Общие положения возврата страховых взносов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Общие положения возврата страховых взносов" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов

Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов

1. При установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения:

1) объект обложения страховыми взносами;

[1]

2) база для исчисления страховых взносов;

3) расчетный период;

4) тариф страховых взносов;

5) порядок исчисления страховых взносов;

6) порядок и сроки уплаты страховых взносов.

2. Элементы обложения страховыми взносами, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов.

>
Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях.
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Общие положения возврата страховых взносов

Дата документа 20.02.2019
Метки Методика

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Как Вы знаете, в Российской Федерации действует обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Каждый из перечисленных видов обязательного страхования предусматривает уплату страховых взносов.
В этой статье будут рассмотрены общие положения, касающиеся обязательных страховых взносов, а именно, кто является плательщиком страховых взносов, как определяется база для их начисления, в каком размере и в какие сроки следует платить такие взносы и так далее.

Виды обязательного страхования

Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) определено, что обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 Закона N 167-ФЗ).
Еще одним видом обязательного страхования является социальное страхование , регулируемое Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Страховые взносы

Страховые взносы — это неналоговый сбор, который обязаны уплачивать все организации, а также индивидуальные предприниматели в РФ.

Виды страховых взносов

К страховым взносам относятся:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ;

страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ;

страховые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Правовые основы

Вопросы страховых взносов регулируются рядом федеральных законов.

Главным среди них является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который ввел систему страховых взносов в РФ.

Закон 212-ФЗ устанавливает:

круг плательщиков взносов;

облагаемый объект и базу;

[3]

тарифы страховых взносов;

порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;

ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах;

процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Плательщики страховых взносов

Плательщики страховых взносов (страхователи) — это те лица, которые обязаны по закону уплачивать взносы на обязательное социальное страхование.

К плательщикам страховых взносов относятся:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по трудовым или некоторым гражданско-правовым договорам):

главы крестьянских фермерских хозяйств;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но использующие наемный труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем (например, когда нанимается няня для ребенка или домработница).

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и другие лица, которые осуществляют частную практику, уплачивают страховые взносы за себя и не производят выплат другим физическим лицам.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям (например, нотариус, имеющий наемных работников), то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:

— в пользу физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, начисленных в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые осуществляют частную практику;

об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

издательскому лицензионному договору;

лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

— в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством.

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов равна сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, за расчетный период.

Читайте так же:  Понятие инвалидности и группы

При этом база для начисления страховых взносов рассчитывается отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по окончании каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме.

Базой по выплатам в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), полученных физическим лицом.

Расчетный и отчетный периоды

Для плательщиков страховых взносов установлены периоды для подведения итогов по уплате взносов — расчетный и отчетный периоды.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

По его итогам завершается формирование базы по страховым взносам за год, определяется сумма взносов к уплате в бюджеты фондов.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год.

По итогам отчетных периодов страхователи, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять во внебюджетные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений

Для организаций и индивидуальных предпринимателей датой осуществления выплат и вознаграждений является:

— день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:

— день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Общие положения возврата страховых взносов

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В каком порядке ИП (общая система налогообложения) следует обращаться за возвратом излишне уплаченных страховых взносов за периоды 2014 и 2015 годов с доходов, превышающих 300 тыс. руб. (в свете принятия постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 N 27-П)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговые органы исполняют полномочия по осуществлению возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 01.01.2017, по решениям ПФР.
Плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, заявление о возврате сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ПФР.
Указанная переплата ИП может быть выявлена по результатам совместной сверки расчетов с ПФР.
При несогласии с отраженными в акте сверки сведениями плательщик страховых взносов вправе обратиться в арбитражный суд. Последний при рассмотрении такого спора не вправе применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным КС РФ истолкованием.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Администрирование страховых взносов с 1 января 2017 года;
— Энциклопедия решений. Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (по 31 декабря 2016 года);
— Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика;
— Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
— Энциклопедия решений. Обжалование актов ПФР и ФСС РФ, действий или бездействия их должностных лиц (по 31 декабря 2016 года).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

10 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок возврата излишне взысканных страховых взносов

Автор: С. Е. Нестеров

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий к Письму ФНС РФ от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778.

ФНС излишне взыскала «старые» взносы: как их вернуть? В последнее время многие плательщики страховых взносов столкнулись с ситуацией, когда налоговая инспекция произвела взыскание взносов, срок уплаты которых истек до 2017 года, в том случае, когда такое взыскание проводить не надо было. Кто и как должен возвращать излишне взысканное?

