Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Учетная политика организации. Как составить в 2019 году

Учетная политика бывает двух видов: налоговая и бухгалтерская. Налоговую учетную политику должны оформлять и организации, и индивидуальные предприниматели на УСН (п. 2 ст. 11 НК РФ). Бухгалтерскую учетную политику обязаны составлять только компании (подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Вы можете оформить бухгалтерскую и налоговую политику в одном документе. Но удобнее утвердить две политики как два разных документа.

Что такое учетная политика. Какие положения в ней отражать

Бухгалтерская учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые выбрала ваша компания (п. 1 ст. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). В налоговой учетной политике вы записываете способы, которые применяете в налоговом учете. В налоговой и бухгалтерской политике вы отражаете не все способы, а лишь те, для которых есть разные варианты учета.
С 2018 года в бухучете вы также вправе разработать собственный способ учета, если в ПБУ нет нужного для вашей ситуации (п. 6 ПБУ 1/2008).
Малые компании при этом не обязаны ориентироваться на МСФО. Главное – использовать принцип рациональности. То есть, учет должен быть максимально простым, чтоб тратить меньше времени. Способы учета, которые разработали сами, также пропишите в учетной политике.

Когда утверждают учетную политику организации

Новая компания должна утвердить бухгалтерскую учетную политику в течение 90 дней. (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008). Если ваша организация работает больше квартала, но без учетной политики, составьте документ как можно скорее. Пропишите в ней те способы учета, которые применяете. Налоговую учетную политику утвердите не позднее конца года, в котором создали компанию (абз. 4 п. 12 ст. 167 и п. 1 ст. 346.19 НК).
Если вы утверждаете учетную политику на 2019 год, на приказе руководителя поставьте дату 31 декабря 2018 года или раньше.
Способы учета из учетной политики вы применяете с 1 января года, следующего за годом, когда вы утвердили документ (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ).

Что грозит компании, у которой нет учетной политики

Если при проверке налоговики затребуют приказ об учетной политике, а вы не представите, фирму оштрафуют на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК, постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015).
Кроме того, без учетной политики вы не сможете при проверке пояснить налоговикам, почему применяете тот или иной способ учета, особенно если разработали его сами. В этом случае повышается риск, что инспекторы доначислят налог, пени и штраф.

Нужно ли учетную политику ежегодно пересматривать

Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК).
Если в прошлогоднем приказе вы указали ««утвердить учетную политику на 2018 год», на 2019 год нужен новый документ. Если в приказе вы использовали формулировку «утвердить, начиная с 1 января 20___ года», то можете применять документ последовательно из года в год.
Но на всякий случай пересмотрите текущую учетную политику. Возможно, какой-то способ учета можно поменять на более простой и выгодный.

Как изменить учетную политику организации

Есть два способа оформить изменения в учетную политику.

Первый:
— Вы разрабатываете новый документ об учетной политике и вносите в него все способы, но с учетом изменений.
— Ставите дату, когда измененная учетная политика вступит в силу, например, с 1 января 2019 года.
— Утверждаете новую учетную политику приказом руководителя или предпринимателя не позднее 31 декабря 2018 года.

Второй:
—Вы издаете приказ о внесении изменений и пропишете в нем только те пункты, которые исправляете.
—Примерная формулировка такая:

Пункт 5 учетной политики для целей расчета налога при упрощенной системе налогообложения с 1 января 2019 года изложить в следующей редакции.

Когда нужно вносить изменения в бухгалтерскую учетную политику

Вносите изменения в бухгалтерскую учетную политику в трех случаях:
1) поменялись нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета;
2) вы решили сменить способы учета, например, чтобы упростить учет;
3) изменились условия деятельности организации, например, вы начали новый вид деятельности и т.п.

Какие изменения внести в бухгалтерскую учетную политику на 2019 год

Если ваша компания малая, с 2019 года максимально упростите учетную политику. Малые компании и раньше могли выбирать выгодные методы бухучета. Например, малые организации могут начислять амортизацию на основные средства один раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
А теперь вы вправе внедрить свои способы, если нужных правил нет в ПБУ. Так что пересмотрите все положения прошлогодней учетной политики. Выберите на 2019 год те, что будут проще и выгоднее вашей компании.

