Основные отличия показателей

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Основные отличия показателей" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Разница между доходом и прибылью: основные принципы различия показателей

Чем отличается доход от прибыли? Современное предпринимательство активно развивается, об этом свидетельствует множество вакансий, которые остаются открытыми на сегодняшний день. Современный рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах экономического направления.

Какова разница между доходом и прибылью предприятия?

Так, стоит отметить два основных понятия, которые часто путаются – это прибыль и доход. Непрофессионалы считают эти слова синонимами, но те, кто действительно разбирается в предпринимательстве и основных экономических явлениях и терминах, понимают, что это далеко не так. Итак, давайте разберемся сначала с каждым из понятий по отдельности, а затем сравним их для того, чтобы иметь четкое разграничение.

Что представляет собой доход?

Любой вид предпринимательской деятельности основной целью имеет получение не только дохода, но и прибыли. Что же это такое — доход? Из чего он состоит? Доход представляет собой все средства, полученные субъектом предпринимательства, то есть материальные и нематериальные ценности, за определенный срок. Они считаются без учета расходов на производство и других обязательных составляющих.

Доходом называется выручка за определенный период времени. Из полученной суммы финансов впоследствии необходимо будет вычесть налоги и сборы. В итоге получим чистую прибыль – это именно то, что после осуществления всех платежей останется у физического или юридического лица на руках.

Доход является значением, которое используется только в финансовой отчетности. Эта цифра практически ничего не определяет для дальнейшей стратегии развития бизнеса.

Считать доход просто, нужно просуммировать все средства, которые были получены.

Что такое прибыль?

Понятие и сущность прибыли несколько сложнее. Прибыль включает в себя доход за исключением расходов на производство и изготовление продукции. Это конкретная сумма, которую заработал предприниматель или организация, предприятие за некоторый срок. Прибыль является собственно тем, ради чего и осуществляется финансово-хозяйственная деятельность.

Прибыль играет важную роль в ведении бизнеса. Для того, чтобы понять насколько успешным является бизнес, необходимо прослеживать динамику изменения прибыли за определенный период времени.

Это поможет выявить некоторые нежелательные явления и вовремя их устранить или принять соответствующие меры для этого. Доход является составляющей, без которой невозможно определить прибыль.

Основные отличия между понятиями дохода и прибыли

Между прибылью и доходом существует огромная разница. Рассмотрим отличительные черты данных терминов.

  1. Доход всегда имеет показатель больше, чем собственно прибыль.
  2. Для определения рентабельности предпринимательской деятельности основным понятием является именно прибыль.
  3. Зная величину дохода, нельзя ничего сказать о том, насколько оправданным является бизнес.

Для того, чтобы более наглядно разобраться с разницей между понятиями дохода и прибыли, рассмотрим пример.

Физическое лицо решило заняться предпринимательством. Гражданин открыл магазин одежды. Для этого он взял офис в аренду, нанял 3 работников, закупил товар. За первый месяц работы был получен доход в размере 100 тысяч рублей. После первого месяца работы он решил определить прибыль. Для того, чтобы узнать ее, нужно осуществить ряд платежей:

  • арендная плата за помещение
  • заработная плата сотрудникам
  • плата за товар
  • амортизация
  • страховые платежи
  • затраты на приобретение новой партии товара для осуществления дальнейшей деятельности
  • коммунальные платежи и расходы на транспорт
  • если изначально был взят кредит, то вычесть нужно будет и проценты по нему
  • налоги, сборы и пошлины

Возможные итоговые показатели

В результате может быть получен один из трех возможных вариантов развития событий:

  • прибыль со знаком минус – это не только отсутствие прибыли как таковой, но предприниматель еще останется должен
  • прибыль нулевая – предприниматель ничего никому не остался должен и ему в свою очередь ничего не останется от дохода
  • прибыль со знаком плюс – данное явление в первый месяц является редкостью, поэтому если прибыль все-таки осталась, то в дальнейшем, скорее всего, бизнес будет приносить еще больше прибыли

Ввиду всего вышеописанного можно сделать вывод о том, что гораздо более весомым для предпринимательства, как и для любой финансово-хозяйственной деятельности, является показатель прибыли. Полученный доход еще не означает, что бизнес принес прибыль. После вычета всех обязательных составляющих может оказаться, что прибыли нет вовсе.

