Обоснованность предоставления налогового вычета

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Обоснованность предоставления налогового вычета" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Обоснованность предоставления налогового вычета

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2017 г. № СА-4-7/[email protected] О взыскании с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета

Федеральная налоговая служба сообщает, что Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016 рассмотрен вопрос, связанный с наличием у налоговых органов права в случае ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее- НДФЛ) обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о взыскании задолженности по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения без учёта установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) порядка взыскания налогов и сборов, в том числе без соблюдения досудебного порядка урегулирования налогового спора и за пределами установленных НК РФ сроков обращения в суд.

Поводом к рассмотрению данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации явились жалобы граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова (далее — Заявители).

Заявителям по результатам камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные налоговые вычеты в связи с приобретением ими квартир за счёт целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. По факту выявления случаев ошибочного предоставления имущественных налоговых вычетов налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Суды заявленные налоговыми органами требования удовлетворили.

Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявители просили признать статьи 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также статьи 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 ГК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. По мнению заявителей, действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и её взыскания в достаточной степени является определённым, и взыскание недоимки по налогу должно осуществляться с соблюдением строго регламентированной НК РФ процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по её результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК РФ, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.

Конституционный Суд Российской Федерации с доводами заявителей не согласился: производство в части проверки конституционности положений статей 9, 196, 199, 200 и 980 ГК РФ было прекращено, а положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ и пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на необходимость при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ и обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

С учётом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 по указанным делам, Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на следующее.

В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ.

При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.

Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.

Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров, а также обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках споров о взыскании с налогоплательщиков сумм имущественного вычета в качестве неосновательного обогащения является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), применительно к данной категории судебных споров не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании неосновательного обогащения в любом случае осуществляют проверку соблюдения налоговыми органами сроков на обращение в суд с исками по данной категории дел, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.

При исчислении сроков на обращение в суд налоговым органам необходимо исходить из следующего.

В случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, соответствующее требование о взыскании неосновательного обогащения может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета (в случае, если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).

Читайте так же:  Правовой статус филиала

Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.

Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определённые для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать в судебном порядке взыскания с налогоплательщика, которому имущественный вычет предоставлен ошибочно, только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета.

Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, то есть взыскание с него сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно осуществляться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Ответственность за исполнение настоящего письма возлагается персонально на руководителей (исполняющих обязанности руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации.

[1]

Приложение: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016- в электронном виде на 36-ти листах.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.А. Аракелов

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу истребования ошибочно представленного имущественного вычета по НДФЛ. Рекомендовано руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24 марта 2017 г. N 6-П.

При выявлении фактов неправомерного (ошибочного) предоставления вычетов налоговые органы вправе без проведения проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании сумм в качестве неосновательного обогащения.

Отмечено, что не существует специальных правил возврата. Обращение в суды возможно, если единственно возможный способ защиты интересов бюджета. Указано на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров.

Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение 3 лет с момента принятия ошибочного решения.

При получении вычета в результате противоправных действий налогоплательщика инспекция вправе обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для вычета.

Взыскать можно только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного вычета.

Если в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, то возможно применение иных правовых последствий.

Налоговики будут взыскивать с физлиц незаконно предоставленные имущественные вычеты

В письме от 4 апреля 2017 г. № СА-4-7/[email protected] ФНС напомнила о постановлении КС о взыскании с физлиц денежных средств, полученных вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного вычета.

Заявителям, обратившимся впоследствии в КС, по результатам камеральных проверок деклараций по НДФЛ были ошибочно предоставлены имущественные вычеты в связи с приобретением ими квартир за счёт целевого жилищного займа, предоставленного им как участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Налоговые органы обратились в суды общей юрисдикции с требованием о взыскании с заявителей неосновательного обогащения. Суды заявленные налоговиками требования удовлетворили.

Обращаясь в КС, физлица отметили, что действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и её взыскания в достаточной степени является определённым, и взыскание недоимки по налогу должно производиться с соблюдением строго регламентированной НК процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по её результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им вычетов в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.

КС с доводами заявителей не согласился, а оспариваемые ими нормы НК и ГК были признаны не противоречащими Конституции.

В этой связи ФНС рекомендует налоговым органам следующее. В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных вычетов налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК.

Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного вычета.

При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.

Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.

ФНС указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров. Также ФНС обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках таких споров является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного вычета.

Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, в данном случае не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении указанных исков в любом случае проверяют соблюдение налоговыми органами сроков на обращение в суд, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске этого срока налоговым органом.

Читайте так же:  Кому полагаются декретные выплаты

Если предоставление имущественного вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, требование о взыскании может быть заявлено налоговым органом в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения (если предоставление суммы вычета производилось в течение нескольких налоговых периодов, — с момента принятия первого решения о предоставлении вычета).

Если предоставление вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления вычета налогоплательщику.

Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определённые для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать взыскания с налогоплательщика только сумму ошибочно (неправомерно) предоставленного вычета.

ФНС указывает на недопустимость взыскания сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно производиться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Социальные налоговые вычеты на обучение

Порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение установлен пп.2 п.1 ст.219 НК РФ

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение вправе получить физическое лицо, оплатившее

  • Собственное обучение любой формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, иная)
  • Обучение своего ребёнка (детей) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения
  • Обучение своего опекаемого подопечного (подопечных) в возрасте до 18 лет по очной форме обучения
  • Обучение бывших своих опекаемых подопечных в возрасте до 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) по очной форме обучения
  • Обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, приходящимся ему полнородными (имеющими с ним общих отца и мать) либо неполнородными (имеющими с ним одного общего родителя)

Социальные налоговые вычеты не могут применять физические лица, освобожденные от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход. К ним относятся

  • Безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице
  • Индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы и не имеют иных доходов, облагаемых по ставке 13%
    • Не имеют права на социальный налоговый вычет физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, применяющие ЕНВД и/или УСН

Социальный налоговый вычет не применяется, если оплата расходов была произведена за счёт средств работодателя.

Налогоплательщики, получающие доходы, для которых установлены налоговые ставки НДФЛ 15%, 30% и 35% не могут применить социальные налоговые вычеты

Социальный налоговый вычет не применяется, если оплата расходов была произведена за счёт средств материнского (семейного) капитала.

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется только при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает его статус как учебного заведения.

Статус и типы образовательных учреждений определены Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

При наличии лицензии или иного документа, подтверждающего право на ведение образовательного процесса, вычет можно получить по расходам на обучение не только в ВУЗе, но и в других образовательных учреждениях, в том числе

  • В детских садах
  • В школах
  • В учреждениях дополнительного образования взрослых (например, курсы повышения квалификации, автошколы, центры изучения иностранных языков и т.п.)
  • В учреждениях дополнительного образования детей (например, детские школы искусств, музыкальные школы, детско-юношеские спортивные школы и т.п.)

Социальный налоговый вычет можно получить по расходам на обучение не только в государственном (муниципальном), но и в частном учреждении.

При этом НК не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями.

Неиспользованная полностью сумма (остаток) произведенных социальных расходов на следующие годы не переносится

Реализовать своё право на возврат налога в связи с получением социального вычета можно не позднее 3 лет с момента уплаты НДФЛ за налоговый период, в котором были произведены социальные расходы. Этот срок отведён п. 7 ст. 78 НК на зачёт или возврат излишне уплаченного налога.

Проверка налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчётов и обоснованность запрашиваемого вычета, проводится в течение 3 месяцев с даты их подачи в налоговый орган (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая возврату, возвращается по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения ИФНС такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ), но не ранее окончания камеральной проверки, срок которой достигает 3 месяца с даты подачи декларации 3-НДФЛ (п. 2 ст. 88 НК РФ). Сумма налога перечисляется на лицевой счет налогоплательщика.

Заявление на возврат НДФЛ можно подавать вместе с декларацией 3-НДФЛ.

ФНС в письме от 26.05.2009 N 3-5-03/[email protected]

разъяснила порядок предоставления социального вычета на обучение

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и помогут оптимизировать налогообложение

За какой период единоразово можно получить вычет?

Согласно ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при покупке жилой недвижимости и уплате процентов по ипотечному кредиту за нее

Общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 2 млн. рублей за собственно жилье, 3 млн. рублей — за уплаченные проценты по кредиту (ограничение относится к кредитам, полученным, не ранее 01.01.2014).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть предоставлен (в виду отсутствия налогоблагаемой базы за налоговый период, исчисленного и уплаченного НДФЛ) или использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Срока давности для подачи заявления на имущественный налоговый вычет нет. Если квартира была приобретена более 3 лет назад, то вычет можно получить с доходов, полученных за последние прошедшие три года, предществующие году обращения (подачи заявления).