Образец. Приказ о внесении изменений в бухгалтерскую политику

Какие изменения внести в налоговую учетную политику

Где скачать готовую учетную политику

Подписчики электронного и печатного журнала «Упрощенка» могут скачать готовые образцы учетной политики для разных видов деятельности:

Готовая учетная политика — образец для организации

Скачать бесплатно пример учетной политики ООО на УСН на 2020 год

В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2019 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2020. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

В Готовом решении от КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с образцом учетной политики для торговой организации на ОСН; производственной организации на ОСН. А чтобы увидеть порядок составления учетной политики по НДС, обратитесь к этому Готовому решению.

Когда предприятия утверждают учетную политику

Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:

Создание новой организации

[1]

В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Читайте так же:  Возврат страховки по ипотечному кредиту

Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внесение изменений в учетные политики

По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008)

[2]

  1. В случаях изменения методов НУ или существенного изменения условий работы организации — с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ)
  2. В случае изменения законодательства — с даты вступления в силу нового НПА

Внесение дополнений в учетные политики

На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008)

В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации.

Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)

Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

Вариант документа, утверждающего учетную политику, смотрите в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

Изменения, которые нужно учесть, если формируется учетка на 2020 год (по пунктам)

В предлагаемом примере учетной политики предприятия на 2020 год изменены (дополнены):

  • Пункт 45 — указанием на применение обновленных форм бухгалтеской отчетности за 2019 год и использование контрольных соотношений от ФНС.
  • Пункт 48 — в него введено указание на утверждение обязательных требований к составлению первичных учетных документов. Напомним, с 09.06.2019 главбуха нельзя оштрафовать за ошибки, допущенные в учете по вине третьих лиц, в том числе из-за неправильного составления ими первичных документов. А с 26.07.2019 в закон «О бухучете» введено указание на обязательное соблюдение требований главбуха (иного лица, ответственного за бухучет) по оформлению первички всеми сотрудниками организации. В этой связи рекомендуется составить такие письменные требования в качестве приложения к учетной политике и ознакомить с ними всех сотрудников, причастных к работе с документацией, под роспись.

Положения, не вошедшие в готовый документ

В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

  • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
  • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
  • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
  • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
  • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику

Когда в учетной политике организации разработанные положения соответствуют действующему законодательству, то ссылаясь на нее можно выиграть споры с проверяющими органами. Однако, если учетная политика будет противоречить законодательству, то положения ее можно считать недействительными. Кроме того, налоговая может доначислить налоги. Поэтому организациям нужно тщательно следить за тем, какая политика у них действует в настоящее время и соответствуют ли ее положения действующим законодательным актам. В статье подробно разберем цели учетной политики, а также какие положения в ней следует предусмотреть для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами.

Ежегодно менять или составлять новую учетною политику не нужно. Сделать это потребуется только тогда, когда произошли изменения в законах. К примеру, Налоговый кодекс предусмотрел для компаний выбрать один из способов учета. Составить политику заново потребуется, например, когда компания меняет способ учета. Однако утверждать учетную политику каждый раз вовсе не обязательно. Для этого можно внести нужные изменения, издав соответствующий приказ.

Изменения в учетную политику требуется вносить только в том случае, если они касаются тех способов учета, которые применяет организация. Например, организация не создает резервов в налоговом учете. Тогда даже при появлении новых правил по их созданию прописывать это в учетной политике не нужно (

Следует помнить, что оштрафовать на не внесение изменений в учетную политику не могут. Главное, чтобы учет в организации осуществлялся по новым правилам.

Для того, чтобы внести изменения в политику, действовать нужно следующим образом:

  • Первоначально готовят текст, содержащий изменения и их обоснование;
  • Определяют дату вступления изменений в силу;
  • Проверяют не нарушается ли время применения отдельных методов;
  • Подготовленные изменения утверждают приказом руководителя.

Обязанность по ведению бухучета существует у каждой организации, независимо от того, является ли она малым бизнесом. Однако, операции компании вправе отражать разными способами. Такие способы, применительно к своей организации и нужно закрепить в учетной политике, а значит составлять такой документ нужно абсолютно всем компаниям. Для малого бизнеса существуют упрощенные способы ведения учета, но чтобы его применять, необходимо прописать их в учетной политике.

Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Но, налоговые органы при проверке могут произвести свой расчет расходов, так как утвержденного способа в учетной политике компании не существует.

Учетная политика и бухгалтерская программа

Некоторые компании не уделяют особого внимания учетной политике и используют разработанные шаблоны ежегодно. Кроме того, изменения в законодательстве такие организации также не вносят. Настроенная бухгалтерская программа по такой учетной политике будет формировать операции по устаревшим алгоритмам. Распространена также и такая ситуация, когда в политику изменения внесли, а в программу нет. Такая ошибка в учете является одной из самых распространенных. Последствия по таким ошибка достаточно серьезные, компании могут грозить штрафы приличных размеров.

