налогового кодекса России имеет название «Выездная налоговая проверка» и описывает процедуру проведения проверок и общие понятия, используемые при проведении. Статья 91 НК России описывает как производится осмотр и доступ налоговиков на территория налогоплательщика с целью провести ВНП. А статья 94 НК РФ регламентирует какие документы и как может изъять налоговая для проведения детального изучения. Также нужно указать на Приказ от 30 мая 2007 года с номером ММ-3-06333, в котором изложена концепция налоговиков при установлении планов на проведение выездных проверок.

Понятие проверки налоговой на территории налогоплательщика означает выезд инспекторов на предприятие и изучение документов на месте. Такой проверке подвергаются не все налогоплательщики, а лишь некоторые. Есть официальные критерии отбора, для проведения ВНП.

Самыми существенными предпосылками, из-за которых предприятие может быть включено в план проведения ВНП, являются следующие:

  • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего по рынку;
  • Предприятие ведет убыточную деятельность согласно бухгалтерской и налоговой отчетности на протяжении более одного года;
  • Если компания находится на специальном налоговом режиме, то приближение уровня доходов неоднократно к порогу применения режима;
  • Перерегистрация фирмы на новый адрес неоднократно;
  • Практически одинаковые уровни доходов и расходов на предприятии;
  • Отсутствие пояснений для ИФНС при запросах инспекторов;
  • Низкий по отношению к средне рыночному уровень заработанной платы сотрудников компании.

Если компания соответствует нескольким критериям, то риск включения ее в план проведения ВНП достаточно велик.

Важно! Решение о проведении ВНП должен вынести руководитель налоговой по месту учета предприятия или по месту регистрации предпринимателя.

Форму решения о проведении ВНП можно скачать здесь:

Решение о проведении ВНП

ВНП может проводится с целью проверки данных, предоставленных компанией или предпринимателем в декларации по какому либо одному или нескольким налогам. Налоговая проверяет правильность исчисления и своевременность перечисления платежей по налогам.

Важно! Срок, за который может проводится ВНП не может быть больше трех лет, предшествующих году, в котором проводится ВНП.

Налоговые органы вправе проводить ВНП только однократно в отношении одних и тех же налогов за одни и те же года. То есть повторного проведения проверки и более раз не допускается налоговым кодексом. Также налоговики не могут в течение одного года проводить более двух ВНП.

Срок проверки как правило не может быть больше двух месяцев, но иногда может быть продлен до 6 месяцев. Исчисление срока начинается с момента вынесения решения о ВНП до момента составления справки налоговиками об итогах ВНП.

[3]

Процедура ВНП

Налоговики при проведении должны ознакомится с документами, подтверждающими суммы, указанные в бухгалтерской и налоговой отчетности, а сам налогоплательщик обязан предоставить эти документы. Данное ознакомление в рамках ВНП возможно только на территории компании или предпринимателя, в отношении которого проводится ВНП.

По окончании проведения ВНП, а конкретнее в последний ее день инспектор обязан составить и вручить налогоплательщику справку о результатах ВНП. Если директора предприятия или ИП уклоняется от ее получения, то справка высылается по почте.

[2]

Документы, которые могут быть проверены

К списку документов, которые обычно проверяют инспектора относятся:

  • Декларации;
  • Приказы руководителя в отношении деятельности компании;
  • Регистры налогового и бухгалтерского учета компании;
  • накладные, акты, счета-фактуры выданные предприятием и поступившие на предприятие;
  • Книги доходов и расходов, покупок и продаж;
  • Касса;
  • Банковские выписки;
  • Путевые листы и другие первичные документы.
Читайте так же:  Как оформляется смена фамилии ип

Также в целях проверки налоговиками может быть проведена инвентаризация имущества предприятия или предпринимателя., чтобы сопоставить данные, указанные в бухгалтерской отчетности с фактическим наличием имущества. Может быть проведен допрос свидетелей.

Важно! На допрос в качестве свидетеля может быть привлечено любое лицо, которое по мнению инспектора имеет отношение к предприятию или может обладать информацией о деятельности предприятия.

Выем документов

На основании постановления должностного лица ИФНС и не может быть проведена в ночное время. При проведении выемки должны присутствовать понятые. Могут быть взяты документы, которые относятся к предметы проверки. Никакие другие документы не могут быть изъяты. Документы, которые изъяты, должны быть прошнурованы и пронумерованы. При изъятии те документы, которые забирает инспектор, копируются и копии передаются директору. Данные копии инспектор заверяет своей подписью.