Читайте так же:  Где можно оформить долгосрочный займ

В этом случае за три года, за которые будет осуществлен возврат излишне уплаченного налога, налогоплательщику одновременно с заявлением следует предоставить в ИФНС соответствующие декларации о полученных доходах по форме 3-НДФЛ.

Письмо ФНС от 23.06.2010 N ШС-20-3/885 (о сроках давности подачи заявления) подтверждает, что если в календарном году у плательщика отсутствовали доходы, облагаемые по ставке 13%, имущественный вычет за этот период не предоставляется.

При этом в письме ФНС сообщается, что законом не урегулировано, за какие периоды можно выбирать вычет по расходам, в связи с чем возможны три варианта

  • Налогооблагаемую базу корректируют за любой период, когда получены указанные доходы
  • Налогооблагаемую базу корректируют не более чем за 3 периода, предшествующих календарному году, в котором плательщик обратился в ИФНС с заявлением на вычет, при этом следует учесть, что расходы должны быть понесены до истечения 1 периода, за который подается декларация (то есть вычет не может быть предоставлен за период, наступивший раньше сделки купли-продажи)
  • Налоговую базу корректируют за любой период после возникновения права на вычет, что согласуется с определением Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 387-О

Комментарий ААА-Инвест

Абсолютно различные позиции и разъяснения ФНС и Минфина на практике сходятся к следующей ситуации

Учитывая что

  • Срок давности получения имущественного вычета ст. 220 НК, регламентирующей порядок использования вычета, не установлен

Из изложенной нормы следует, что срок давности не ограничен, и налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным вычетом по истечении любого периода времени с момента приобретения жилой недвижимости.

  • В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы

Из изложенной нормы, регулирующей порядок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм, следует, что моментом, с которого начинается исчисление указанного срока, является день уплаты излишней суммы.

При этом применительно к ситуации получения имущественного вычета в п. 7 ст. 78 НК речь идет о том, что заявить к возврату уплаченный ранее налог можно не более чем за 3 предшествующих года, а не о том, что применить вычет можно не позднее, чем через 3 года после приобретения жилой недвижимости и, соответственно, возникновения права на вычет.

Таким образом, если налогоплательщик в определенном ТЕКУЩЕМ году решил применить вычет, то он ВПРАВЕ подать три декларации за три предыдущих года и заявление за первый год из трех предыдущих лет (излишне уплаченный налог вернут за три года, а неиспользованный остаток вычета перенесут на последующие налоговые периоды), равно как и ВПРАВЕ подать заявление и декларацию за текущий год, а неиспользованную часть вычета перенести на последующие годы (излишне уплаченный налог вернут за текущий год), равно как и ВПРАВЕ подать заявление за средний год, а декларации за средний и текущий годы (излишне уплаченный налог вернут за средний и текущий годы, неиспользованный остаток вычета перенесут на следующие налоговые периоды).

Напомним, что имущественный вычет в любом размере, в том числе 2 млн. руб. (жилищный вычет) или 3 млн. руб. (процентный вычет) — это лишь размер дохода, налог с которого вернут. Реально возмещаются 13% фактически уплаченного НДФЛ с указанных сумм. Получение имущественного вычета означает, что из полученного дохода за год вычитается сумма налогового вычета.

Неработающий пенсионер, студент, гражданин, чьим единственным доходом является какое либо государственное пособие, либо получатель «серой» зарплаты могут возвратить лишь уплаченный в бюджет НДФЛ.

Не имеют права на имущественный налоговый вычет ИП, которые применяют специальные налоговые режимы и не имеют иных доходов, облагаемых по ставке 13%, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, применяющие ЕНВД и/или УСН.

Имущественный налоговый вычет не применяется, если оплата расходов была произведена за счёт средств работодателя.

Не могут применить имущественные налоговые вычеты и налогоплательщики, получающие доходы, для которых установлены налоговые ставки НДФЛ 9%, 15%, 30% и 35%.

Специалисты ААА-Инвест выполнят для Вас услуги заполнения декларации по форме 3-НДФЛ и помогут оптимизировать налогообложение.

По желанию клиента из любого региона РФ мы дистанционно окажем полноценный комплекс услуг. Невозможность очной встречи не является препятствием для выполнения услуг нашими экспертами!

