О сотрудничестве в рамках еаэс, налогообложение

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "О сотрудничестве в рамках еаэс, налогообложение" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

К ВОПРОСУ УНИФИКАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности налогообложения в Евразийском экономическом союзе, дается краткая характеристика отдельных видов налогообложения, выявляются проблемы налогообложения, вносятся предложения об унификации правовых норм в сфере налогообложения.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, унификация, международные правовые акты, налогообложение, ставки налога, НДС, акциз.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является самой развивающейся и прогрессивной из всех существующих международных организаций экономической интеграции на восточном направлении. Целью создания ЕАЭС стало обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Взаимоотношения между государствами ЕАЭС по проблемам налогообложения регулируются с помощью Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. [1], а также протоколами, многосторонними соглашениями.

В условиях динамично развивающихся международных экономических отношений, институтов региональной экономической интеграции с каждым годом заключается все больше многосторонних международных договоров, принимается больше иных международно-правовых актов, направленных на унификацию налогового регулирования между странами, входящими в Союз и имеющими различное национальное регулирование налоговой политики.

Гармонизация и унификация налогового регулирования — важные направления развития любого экономического союза. Гармонизация налогового права в рамках ЕАЭС представляет собой процесс сближения национальных систем правового регулирования налоговых отношений, уменьшение и даже в дальнейшем полное устранение различий между ними.

Унификация национальных моделей налогового законодательства предполагает такое их сближение, при котором государства, участвующие в этом процессе, берут на себя определенные международные обязательства в области налогообложения.

Одной из основных проблем на современном этапе является унификация ставок различных налогов, и прежде всего, НДС, так как в настоящее время ставки налогов стран-участниц не совпадают, к тому же взимание отдельных налогов осуществляется в соответствии с принципом страны назначения. Так, например, при импорте продукции будет применена ставка, действующая в стране-импортере, т.е. при ввозе товаров в Россию из стран — участниц ЕАЭС применяются ставки 10% и 18%, которые зависят от вида ввозимого и вывозимого товара. В то же время ставка НДС, например, в Казахстане составляет 12%, а в Республике Беларусь — 20%, в Армении – 20%, в Кыргызской республике — 20% [7, с. 7]. Как справедливо отмечается специалистами, существующие сегодня национальные различия в порядке налогообложения, преференциях и прочее не способствует созданию единого инвестиционного пространства как важнейшего условия повышения инвестиционной привлекательности интегрируемых государств, а оптимальным вариантом решения указанного вопроса является унификация ставок косвенных налогов, применяемых в государствах-членах Союза, с последующим распределением между ними уплаченных сумм налогов [10, с. 188].

Указанная мера будет способствовать созданию равных условий для развития предпринимательства, а упрощение процедуры уплаты НДС в виде установления единых тарифов повысит эффективность администрирования взыскания налогов в границах единой таможенной территории.

Следующим актуальным вопросом является достаточно большая разница в ставках акциза для подакцизных товаров в странах, выполняющих интеграцию, что приводит к нарушению принципа конкурентного равноправия.

Также необходимо указать, что в пределах ЕАЭС необходимо унифицировать налогообложение налоговых резидентов — граждан стран — членов ЕАЭС для того, чтобы при оформлении трудовых отношений с гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от выполнения труда по найму в РФ выполнялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов РФ [4, с. 26].

По мнению Е.Г. Петросян, унификация налогового законодательства государств-членов ЕАЭС будет обеспечивать и гарантировать стабильное функционирование единого рынка. Она нужна, прежде всего, для устранения преград для граждан и юридических лиц, которые связаны с трансграничной экономической деятельностью на территории Союза [9, с. 223].

В соответствии с Положением о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. унификация налогообложения государств-членов ЕАЭС заключается в следующем: формирование единых подходов в проведении налоговой политики государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; гармонизация налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС по согласованным направлениям; совершенствование нормативно-правовой базы ЕАЭС в области налогообложения [2].

[3]

В рамках Договора о Евразийском экономическом союзе Стороны приняли на себя обязательства по применению таких условий налогообложения по всем видам налогов и сборов, когда ни в каком из государств-членов ЕАЭС не могут существовать наименее благоприятные условия налогообложения в отношении ввозимых с территории других участников ЕАЭС товаров, чем условия налогообложения в отношении к аналогичным товарам, происходящим со своей территории.