Читайте так же:  Как узнать свою кредитную историю бесплатно через интернет

Расхождения наиболее часто встречаются при проверке:

  • Прямых расходов, а именно порядок их списания;
  • Способа учета запасов;
  • Списания транспортных расходов.

Учетная политика для целей налогообложения

Для налогообложения учетная политика представляет собой способы ведения учета, которые в себя включают: первичное наблюдение, стоимостное измерение, группировку показателей текущую и итоговую. Приказ об утверждении учетной политики составляется в произвольной форме, так как законодательно утвержденной формы нет. Кто должен разрабатывать учетную политику тоже не имеет значения, сделать это может не только бухгалтер (причем, как главный, так и рядовой), но и руководитель (

Прямые расходы в учетной политике

Организации, оплачивающие налог на прибыль, должны закрепить в учетной политике все прямые расходы. Перечень расходов должен совпадать с тем списком, который есть в бухгалтерской программе. Если два этих перечня совпадать не будут, то учтенные в программе расходы будут списаны как косвенные. Примером могут служить расходы на заработную плату. Если в учетной политике сказано, что вся зарплаты относится к прямым расходам, а в программе только зарплата подразделения, то разница будет списана в косвенные расходы.

Косвенные расходы в отличие от прямых учитываются сразу, а если организация спишет сразу расходы, указанные в политике в качестве прямых, то при проверке налоговая доначислит налог на прибыль (

Учет МПЗ в учетной политике

Порядок учета МПЗ необходимо предусмотреть в учетной политике. Существует несколько способов учета:

  • По средней стоимости;
  • ФИФО;
  • По стоимости единицы запасов.

Важно, чтобы выбранный способ в учетной политике совпадал с тем, что установлен в программе бухгалтера. При этом, учитывать нужно такие особенности:

  1. Для каждого из запасов можно установить свой способ. Например, по материалам – ФИФО, а по товарам – по средней стоимости. Но не каждая программа такую возможность предусматривает, поэтому в учетной политике нужно прописать единый способ.
  2. В некоторых программах не предусмотрена установка различных методов оценки запасов для бухгалтерского и для налогового учетов. Эту особенность нужно учесть при составлении учетной политики, для того, чтобы методы оценки совпадали.

Важно! Расхождения в способах учета МПЗ могут привести к тому, что налоговые органы пересчитают себестоимость. Это в свою очередь может привести к снижению расходов, списанных компанией при расчете налога на прибыль. В этом случае налоговая доначислит налог, а также наложит штраф на организацию.

Транспортные расходы в учетной политике

Учет транспортных расходов можно вести следующими способами:

  • Включая в стоимость запасов;
  • Учитывая отдельно.

При составлении учетной политики опираться также нужно на программу бухгалтера. Если программой не предусмотрены настройки по учету транспортных расходов, то приход доставки должен сопровождаться определенными действиями.

Например, учетная политика содержит положение, что доставка включается в стоимость МПЗ. В этом случае в программе расходы будут отражаться отдельным документом.

МПЗ можно учитывать и на отдельном счете. При этом, затраты в конце месяца будут списываться пропорционально стоимости запасов, переданных в течение месяца в производство. В программе товары и материалы будут оформляться через поступление, а расходы по доставке фиксироваться отдельным документом поступления.

Несовпадение способов учета транспортных расходов в учетной политике с настройками программы также могут привести к доначислению налога и штрафам для компании. Так как при проверке налоговики пересчитают налог на прибыль, основываясь на способ учета, отраженный в учетной политике.

Цели учетной политики

Таким образом, основными целями учетной политики для организации являются следующие:

  • Закрепление выбранных способов ведения учета;
  • Формирование объективной картины деятельности предприятия для достижения наиболее эффективного ведения учета;
  • Урегулирование споров с налоговыми проверяющими органами, ссылаясь на утвержденный документ.

Следует помнить, что такой документ как учетная политика является основой ведения учета в организации, если его проигнорировать или составить не учитывая нормы действующего законодательства, то могут возникнуть споры с налоговыми органами, которые приведут к увеличению налоговой базы и начислению штрафов.

Законодательная база

Законодательный акт Содержание
Закон №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»
Приказ Минфина №106н от 06.10.2008 «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету»
Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Можно ли утверждать учетную политику ежегодно?