Доступ инспектора в помещение

Инспектор может осматривать любое помещение, которое используется предпринимателем или фирмой с целью получения дохода. При этом владелец компании или ее директор вправе присутствовать при данном осмотре.

Важно! Осмотр территории или помещения проводится в присутствии понятых.

Инспектор может проводит съемку фото и видео для целей ВНП. По окончании проверки должен быть составлен Протокол. Отказ налогоплательщика в доступе к помещению, которое должно быть осмотрено расценивается как административное правонарушение и по 19.7.6 КОАП должен быть наказан штрафом на должностное лицо в размере 10 000 рублей.

При проведении ВНП компания, в отношении которой она проводится должна содействовать налоговикам, не препятствовать осмотру помещения и предоставлять документы, которые подвергаются проверке.

3.2. Законодательство по налогам и сборам в РФ. Структура НК РФ. Виды налогов и сборов

нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения всеми участниками налоговых отношений. Это: Конституция РФ, решения Конституционного и Высшего арбитражного судов РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы о налогах и сборах, региональное законодательство о налогах и сборах, нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, а также подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и пр.)

нормативные правовые акты, которые носят рекомендательный характер. Это — методические рекомендации, инструкции, письма и т.п.

Основой системы нормативных правовых актов в области налоговых отношений является Конституция РФ. Нормы Конституции РФ составляют базу для разработки общих принципов налогообложения, установления налогов и сборов, формирования налоговой политики, пути ее дальнейшего совершенствования.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п. 3 ст. 75 Конституции РФ).

Следующим источником правового регулирования налоговых правоотношений являются международные договоры РФ, которые:

определяют общие принципы регулирования правоотношений в области налогообложения. Например, Европейская социальная хартия,принятая 18.10.1961 г. 12.05.2000 распоряжением Президента РФ, было дано указание о подписании пересмотренной Европейской социальной хартии;

регулируют определенные вопросы налогообложения. Например, международные соглашения, устраняющие двойное налогообложение (были заключены с более, чем с 50-ю странами — Испанией, Германией, Италией, Великобританией, Францией, Японией и др.); двухсторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам и др.

Законодательство РФ о налогах и сборах включает Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей.

Первая (общая) часть введена в действие с 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.1998 г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Вторая часть НК РФ введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 05.08.2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Часть первая НК РФ устанавливает:

нормативно-правовые акты, определяемые как законодательство о налогах и сборах и прочие (законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные и правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, нормативные правовые акты прави-тельства РФ, Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов мес-тного самоуправления о налогах и сборах);

систему налогов и сборов РФ;

виды налогов и сборов и их понятие;

участников налоговых правоотношений;

порядок действия международных договоров по вопросам налогообложения;

институты, понятия и термины, используемые в НК РФ;

общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (определение объектов налогообложения, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, изменения срока уплаты налога и сбора и др.);

формы и методы налогового контроля;

состав налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов;

порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Часть первая НК РФ состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Общие положения

Раздел 2. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях.

Читайте так же:  Как рассчитать фондоемкость по балансу (формула)

Раздел 3. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел.

Раздел 4. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Раздел 5. Налоговая декларация и налоговый контроль.

Раздел 6. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Раздел 7. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ состоит из разделов, каждый из которых регулирует правила исчисления, порядок и сроки уплаты конкретных налогов, а также представления отчетности по ним. Это:

Раздел 8. Федеральные налоги:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы:

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения для сельскохозяйственных товаро-производителей;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

Раздел 9. Региональные налоги и сборы:

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Раздел 10. Местные налоги:

налог на имущество физических лиц.

Налоговый кодекс РФ определяет налоговые отношения как от-ношения властного подчинения одного лица другому. Так, властными полномочиями по установлению, взиманию, отмене налогов и сборов, осуществлению контроля исполнения налогового законодательства, привлечения к ответственности за налоговые правонарушения наделены государственные органы власти и органы местного самоуправления. В связи с этим, при регулировании налоговых отно-шений не применяются нормы гражданского законодательства.

В основу построения Налогового кодекса РФ были положены общие принципы налогообложения, сформулированные в части первой (ст. 3) (подробно этот вопрос рассмотрен в параграфе 3 гл. 2).