Следует отметить, что названная ситуация не вполне вписывается в правила возврата и зачета переплат по страховым взносам. Напомним эти правила.

Орган, в который следует обратиться

Орган, который вернет переплату (проведет зачет)

Возврат осуществляется на основании документа, направленного соответствующим фондом

После 2017 года

Возврат переплаты или ее зачет*

* Зачет возможен только в счет платежей в тот же фонд, в который зачислена переплата (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

В пункте 5.3 Письма ФНС РФ № БС-4-11/[email protected], ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 «О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам» прописана процедура прием решений о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (в случае представления страхователем уточненного расчета – в течение десяти рабочих дней со дня завершения камеральной проверки указанного расчета). Соответствующая норма содержится в ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ[1].

Читайте так же:  Как рассчитывается зарплата во время командировки

Рекомендуемая форма заявления в ПФР о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов приведена в Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года» (документ размещен на сайте фонда – www.pfrf.ru – по состоянию на 30.05.2017). В ФСС представляется заявление по форме 23-ФСС (утверждена Приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457).

Формы документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов установлены Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected], а Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы заявлений о зачете, возврате суммы излишне уплаченных, взысканных или подлежащих возмещению налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которые юрлица смогут подавать в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до указанной даты.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов территориальный орган ПФР, территориальный орган ФСС направляют его в налоговый орган.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов налоговая инспекция оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Разъяснения Минфина о том, что по вопросу о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, следует обратиться в фонд, содержатся в Письме от 04.04.2017 № 03-15-05/19760.

Как видим, вышеописанные правила не затрагивают переплату, образовавшуюся из-за излишне взысканных налоговым органом прошлых долгов. Отметим, что инспекция взыскивает лишние взносы по одной из следующих причин:

фонды передали инспекциям ошибочное сальдо;

переданное сальдо было верным, но фонды пересчитали начисленные ранее взносы в меньшую сторону.

Итак, хотя излишнее взыскание было произведено налоговым органом, с заявлением следует обращаться в отделения ПФР и ФСС. Именно эти фонды предоставили информацию, послужившую основанием для такого взыскания, и, как уже было указано выше, они же должны принимать решение о возврате излишне взысканных взносов за периоды, которые истекли до 1 января этого года.

К такому выводу пришел Минфин в Письме от 19.07.2017 № 03-02-07/2/[email protected], а ФНС своим Письмом от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778 довела его до нижестоящих налоговых органов.

Чиновники финансового ведомства обратили внимание на тот факт, что положения ст. 79 НК РФ о возврате излишне взысканных взносов в данной ситуации не применяются. Это означает то, что плательщик страховых взносов не получит проценты с сумм взысканного налоговым органом излишка.

На основании п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Причем проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Почему плательщик страховых взносов не вправе в рассматриваемой ситуации получить проценты с сумм взысканного налоговым органом излишка? Это обусловлено тем, что Федеральным законом № 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (Письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Общие положения возврата страховых взносов

Автор: Елена Данякина, независимый консультант, [email protected]

С 1 января 2017 года администратором страховых взносов является ФНС России.

На основании ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ ПФ РФ и ФСС РФ по-прежнему проводят камеральные проверки расчетов по страховым взносам за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за периоды, истекшие до 01.01.2017, а также проводят выездные проверки за периоды до 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 250-ФЗ органами ПФР, ФСС должны быть переданы налоговым органам сведения:

— о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года;

— о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Отделения ПФР и УФНС России обмениваются сведениями в электронном виде на региональном уровне.

На основании полученных сведений налоговые органы осуществляют взыскание недоимок по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, которые образовались на 1 января 2017 года, и страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, ФСС по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (если по итогам таких контрольных мероприятий есть вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности)).

Читайте так же:  Добровольное медицинское страхование (дмс) сотрудников компании

Указанное взыскание налоговые органы произведут в порядке и сроки, установленные НК РФ.

Такой порядок предусмотрен ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В Письме от 28.09.2017 № 03-02-08/63040 Минфин указал, что согласно ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного закона.

Такие разъяснения содержатся в Письме ФНС РФ от 19.01.2017 № БС-4-11/[email protected] «О проведении информационной кампании», в котором приводится памятка для плательщиков страховых взносов по администрированию налоговыми органами страховых взносов. В дополнение к данному документу Письмом ФНС РФ от 17.02.2017 № БС-4-11/[email protected] были направлены информационно-разъяснительные материалы для плательщиков страховых взносов.

В результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания в отношении задолженности по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017, переданной ПФР и ФСС РФ, возможно образование излишне взысканных сумм страховых взносов, если сальдо расчетов по страховым взносам, переданное фондами, оказалось неверным, а также если фонды в ходе проверок пересчитали плательщику страховые взносы в сторону уменьшения.

При передаче данных от фондов налоговым органам по разным причинам произошли технические ошибки, что привело к искажению сальдо страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г. Поскольку налоговые инспекции не имеют права самостоятельно вносить изменения в состав информации, полученной от внебюджетных фондов, были осуществлены меры взыскания задолженности.

У некоторых плательщиков налоговая инспекция взыскала взносы на основании некорректных данных о задолженности.

Плательщики защищали свои права в судах.

В постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 07АП-6419/17 (рассмотрение дела завершено) судьи уточняют, что в налоговый орган за зачетом (возвратом) по взносам, в частности на случай временной нетрудоспособности, необходимо обращаться, если переплата возникла за период после 31 декабря 2016 г.

[2]

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20 декабря 2017 г. № Ф10-5136/17 по делу № А36-13501/2016 (дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области) указано, что при установлении факта излишней уплаты (взыскания) страховых взносов, пеней судом на уполномоченный орган должна быть возложена обязанность возвратить (в отличие от взыскания) излишне уплаченные суммы.

В соответствии со статьей 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако полномочия органов Пенсионного фонда РФ с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда РФ не обладают.

Минфину пришлось урегулировать порядок возврата суммы излишне взысканных страховых взносов. Такой порядок описан в письме от 19.07.2017 № 03-02-07/2/[email protected] «О возврате излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017», которое было доведено до налогоплательщиков Федеральной налоговой службой письмом от 27.07.2017 № ЕД-4-8/14778.

Минфин и ФНС России предлагают требовать возврата излишне взысканной суммы страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, возникшей в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания, с внебюджетных фондов, поскольку НК РФ не предусмотрен возврат сумм излишне взысканных таких страховых взносов. Налогоплательщики в этой ситуации должны в ПФ РФ и (или) ФСС РФ представить письменные заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеней и штрафов, а фонды в течение 10 рабочих дней должны принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В указанном письме Минфина подчеркивается, что НК РФ не регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, исчисляемых до 01.01.2017 г., а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой таких страховых взносов. Следовательно, Кодексом не предусмотрен возврат сумм излишне взысканных таких страховых взносов. Это означает, что положения ст. 79 НК РФ о возврате излишне взысканных взносов в данной ситуации не применяются. То есть проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ в пользу налогоплательщика на сумму излишне взысканного налога начисляться не будут.

Федеральный закон № 250-ФЗ не предусмотрел уплату процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, хотя Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» такие гарантии давал (Письмо Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564).

В сентябре 2017 г. были выпущены совместные письма ФСС № 02-11-10/06-02-3959П и ФНС № 3н-4-22/[email protected] от 15.09.2017; ПФ № НП-30-26/13859 и ФНС № 3н-4-22/[email protected] от 06.09.2017. В письмах уточняется, что фонды должны передать в налоговые органы скорректированную информацию о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

Корректировку сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, фонды должны произвести, если плательщик не согласен с сальдо расчетов, а также при необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, если факты некорректной передачи данных выявят сами территориальные органы ПФР и (или) ФСС РФ.

Читайте так же:  Как оформить усыновление ребенка

Прописана процедура корректировки сведений.

При несогласии плательщика с сальдо расчетов у него есть возможность обратиться либо в налоговую инспекцию по месту своего учета, либо в сами фонды – пенсионный и/ или фонд социального страхования.

Если плательщик взносов обращается в налоговую инспекцию по месту учета, то инспекция должна направить в фонды запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления обращения плательщика. При получении запроса фонды обязаны проверить и скорректировать данные в течение 20 рабочих дней. После этого налоговая инспекция в течение 7 рабочих дней со дня поступления информации от фондов внесет изменения в информационные ресурсы ФНС России.

Если же плательщик взносов обратится в свое территориальное отделение ФСС РФ, то оно должно в течение двух рабочих дней направить в УФНС России по субъекту РФ запрос о принятом инспекцией сальдо расчетов, а также о суммах излишне уплаченных (взысканных) взносов, образовавшихся за периоды до 01.01.2017, пеней и штрафов, подлежащих возврату. При получении ответа от УФНС России по субъекту РФ отделение ФСС в течение двух рабочих дней сверит их со своими данными. Если выявятся расхождения, будет принято решение о корректировке сальдо расчетов. Затем это решение будет направлено в УФНС России по субъекту РФ, а плательщику взносов будет направлен ответ на его обращение с приложением копии принятого решения. Уточненные сведения инспекция отразит в лицевом счете плательщика взносов не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления информации от ФСС РФ (письмо ФНС России от 25.08.2017 № ЗН-19-22/[email protected]).