Подведем итоги. Прибыль и доход – это не синонимы, а совершенно разные экономические понятия. Доход – это все финансовые средства, которые были получены предпринимателем от контрагентов. Прибыль – это доход минус расходы на себестоимость и производство.

Для бизнеса гораздо более важным является понятие прибыли, поскольку позволяет определить насколько рентабельным и оправданным является бизнес.

Каждый предприниматель имеет цель, которая заключается в получении прибыли в результате деятельности. Для того, чтобы ее получить, необходимо понимать, что бизнес – это деятельность, требующая вложений, и существуют определенные требования, которые должен соблюдать каждый налогоплательщик и гражданин.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Основные отличия показателей

Экономический рост – это движение в развитии национального хозяйства, которое характеризуется изменением совокупности макроэкономических показателей, среди которых наиболее значимые: ВВН, ВНП, национальный доход, ВВП на душу населения.

Для оценки динамики экономического развития используются две группы показателей экономического роста: количественные (общие и частные) и качественные.

К общим количественным показателям экономического роста относят: темпы роста (прироста) ВВП, темпы роста (прироста) ВНП, темпы роста (прироста) ВВП на душу населения, темпы роста (прироста) ВНП на душу населения, темпы роста (прироста) национального дохода.

При этом показатели темпов роста (прироста) ВВП и ВНП характеризуются динамику изменения масштабов национальной экономики государства. Данные показатели позволяют сравнить размеры национальных экономик отдельных государств, а также определить их долю в мировой экономике.

Показатели темпов роста (прироста) ВВП и ВНП на душу населения отражают динамику изменения качества жизни и уровня благосостояния населения. Указанные показатели позволяют сравнить уровень и качество жизни населения в отдельных государствах мира. Однако при установлении уровня жизни в отдельных государствах необходимо учитывать степень расслоения доходов среди различных слоев населения. Так при значительном расслоении большая часть населения страны может иметь минимальный уровень благосостояния, а небольшая прослойка сверхбогатых обладать подавляющей частью национального богатства.

Показатели темпов роста (прироста) ВВП и ВНП бывают высокими, средними, низкими, нулевыми и отрицательными.

К частным количественным показателям экономического роста относят: производительность труда, трудоемкость, фондоотдача, фондоемкость (капиталоемкость), материалоемкость.

Читайте так же:  Как узнать свою кредитную историю бесплатно через интернет

Производительность труда – это показатель эффективности использования трудовых ресурсов, рассчитываемый как отношение количества произведенной продукции к величине затраченного труда.

Трудоемкость – это показатель, отражающий количество труда, затраченного на производство одной единицы продукции.

Фондоотдача – это показатель эффективности использования основных фондов, рассчитываемый как отношение количества созданной продукции к объему использованного капитала.

Фондоемкость – это показатель, отражающий величину капитала, затраченного на создание одной единицы продукции.

Материалоемкость – это показатель, отражающий объем сырья и материалов, затраченных на производство одной единицы продукции.

К качественным показателям экономического роста относят: развитость социальной инфраструктуры, степень социальной защиты населения, уровень обеспечения экологической безопасности, объём инвестиций в формирование человеческого капитала.

Необходимо отметить, что между достижением качественных и количественных показателей экономического роста существует определенные противоречия. Так, например, для стимулирования темпов роста ВВП (улучшения количественных показателей) необходимо увеличить продолжительность рабочего дня и сократить количество праздничных дней (ухудшение качественных показателей).

Основные отличия показателей

В педагогических исследованиях, посвящённых оценке эффективности функционирования воспитательной системы вуза, проблема обоснования критериев и показателей воспитанности и уровня сформированности определённых качеств у обучающихся занимает особое место. Данная тематика представлена достаточно широко.

Теоретическое обоснование вышеупомянутых критериев нашло должное отражение в работах Алёхина И.А., Барабанщикова А.В., Вдовюка В.И., Давыдова В.П., Городова П.Н., Быкова А.К., Зимней И.А., Лямзина М.А., Познанского Д.П. и др.

Однако в настоящее время продолжается поиск более точных и конкретных определений критериев эффективности функционирования воспитательной системы вуза.