Одной их важных характеристик законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени. Так, согласно ст. 5 НК РФ нормативные акты по налогам и сборам вступают в силу:

акты законодательства о налогах — не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и 1 -ого числа очередного налогового периода;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

акты законодательства о сборах — одного месяца со дня их официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода;

федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов — 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы — 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

При этом под официальным опубликованием федеральных законов признается их первая публикация в полном тексте в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», но не дата подписания.

Сначала законы обсуждаются Государственной думой РФ (ст. 105 Конституции РФ) в три этапа — чтения (рис. 3.2).

Принятые Государственной думой федеральные законы в течение 5-и дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации создается согласительная комиссия, (в состав которой входят представители Государственной думы) для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой.

Рис. 3.2. Порядок обсуждения и принятия законов РФ Государственной думой РФ

Принятый федеральный закон в течение 5-и дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение 14-и дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ).

Вместе с тем нормативный правовой акт о налогах и сборах может быть признан не соответствующим НК РФ. Так, в ст. 6 НК РФ сформулированы признаки несоответствия нормативного правового акта требованиям НК РФ:

издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

вводит новые обязанности или изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

изменяет установленные настоящим НК РФ условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;

иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Признание нормативно-правовых актов о налогах и сборах не соответствующими НК РФ происходит при наличии хотя бы одного из перечисленных выше признаков в судебном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ.

Нормативную базу налогового законодательства РФ по отдельным налогам дополняют федеральные и региональные законы, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в соответствии с НК РФ.

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены случаи, когда Правительство РФ издает подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. При этом, указанные постановления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Так, Правительству РФ Налоговым кодексом РФ дано право устанавливать:

ставки федеральных налогов (п. 1 ст. 53 НК РФ);

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ);

перечень отраслей и видов деятельности, имеющий сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ);

порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ);

порядок и размеры выплат свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ);

классификацию основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ) и др.

Вместе с тем, подзаконные нормативные правовые акты по воп-росам, связанным с налогообложением, могут принимать органы ис-полнительной власти субъектов РФ, а также органы местного само-управления. К таким документам можно отнести, например, поста-новления правительств Москвы, Санкт-Петербурга, распоряжения губернатора Московской области и др.

Читайте так же:  Оценка строительных материалов

К нормативным правовым документам, носящим рекомендательный характер, относят методические рекомендации, письма и разъяснения Минфина РФ, ФНС. Данные акты не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах; их главная цель — разъяснить отдельные положения законодательства о налогах и сборах.

Федеральные законы РФ

«О внесении изменения в статью 228.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 333.28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»

«О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

«О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»

«О регулировании отдельных отношений, связанных с искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными в пределах российского сектора Каспийского моря, и о внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законодательство о налогах и сборах

Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

Система налогового законодательства

Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

Состав законодательства и НПА

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

  • Налоговый Кодекс;
  • Бюджетный кодекс;
  • Закон о налоговых органах;
  • Таможенный и Трудовой кодексы;
  • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

[1]

Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

  • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
  • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
  • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
  • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
  • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

Исполнение норм налогового законодательства

Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

Читайте так же:  Производственная травма что делать работнику, выплаты и компенсации

Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

Законодательство субъектов РФ

Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

  • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
  • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
  • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

Нарушения в налоговой сфере

Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

  • нарушенный порядок постановки на учет;
  • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
  • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
  • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
  • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

Налоговое законодательство по данному вопросу

Налоговое законодательство — подотрасль финансового права; совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с… … Финансовый словарь

Налоговое законодательство — см. Законодательство РФ о налогах и сборах … Энциклопедия права

налоговое законодательство — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN tax legislation … Справочник технического переводчика

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в государстве, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Н.з. регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых… … Юридическая энциклопедия

налоговое законодательство — совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением … Словарь экономических терминов

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — (англ. tax legislation) – совокупность законов о налогах, действующих на территории страны. В Российской Федерации – совокупность федерального законодательства РФ о налогах и сборах, законодательств субъектов Федерации о налогах и сборах,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Налоговое законодательство — 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154 ФЗ) 2. Настоящий Кодекс… … Официальная терминология

Налоговое законодательство — см. Законодательство РФ о налогах и сборах … Большой юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в государстве, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Н.э. регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — – совокупность правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Н. з. регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Применение и разъяснение налогового законодательства.

