Общие сведения о транспортном налоге

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Общие сведения о транспортном налоге" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Транспортный налог: кратко обо всем

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 8

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ. В целях единообразного применения норм данной главы МНС России разработаны специальные Методические рекомендации , являющиеся внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).

Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие на всей территории субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. При этом законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.

В гл. 28 НК РФ Законом N 131-ФЗ были внесены значительные изменения: теперь региональные власти не вправе утверждать отчетность по транспортному налогу, однако разрешено не устанавливать отчетные периоды. Об этих и других изменениях, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога, действующем с 1 января 2006 г., пойдет речь в данной статье.

Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. Включение лица в состав налогоплательщиков происходит на основании сведений, поступающих в налоговую службу от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС. При этом в п. 4 Методических рекомендаций даны разъяснения по регистрации отдельных видов наземных ТС.

На практике возникают ситуации, когда ТС куплено, но по каким-либо причинам не эксплуатируется (например, хранится на складе в разобранном состоянии). Соответственно, руководство принимает решение не регистрировать данный автомобиль в органах ГИБДД. Нужно ли в этом случае уплачивать транспортный налог? На наш взгляд, нет, так как Налоговым кодексом обязанность уплачивать налог поставлена в зависимость только от наличия регистрации ТС. Суды зачастую придерживаются этой точки зрения и считают, что если по каким-либо причинам автомобиль не поставлен на учет в ГИБДД, то и обязанность по уплате транспортного налога отсутствует, а значит не нужно сдавать декларацию (см., например Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548, ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1). Не нужно уплачивать налог с ТС, находящихся в собственности организации, но приобретенных для перепродажи, и не зарегистрированных в ГИБДД. Однако нужно помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» эксплуатация ТС, не прошедших регистрацию в органах ГИБДД, запрещена .

Административная ответственность за управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, определена ст. 12.1 КоАП РФ.

Много вопросов у бухгалтеров возникает по поводу того, кто является плательщиком транспортного налога при лизинге ТС. Правилами регистрации автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предоставлено право по письменному соглашению зарегистрировать ТС на любого участника договора лизинга. Этим же документом предусмотрена возможность временной регистрации ТС на лизингополучателя, даже если оно уже зарегистрировано на лизингодателя. Однако, несмотря на наличие временной регистрации на лизингополучателя, плательщиком налога все равно остается лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена на него (Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43).

Объект налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие воздушные и водные ТС (п. 1 ст. 358 НК РФ). При этом п. 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, которые не подлежат налогообложению.

[3]

Например, не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). При этом, как пояснила ФНС по г. Москве в Письме от 29.03.2005 N 18-08/1/20366, основанием для того, чтобы автомобиль не подлежал обложению транспортным налогом, является только подлинник справки об угоне, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) ТС. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в соответствующий орган МВД России с просьбой подтвердить факт угона ТС. Кроме того, факт кражи ТС может подтвердить приговор суда о привлечении к ответственности лица, виновного в краже, в том случае, если транспорт владельцу возвращен не был (Постановление ФАС СЗО от 10.03.2006 N А13-8082/2005-19).

Налоговая база, налоговые ставки

Налоговая база зависит от вида ТС и определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, для ТС, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу ТС (ст. 361 НК РФ). Ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако субъектам РФ разрешено изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в пять раз. Кроме этого, законодательным органам субъекта РФ дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования и категории ТС (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Чтобы определить размер налоговой ставки, нужно правильно определить категорию ТС. Для этого можно воспользоваться двумя нормативными документами:

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Минфин в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 разъяснил, что в случае спорных вопросов Конвенция имеет преимущество перед Классификатором.

Налоговый и отчетный периоды по транспортному налогу

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетные периоды (I, II и III кварталы) установлены только для организаций. При этом законодательным органам субъектов РФ дано право не устанавливать на своей территории отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Так, например, поступили законодательные власти Москвы .

Читайте так же:  Срок хранения штатного расписания

Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 48 «О транспортном налоге» (в ред. Закона г. Москвы от 26.04.2006 N 17).

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей, сроки уплаты

В первую очередь по этому вопросу отметим следующее: сумма налога, подлежащая уплате физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию ТС, а организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ.

