Обзор законодательной базы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Обзор законодательной базы" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Обзор законодательной базы по туризму

Читайте также:

  1. I. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ: ОБЩИЙ ОБЗОР
  2. Контроль органов законодательной власти.
  3. Краткий обзор зарождения, становления и развития экологии.
  4. Краткий обзор значимых для теории управления теорий фирмы
  5. Краткий обзор компьютерных информационных технологий
  6. Лекция 1. Обзор и архитектура вычислительных сетей
  7. Обзор CORBA
  8. Обзор HTTP
  9. Обзор программных продуктов для бюджетирования
  10. Обзор рынка компьютерной техники. Выбор компьютера для АИС. Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ) бухгалтера.
  11. Обзор рынка СПС в России

Туризм, как и любой вид деятельности, требует четкой правовой регламентации и управления. Регулирование вопросов туризма происходит как на государственном, так и на международном уровнях. В Российской Федерации основным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года. В этом законе туризм признается одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

До этого закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании международной туристской деятельности» от 12 декабря 1995 года. Согласно этому постановлению, часть фирм-авантюристов, живущих одним днем и не заинтересованных в длительной работе на рынке туризма, были ликвидированы.

Так как туризм в нашей стране тесно связан со спортом, многие вопросы по регулированию туристской деятельности отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 13 января 1999 года.

Как уже было отмечено, туризм является частью культуры, поэтому непосредственное отношение к вопросам туризма имеет Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года. Правительство Российской Федерации постоянно обращается к вопросам туризма и спорта. 25 января 2001 года было принято «Положение о государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму». Это положение отменило предыдущее положение от 27 апреля 1995 года. В соответствии с этим Положением федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области туризма, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России).

Каждый турист является потребителем товаров и услуг. Поэтому Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года имеет непосредственное отношение к лицам, совершающим путешествия. Права туристов также защищены Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

В международном праве основным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.

Для того чтобы облегчить взаимодействие с различными туристскими фирмами и исключить возможность двусмысленного толкования терминов по туризму, разработан официальный глоссарий терминов международного туризма. А в Великобритании основные понятия, которые рекомендуется использовать в работе с клиентами или в сделках между туристскими организациями и организаторами туризма и турагентами, закреплены в Кодексе туроператоров.

В Российской Федерации растет число объединений туроператоров и турагенств. Наряду с такими известными объединениями, как Российская ассоциация турагенств и Национальная туристская ассоциация, сформировалось множество объединений в сфере туризма. Например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация турагенств, Российская таймшер ассоциация и другие. Создана также Лига защиты прав путешествующих. Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Создан специализированный институт повышения квалификации в системе «Интуриста».

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 379 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2.3 Анализ законодательной базы в рф

Туристская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существуют. В 2006-2007 годах, в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:

развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие — повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства (далее — смежное законодательство);

[2]

развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

гармонизацией законодательства Российской Федерации и прав Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

3. Законодательная база по туризму в зарубежных странах

3.1 Обзор законодательной базы в зарубежных странах

В международном праве основным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.

Читайте так же:  Особенности составления доверенности на приватизацию квартиры

Во многих странах мира создаются некоммерческие ассоциации, которые представлены консультативными советами по туризму. Эти советы объединяются в неправительственные международные организации, такие, как Всемирная ассоциация туристических агентств и туроператоров (ВАТА), Международный совет турагентств (МСТА), Международная федерация ассоциаций турагентств (МФАТА) и др.

Для того чтобы облегчить взаимодействие с различными туристскими фирмами и исключить возможность двусмысленного толкования терминов по туризму, разработан официальный глоссарий терминов международного туризма. А в Великобритании основные понятия, которые рекомендуется использовать в работе с клиентами или в сделках между туристскими организациями и организаторами туризма и турагентами, закреплены в Кодексе туроператоров.

Обзор законодательной базы

Введите ваш e-mail:

Краткий обзор законодательной базы Республики Казахстан для целей реализации инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики

Одной из возможных схем с точки зрения законодательства РК для целей реализации проекта финансирования и строительства электростанции в Республике Казахстан является «концессия», которая определена как: «деятельность, направленная на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объектов концессии, осуществляемая за счет средств концессионера или на условиях софинансирования концедентом» (ст. 1(6) Закона о концессиях).