Отметим, что аналогичный порядок предусмотрен для возврата взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Пенсионного фонда РФ от 04.10.2017 №НП-30-26/15844).

Рекомендуемая форма заявления в ПФР о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов приведена в Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года» (http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/for_employers/rabbot_vozvrat_summ по состоянию на 12.01.2018).

В ФСС представляется заявление по форме 23-ФСС (утверждена Приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457).

Формы документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, установлены Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы заявлений о зачете, возврате суммы излишне уплаченных, взысканных или подлежащих возмещению налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, которые юридические лица смогут подавать в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота.

При этом следует учесть, что переплата по страховым взносам, образовавшаяся до 01.01.2017, возвращается пенсионным фондом при условии, что организация не имеет задолженности по уплате страховых взносов, также образовавшейся до 01.01.2017. Данное правило установлено ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Так было установлено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Эта норма действует в отношении расчетов с ПФР относительно переплаты по взносам, образовавшейся до 01.01.2017.

Обратите внимание, если уточненная фондами задолженность по страховым взносам за периоды до 2017 года превысит задолженность, первоначально переданную налоговой инспекции, то сумма превышения будет считаться неурегулированной задолженностью, подлежащей взысканию. Налоговая инспекция направит плательщику страховых взносов требование об уплате такой задолженности по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

Такие же процедуры будут осуществлены при уточнении фондами переданных налоговым инспекциям сведений о доначислениях по результатам проверок за периоды до 01.01.2017 либо об уменьшениях сумм взносов, пеней и штрафов по ним.

Общие положения возврата страховых взносов

Дата документа 01.05.2015
Метки Статья

ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ИЗЛИШНЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ФСС РФ

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Все работодатели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).

Порядок зачета и возврата не был предусмотрен

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Общие положения возврата страховых взносов

При осуществлении выплат персоналу в виде зарплаты, премий, бонусов, пособий и прочих платежей работодатель обязан удерживать и перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды. В случае, если при расчете взносов допущена ошибка, либо предприятием применен некорректный тариф, сумма выплат может быть завышена. Как следствие — у ФСС возникает задолженность перед плательщиком. Как вернуть излишне перечисленные суммы и как отразить возврат в учете — об этом Вам расскажет наша статья.

Бухгалтер любого предприятия, начисляющий работникам зарплату, больничные, пособия и осуществляющий прочие выплаты, обязан отражать расходы на социальное и медицинское страхование и погашать задолженность перед внебюджетными фондами. Страховые платежи перечисляются в день осуществления непосредственных выплат работникам (для зарплаты — ежемесячно, по прочим выплатам — по факту их перечисления). При несоблюдении данных норм (просрочка платежа или его полное отсутствие) к организации-нарушителю применяются различные виды налоговой ответственности (штрафы, пени, блокировка счетов и т.п.).

Основанием для осуществления выплат во внебюджетные фонды выступают ведомости, форма которых законодательно зафиксирована. В данных бланках указывают суммы начисленных и выплаченных вознаграждений и компенсаций работниками, размеры применяемых тарифов, а также размер платежей, которые подлежат перечислению в страховые фонды.

Читайте так же:  Как пересекать границу с казахстаном

Суммы страховых взносов, подлежащих уплате, рассчитываются исходя из действующих тарифов, закрепленных законодательством. В определенных случаях возможно применения пониженных тарифов (в том числе по ставке 0%). Льготная ставка предусмотрена, в частности, для выплат:

  • членам экипажей морских судов;
  • осуществляемых благотворительными организациями;
  • некоммерческих организаций (музеи, библиотеки, архивы, исследовательские центры);
  • аптек (в случае, если фармацевтическая организация — плательщику ЕНВД).

Если предприятием применен некорректный тариф (основной вместо пониженного) и на его основании рассчитана сумма платежей, то в таком случае у организации возникает переплата, размер которой подлежит возврату. Средства могут быть перечислены в излишнем размере также случае ошибок, допущенных при проведении расчетов и при занесении информации в отчетные ведомости.