Ответ: Можно, запретов для этого со стороны законодательства нет, но и требований делать это ежегодно тоже нет.

Обязательно ли утверждать учетную политику каждый год?

Вопрос

Нужно ли утверждать учетную политику на каждый год если никаких изменений в учетную политику предыдущего года не вносится.

Ответ

Утвержденная при возникновении организации учетная политика применяется последовательно из года в год. Требование о том, что утверждать ее нужно ежегодно, законодательство не содержит.

Однако корректировать ее порой все же приходится. Речь идет о ситуациях, когда произошли изменения в законодательстве или нормативных актах, организация произвела разработку новых способов ведения бухучета или же существенно изменились условия ее деятельности (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»). В этом случае изменения, касающиеся «бухгалтерской» составляющей учетной политики, вводятся в действие с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

При этом сведения, которые относятся к учетной политике для бухгалтерского учета, фирма должна раскрывать в пояснительной записке к годовой отчетности. Это требование пункта 24 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Для налогового учета решение о внесении корректировок при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства не ранее чем с момента вступления в силу указанных изменений (ст. 313 НК).

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Кто и зачем разрабатывает учетную политику

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения. Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу .

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме . Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Читайте так же:  Больничный инвалидам — как оплачивать

Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О том, нужно ли разрабатывать учетную политику для целей налогообложения предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, см. Как предпринимателю на ОСНО вести учет хозяйственных операций .

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Ситуация: могут ли обособленные подразделения формировать свою учетную политику для целей налогообложения?

Обособленные подразделения не признаются отдельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они входят в состав организации, открывшей их. Поэтому обособленные подразделения не вправе формировать отдельную учетную политику для целей налогообложения. На их деятельность распространяются общие положения учетной политики организации.

Что указать про налог на прибыль

Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль (ст. 313 НК РФ). Этот раздел должен содержать:

  • элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
  • самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на организацию;
  • обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющее его использовать).

В частности, нужно определить:

Перечень вариантов налогового учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, приведен в таблице .

Какие правила, связанные с НДС, отразить

В разделе учетной политики про НДС нужно, в частности, определить:

  • порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
  • порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставок на экспорт;
  • особенности нумерации счетов-фактур (если, например, организация реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).

Ситуация: можно ли не закреплять в учетной политике для целей налогообложения методику ведения раздельного учета по НДС? Организация ведет деятельность, облагаемую и не облагаемую НДС.

По мнению контролирующих ведомств, в учетной политике для целей налогообложения обязательно нужно закрепить методику раздельного учета по НДС (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 11 марта 2010 г. № 16-15/25433 и от 27 марта 2007 г. № 19-11/028237). Дело в том, что организация должна обеспечить проверяющим возможность проконтролировать обоснованность применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 23 НК РФ). А учетная политика – это как раз документ, в котором фиксируют выбранный метод распределения входного НДС (абз. 22 п. 2 ст. 11 НК РФ). На основании этого документа налоговая инспекция будет проверять правильность расчетов, связанных с распределением налога между операциями, облагаемыми НДС и освобожденными от налогообложения.

При этом в учетной политике можно прописать любую экономически обоснованную методику раздельного учета, которая позволяет достоверно определить все необходимые показатели. Причина в том, что законодательно порядок ведения раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, не установлен. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, определение ВАС РФ от 21 января 2011 г. № ВАС-18432/10, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2012 г. по делу № А56-27831/2011).

Совет: если вы готовы спорить с проверяющими, то методику раздельного учета по НДС в учетной политике можете не отражать. При этом вам помогут следующие аргументы.

В Налоговом кодексе нет четкого правила, как надо вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). Поэтому, если в организации нет утвержденной методики, это еще не значит, что она нарушила требования. Потому и нет оснований для отказа в вычете НДС. То, что организация ведет раздельный учет, можно подтвердить любым способом. Например, сформировав учетные регистры отдельно по разным видам операций на основании первичных документов. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 6 марта 2012 г. по делу № А40-140274/10-4-840, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2012 г. № А74-585/2011, Северо-Кавказского округа от 17 августа 2011 г. № А53-19990/2010, Уральского округа от 7 декабря 2010 г. № Ф09-9755/10-С2).

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

  • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

  • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Читайте так же:  Эцп для юридического лица

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

  • оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
  • формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.

При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).

Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов. Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год. Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.