06.11.2014 Юридическая фирма «GRATA», www.gratanet.com

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

1) поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии;

2) государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов;

3) передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;

4) предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) софинансирование концессионных проектов;

6) гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером, является государство.

Договор на строительство генерирующих установок (Рынок Мощности)

Партнер, Руководитель Департамента «Финансы и ценные бумаги», Представитель в г. Улан-Батор, GRATA Казахстан/Монголия
Тел.: +7 (727) 2445-777
Сот.: +7 701 787-80-20
Эл. почта: [email protected]

[1] По состоянию на дату настоящей записки, три объекта концессии уже функционируют в РК: (i) линия электропередачи «Северный Казахстан — Актюбинская область», (ii) железная дорога «Линия Шар — Усть-Каменогорск», (iii) Пассажирский терминал аэропорта в г. Актау.

[2] К сфере естественной монополии не относится производство электрической энергии, но относятся услуги по производству тепловой энергией и по передаче и (или) распределению электрической энергии (ст 4.1 Закона о естественных монополиях).

[4] Совокупный собственный капитал юридических лиц, учредителей, если концессионер новое юридическое лицо.

Обзор законодательных инициатив

Обзор законодательных инициатив в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

  1. Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года
  2. Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта.
  3. Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары
  4. Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий
  5. Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя
  6. Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера
  7. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре
  8. Инициатива по введению маркировки стеклянной тары
  9. Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю
  10. Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива
  11. Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет

Госдума вышла с каникул, и отдохнувшие депутаты занялись законотворческой работой.

Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года

Депутаты предлагают еще на год (до 1 июля 2019 года) отсрочить вступление в силу требования об обязательном применении контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн кассами) предпринимателями на ЕНВД и патенте. Авторы законопроекта в пояснительной записке подчеркивают, что малый бизнес не готов нести дополнительные непроизводственные расходы на установку, обслуживание кассовой техники и обучение персонала. Если законопроект будет принят, то ИП на патенте и ЕНВД смогут еще год продавать пиво без применения касс при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств.

Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта

Группа депутатов, в которую вошли Сергей Миронов и Олег Нилов, предлагают ввести с 1 января 2018 года государственную монополию на производство и оборот этилового спирта — доля РФ в уставном капитале предприятий должна будет составлять не менее 50%. Как говорится в сопроводительных документах к законопроекту, его принятие не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств, а напротив, позволит казне зарабатывать 400-500 млрд. рублей в год. Убытки, причиненные в результате установления госмонополии лицам, чье имущество подлежит изъятию, будут компенсированы из бюджета за счет дополнительных доходов от производства спирта.

Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары

Депутаты Карельского заксобрания предлагают внести поправку в нормы, касающиеся штрафа за продажу в общепите алкоголя без вскрытия тары. Согласно действующей редакции КоАП, за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции должностным лицам грозит штраф в 20-40 тысяч рублей, а юридическим — в 100-300 тысяч. Однако продавцы, которые и должны непосредственно вскрывать тару при отпуске продукции, не являются должностными лицами. Поэтому депутаты предлагают установить штраф для граждан в размере 3-5 тысяч рублей и уточнить, что в данной статье под гражданами понимаются именно продавцы.

Читайте так же:  Административная оценка работы

Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий

Заксобрание Еврейской автономной области внесло законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий. Сейчас продажа алкоголя запрещается в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ при согласовании проведения таких мероприятий. Однако согласовывать массовые мероприятия может не только орган исполнительной власти субъекта РФ, но и орган местного самоуправления, а значит, установление запрета на продажу алкоголя становится невыполнимым. Законопроект предлагает предоставить органам местного самоуправления устанавливать границы территорий, где будет запрещена продажа алкоголя во время массовых мероприятий.

Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя

Правительство внесло два проекта, касающиеся порошкового алкоголя.

Первым документом в закон предлагается ввести определение порошкообразной спиртосодержащей продукции (это «пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт») и запретить ее производство и оборот. Подчеркивается, что в мире не проводились исследования по безопасности продукции, она запрещена в ЕС и многих штатах США. Трудно контролировать потребление порошкового алкоголя и исключить его пронос и применение в неположенных местах – школах, больницах и т. п.