Имущественный налоговый вычет

Имущественный налоговый вычет при приобретении или строительстве недвижимости представляет собой возможность возврата части средств, истраченных на ее покупку.

Условиями получения данного вида вычета является наличие резидентства РФ и дохода, облагаемого по ставке 13%.

По каким расходам можно получить возмещение

Имущественный налоговый вычет можно заявить по расходам на:

  1. Строительство или приобретение жилья (дом, квартира, комната (доля в них));
  2. Покупку земельного участка под строительство или уже с расположенным на нём объектом жилой недвижимости;
  3. Выплату процентов по кредитам, выданным на строительство или приобретение недвижимости, а также выплату процентов по кредитам, полученным для перекредитования ранее взятых кредитов на строительство или приобретение недвижимости;
  4. Работы, связанные с отделкой или ремонтом жилья (в случае если оно было приобретено по договору без отделки), а также на разработку проектной (сметной) документации и приобретение отделочных материалов;
  5. Проведение на жилой объект электричества, воды, газоснабжения и канализации.

Имущественный налоговый вычет не предоставляется в случае если:

  1. Жилая недвижимость была куплена у взаимозависимых по отношению к налогоплательщику лиц (супруг, близкие родственники, работодатель и т.д.).
  2. Строительство (приобретение) жилой недвижимости было оплачено другими лицами или с использованием бюджетных средств (материнского капитала, судсидии и т.д.).
  3. Право на вычет было реализовано ранее.

Особенности заявления имущественного вычета

Предельный размер вычета — 2 000 000 руб.. Вернуть можно до 13% от понесенных расходов, но не более 260 000 рублей (без учёта суммы переплаты ипотечному кредиту).

Если квартира приобретается в браке после 2014 года, то каждый из супругов может получить вычет в размере 2 000 000 руб. Итого вычет на семью будет равен 4 000 000 руб.

С 1 января 2014 года ограничение, связанное с получением имущественного налогового вычета только по одному объекту недвижимости, было отменено.

Поэтому, для объектов, по которым свидетельство о регистрации права собственности (акт приема-передачи) было получено после 01.01.2014 г., вычет можно использовать до тех пор, пока он не будет израсходован полностью (по неограниченному количеству объектов недвижимости).

Читайте так же:  Оформление микрозайма онлайн – стоит ли занимать деньги по интернету

Вычет по расходам на выплату процентов по ипотеке, предоставляется только по одному объекту недвижимости (даже при условии, что они были приобретены после 1 января 2014г.).

Размер «ипотечного» вычета — 3 млн. руб., если недвижимость приобретена после 2014 года и неограниченный — если до 2014 года. Таким образом, по квартире, приобретенной до 2014 года можно будет вернуть 13% со всей переплаты по кредиту, а после 2014 года — лишь с 3 000 000 руб.

Обратите внимание, вычет по ипотечным процентам с 2014 года может заявляться отдельно от основного вычета, если ранее в его состав он включен не был. До 2014 года получить вычет по расходам на погашение ипотечных процентов можно было лишь в составе основного вычета и отдельное его заявление не предусматривалось.

При покупке имущества в общую долевую собственность до 01.01.2014 г. вычет распределяется между собственниками, согласно доли каждого из них (исключение составляет приобретение жилья в совместную собственность с несовершеннолетними детьми, при котором распределение вычета по долям не требуется). Размер вычета составляет 2 млн. руб. на объект жилой недвижимости.

При покупке имущества в общую совместную собственность до 01.01.2014 г. вычет распределяется согласно договоренности между супругами и также не может превышать 2 млн. руб. в целом по приобретенной недвижимости.

С 2014 года вычет предоставляется по фактически произведенным расходам на покупку жилья вне зависимости от формы собственности, в которую оно оформлено. Размер вычета составляет по 2 млн. руб. на каждого собственника. При этом не имеет значения размер доли совладельца имущества. Каждый из сособственников может заявить вычет по своей доле в сумме не более 2 млн. руб.

  • В случае если жилье приобретено в браке, неважно на кого из супругов оформлены документы и кем произведена оплата жилья. Если один из них не имел доходов в отчетном периоде при подаче документов на вычет необходимо составить заявление о распределении расходов между супругами.
  • Об обоснованности налоговой выгоды в виде вычета по НДС (Пархомов М.С.)