На наш взгляд, для решения проблем унификации налогообложения в государствах ЕАЭС требуется на наднациональном уровне закрепить основные нормы и принципы, регулирующие прежде всего косвенные налоги во взаимной торговле, не двусторонними соглашениями и конвенциями, а единым международным документом ЕАЭС, при этом отдельному виду налогов должен соответствовать отдельный международный договор.

Как считает И.С. Набирушкина, унификация ставок косвенных налогов позволит создать наиболее комфортные условия для формирования единого экономического пространства, в рамках которого государства-члены смогут создать общие равные условия для перемещения товаров, основанные на единых принципах налогообложения и взимания косвенных налогов [8, с. 27].

В рамках ЕАЭС одним из основных вопросов, вызывающим интерес государств, входящих в Союз, является развитие и укрепление сотрудничества в области налогообложения, под которым необходимо считать проведение унификации и приближение основ налогообложения, единых направлений налоговых реформ, согласование налоговой политики членов ЕАЭС.

Помимо гармонизации косвенных налогов стоит задача постепенной корректировки и унификации нормативно-правовых актов пяти стран в области прямого налогообложения. С одной стороны, прямые налоги — на доходы физических лиц и на прибыль организаций — по сравнению с косвенными налогами, не имеют такого существенного влияния на налоговые поступления в бюджеты стран[5, с. 753].

В Российской Федерации все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей взимания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов. Согласно ст. 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам – нерезидентам должна применяться ставка НДФЛ, установленная для резидентов. Это означает, что для граждан Казахстана, Белоруссии, Кыргызской Республики или Армении при их трудовой деятельности в России работодатели будут удерживать НДФЛ по ставке 13%.

С 2015 г. к иностранным работникам – гражданам стран – членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам [1].

Укрепление международной экономической интеграции говорит о необходимости унификации и сближении налогообложения, единых направлений налоговой политики и национального налогового права разных стран. Как считает А.Н. Козырин, налоговое законодательство государств ЕАЭС претерпевает воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Основное направление внешнего воздействия — это гармонизация и унификация налогового законодательства, осуществляемые посредством принятия международных договоров в рамках СНГ и ЕАЭС, в том числе путем принятия решений наднационального регулятора – Евразийской экономической комиссии. Однако данные решения должны приниматься учитывая национальные интересы государств-членов ЕАЭС, в рамках процедур оценки регулирующего воздействия, которые обеспечить качественное и эффективное наднационального регулирование [11, с. 13]. Особое значение для осуществления гармонизации законодательства приобретают модельные налоговые законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ [6, с. 41], например Модельный налоговый кодекс для государств — участников СНГ[3].

Читайте так же:  Коммерческая ипотека для физических лиц в сбербанке и бизнес ипотека сбербанка для ип, собственников

Таким образом, говоря об унификации налогообложения стран-членов ЕАЭС, в настоящее время необходимо отметить значительный прогресс в вопросах унификации косвенного налогообложения. Унификация прямого налогообложения происходит более медленно и связана с некоторыми сложностями поиска компромисса, так как именно прямые налоги имеет наиболее тесную связь с экономикой государства, его экономическим развитием, социальной политикой и т.д.

Список литературы и источников

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/. (дата обращения – 10.03.2017)

2. Положение о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию, утвержденное Решением Коллегии ЕЭК от 15.03.2012 г. № 13// Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/.(дата обращения – 30.03.2017)

3. Модельный налоговый кодекс для государств-участников СНГ. Общая часть. Принят в г. Санкт- Петербурге 29.11.2013г. Постановлением 39-10 на 39-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ // Доступ из Справочно-правовой системы«КонсультантПлюс»

4. Гоголев А.М. Налоговая политика как основополагающий элемент организационно-правового механизма концепции государственного администрирования в области налогов и сборов / А.М. Гоголев // Финансовое право. – 2015. – № 10. – С. 26 — 33.

5. Захарова О.О. Налоговая гармонизация как неотъемлемая часть общеэкономических интеграционных процессов в государствах-членах Евразийского экономического союза / О.О. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 750-753.

6. Козырин А.Н. Кодификация налогового законодательства в государствах Евразийского экономического союза // Реформы и право. – 2015. –№ 4. – С. 34 — 41.

7. Малис Н. Актуальные проблемы налогового администрирования НДС / Н. Малис // Налоговый вестник. – 2015. – № 12. – С. 7.

8. Набирушкина И. С. К вопросу об унификации ставок косвенных налогов в условиях функционирования ЕАЭС / И. С. Набирушкина // Налоги. – 2015. – № 2. – С. 26-27.