Второй проект касается административных штрафов за производство и оборот порошкового алкоголя: 5-20 тысяч для граждан, 20-50 тысяч для должностных лиц, 200-500 тысяч для юр.лиц. На текущий момент из-за некорректной формулировки текста законопроекта под раздачу могут попасть, в частности, солодовые концентраты или, например, дрожжи, хмелевая пыльца и многое другое.

Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера

Еще один косвенно касающийся алкоголя законопроект внесло правительство. Сейчас ответственность за пьяное вождение наступает при выявлении более 0,16 мг абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Если водитель не может дунуть в алкотестер (например, находится в бессознательном состоянии после ДТП), то определить наличие опьянения можно путем анализа крови — однако в таком случае ответственность за пьяное вождение не наступает. Поэтому предлагается дополнить закон: ответственность за пьяное вождение будет наступать при выявлении более 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха или более 0,3 г на литр крови.

В верхней палате парламента прозвучало сразу несколько заявлений о готовящихся законодательных поправках.

Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре

Одна из них касается многострадальной ПЭТ-тары: сенаторы Михаил Щетинин и Ирина Гехт считают, что в законе есть лазейка, позволяющая продавать в России пиво и алкоголь в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 л. Сенаторы апеллируют к тому, что формулировка закона гласит: «С 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров».

По их мнению, если производство пива в больших ПЭТах будет разрешено для экспорта, оно хлынет в российскую розницу. Поэтому нужно убрать из закона слова «за исключением розничной продажи». Впрочем, в п. 15. ст. 16 171-ФЗ уже содержится указание о том, что не допускается продажа алкоголя в ПЭТ объемом свыше 1,5 л. Текст 171-го закона усложнился настолько, что в нем не всегда могут сориентироваться и сами законотворцы.

Еще одно подтверждение неоднозначности ограничения ПЭТ подкинуло РАР: ранее правовое управление РАР в письме от 30 марта 2017 года разъясняло, что разливать в тару потребителя вообще нельзя — в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, а продавец не может проверить предоставляемую покупателем тару на соответствие требованиям Техрегламента.

Теперь Росалкогольрегулирование изменило свою позицию – с учетом позиции Минфина – и в письме от 20 сентября пишет, что, в соответствии с санитарными правилами, неупакованные пищевые продукты можно отпускать в чистую тару потребителя, и законодательством РФ не предусмотрены ограничения, касающиеся собственной тары потребителя. Следовательно, розлив в ПЭТ-тару потребителя объемом более 1,5 л не противоречит закону.

Инициатива по введению маркировки стеклянной тары

Еще одна «тарная» поправка касается стеклянных бутылок: предлагается обязать производителей стеклотары маркировать продукцию своим клеймом и отпускать водочные бутылки только тем, у кого есть лицензия на производство алкоголя. И, наконец, предлагается дать региональным лицензирующим органам право проводить внезапные проверки магазинов, которые продают алкоголь, чтобы точки, где алкоголь продают с нарушениями, не успели подготовиться к визиту контролеров.

Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю

Минпромторг разрабатывает проект смягчения требований к получению лицензии на продажу алкоголя. По мнению министерства, любому добросовестному продавцу алкоголя должно быть просто, дешево и удобно получить лицензию. Сейчас же предприниматели часто получают отказ при недоборе в пару квадратных метров по площади магазина, при налоговом долге в одну копейку или расхождении адресных данных государственного реестра и заявления на выдачу лицензии. При этом уплаченная пошлина в размере 65 тыс. рублей за каждый год действия лицензии заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно, и при новом обращении для получения лицензии ситуация может повториться.

Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива

Читайте так же:  Специальный страховой стаж — что это такое

Активно обсуждали в сентябре вопрос безалкогольного пива. Все началось с того, что некие активисты собрались внести в Госдуму законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива — по мнению законотворцев, она даже вреднее, чем реклама пива алкогольного. Позднее на эту тему громко высказалась глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее мнению, безалкогольное пиво пивом не является, так как «пиво — это результат брожения, брожения безалкогольного быть не должно». Простим главному санитарному врачу незнание технологии: на самом деле отсутствие алкоголя в пиве говорит не об отсутствии брожения, а о том, что продукт брожения – этанол – был тем или иным способом удален из пива.

Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет

Минфин начал публичное обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет. Предполагается, что пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху можно будет продавать через интернет без лицензии, при условии включения продавца – организации или ИП – в специальный реестр, который будет вести Росалкогольрегулирование. Кроме того, от онлайн-торговли до 2021 года будут отстранены одни из инициаторов реформы — ретейлеры. Право на интернет-торговлю алкоголем в первые четыре года будет только у производителей алкоголя и оптовиков.

Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма

ТЕМА 1. История туризма как учебная дисциплина

§ 4. Обзор законодательной базы по туризму

Туризм, как и любой вид деятельности, требует четкой правовой регламентации и управления. Регулирование вопросов туризма происходит как на государственном, так и на международном уровнях. В Российской Федерации основным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года. В этом законе туризм признается одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

До этого закона было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании международной туристской деятельности» от 12 декабря 1995 года. Согласно этому постановлению, часть фирм-авантюристов, живущих одним днем и не заинтересованных в длительной работе на рынке туризма, были ликвидированы.

Так как туризм в нашей стране тесно связан со спортом, многие вопросы по регулированию туристской деятельности отражены в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 13 января 1999 года.

Как уже было отмечено, туризм является частью культуры, поэтому непосредственное отношение к вопросам туризма имеет Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года. Правительство Российской Федерации постоянно обращается к вопросам туризма и спорта. 25 января 2001 года было принято «Положение о государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму». Это положение отменило предыдущее положение от 27 апреля 1995 года. В соответствии с этим Положением федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области туризма, является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России).

Каждый турист является потребителем товаров и услуг. Поэтому Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года имеет непосредственное отношение к лицам, совершающим путешествия. Права туристов также защищены Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

В международном праве основным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является «Хартия туризма», принятая Всемирной туристской организацией в 1985 году. Одним из первых официальных органов, занимающихся вопросами туризма на международном уровне, являлась Конференция экспертов по статистике Лиги Наций, созванная в 1937 году. В 1975 году была создана Всемирная туристская организация.

Для того чтобы облегчить взаимодействие с различными туристскими фирмами и исключить возможность двусмысленного толкования терминов по туризму, разработан официальный глоссарий терминов международного туризма. А в Великобритании основные понятия, которые рекомендуется использовать в работе с клиентами или в сделках между туристскими организациями и организаторами туризма и турагентами, закреплены в Кодексе туроператоров.

В Российской Федерации растет число объединений туроператоров и турагенств. Наряду с такими известными объединениями, как Российская ассоциация турагенств и Национальная туристская ассоциация, сформировалось множество объединений в сфере туризма. Например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация турагенств, Российская таймшер ассоциация и другие. Создана также Лига защиты прав путешествующих. Заметно активизировался рынок образовательных услуг для сферы туризма. Создан специализированный институт повышения квалификации в системе «Интуриста».

Законодательная и нормативно-правовая база защиты информации в Российской Федерации.

Работы по защите информации в органах государственной власти и на предприятиях проводятся на основе актов законодательства Российской Федерации в соответствии со ст.3 «Положении о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам»,

Функционирование государственной системы защиты информации обеспечивается следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации

ФЗ «О безопасности»

ФЗ «О государственной тайне»

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЗ_«Об информации, информатизации и защите информации»

ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Положение_ о_ государственной __системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от утечки по_ технически _(утверждено__ Постановлением _Совета_Министров

Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1993 г. №912-51)

Указы президента_Российской Федерации (№1085 от 16.8.2004 г.)

Постановления правительства Российской Федерации

Другие правовые акты федеральных органов власти в области защиты информации

В Российской Федерации такими правилами (актами, нормами) являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.

Что касается ведомственных нормативных актов, то они оп­ределяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, издаваемыми ведомствами, организациями и предприятиями, действующими в рамках оп­ределенных структур (рис.2).

Читайте так же:  Техника безопасности на производстве — понятие, ответственность, ознакомление работников

Современные условия требуют и определяют не­обходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой за­конов и правовых актов Российской Федерации.

Требования информационной безопасности должны органически включаться во все уровни законо­дательства, в том числе и в конституционное зако­нодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и другие. В литературе приводится такая структура правовых актов, ориентированных на правовую защи­ту информации.

Первый блок — конституционное законодатель­ство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.

Второй блок — общие законы, кодексы (о собственности, о недрах, о земле, о правах граждан, о гражданстве, о налогах, об антимонопольной деятельности), которые включают нормы по вопросам информатиза­ции и информационной безопасности.