Как показал анализ проблемы, большинство научных исследований сосредоточено на изучении отдельных аспектов определения и обоснования критериев и оценки результатов воспитательного процесса в вузе. В то же время рассмотрение их в целостном виде осуществляется крайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этой проблемы. Тем не менее вопрос о критериях довольно подробно рассмотрен психологами и педагогами [3].

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» [11]. Он рассматривается как эталон, на основе которого осуществляется оценка, сравнение результатов. В научной литературе существуют следующие подходы к определению его содержания. Так, в педагогической литературе критерий выступает как основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных [7]. В частности, М.И. Шилова считает, что критерий – «это мерило, признак для оценки, классификации; суждение, признак, позволяющий из множества возможных решений выбрать одно [10]. И.А. Маврина понятие «критерий» характеризует как средство, с помощью которого измеряются уровни, степени проявления того или иного явления, трактуется как мерило оценки суждений. Посредством применения критерия выделяется преимущество какого-либо выбора по сравнению с остальными; проверяется соответствие результата поставленной цели или дается оценка степени её реализации [6].

С философской точки зрения критерии как определенные нормы и правила позволяют решить, является ли правильным каждый отдельный шаг, говоря о том, правильна, то есть рациональна ли «игра» в целом. Критерии не фиксируют наиболее перспективные и продуктивные принципы и способы действия, а только выражают объективные законы и логику развития явления [9].

В социологической литературе данное понятие выступает как мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак, являющийся основой классификации [8].

В практике педагогических исследований рассматриваются несколько подходов к определению критериев и показателей.

В частности, критерий может быть интерпретирован как показатель, на основании которого можно судить об эффективности какого-либо процесса. При этом подходе критерий есть совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень какого-либо явления. Данный подход характеризуется тем, что степень сформированности показателя определяется путем фиксации его критериев на различных уровнях.

При обосновании критериев и показателей, необходимых для комплексной оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза, мы исходили из рассмотренных методологических положений в трактовке понятий «критерий» и «показатель» в энциклопедической, а также специальной литературе [1].

Само понятие «критерий» в современной научной литературе трактуется неоднозначно. Особенно это явно наблюдается при соотношении понятий «критерий» и «показатель», иногда допускается смешение этих неоднозначных категорий. Критерий – это мерило, с помощью которого осуществляется оценка явлений, процессов, состояний, формирования и развития личности в воспитании. В целом же критерий означает точку зрения, являющуюся мерилом для определения, оценки предмета, явления; признак, положенный в основу классификации предметов, явлений, понятий [2].

Здесь наблюдается связь понятий «критерий» и «мера». Эта связь очень важна, так как выражает качественно-количественную определенность. Критерий – это признак, по которому можно судить об отличии состояния одного явления от другого. Критерий шире показателя, который является составным элементом критерия и характеризует содержание его. Следовательно, критерий выражает наиболее общий признак, по которому происходит оценка, сравнение реальных педагогических явлений, качеств, процессов. А степень проявления, качественная сформированность, определенность критериев выражается в конкретных показателях.

Выбор критериев оценки эффективности воспитательной системы вуза является важнейшим условием её функциональности. Поэтому при разработке данных критериев мы учитывали, с одной стороны, традиционные требования, которым должны удовлетворять критерии, основные подходы в типизации показателей, в классификации критериев, а с другой стороны, нами были использованы апробированные методики формирования критериев и показателей.

При обосновании системы критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза целесообразно исходить из учёта следующих положений:

– сущность воспитательной системы, её качественная специфика, присущие ей сис­темные, интегративные качества;

– системные, интегративные качества, присущие воспитательной системе, её специ­фика;

– состав, количественная и качественная характеристика отдельных частей;

– структура, то есть внутренняя организация, взаимосвязь компонентов, их сочетание и взаимодействие;

– функции воспитательной системы, её активность, жизнедеятельность, а также функции её отдельных частей;

– механизмы, обеспечивающие её целостность, взаимодействие, совершенствование и развитие;

– осуществление связи с внешней средой.

Таким образом, выбор и обоснование критериев и показателей эффективности воспитательной системы вуза является важной научной задачей, решение которой в определённой степени позволит как повышать функциональность воспитательной системы, так и динамично развивать её.