    Дата размещения статьи: 27.04.2015

    Пожалуй, самой популярной у налоговиков причиной отказа налогоплательщику в вычете сумм «входного» НДС является ссылка контролеров на необоснованность налоговой выгоды, получаемой хозяйствующим субъектом при заявлении указанных вычетов. Что кроется за такой обтекаемой формулировкой и так ли уж незыблемы позиции ревизоров, даже приводящих наиболее убойные аргументы в их обоснование? Попробуем разобраться на примерах нескольких судебных решений, принятых в прошедшем 2014 г.

    О представлении документов

    Примечание. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления N 53).

    О лицах, подписавших представленные документы

    Об адресе регистрации контрагента

    О проявлении осмотрительности при выборе контрагента

    Заключая сделки с контрагентами, хозяйствующий субъект должен исходить из того, что гражданско-правовая сделка влечет для него и налоговые последствия. Он свободен в выборе контрагентов и должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагентов в сфере налоговых отношений. Негативные последствия выбора недобросовестных контрагентов не могут быть переложены на бюджет. Так сказано в Постановлении АС СКО от 07.11.2014 по делу N А63-12746/2013, разрешившем налоговый спор в пользу контролеров. Но в данном случае им удалось доказать, что реально товар закупался у неплательщиков НДС, а с заявленными налогоплательщиком поставщиками осуществлялся формальный документооборот.

    Примечание. Налоговая выгода может быть. признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика. направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей (п. 10 Постановления N 53).

    Примечание. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом (п. 10 Постановления N 53).

    При непоступлении налога в бюджет в его возмещении заявителю может быть отказано

    Как можно увидеть из приведенного обзора, решения, принятые в пользу любой из сторон спора, обосновываются одними и теми же доводами. Поэтому даже самые убойные и часто срабатывающие аргументы контролеров, пытающихся доказать недобросовестность налогоплательщика, могут не встретить понимания у арбитров. Следовательно, если претензии налоговиков возникли к реально совершенной вами хозяйственной сделке, смело идите в суд — вероятность отстоять там свое право на получение налоговой выгоды весьма высока. Постановление N 53 и данная статья вам в помощь!

    Подтверждение налогового вычета.

    По результатам проведения камеральной проверки документов в налоговой инспекции, происходит подтверждение налогового вычета физическому или юридическому лицу. При проведении данной процедуры, налогоплательщик должен быть ознакомлен с порядком и сроками ее проведения, чтобы правильно и последовательно выполнять все необходимые действия, которые могут существенно повлиять на принятие решения.

    [3]

    И так, самые важные моменты, на которые следует обратить внимание налогоплательщику — физическому лицу при прохождении процедуры камеральной проверки на подтверждение налогового вычета.

    Сроки подтверждения налогового вычета .

    Согласно статьи 87 Налогового Кодекса РФ, камеральная проверка является формой контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов и проводится в отношении юридических и физических лиц. Проверка, проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе всех имеющихся документов о деятельности налогоплательщика, налоговых деклараций и подтверждающих документов.

    Камеральная проверка, в соответствии с п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ, проводится в течение 3-х месяцев. Срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые подтверждают правильность расчетов и обоснованность затребованных выплат.

    Информационное письмо ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г определят срок уведомления о результатах проверки налогоплательщика, им является день, следующий за днем окончания проверки. Если по результатам проверки не найдено нарушений и неточностей в представленных документах, то гражданин, в письменной форме, информируется о величине налогового вычета и способе его получения.

    И вот, на вопросах о сроках проведения проверки, следует заострить внимание. Зачастую, работники налоговой службы, неправильно исчисляют срок начала проверки, не день подачи, а день, когда документы были получены налоговым инспектором для проведения проверки. Известны также случаи, когда дата начала проверки отсчитывалась со дня вынесения решения о проверке. Самовольная трактовка налогового законодательства со стороны контролирующих органов является недопустимой и противоречит существующим нормативным актам Российской Федерации, в которых есть четкое определение даты начала проверки. Им является день подачи документов в налоговую инспекцию.

    [2]

    Поэтому, для предупреждения нарушения прав налогоплательщиков, необходимо заявление на подтверждение налогового вычета, подавать в двух экземплярах, на втором экземпляре, который остается у налогоплательщика, должна быть поставлена отметка уполномоченного работника налоговой службы с указанием даты, когда декларация и уточняющие документы были сданы на проверку.

    Читайте так же:  Мрот с 1 января в россии

    Перечень документов для подтверждения налогового вычета.

    Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, налогоплательщику нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Не следует полагаться на советы своих знакомых, которые проходили такую процедуру. Дело в том, что у каждой налоговой службы есть свои тонкости и специфика рассмотрения таких дел, поэтому перечень документов, которые подтверждают понесенные налогоплательщиком затраты надо получить только в налоговой инспекции. Если вы не представите все необходимые документы на подтверждение налогового вычета, то проведение камеральной проверки может не состояться. Процедура начала проверки связана с наличием декларации и представлением налогоплательщиком подтверждающих документов. В письме Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 четко обозначено, что исчисление срока камеральной проверки начинается с того дня, когда в налоговый орган будет предоставлена декларация и последний из подтверждающих документов.

    Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика — физического лица только те документы, которые подтверждают указанные в декларации сведения, и являются основанием для подтверждения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840, в требовании о предоставлении документов на подтверждение налогового вычета, налоговая инспекция должна четко и конкретно указать, какие документы необходимы для проверки.

    Налогоплательщику необходимо собрать полный пакет документов, так как от этого зависит срок проведения проверки и срок получение имущественного налогового вычета.

    Если, в ходе проверки, будут выявлены нарушения и несовпадения сведений, обозначенных в налоговой декларации и подтверждающих документах, то представители налоговой инспекции вправе затребовать от налогоплательщика дополнительные документы и пояснения по вопросам несоответствия. Возможно, нужно будет внести изменения в представленные документы. Такие действия вполне правомерны и проводятся в соответствии со статьями 31 ,88 ,93 Налогового кодекса РФ. Так, в ходе камеральной проверки, инспектор вправе потребовать объяснения и дополнительные сведения, также, получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Хотя, надо отметить, что срок, в течение которого необходимо предоставить дополнительно затребованные документы и внести требуемые исправления, данными статьями не оговорен. Такая неопределенная ситуация, создает условия для необъективного проведения процедуры рассмотрения вопроса о получении налогового вычета в отношении налогоплательщика.

    Надо отметить, что если в заполнении налоговой декларации в ходе проведения проверки выявлены ошибки, неточности и несоответствия или расхождения с подтверждающими документами, то налогоплательщику нужно будет предоставить уточненную декларацию. В этом случае, отсчет срока проведения проверки на подтверждение налогового вычета, будет начинаться со дня подачи уточненной декларации.

    Форма предоставления поясняющих дополнительных документов для подтверждения налогового вычета.

    В ходе проверки, налогоплательщик, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 Налогового кодекса, вправе давать пояснения по представленным документам, что позволит снять некоторые спорные вопросы в первоначальном рассмотрении и не затягивать сроки проведения проверки, а, соответственно, и сроки получения налоговых вычетов.

    Важно, также, знать, в какой форме нужно давать пояснения по процедуре проверки документов.

    Если налогоплательщик на приеме у налогового инспектора на все вопросы дает пояснения в устной форме, то такие пояснения не имеют никакой правовой основы. Не принимаются к рассмотрению и пояснения, отправленные по электронной почте на сайт налоговой инспекции, поскольку они не имеют соответствующих реквизитов и просто могут быть не доставлены.

    Часто налоговые инспекторы делают запросы и предъявляют претензии в устной форме или в телефонном режиме. Такая практика, не допустима. Чтобы в процессе процедуры камеральной проверки на подтверждение налогового вычета, не оказалось, что некоторые уточняющие документы отсутствуют, необходимо придерживаться в отношении с инспектором необходимых формальных отношений. Каждый запрос на предоставление уточняющих документов или пояснений, должен быть соответственно оформлен и направлен налогоплательщику. Налогоплательщик со своей стороны должен предоставить письменное пояснение или необходимый документ, с указанием даты подачи и подписью. Только соблюдение таких правил позволит избежать недоразумений в отношении с налоговыми службами, и позволит гражданину получить положительный ответ по выплате налоговых вычетов.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    На вопрос, не нарушают ли требования о представлении дополнительных документов экономических и гражданских прав и свобод граждан, есть ответ главного финансового ведомства страны. В письме Минфина РФ от 24.08.2005г. № 03-02-07/1-22 указывается, что представление первичных документов для процедуры проверки на подтверждение налогового вычета лишь подтверждает правильность и полноту уплаты налогов, а, отнюдь, не являются нарушением прав и свобод налогоплательщика.

    Источники


    1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

    2. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.

    3. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
    4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
    5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.
    Обоснованность предоставления налогового вычета
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here