9. Петросян Е.Г. Пути гармонизации систем налогообложения в странах Евразийского экономического союза / Е.Г. Петросян // Экономическая политика. – 2016. – № 6. – С. 223.

10. Трунина Е.В., Правовое регулирование таможенных отношений в Евразийском экономическом союзе // Евразийство: на пути к «Большой Европе»: учеб пособие / кол. авт.; науч. ред. Ю.Н. Сушкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – С. 167-205.

11. Трунина Е.В. К вопросу проведения оценки регулирующего воздействия решений Евразийской экономической комиссии на наднациональном и национальном уровнях / Е.В. Трунина // Евразийский юридический журнал. – 2015. – № 12. – С. 12-14.

О налогообложении оплаты по гражданско-правовому договору граждан стран ЕАЭС

Оформление иностранного сотрудника по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму. В связи с этим налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны — члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов граждан государств — членов ЕАЭС с 01.01.2015, полученных от работы по найму в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[2]

ПИСЬМО

от 17 июля 2015 г. N 03-08-05/41341

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом в отношении применения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) при выплате доходов физическому лицу от работы по найму сообщает следующее.

В статье 73 Договора предусмотрено, что в случае, если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Положения вышеуказанной статьи Договора применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов.

С 1 января 2015 года налогообложение доходов в связи с работой по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, производится по ставке 13% начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации. При этом нормы Договора не содержат четкого определения понятия «работа по найму», поэтому применяется общепринятое значение — привлечение лиц к определенной работе, труду.

В соответствии со статьей 96 Договора под трудовой деятельностью понимается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора, осуществляемая на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством этого государства.

Исходя из положений пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 и пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 368-ФЗ «О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что работа по найму относится к трудовому договору и гражданско-правовому договору.

Таким образом, по мнению Департамента, к доходам, полученным по гражданско-правовым договорам, применяются положения статьи 73 Договора.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

О сотрудничестве в рамках ЕАЭС, налогообложение

Согласно произведенным в Налоговом Кодексе изменениям, налог на рекламу в России не уплачивается с начала 2005 года. Но бывает так, что данный вид налога все же приходится учитывать, и причиной тому является не российское законодательство, законодательные акты других государств. Из данной статьи вы узнаете о том, как проходит сотрудничество в рамках ЕАЭС, когда российские фирмы обязаны уплачивать налог на рекламу в Казахстане, на каких условиях взимается данный налог в РК, кто является плательщиком налога, каковы налоговые ставки (базовые при размещении рекламы на автомобилях, в населенных пунктах, на дорогах), как исчисляется и уплачивается налог.

Читайте так же:  Формула расчета ндс

Россия активно сотрудничает с Казахстаном на протяжении многих лет, при непосредственном участии этих двух стран было образовано ЕАЭС — единое экономическое пространство. В результате интеграции предпринимателей, бизнесов и государственных предприятий заключается множество международных контактов.

Несмотря на то, что действующее законодательство Казахстана и России имеет много общих черт, наблюдаются и существенные различия . В рамках данной статьи нас будет интересовать налог на рекламу — в то время, как в Российской Федерации Правительство его отменило, в Казахстане он по-прежнему уплачивается и исчисляется в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Казахстан.

Если российское предприятие (филиал) или индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность на территории Республики Казахстан (РК), на него распространяется юрисдикция местного налогового законодательства. Соответственно, компании придется уплачивать в бюджет РК и некоторые платежи, которые не требуется рассчитывать в России. К таковым относится и налог на рекламу.

Юридические и физические лица обязаны уплачивать налог на рекламу, являясь резидентами и нерезидентами РК. Несмотря на то, что в тексте пункта 1 статьи 529 Налогового Кодекса Казахстана не сказано об уплате данного налога нерезидентами страны, логично предположить, что их данный пункт также касается. Закон страны обязывает вставать на налоговый учет юридических лиц, не являющихся резидентами Республики, в течение 30 дней с момента начала осуществления деятельности на территории Казахстана. Тем же порядкам подчиняются и организации, образованные в согласии с законодательством иностранных государств и открывшие управленческие органы в Казахстане. В связи с этим, обязательство по уплате налога на рекламу накладывается как на российские компании, открывшие в РК филиал, так и не регистрировавшие филиала на территории Республики.

Важно! Российские граждане вправе регистрировать ИП на территории Казахстана, согласно положениям Договора о правовом статусе от 28.04.1998 между Россией, Республикой Казахстан, Киргизией и Беларусью. Соответственно, нерезиденты-ИП уплачивают налог на рекламу в рамках местного НК.