Необходимо подчеркнуть, что при исследовании критериев возникают определённые сложности. Первая состоит в том, что наряду с внутренним содержанием предмета, отражающим его сущность, проявляются и некоторые случайные элементы, отношения, которые носят второстепенный характер, но могут быть ошибочно приняты за сущностные проявления. Вторая сложность заключается в том, что исследуемая форма предмета не всегда отражает истинное его содержание. Поэтому случаются ошибки при определении критерия, субъективное его определение. Следовательно, критерии и показатели целесообразно рассматривать как самостоятельные составляющие единого оценочного блока.

Читайте так же:  Условия кредита наличными в русфинанс банк

Необходимо отметить, что критерий представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам оценкой не является. Функциональная роль критерия – в определении или не определении сущностных признаков предмета. Критерий – не только средство обнаружения предмета, но и средство основания для классификации, группировки предметов их оценки.

При этом важно правильно установить соотношение понятий «критерий» и «показатель». Роль и значение критерия были подробно рассмотрены выше. Что касается показателя, то он выступает по отношению к критерию как частное к общему.

По мнению Г.П. Ивановой, значение показателя вместе с критерием рассматривается как средство, с помощью которого измеряются или одобряются альтернативы наиболее оптимального решения практических задач в существующих или заданных конкретных условиях.

Вычленение конкретных показателей вызвано необходимостью содержательного и глубокого анализа феномена деятельности. Показатель есть конкретный измеритель критерия, делающий его доступным для измерения и наблюдения.

Показатель не включает в себя всеобщее измерение, так как существует достаточно свойств для полноты характеристики того или иного явления. Он отражает отдельные свойства и признаки познаваемого объекта и служит средством накопления количественных и качественных данных для критериального обобщения. Главными характеристиками понятия «показатель» являются конкретность и диагностичность, что предполагает доступность его для наблюдения, учета и фиксации, а также позволяет рассматривать показатель как более частное по отношению к критерию, а значит, измерителя последнего.

В общем смысле под показателем Г.П. Иванова понимает основание, позволяющее судить о наличии того или иного признака. Число показателей, как и парамет­ров, должно быть сведено до минимума, потому что процедура оценивания должна быть простой. Это, в первую очередь, накладывает на систему показателей одно из наиболее важных требований– показатели должны быть понятными, конкретными, доступными для измерения. Кроме того, каждый из показателей должен быть достаточно емким, с тем, чтобы отражать основные области деятельности [4].

Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно и количественно характеризующих его. Критерий более стабилен, хотя и отражает развитие сущности. Показатели более динамичны. На определенном этапе развития сущности предмета (например, переход от сущности первого порядка к сущности второго порядка) используются одни показатели, но на очередном этапе ее развития некоторые или большинство из них могут быть неприемлемы, так как обнаруженная сущность (критерий) претерпела изменение свойств, признаков. Критерии оценки эффективности воспитательной системы тесно взаимосвязаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей.

Интегративный критерий выполняет методологическую функцию по отношению к показателям. Научно обоснованные критерии обязательно должны отвечать таким требованиям, как высокая надежность, адекватность объективных и субъективных оценок, конкретность, точность, интегративность.

Разработка научно обоснованных критериев и показателей оценки эффективности функционирования воспитательной системы позволяет, с одной стороны, определить ее реальный уровень, а с другой стороны, определить конкретные направления, пути, условия развития воспитательной системы. С их помощью также представляется возможность оценить результативность всего воспитательного процесса, личный вклад в достижение целей воспитания и собственного развития каждого студента.

Немаловажно при оценке эффективности воспитательной системы учитывать затраты усилий и средств, привлекаемых для её проведения. Они складываются из количества активных участников воспитательного процесса; временных, материальных, финансовых, организационных и иных затрат; включения социально-психологических факторов и др. Соотнесение результатов функционирования воспитательной системы, выявленных с помощью критериев и показателей с истинными затратами усилий и средств позволяет определить реальную эффективность воспитательной системы вуза.