Налогоплательщики — организации ежеквартально исчисляют и уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта РФ не предусмотрено освобождение от этой обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков согласно п. 6 ст. 362 НК РФ. Сумма авансового платежа определяется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, у организации рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи по транспортному налогу введены с 1 января 2006 г. Законом N 131-ФЗ.

В случае если ТС находится в собственности неполный налоговый период, то размер налога определяется с использованием специального коэффициента, рассчитываемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц, в течение которого происходит постановка или снятие с учета ТС, принимается в расчет как полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны в течение 10 дней сообщать в налоговые органы о ТС, зарегистрированных или снятых с учета.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль и зарегистрировала его в органах ГИБДД 01.04.2006. Мощность двигателя автомобиля — 150 л. с. В августе 2006 г. организация продала автомобиль, и 10.08.2006 он был снят с учета. По данному ТС налоговая ставка составляет 8 руб. за одну лошадиную силу.

Сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 300 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 1/4).

Так как в августе автомобиль был снят с учета, общая сумма налога по итогам налогового периода определяется с учетом коэффициента. Полных месяцев, когда автомобиль находился в собственности организации, в 2006 г. было 5. Таким образом, коэффициент составит 0,42 ((5 / 12) мес.).

Отметим, что в налоговой отчетности по транспортному налогу этот коэффициент указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Общая сумма налога, начисленная за 2006 г., равна 504 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 0,42).

Итого к уплате за III квартал 2006 г. — 204 руб. (504 — 300).

Суммы налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются по месту нахождения ТС в сроки, установленные законом субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Срок уплаты налога должен быть установлен не ранее срока, установленного Налоговым кодексом для сдачи налоговой декларации, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода на основании уведомлений, полученных от налогового органа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ[email protected] Порядок вручения налогового уведомления установлен ст. 52 НК РФ. Оно может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления.

Отчетность по транспортному налогу

В соответствии с новой ст. 363.1 НК РФ, введенной Законом N 131-ФЗ, форма налоговой декларации утверждается Минфином России. В настоящей момент действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налогоплательщики — юридические лица по истечении I, II и III кварталов представляют в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Расчеты по авансовым платежам должны представляться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Транспортный налог в г. Москве в 2019-2018 г.

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Москве на 2019-2018 г. утверждены Законом г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями и дополнениями, действующими в 2019 г.).

Порядок и сроки уплаты транспортного налога в Москве

Налог за каждое транспортное средство уплачивается в полных рублях (50 копеек и более округляются до целого рубля, а менее 50 копеек не учитываются) в бюджет города Москвы.

Налогоплательщики-организации уплачивают налог не позднее 05 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по налогу налогоплательщиками — организациями не производится.

Таким образом, организациям необходимо оплатить транспортный налог за 2018 год — до 05 февраля 2019 года, за 2019 год — до 05 февраля 2020 года, а за 2020 год — до 05 февраля 2021 года. Более подробно о порядке уплаты налога юридическими лицами читайте в статье по ссылке.

Срок уплаты транспортного налога за 2018 год для юридических лиц в г. Москве — 05 февраля 2019 года

Граждане уплачивают транспортный налог на автомобиль на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Сумма налога на машину определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Физическими лицами транспортный налог должен быть уплачен в общем порядке в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть в 2019 году налог уплачивается за 2018 год соответственно по ставкам, установленным на 2018 год, а автомобильный налог за 2019 год — до 01 декабря 2020 года.

Срок уплаты налога для граждан: с 2016 года изменился срок уплаты транспортного налога на автомобиль для физических лиц — теперь налог необходимо оплатить до 01 декабря (ранее срок уплаты устанавливался до 1 октября).

Транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на автомобиль за 2017 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2018 г., за 2018 г. – до 1 декабря 2019 г. , а за 2019 год — до 1 декабря 2020 года. Если 01 декабря является нерабочим днем, срок уплаты переносится на ближайший рабочий день.

Срок уплаты транспортного налога на автомобиль в г. Москве в 2019 г. — до 02 декабря 2019 г. (налог уплачивается за 2018 г.)

Читайте так же:  Понятие «суточные»

Ставки транспортного налога в г. Москве

Налоговые ставки налога на авто в Москве устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях) на 2017-2018, 2019 годы

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно

свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно

свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно

свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно

свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Рассчитать транспортный налог в г. Москве самостоятельно очень просто. Для этого необходимо мощность автомобиля (в л.с.) умножить на ставку налога (второй столбик таблицы).