Важно! В Республике Казахстан плательщиками налога на рекламу не являются государственные органы, даже если ими были использованы рекламные инструменты во время исполнения их функциональных обязанностей.

Плательщики налога на рекламу

Комментарий Физические лица

Включая тех, что зарегистрированы в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей.

В отношении организаций существуют некоторые особенности:

  • Плательщиком данного налога может признан один из филиалов компании.
  • Решение о назначении плательщиком налога на рекламу филиала должно быть закреплено в локальном нормативном акте компании.
  • Внутренний акт о назначении налогоплательщиком филиала должен быть введен в действие с начала года, следующего за годом принятия решения.
  • Для только что открытых филиалов подобное решение вступает в силу с даты открытия этого филиала.

На каких условиях с российских компаний в Казахстане взимается налог на рекламу

Важно! Прежде чем размещать рекламу, необходимо получить соответствующее разрешение. Но, даже если разрешительные документы не были оформлены, нарушитель должен исчислить и уплатить налог на рекламу.

Налог на размещение наружной рекламы взимается казахскими налоговыми органами, если реклама была устанавливается:

  • на транспортных средствах;
  • в открытой местности на территории населенных пунктов Республики Казахстан вне помещений;
  • на стационарных объектах в любом из городов Казахстана.

Информация обо всех плательщиках налога на рекламу и объектах налогообложения передается в государственные органы Республики местными органами исполнительной власти и национальным оператором, в ведомости которого находится управление дорогами. Сведения поступают не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца.

По каким ставкам уплачивается налог на рекламу в Казахстане

Важно! В государственных правовых актах Казахстана о бюджете устанавливается особая величина — месячный расчетный показатель (МРП). В корреляции с ним устанавливаются ставки по налогу на рекламу — берется показатель МРП, актуальный на 1 число того месяца, в котором налогоплательщик использует рекламу.

Величина налога на рекламу в Казахстане будет рассчитана по следующей формуле:

где РНР — размер налога на рекламу;

МРП — месячный расчетный показатель;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

БЕС — базовая ежемесячная ставка (особый коэффициент, определяемый по разновидности рекламы, площади рекламного носителя, места расположения рекламы).

Соответствующий коэффициент МРП Размещение рекламы на носителе менее 3 кв.м. на автодорогах, подходящих к городу.

Дороги I и II категории (площадь носителя рекламы — менее 3 кв.м.).

7 Дороги III категории (реклама менее 3 кв.м.).

Дороги IV категории (реклама менее 3 кв.м.).

2 Для рекламного носителя площадью более 3 кв.м.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исчисляется в корреляции с пропорцией МРП (коэффициент также учитывается) по отношению к 3 кв.м.

Узнать про базовые ставки по налогу на рекламу при размещении рекламного носителя на автомобиле вы можете, перейдя по следующей ⇒ ссылке.

Экспертное мнение к вопросу о том, как происходит исчисление и уплата налога на рекламу в Казахстане

Согласно положениям Налогового Кодекса Республики Казахстан (ст. 531 НК РК), исчисление и уплата налога на рекламу производится в соответствии со следующими особенностями налогообложения:

  1. Величина налога на рекламу рассчитывается на основании срока размещения рекламы (период размещения указывается в разрешительном документе) и ставки налога.
  2. Сумма налога к уплате не может оказаться ниже размера, установленного за 1 календарный месяц.
  3. Перечислить средства в бюджет необходимо не позднее 25 числа следующего за отчетным месяца.
  4. Чтобы оформить разрешение на размещение рекламы, необходимо представить документ, подтверждающий внесение оплаты за 1-ый месяц размещения рекламного носителя.
  5. Налог уплачивается в местный бюджет того субъекта страны, на территории которого расположена реклама.
  6. Если реклама размещена на транспортном средстве, налог на рекламу уплачивается в бюджет по месту регистрации автомобиля.
  7. Если имела место переплата по налогу на рекламу, или организация отказалась от размещения рекламного носителя (при наличии официального тому подтверждения от налоговых органов), возможен возврат или зачет налога после подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ

Отмена налога на рекламу в России (с 1 января 2005 года) ст. 529 НК Республики Казахстан

Об уплате налога на рекламу

Об установлении налога на рекламу ст. 528 НК РК

О налоге на размещение наружной рекламы

О ставках по налогу на рекламу ст. 531 НК РК

Об уплате и исчислении налога на рекламу

Типичные ошибки

Ошибка: Российская компания, осуществляющая деятельность в Казахстане без официального открытия на территории Республики филиала, не уплачивает налог на рекламу.