Третий блок — законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и опреде­ляющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации.

Четвёртый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам. В их число входит и Закон РФ «Об информации, информатизации и защи­те информации». Именно состав и содержание этого блока законов и создает специальное законодательство как основу правового обеспечения информационной безопасности.

Пятый блок — законодательство субъектов Россий­ской Федерации, касающееся защиты информации.

Шестой блок — подзаконные нормативные акты по защите информации.

Седьмой блок — это правоохранительное законо­дательство России, содержащее нормы об ответствен­ности за правонарушения в сфере информатизации.

Специальное законодательство в области безопас­ности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов.

Особое место принадлежит базовому Закону «Об ин­формации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной дея­тельности:

информации и информационных систем;

субъектов — участников информационных про­цессов;

правоотношений производителей — потребителей информационной продукции;

владельцев (обладателей, источников) информа­ции — обработчиков и потребителей на основе отношений собственности при обеспечении гаран­тий интересов граждан и государства.

Этот закон определяет основы защиты информа­ции в системах обработки и при ее использовании с учетом категорий доступа к открытой информации и к информации с ограниченным доступом. Этот закон содержит, кроме того, общие нормы по организации и ведению информационных систем, включая банки дан­ных государственного назначения, порядка государ­ственной регистрации, лицензирования, сертификации, экспертизы, а также общие принципы защиты и гаран­тий прав участников информационного процесса.

В дополнение к базовому закону в мае 1992 г. были приняты Законы:

«О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» и

«О правовой охране топологии интегральных микросхем».

Оба закона устанавливают охрану соответствующих объектов с помощью норм авторского права, включая в перечень объектов авторского права наря­ду с традиционными базами данных топологии интег­ральных микросхем и программы для ЭВМ.

Вопросы правового режима информации с ограниченным доступом реализуются в двух самостоятельных законах:

— О государственной тайне

— О коммерческой тайне.

Кроме того, этот аспект раскрывается и в Гражданском кодексе РФ статьей 139 «Служебная и коммерческая тайна»:.

1. Информация составляет служебную или коммер­ческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерчес­кую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предус­мотренными настоящим кодексом и другими зако­нами.

Вторая часть статьи 139 ГК РФ определяет правовые основы ответственности за несанкционированное получение информации или причинение ущерба.

«Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерчес­кую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на Контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 определяет понятие и содержание конфиденциальной информации (см. таблицу 1).

документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие иденти­фицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распро­странению в средствах массовой информации в установленном порядке

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна)

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых от­правлений, телеграфных и иных сообщений и др.)

Сведения, связанные с коммерческой деятель­ностью, доступ к которым ограничен законами (коммерческая тайна)

Сведения о сущности изобретения полезной мо­дели или промышленного образца до официальной публикации информации о них

Таким образом, правовая защита информации обеспечивается нормативно-законодательными актами, представляющими собой по уровню иерархическую систему от Конституции РФ до функциональных обязанностей и контракта отдельного конкретного ис­полнителя, определяющих перечень сведений, подле­жащих охране, и меры ответственности за их разгла­шение.

Одним из новых для нас направлений правовой защиты является страховое обеспечение. Оно пред­назначено для защиты собственника информации и средств ее обработки как от традиционных угроз (кра­жи, стихийные бедствия), так и от угроз, возникающих в ходе работы с информацией. К ним относятся: раз­глашение, утечка и несанкционированный доступ к конфиденциальной информации.

Целью страхования является обеспечение страхо­вой защиты физических и юридических лиц от стра­ховых рисков в виде полного или частичного возме­щения ущерба и потерь, причиненных стихийными |действиями, чрезвычайными происшествиями в раз­личных областях деятельности, противоправными дей­ствиями со стороны конкурентов и злоумышленников путём выплат денежной компенсации или оказания сервисных услуг (ремонт, восстановление) при наступ­лении страхового события.

В основе российского страхового законодательства лежит Закон РФ «О страховании». Он призван гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые положения по организации страхования и принципы государственного регулирования страховой деятельности.