Как дополнить учетную политику

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ). Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/240, от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

Ситуация: можно ли внести изменения (дополнения) в учетную политику для целей налогового учета при реорганизации в форме присоединения? После этого организация стала вести новую деятельность, которой раньше занимались присоединенные организации.

Изменения в учетную политику вносят в двух случаях:

  • если организация меняет выбранный метод учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • если вносят поправки в законодательство о налогах и сборах – не ранее даты, когда изменения вступают в силу.

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности (ст. 313 НК РФ).

При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а реорганизованная организация приобретает права и обязанности присоединенной (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизованная организация может начать заниматься деятельностью присоединенных организаций, которую она раньше не вела. В этом случае организация обязана определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета принципы и порядок отражения этих видов деятельности. Как только завершится реорганизация, надо внести в учетную политику изменения, связанные с налогообложением новых операций.

Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность или получит лицензию на ведение нового вида деятельности (письма Минфина России от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136, от 24 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/889).

Куда сдавать

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию приказы об утверждении учетной политики для целей налогообложения?

В Налоговом кодексе такая обязанность не прописана. Однако без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317, УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754). Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса вы обязаны представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 12 ст. 89, п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если проигнорировать требование инспекторов, то организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Также по заявлению налоговой инспекции суд может применить к ответственным сотрудникам организации (например, к ее руководителю) меры административной ответственности. Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке:

  • налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
  • вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).

Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год

У организации существует две учетных политики: одна — для целей налогообложения, вторая — для целей бухгалтерского учета. Каждая учетная политика утверждена соответствующим приказом, при этом в приказах четко указано, что учетная политика сформирована на 2008 год. До 2008 года она не составлялась. Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации составление приказа о продлении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2008 года на 2009 год не требуется. Все изменения в учетной политике могут закрепляться отдельными приказами руководителя.
Что касается учетной политики для целей налогового учета, то, по нашему мнению, более верным будет утвердить на 2009 год новую учетную политику или издать приказ о продлении старой.

Обоснование вывода:

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В настоящее время порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008).

Читайте так же:  Как правильно сделать погашение материнским капиталом ипотеки и причины почему могут отказать в пере

Однако следует учитывать, что ПБУ 1/2008 вступило в силу только с 1 января 2009 года (п. 3 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а до этой даты действовало ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/98).

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. А согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только в строго определенных случаях (аналогичные нормы содержались в п. 6 и п. 16 ПБУ 1/98).

Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.

На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год. Именно так обеспечивается соблюдение указанной выше нормы о последовательном применении учетной политики, кроме того, в этом случае соблюдается один из принципов бухгалтерского учета — допущения последовательности применения учетной политики (п. 4.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29.12.1997).

Учетная политика для целей налогообложения

В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики. НК РФ не предусматривает и четкого порядка ее утверждения и оформления. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 «НДС» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.

Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.

Однако п. 12 ст. 167 указывает на то, что: «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации». Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.

Поэтому, на наш взгляд, организация имеет полное право из года в год применять учетную политику для целей налогообложения (как прибыли, так и НДС), составленную в начале своей деятельности. Утверждать «новую» учетную политику организация должна по мере необходимости внесения в нее изменений.

В рассматриваемом случае в приказе об утверждении учетной политики указано, что данная учетная политика применяется только в 2008 году.
По нашему мнению, организация должна приказом либо продлить ее на следующий 2009 год, либо утвердить новую учетную политику, в случае необходимости внесения изменений.

Косвенно ежегодный характер утверждения учетной политики организации для целей налогообложения подтверждают и представители налоговых органов, отвечая на вопросы о порядке ведения раздельного учета затрат налогоплательщиком (смотрите, например, письма УМНС России по г. Москве от 28.07.2004 N 24-11/50004, от 04.03.2004 N 24-11/14934, от 15.05.2003 N 24-11/27161, от 04.04.2003 N 24-11/18947, от 14.01.2002 N 24-11/01663).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами, представленными в системе ГАРАНТ:

— Необходимость принятия учетной политики (М.А. Щербакова, «Новое в бухгалтерском учете и отчетности», N 23, декабрь 2008 г.);

— 7 причин изменить учетную политику (О. Слобцова,»Практическая бухгалтерия», N 12, декабрь 2008 г.);

— Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения (И.А. Невский, «Горячая линия бухгалтера», N 4, февраль 2009 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

8 сентября 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источники


  1. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  2. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.

  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  4. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.
  5. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here