Закон предусматривает, что инициатива процедуры возврата лежит на предприятии, которое осуществило излишнее перечисление средств. Однако, если переплата первично обнаружена сотрудниками внебюджетных фондов, то они обязаны заявить об этом, а не замалчивать данный факт. Возврат осуществляется на основании заявления, составленного уполномоченным лицом предприятия. Форма заявления законом не регламентирована, но во избежании задержки возврата стоит обратиться в фонд для уточнения формы заявления.

Скачать бланк заявления по форме 23 ФСС в формате wordСкачать образец заявления по форме 23 ФСС в формате word

Уточненная декларация

Если организацией излишне перечислены средства в связи с некорректным применением тарифа или из-за неверного расчета, то в этом случае необходимо подать уточненную декларацию. Так как допущенные ошибки привели к завышению, а не к занижению выплат, то «уточненка» не может быть предоставлена с нарушением срока. Заполняя уточненную декларацию, сумму возврата переплаты можно указать в графе остатков (на начало или на конец периода — в зависимости от ситуации) или учесть данную сумму в размере уплаченных страховых взносов (в сторону уменьшения).

Заполненную декларацию и заявления необходимо передать в контролирующий орган соцстраха для возврата излишне перечисленных средств. Согласно закона, фонду дается не более месяца для перечисления суммы плательщику.

Возврат через суд

В современной практике встречаются ситуации возврата средств ФСС через суд. Как правило, к судебному производству прибегают компании, получившие от страхового фонда отказ в выплате. ФСС может отказать в возврате, ссылаясь на несоответствие данных в отчетных ведомостях, а также в связи с тем, что выплаты производило другое лицо. Следует понимать, что суд не признает данные причины основанием для отказа в выплате. Устанавливая факт излишних выплат, суд опирается на документальное подтверждение в виде платежных документов (квитанций, платежных поручений) и расчетов, персонифицированные данные ведомостей не имеют перед ними приоритета. Сроки, позволяющие предприятию обратиться в суд, для взыскания у ФСС излишне перечисленных средств, ограничены 3-мя годами с обнаружения факта переплаты. При наличии подтверждающих документов организация имеет все шансы на получение судебного решения в свою пользу.

Допустим, АО «Гиппократ» занимается реализации фармацевтической продукции, на что имеет соответствующую лицензию. По итогам марта 2016 сотрудникам «Гиппократа» выплачена зарплата продавцам аптеки в сумме 41.860 руб. В отчетных ведомостях указана следующая информация относительно начисленных и выплаченных сумм взносов во внебюджетные фонды:

  • 417 руб. (1% * 41.860 руб.) — страхование от несчастных случаев;
  • 1.214 руб. (2,9% * 41.860 руб.) — выплаты по временной нетрудоспособности;
  • 9.209 руб. (22% * 41.860 руб.) — страховая часть пенсии;
  • 2.135 руб. (5,1% * 41.860 руб.) — обязательное медстрахование.

При отражении начислений и выплат бухгалтер «Гиппократа» сделал такие записи:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
44 70 Отраженна сумма зарплаты, начисленной продавцам аптеки «Гиппократ» по итогам марта 2016 41.860 руб. Зарплатная ведомость
44 69-1-2 Сумма выплат по страхованию от несчастных случаев отражена в составе расходов на продажу 417 руб. Ведомость начисления страховых взносов
44 69-1-1 Сумма выплат по страхованию от временной нетрудоспособности отражена в составе расходов на продажу 1.214 руб. Ведомость начисления страховых взносов
44 69-2-1 Сумма выплат по пенсионному страхованию отражена в составе расходов на продажу 9.209 руб. Ведомость начисления страховых взносов
44 69-3 Сумма выплат по ОМС отражена в составе расходов на продажу 2.135 руб. Ведомость начисления страховых взносов
69-1-2 51 Произведена оплата взносов по страхованию от несчастных случаев 417 руб. Платежное поручение
69-1-1 51 Произведена оплата взносов по страхованию от временной нетрудоспособности 1.214 руб. Платежное поручение
69-2-1 51 Погашена задолженность по обязательному пенсионному страхованию 9.209 руб. Платежное поручение
69-3 51 Погашена задолженность по обязательному медстрахованию 2.135 руб. Платежное поручение
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Гиппократ» является плательщиком взносов на страхование от временной нетрудоспособности по льготной ставке 0%. В связи с этим данные выплаты возвращены ФСС на счет «Гиппократа», сумма отраженных расходов сторнирована:

Источники


  1. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2013. — 784 c.

  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
  5. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
Общие положения возврата страховых взносов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here