Обратите внимание, при взимании налога на автомобиль применяются повышенные коэффициенты транспортного налога на дорогостоящие автомобили стоимостью более трех миллионов рублей.

Внимание:

в связи с тем, что окончательная сумма налога зависит от категории и марки автомобиля, его мощности, мы не рекомендуем пользоваться онлайн-калькуляторами. Наиболее верный расчет достигается простым умножением мощности автомобиля на ставку налога (с учетом повышающих коэффициентов на дорогостоящие автомобили).

Льготы по уплате транспортного налога в г. Москве

Законом г. Москвы «О транспортном налоге» освобождены полностью от уплаты налога:

Пенсионеры по старости льгот по уплате транспортного налога в Москве не имеют.

Важно. Льготы, перечисленные в подпунктах 3-8, 11-14 не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт).

Физическим лицам льготы предоставляются по заявлению на основании документа, подтверждающего право на льготу. При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.

Льготы не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.

При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.

Налоги / Региональные налоги / Транспортный налог- лекция

Глава 28. Транспортный налог

Статья 356. Общие положения

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

Статья 357. Налогоплательщики

Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, переданных ими на основании доверенности, налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче по доверенности транспортных средств).

Статья 358. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются:

самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

Читайте так же:  Кредиторская задолженность в инфографике

теплоходы, яхты, парусные суда, катера;

снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;

несамоходные (буксируемые суда);

другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

[1]

весельные лодки ( моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);

автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);

промысловые морские и речные суда;

пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;

транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

[2]

транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);

самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Статья 359. Налоговая база

Налоговая база определяется:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении водных и воздушных транспортных средств — как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для плательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

Статья 361. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (тяги реактивного двигателя или валовой вместимости, категории транспортных средств) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя (один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства).

Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом их СПМ.

Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации, исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

В случае регистрации транспортного средства (снятия с регистрации), исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента:

число полных месяцев владения

число календарных месяцев в периоде

Месяц регистрации (снятия) транспортного средства принимается за полный месяц.

В случае регистрации (снятия) транспортного средства в течение календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных (снятых с регистрации), а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации (снятия с регистрации) по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Уплата налога (авансовых платежей) производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации, уплачивают авансовые платежи. По истечении налогового периода они уплачивают сумму налога.

Налогоплательщики — физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Статья 363.1. Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств

Транспортные средства, имеющие дви ­ гатели

Мощность двигателя транспорт ­ ного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив ­ ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар ­ ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз ­ душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус ­ ловиях в килограммах силы

Читайте так же:  Кто может получить автокредит в мкб

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп ­ ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро ­ вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт ­ ные средства

Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре ­ тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра ­ ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци ­ рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс ­ портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле ­ ния сумм налога для организаций и физических лиц

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво ­ дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот ­ ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет ­ ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа ­ щая уплате в бюджет, оп ­ ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе ­ ние соответствующей на ­ логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про ­ изводится в порядке и сроки, установленные зако ­ нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом .

Физические лица уплачивают транс ­ портный налог на ос ­ новании уведомления налогового органа.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле ­ дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне ­ ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства.

В подпункте «б» п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены: налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст.3 Закона N 110-ФЗ).

Транспортный налог заменил прежний налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями. Транспортный налог — один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй — это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

С начала года в консолидированный бюджет Иркутской области поступило 747 млн. рублей транспортного налога. По отношении с другими налогами, поступающими в бюджет области транспортный налог составляет 2%. Долевое соотношение налогов в бюджете Иркутской области представлены в диаграмме 1.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ (НК РФ) транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п. 3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Во многих субъектах РФ приняты соответствующие законы о транспортном налоге, например в Иркутской области принят закон от 20 июня 2007 года № 33/2/1-С3 «О транспортном налоге».

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положениями гл. 28 НК РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить НК РФ.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Поэтому далее в работе необходимо проанализировать основные элементы налогообложения, отраженные в главе 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса.

Читайте так же:  Расчёт неиспользованного отпуска при увольнении

Тема 3.1. Транспортный налог

Раздел 3. Региональные налоги.