При анализе эффективности любой воспитательной системы необходимо исследовать эффективность исполнения ею основных функций, оптимальность затрат, способность к воспроизводству, адекватность педагогических технологий социальному заказу общества, совершенство структуры, организации и управления. Ярким примером эффективности вложения средств в воспитательную систему может служить государственный подход к организации воспитания населения Китая. В 90-е годы в КНР на цели патриотического воспитания молодёжи были вложены сотни миллионов долларов, которые были учтены в бюджетных расходах. Прямыми и опосредованными результатами такого воздействия стали надежность национальной обороны, общественная стабильность и рост валового внутреннего продукта, измеряемый сотнями миллиардов долларов [5].

Разработка критериев эффективности воспитательной системы является важным этапом при оценке её эффективности. В связи с этим необходимо наполнить каждый из показателей разработанных критериев конкретным содержанием. Создание критериальной оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку эффективности данной работы.

В заключение отметим, что при обосновании системы критериев оценки эффективности функционирования воспитательной системы вуза мы исходили из необходимости оценки не отдельных элементов или аспектов воспитательной системы, а осуществления комплексной оценки воспитательной системы, охватывающей все её структурные элементы и компоненты, системообразующие связи, факторы и механизмы.

Рецензенты:

Уткин В.Е., д.п.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института), Минобороны РФ, г. Казань;

Солнышкина М.И., д.филол.н., профессор кафедры контрастивной лингвистики и лингводидактики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Основные отличия показателей

Изучая экономические явления, статистика не может ограничиваться исчислением только абсолютных величин. В анализе статистической информации важное место занимают производные обобщающие показатели — средние и относительные величины. Остановимся на характеристике относительных величин.

Анализ — это, прежде всего, сравнение, сопоставление статистических данных. В результате сравнения получают качественную оценку экономических явлений, которая выражается в виде относительных величин.

Относительные величины в статистике представляют собой частное от деления двух статистических величин и характеризуют количественное соотношение между ними.

При расчете относительных величин следует иметь в виду, что в числителе всегда находится показатель, отражающий то явление, которое изучается, т.е. сравниваемый показатель, а в знаменателе — показатель, с которым производится сравнение, принимаемый за основание, или базу сравнения. База сравнения выступает в качестве своеобразного измерителя. В зависимости от того, какое числовое значение имеет база сравнения (основание), результат отношения может быть выражен либо в форме числа (коэффициента) или процента, либо в форме промилле или децимилле. Существуют также именованные относительные величины. Например, показатель фондоотдачи в торговле получают делением объема товарооборота на среднегодовую стоимость основных фондов. Этот коэффициент показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.

Если значение основания или базы сравнения принимается за единицу (приравнивается к единице), то относительная величина (результат сравнения) является коэффициентом и показывает, во сколько раз изучаемая величина больше основания. Расчет относительных величин в виде коэффициента применяется в том случае, если сравниваемая величина существенно больше той, с которой она сравнивается. Если значение основания или базу сравнения принять за 100%, результат вычисления относительной величины будет выражаться также в процентах.

Читайте так же:  Измененные сроки сдачи расчета рсв-1

В тех случаях, когда базу сравнения принимают за 1000 (например, при исчислении демографических коэффициентов), результат сравнения выражается в промилле (%о). Относительные величины могут быть выражены и в децимилле, если основание отношения равно 10000 (%оо).

Форма выражения относительных величин зависит от количественного соотношения сравниваемых величин, а также от смыслового содержания полученного результата сравнения. В тех случаях, когда сравниваемый показатель больше основания, относительная величина может быть выражена или коэффициентом, или в процентах. Когда сравниваемый показатель меньше основания, относительную величину лучше выразить в процентах; если же сравнительно малые по числовому значению величины сопоставляются с большими, относительные величины выражаются в промилле. Так, в промилле рассчитываются коэффициенты рождаемости, смертности, естественного и механического прироста населения.

В каждом отдельном случае следует выбирать ту форму выражения относительных величин, которая более наглядна и легче воспринимается. Например, лучше сказать, что объем товарооборота магазина за анализируемый период вырос почти в 2 раза, чем сказать, что объем товарооборота составил 199,5%.