[1]

Закон «О страховании» дает следующее понятие страхования: «Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определен­ных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Читайте так же:  Что представляет собой журнал km-8

Действия по защите информации от утечки по техническим каналам регламентируются следующими правовыми документами:

1. ГОСТ 29339-92 «Информационная технология. Защита информации от утечки за счет ПЭМИН при её обработке СВТ». (ПЭМИН — побочные электромагнитные излучения и наводки.)

ГОСТ Р 50752 «Информационная технология. За­щита информации от утечки за счет ПЭМИН при ее обработке средствами вычислительной техни­ки. Методы испытаний».

Нормы эффективности и защиты АСУ и ЭВМ от утечки информации за счет ПЭМИН.

Специальные требования и рекомендации по за­щите объектов ЭВТII и III категории от утечки ин­формации за счет ПЭМИН.

[3]

Действия по защите информации от несанкциони­рованного доступа (НСД) регламентирует — Постанов­ление Правительства РФ от 15.09.93 № 912-51 «Поло­жение о государственной системе защиты информа­ции от иностранной технической разведки и от утечки по техническим каналам»,

Также эти действия регламентируют Указы Президента РФ:

— «О создании государственной технической комис­сии при Президенте РФ» (от 05.01.92 № 9);

— «О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной информации по техническим каналам связи» (от 08.05.93 № 644);

— «О ме­рах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифроваль­ных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» (от 03.04.95 № 334);

— «Поло­жение о государственной системе защиты информа­ции в Российской Федерации».

Правовыми документами являются и государ­ственные стандарты на информационную деятель­ность с учетом обеспечения ее безопасности, в час­тности:

— ГОСТ Р 50739-95 «СВТ. Защита от НСД к ин­формации»;

— ГОСТ 28147-89 «Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования»;

— ГОСТ Р.34.10-94 «Процедуры выработки и проверки электронной под­писи на базе асимметрического криптографического алгоритма»;

ГОСТ Р.34.11-94 «Функция хэширова­ния»;

ГОСТР.В.50170-92 «Противодействие ИТР. Тер­мины и определения».

Опираясь на государственные правовые акты и учитывая ведомственные интересы на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые докумен­ты, ориентированные на обеспечение информацион­ной безопасности.

К таким документам относятся:

Положение о сохранении конфиденциальной ин­формации;

Перечень сведений, составляющих конфиденци­альную информацию;

Инструкция о порядке допуска сотрудников к све­дениям, составляющим конфиденциальную инфор­мацию;

Положение о специальном делопроизводстве и документообороте;

Перечень сведений, разрешенных к опубликова­нию в открытой печати;

Положение о работе с иностранными фирмами и их представителями;

Обязательство сотрудника о сохранении конфи­денциальной информации;

Памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны.

Указанные нормативные акты направлены на пре­дупреждение случаев неправомерного оглашения (раз­глашения) секретов на правовой основе, и в случае их нарушения должны приниматься соответствующие меры воздействия.

В зависимости от характера информации, ее дос­тупности для заинтересованных потребителей, а так­же экономической целесообразности конкретных за­щитных мер могут быть избраны следующие формы защиты информации:

признание сведений конфиденциальными;

применение норм обязательственного права.

Существуют определенные различия между автор­ским правом и коммерческой тайной:

— Авторское право защищает только форму выражения идеи.

— Коммер­ческая тайна относится непосредственно к содержанию.

Авторское право защищает от копирования не­зависимо от конфиденциальных отношений с владель­цем. К авторскому праву прибегают при широкой публикации своей информации, в то время как ком­мерческую тайну держат в секрете. Очевидно, что по сравнению с патентом и авторским правом, коммер­ческая и производственная тайны являются наиболее удобными, надежными и гибкими формами защиты информации.

Помимо вышеизложенных форм правовой защи­ты и права принадлежности информации находит ши­рокое распространение официальная передача права на пользование ею в виде лицензии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лицензия — это разрешение, выдаваемое государством на проведение некоторых видов хозяйственной деятельности, вклю­чая внешнеторговые операции (ввоз и вывоз) и предо­ставление права использовать защищенные патента­ми изобретения, технологии, методики. Лицензионные разрешения предоставляются на определенное время и на определенные виды товаров.

Источники


  1. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.

  2. Кабинет информатики. Методическое пособие / И.В. Роберт и др. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. — 126 c.

  3. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
  4. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Обзор законодательной базы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here