Читайте так же:  Льготы ветеранам военной службы по оплате коммуналки

Комментарий: Налог на рекламу не уплачивается в России, но действует в Казахстане, и иностранные физические лица и организации обязаны уплачивать его в бюджет, вне зависимости от наличия филиала на территории РК.

Ошибка: Российская компания уплачивает налог на рекламу на автомобиле в Казахстане по месту выдачи разрешения на установку рекламного носителя.

Комментарий: В случае размещения рекламы на автомобиле налог уплачивается по месту регистрации ТС.

Ответы на распространенные вопросы о том, в каких случаях российские компании уплачивают налог на рекламу, осуществляя сотрудничество в рамках ЕАЭС

Вопрос №1: Каковы полномочия местных властей в Республике Казахстан в отношении налога на рекламу? Могут ли ставки по налогу отличаться по регионам?

Ответ: Местные власти столицы, городов республиканского значения и областей Казахстана имеют право увеличивать базовые ставки по данному налогу. Однако, существуют ограничения — запрещено повышать ставку более чем в 2 раза относительно базовых ставок, установленных Налоговым Кодексом страны.

Вопрос №2: Существуют ли какие-либо особенности исчисления налога на рекламу, если она размещается в полосе отвода автодорог республиканского значения в Казахстане?

Ответ: Да, в таком случае сумма налога к уплате будет зависеть от площади рекламного носителя и категории магистралей.

Страны ЕАЭС заинтересованы в усовершенствовании налогообложения при взаимной торговле

Администрирование взаимной торговли в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), практика устранения административных барьеров во взаимной торговле, изменения налогового законодательства, проблемы налогообложения в ЕАЭС – все это стало предметом обсуждения участников сессии «Налоговая политика и валютное сопровождение внешнеэкономических сделок: проблемы, вызовы и перспективы для бизнеса», которая прошла в Ереване в рамках Международного выставочного форума «Евразийская неделя».

Увеличение объемов взаимной торговли в ЕАЭС эксперты считают одним из признаков экономического роста в странах Союза и по этому же критерию склонны судить о степени интегрированности объединения. Между тем серьезное влияние на операции по взаимной торговле оказывают налоговая политика и валютное сопровождение внешнеэкономических сделок. Среди ключевых вопросов тематической сессии – совершенствование налоговой политики и системы администрирования НДС, возмещение НДС, налогообложение торговли в Интернете.

Основой налоговой политики в ЕАЭС является создание недискриминационных налоговых условий для развития торгово-экономического сотрудничества, определение государствами-членами направлений и порядка осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, совершенствование системы взимания косвенных налогов во взаимной торговле, организация подходов к налогообложению торговых услуг в электронной форме. Например, Армения уже выдвинула инициативу по взаимному признанию сопроводительных документов. Об этом сообщил директор Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арман Хачатрян, выступивший модератором сессии.

Уже можно говорить о ряде произошедших изменений. Упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних границах государств Союза, осуществлен их перенос на внешний периметр, определен единый регламент налогового администрирования взаимной торговли государств Союза, утвержден единый формат информационного обмена между налоговыми службами стран ЕАЭС.

«И все же нам предстоит еще многое сделать. Главные тренды сегодня складываются вокруг национального регулирования и межгосударственной координации, в частности, особенно важно обеспечить баланс между судебными решениями национальных налоговых систем», – отметил Арман Хачатрян.

Для достижения этих целей определены приоритетные направления работы по совершенствованию системы взимания косвенных налогов. В первую очередь речь идет о создании системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС, совершенствовании электронных сервисов налоговых органов и организации автоматического обмена информацией, улучшении механизмов налогового администрирования оборота подакцизной группы товаров.

«Сейчас мы должны одновременно принимать меры по совершенствованию действующего механизма налогового администрирования и параллельно рассматривать новые механизмы, которые позволят на основании цифровых технологий двигаться вперед и избавлять бизнес от излишних административных процедур, от зависимости друг от друга, от недобросовестности партнера», – отметил заместитель министра финансов Республики Беларусь Дмитрий Кийко.

По его мнению, в рамках ЕАЭС это очень важное направление. Что касается внутренних задач, необходимо искать баланс интересов. Дмитрий Кийко отметил, что у Республики Беларусь достаточно передовая налоговая система, она соответствует и белорусским практикам, и ЕАЭС, и европейским практикам. Тем не менее с «учетом событий последних лет, включая экономический кризис, взаимоотношения с внешним миром, мы вынуждены принимать меры как по повышению устойчивости бюджета, так и по созданию условия для развития бизнеса. Мы разбили налоговую реформу на два этапа, и первый этап начнется со следующего года», – рассказал Дмитрий Кийко.