Транспортный налог относится к региональным налогам. Взимается в соответствии с гл.28 НК РФ.

Налогоплательщиками

транспортного налога выступают лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства — организации и физические лица, российские и иностранные.

Транспортные средства по общему правилу регистрируются за собственниками, но есть и исключения: передача имущества в лизинг (лизингополучатель), временная аренда водных транспортных средств без экипажа (фрахтователь) или государственных водных транспортных средств (лицо по договору оперативного управления), эксплуатация арендованных воздушных транспортных средств (эксплуатант).

Налогоплательщики подлежат постановке на учет по местонахождению транспортных средств: место государственной регистрации, место нахождения собственника (при отсутствии места государственной регистрации), место фактического нахождения имущества.

Объектом

налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные на территории РФ в установленном порядке. Регистрация транспортных средств (постановка на учет и снятие с учета) является ключевым моментом для целей налогообложения. От регистрации зависит признание плательщиком налога, величина налога в бюджет за время владения транспортным средством, место уплаты налога и представления налоговой отчетности.

Налоговая база

определяется отдельно по каждому транспортному средству на основании технической документации или регистрационных документов (табл.).

Вид транспортного средства Название Налоговая база
Наземный Автомобили легковые и грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани. Мощность двигателя в лошадиных силах
Воздушный Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты, имеющие двигатели Мощность двигателя в лошадиных силах
Самолеты, имеющие реактивные двигатели Паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в кг.силы
Водный Теплоходы, яхты, катера, моторные лодки, гидроциклы и другие суда, имеющие двигатели Мощность двигателя в лошадиных силах
Несамоходные (буксируемые) суда Валовая вместимость в регистровых тоннах
Суда, не имеющие двигателей В количественных единицах

Льготы

по транспортному налогу предоставляются федеральным законом в виде освобождения объекта обложения транспортных средств особого назначения, указанных в п. 2 ст. 358 НК. Региональные льготы присутствуют во многих субъектах РФ, учитывают категорию или социальный статус плательщиков, вид, назначение и количество транспортных средств, принадлежащих владельцу.

Базовые налоговые ставки являются твердыми, установлены федеральным законодательством в рублях за единицу измерения налоговой базы, дифференцированы в зависимости от вида и категории транспортного средства. Законами субъектов РФ ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Дифференциация ставок может затрагивать различные показатели, например срок эксплуатации. Полный перечень налоговых ставок представлен в ст.361 НК РФ.

Налоговым периодом

по транспортному налогу признается календарный год, а отчетнымиI, II и III квартал.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога

определяются законами субъектов РФ и различны для организаций и физических лиц.

Физическим лицам налог исчисляется налоговыми органами по месту постоянного или преимущественного проживания, на основании сведений о владельцах транспортных средств, предоставляемых учреждениями по государственной регистрации транспортных средств на территории РФ в течение 10 дней с момента регистрации (снятия с учета) транспортного средства, сформированных на 1 января текущего налогового периода. Физические лица до 1 июня получают уведомление на уплату транспортного налога вместе с платежным документом — квитанцией (извещением) и указанием срока уплаты в первом полугодии календарного года.

Юридические лица — налогоплательщики исчисляют налог самостоятельно отдельно по каждому транспортному средству как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Транспортный налог уплачивается в региональный бюджет по месту нахождения транспортных средств: единовременно по итогам налогового периода или ежеквартально авансовыми платежами в течение налогового периода в размере 1/4 суммы налога за налоговый период, если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды, после представления налоговой отчетности.

К документам налоговой отчетности относятся налоговый расчет по авансовым платежам за отчетный период и налоговая декларация по итогам налогового периода, формы которых утверждаются на федеральном уровне. Налоговые расчеты представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября), а налоговая декларация не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговой декларации отражается сумма налога в бюджет по всем зарегистрированным транспортным средствам организации.

Налоговые декларации представляются:

— по наземному транспорту — по месту регистрации транспортных средств,

— по водному и воздушному транспорту — по месту нахождения организации.

По итогам налогового периода организация уплачивает сумму налога с учетом внесенных авансовых платежей за отчетные периоды. Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  4. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
  5. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.
Общие сведения о транспортном налоге
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here