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Применение и разъяснение налогового законодательства

Управление ФНС России по Тамбовской области информирует

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов. Нормы налогового права тесно связаны с государственным и административным правом, поскольку налоговые правоотношения по своей сути основаны на организационно-властной деятельности государственных органов с одной стороны и исполнении гражданами и организациями возложенных на них юридических обязанностей — с другой.

По этой причине одно из основных требований, предъявляемых к нормам налогового права, это их конкретность и определенность.

Однако, законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме, совместить «дух» и «букву» закона. Российское налоговое законодательство не отличается стабильностью. Многие действующие акты противоречивы, и это не способствует их единому толкованию.

В то же время, толкование правовых норм — важнейшее условие их правильного понимания и применения. Под толкованием понимают выяснение точного смысла, содержания правовой нормы. Задача и цель толкования заключается в том, чтобы установить подлинную волю законодателя, выраженную в данной норме, и правильно ее применить.

Один и тот же закон можно истолковать по-разному, в зависимости от того, кто и как применяет, в каких целях. Большую роль здесь играет субъективное начало. Даже судьи Конституционного Суда РФ, наделенные исключительным правом толковать Конституцию и другие нормативные правовые акты, не всегда понимают предмет толкования одинаково. Многие из них заявляют о своей особой позиции, высказывают мнение, не совпадающее с взглядами других судей.

Читайте так же:  Ипотека для военнослужащих

Порой приходится сталкиваться и с ошибками налоговых органов в оценке правильности исполнения плательщиками своих обязанностей. Анализ таких ошибок показывает, что они объясняются не столько субъективными, сколько объективными причинами, связанными с недостатками в правовом регулировании налоговых отношений, пробелами в законодательстве, нечеткостью формулировок и их взаимной противоречивостью.

Налогоплательщики сегодня, как правило, имеют свою точку зрения по конкретному вопросу и, естественно, хотят знать, соответствует ли их понимание тех или иных норм законодательства о налогах и сборах позиции контролирующих органов.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налоговые органы информируют плательщиков о действующих налогах и сборах, законах о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах. В налоговую службу следует обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняет налоговое ведомство.

В отличие от перечисленных вопросов, которые относятся к компетенции налоговых органов, Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. То есть, как в том или ином случае применяются конкретные нормы.

Право Минфина России давать плательщикам письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства предусмотрено пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ. Наряду с этим, подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов руководствоваться разъяснениями Минфина России.

Однако необходимо учитывать, что в данном случае имеются в виду разъяснения, которые адресованы не конкретным заявителям, а самой Федеральной налоговой службе России. Данная позиция изложена в письме Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.

В названном документе финансовый орган пояснил, что опубликованные в различных правовых базах данных и периодических изданиях письма Министерства Финансов, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Содержащиеся в таких письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Следовательно, такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами и плательщиками.

Таким образом, налоговые органы не обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям. Применению подлежат разъяснения, направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России. В указанных письмах может содержаться формулировка «довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков» или они доводятся до налоговых органов специальным письмом. Эти документы публикуются на официальных сайтах Минфина России и ФНС России.

Выполнение плательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ признается одним из обстоятельств, исключающих его вину, а, следовательно, и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ с плательщика, который допустил нарушение налогового законодательства из-за того, что следовал письменным разъяснениям Минфина России, не могут быть взысканы и пени.

Однако для этого разъяснения должны быть даны непосредственно самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц.

Основная причина обращения за разъяснениями — нечеткое определение в российском законодательстве используемых терминов, а также установленных правил исчисления и уплаты налогов. За официальной позицией по таким вопросам надо обращаться в Минфин России.

В пункте 3 ст. 34.2 НК РФ сказано, что Минфин России и региональные финансовые органы обязаны рассмотреть письмо налогоплательщика в течение двух месяцев со дня его получения. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Запрос должен быть подписан руководителем организации или уполномоченным представителем налогоплательщика. Такое обращение в силу ст. 29 НК РФ требует подтверждения заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика.

Информирование по вопросам налогообложения осуществляется на основании конкретных документов и материалов. Обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем, т.е. относящихся к области теории, обычно не рассматриваются.

Следует помнить, что применение письменных разъяснений, основанных на неполной или недостоверной информации, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поэтому в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Юридический отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области

Источники


  1. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  3. ред. Шубин, В.В. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961-1983 гг.); М.: Юридическая литература, 2012. — 432 c.
  4. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
Налоговое законодательство по данному вопросу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here