В соответствии с целями налоговой политики ЕАЭС в Кыргызской Республике упразднены таможенное оформление и контроль на внутренних рынках государств Союза, сообщила заместитель председателя Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики Айдай Карагулова.

Она отметила, что все разрабатываемые и применяемые нормативные правовые акты в первую очередь изучаются на предмет соответствия требованиям Договора о ЕАЭС. Эта работа ведется постоянно. Так, для внедрения механизмов прослеживаемости товаров в середине 2018 года внесены изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, предусматривающие внедрение электронных счетов-фактур, маркировки товаров и дальнейшее совершенствование применения контрольно-кассовых машин с передачей данных онлайн. Отдельное внимание уделяется механизму возмещений и возврата НДС экспортерам. В сентябре нынешнего года внесены изменения в Налоговый кодекс по этой части. Улучшение системы взимания косвенных налогов во взаимной торговле, в том числе с применением информационных технологий, будет направлено на расширение возможностей администрирования со стороны госорганов и облегчение условий для ведения добросовестного бизнеса.

Заместитель министра финансов Российской Федерации Илья Трунин рассказал о проводимой налоговой политике стран в сфере косвенного налогообложения, изменениях налогового законодательства. «Что касается изменений налогового законодательства в России: мы летом текущего года приняли закон, который позволил в ЕАЭС сформировать большинство стран со ставкой НДС 20%, и со следующего года такая ставка будет у трех из пяти государств», – заявил Илья Трунин.

Одновременно сократили сроки проведения камеральных налоговых проверок, снизили порог для заявительного возмещения НДС, приняли важный внутренний шаг – отменили налог на имущество в части движимого имущества, оставив только на недвижимость.

Илья Трунин также отметил, что необходимо все наработки, имеющиеся в каждой из стран-участниц, внедрять на уровень ЕАЭС. Но прежде нужно обеспечить взаимное признание документов, чтобы сделать систему налогового администрирования более интегрированной. «Особенно это касается электронных средств верификации, то есть электронной цифровой подписи – отсутствие единых подходов в этой части сильно тормозит, если не делает невозможным, внедрение целого комплекса технологий». По мнению представителя Минфина России, в этом направлении надо существенно ускориться: на первом этапе продумать, как будет функционировать электронная цифровая подпись во взаимоотношениях между государствами, а впоследствии – как и какие документы должны будут признаваться во взаимной торговле. «Еще одно важное направление – это координация не только систем налогового администрирования, но и налоговой политики, особенно в части высокомобильных видов операций», – уверен Илья Трунин.

Читайте так же:  Рентабельность предприятия – что значит значение рентабельности простым языком

Необходимость разработки и применения новых механизмов налогового администрирования обусловлена глобализацией и информатизацией экономических процессов. С развитием электронной коммерции актуально согласование налоговой политики электронной торговли ЕАЭС. «Поскольку электронная коммерция в принципе не «признает» границ, важно уже сейчас договориться о межгосударственной координации политик стран Союза в этом направлении», – считает Арман Хачатрян. Одна из важнейших задач – определение цифрового резидентства.

При этом сегодня только две страны ЕАЭС начали работу по внедрению норм налогообложения электронной торговли. Это Российская Федерация и чуть позже – Республика Беларусь. В Республике Армения, Республике Казахстан и в Кыргызской Республике находят свои пути решений определения налогооблагаемой базы электронной коммерции. В Комиссии эта работа ведется на постоянной основе. На площадке ЕЭК уже согласовываются со странами предложения по внесению соответствующих изменений в Договор о ЕАЭС и Приложение № 18 к нему для конкретизации регулирования налоговых правоотношений в сфере электронной коммерции.

Арман Хачатрян отметил, что пионером создания механизма налогового администрирования электронной коммерции является Российская Федерация. С 1 января прошлого года действует НДС для иностранных компаний, реализующих через Интернет услуги в электронной форме российским пользователям. Так, введено понятие электронных услуг, закреплена их реализация по месту осуществления деятельности покупателя, выработан упрощенный порядок постановки на учет иностранных организаций – через «личный кабинет» на сайте ФНС. Представитель России, заведующая лабораторией развития налоговой системы ФГБОУВО «РАНХиГС» Наталья Корниенко подробно рассказала о практическом применении этих норм.

Также в ходе дискуссии выступил исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.

Вторая часть дискуссии в рамках панельной сессии была посвящена вопросам валютного сопровождения внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС. Заместитель начальника Управления правового и методического обеспечения финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Татьяна Грекова рассказала о текущих и планируемых изменениях законодательства в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Начальник Департамента кредитно-валютной политики Центрального Банка Республики Армения Ваагн Григорян и начальник Управления денежно-кредитных операций Национального банка Кыргызской Республики Азамат Давлиталиев поделились опытом либерализации валютных правоотношений в своих странах.

Участники дискуссии обсудили перспективы активизации взаимных расчетов резидентов Союза в национальных валютах.

Налогообложение в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

_ Асмик Погосян, Кафедра Международного права МГЮА имени О.Е. Кутафина. Москва, 2018 г.

С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активизировалась торговая деятельность между хозяйствующими субъектами всех государств, вошедших в Союз. Между тем, изменился порядок налогообложения при ввозе/вывозе товаров из одной страны в другую.

Но при соблюдении этого порядка никаких проблем, как правило, не возникает. С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в пределах ЕАЭС регулируется:

  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Он является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол о косвенных налогах);
  • Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов;
  • Главой 21 Налогового кодекса РФ – в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на национальное законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

Импорт товаров – ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена.

При ввозе в Россию товаров из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии) импортер обязан исчислить и уплатить НДС.

Исчисленный НДС к уплате отражается в декларации по косвенным налогам, которая подается в налоговую инспекцию вместе с пакетом подтверждающих документов. Уплаченный при ввозе товаров налог импортер может принять к вычету.

Плательщиками налога в этом случае являются собственники товаров. Обязанность уплатить налог у них возникает при ввозе товаров из стран ЕАЭС. При этом не имеет значение, какой стране принадлежит контрагент, у которого импортер приобрел ввезенный в РФ товар. Кроме того, налог должен быть уплачен при приобретении товаров, ранее ввезенных на территорию РФ организацией другой страны ЕАЭС, если НДС по ним не был уплачен. Например, если российский налогоплательщик приобретает товары, ранее ввезенные в Россию для участия в выставках.

[1]

Импортеры обязаны заплатить «ввозной» НДС даже в том случае, если освобождены от уплаты НДС (п. 3 ст. 145, п.1 ст. 145.1 НК РФ) либо применяют специальные налоговые режимы – УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (п. 13 Протокола о косвенных налогах). Протокол предусматривает, что НДС при ввозе товаров также могут уплачивать комиссионеры, агенты и поверенные при условии, что такая возможность предусмотрена национальным законодательством страны ЕАЭС. Однако НК РФ не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС. Поэтому налог при импорте товаров из стран ЕАЭС должен уплачивать непосредственно комитент (принципал, доверитель).

Налог не уплачивается при ввозе товаров:

  • перечисленных в ст. 150 НК РФ;
  • физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
  • импорт которых осуществляется в связи с передачей в пределах одного юридического лица.

Налоговая база по ввозимым из стран ЕАЭС товарам определяется исходя из их стоимости с учётом акцизов – для подакцизных товаров (п. 14 Протокола о косвенных налогах).

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то её следует пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учёту.

Моментом определения налоговой базы является дата принятия импортированных товаров налогоплательщиком на учёт, то есть дата отражения операций по приобретению товаров на счетах бухгалтерского учёта на основании первичных документов.

Если ввозится лизинговое имущество, право собственности на которое переходит к лизингополучателю, то налоговая база определяется на дату платежа, предусмотренную договором, исходя из суммы, которая идет на оплату стоимости предмета лизинга по договору. При этом дата и размер фактического платежа не влияют на определение налоговой базы. Лизинговый платеж в иностранной валюте также пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы, то есть на дату оплаты, предусмотренную договором.

При ввозе товаров из стран ЕАЭС российский импортер должен представить в налоговый орган специальную декларацию с отраженной суммой «ввозного» НДС и пакет подтверждающих импорт документов.

Сумма налога, исчисленного к уплате по импорту товаров из стран ЕАЭС, отражается в декларации по косвенным налогам, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.07. 2010 № 69н.

Она может подаваться на бумажном носителе, если: среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек; налогоплательщик не отнесен к категории крупнейших. В остальных случаях декларация подается в электронной форме.

Читайте так же:  Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Декларация подается за месяц, в котором компания осуществляла импорт товаров из стран ЕАЭС. Срок её представления – не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором импортированные товары приняты на учёт.

Если налогоплательщик не представит декларацию по косвенным налогам, либо представит её с нарушением срока, то налоговый орган может привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В рамках налогового контроля налоговые органы государств-членов ЕАЭС обмениваются информацией о суммах уплаченных косвенных налогов. Если информация в налоговых декларациях не соответствует данным информационного обмена и налог при этом не уплачен (уплачен не полностью), то налоговый орган может доначислить налог, пени и привлечь импортера к ответственности в виде штрафа по ст. 122 НК РФ.

Наряду с декларацией в налоговую инспекцию представляются:

Подтверждающие документы (кроме заявления о ввозе и уплате косвенных налогов) могут представляться в виде заверенных копий или в электронном виде. Однако в настоящее время порядок представления документов в электронной форме не утвержден в РФ.

Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и сокращение традиционных источников экономического роста стали вызовом для российской экономической, в том числе денежно-кредитной, политики и серьёзным стимулом для развития экономической интеграции.

Президент России поручил Банку России совместно с правительством РФ во взаимодействии с центральными (национальными) банками государств – членов Евразийского экономического союза определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках Евразийского экономического союза с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза.

Все граждане стран ЕАЭС уравнены для целей взимания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховых взносов. Согласно ст. 73 «Налогообложение доходов физических лиц» договора в рамках Евразийского экономического союза с первого дня работы по найму к физическим лицам – нерезидентам должна применяться ставка НДФЛ, установленная для резидентов.

Это означает, что для граждан Казахстана, Белоруссии или Армении и Киргизии при их трудовой деятельности в России российские работодатели будут удерживать НДФЛ по ставке 13%.

Уравнивание в правах граждан стран – членов ЕАЭС коснулось и страховых взносов. Страховой стаж трудящихся государств – членов ЕАЭС с 2015 г. будет засчитываться в общий страховой стаж для целей социального страхования. В связи с чем социальное страхование трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что предусмотрены для граждан РФ (п. 3 ст. 98 договора о ЕАЭС). То есть с выплат временно пребывающим на территории России работникам из стран ЕАЭС нужно платить все страховые взносы во внебюджетные фонды РФ.

На сегодняшний день Федеральным законом от 24.07.09 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пп. 15 п. 1 ст. 9 предусмотрено, что суммы выплат в рамках трудовых отношений с лицами, временно пребывающими в России, освобождены от уплаты страховых взносов. Однако пенсионные взносы по ставке 22% могут уплачиваться, если работник в общей сложности в течение календарного года трудится в компании более шести месяцев.

С 2015 г. к иностранным работникам – гражданам стран – членов ЕАЭС, временно пребывающим на территории России, применяются те же нормы, что и к российским работникам. Что в общем случае увеличит размер тарифа страховых взносов до 30%.

Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается передача товара в иностранный филиал. В соответствии с п. 6 ст. 72 договора при импорте на территорию государства-члена товаров в связи с их передачей с территории другого государства-члена в пределах одного юридического лица косвенные налоги не взимаются.

Ранее в документах Таможенного союза не было правил налогообложения товаров, которые передавались от головной организацией в одном государстве Таможенного союза и ее филиалом в другом государстве Таможенного союза. Ответы на возникающие вопросы необходимо было искать в разъяснениях Минфина России и налоговых органов. В основном Минфин России и налоговые органы придерживали мнения, что, так как филиал не является самостоятельным юридическим лицом, передача ему товаров не признается реализацией, в связи с чем не облагается НДС.

Однако на практике такой подход разделяют налоговые органы не всех стран. Так, если российская организация передает какое-либо имущество своему филиалу в Казахстане, налоговые органы этого государства считают эту операцию импортом товаров и требуют уплатить ввозной НДС по ставке 12%. С вступлением в силу договора о Евразийском экономическом союзе будет действовать прямая норма, регулирующая данный вопрос.

ЕАЭС претендует на то, чтобы в течение следующих 10 лет стать новым интеграционным объединением с общим экономическим регулированием.

Дальнейшая стратегия государств-членов ЕАЭС должна быть направлена на проведение согласованной налоговой политики, стимулирующей развитие национальных экономик, включая совершенствование налогового законодательства и администрирования, с учетом налоговых суверенитетов, конкуренции юрисдикций и необходимости снижения вывода ка- питала в офшорные зоны, преодоления барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности. Указанные меры будут содействовать повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранению налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами ЕАЭС.

Источники


  1. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  2. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
  5. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
О сотрудничестве в рамках еаэс, налогообложение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here