Расчет относительных величин может быть правильным лишь при условии, что показатели, которые сравниваются, являются сопоставимыми. Причины, вызывающие несопоставимость показателей, неодинаковы, например различия в методологии сбора, обработки статистической информации, в длительности периодов времени, за которые исчислены сравниваемые показатели, и др. Во всех этих случаях расчет относительных величин можно выполнять только после приведения изучаемых показателей к сопоставимому виду.

По своему познавательному значению относительные величины подразделяются на следующие виды: выполнение договорных обязательств, структура, динамика, сравнение, координация, интенсивность.

В связи с переходом экономики страны на рыночные отношения в статистической отчетности не будет содержаться плановых показателей. Поэтому в процессе анализа относительные величины выполнения плана рассчитываться не будут. Вместо них исчисляется относительная величина выполнения договорных обязательств — показатель, характеризующий уровень выполнения предприятием своих обязательств, предусмотренных в договорах.

Расчет этих показателей производится путем соотношения объема фактически выполненных обязательств (например, объема фактической поставки товара) и объема обязательств, предусмотренных в договоре (объем поставки товаров по договору). Выражаются относительные величины выполнения договорных обязательств в форме коэффициентов или в процентах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1).

Сравнивая структуру одной и той же совокупности за разные периоды времени, можно проследить структурные изменения, происшедшие во времени.

Пример. Из общей численности населения России, равной на конец 1985 г. 143,8 млн. человек, 104,1 млн. составляли городские жители, 39,7 млн. — сельские. Рассчитав относительные величины структуры, можно определить удельные веса (или доли городских и сельских жителей) в общей численности населения страны, т.е. структуру населения по месту жительства:

городское — (104,1:143,8) • 100 % = 72,4 %;

сельское — (39,7 :148,7) • 100 % = 27,6 %.

Спустя б лет численность населения страны составила 148,7 млн. человек, в том числе:

[2]

городских жителей — 109,7 млн., сельских — 39,0 млн. человек. Исходя из этих данных исчисляются показатели структуры населения:

городское — (109,7 :148,7) • 100 % = 73,8 %;

сельское — (39,0:148,7) • 100 % = 26,2 %.

Сравнив состав населения страны в 1985 г. и в 1991 г., можно сделать вывод о том, что происходит увеличение удельного веса городских жителей.

Относительные величины структуры широко используются в анализе коммерческой деятельности торговли и сферы услуг. Они дают возможность изучить состав товарооборота по ассортименту, состав работников предприятия по различным признакам (полу, возрасту, стажу работы), состав издержек обращения и т.д.

Относительные величины динамики характеризуют изменение изучаемого явления во времени, выявляют направление развития, измеряют интенсивность развития. Расчет относительных величин выполняется в виде темпов роста и других показателей динамики.

Пример. Реализация хлопчатобумажных тканей секцией универмага составила в январе 3956 тыс. руб., в феврале — 4200 тыс. руб., в марте — 4700 тыс. руб.

базисные (база — уровень реализации в январе)

Кф/я = 4200: 3950 • 100% = 106,3 %;

Км/я= 4700: 3950 • 100 % = 118,9 %; цепные

Км/ф= 4700: 4200 • 100 % = 111,9 %.

Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

Пример. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., численность населения Москвы составила 8967 тыс., а численность населения Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) — 5020 тыс. человек.

Рассчитаем относительную величину сравнения, приняв за базу сравнения численность жителей Санкт-Петербурга: 8967_5020=1,79. Следовательно, численность населения Москвы в 1,79 раза больше, чем Санкт-Петербурга.

Можно использовать относительные величины сравнения для сопоставления уровня цен на один и тот же товар, реализуемый через государственные магазины и на рынке. В этом случае за базу сравнения, как правило, принимается государственная цена.

Относительные величины координации представляют собой одну из разновидностей показателей сравнения. Они применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения, т.е., по существу, они характеризуют структуру изучаемой совокупности, причем иногда более выразительно, чем относительные величины структуры.

Пример. На начало года численность специалистов с высшим образованием, занятых в ассоциации «Торговый дом», составила 53 человека, а численность специалистов со средним специальным образованием — 106 человек. Приняв за базу сравнения численность специалистов с высшим образованием, рассчитаем относительную величину координации:

106:53=2,0:1,0, т.е. на двух специалистов со средним специальным образованием приходится один специалист с высшим образованием.

[1]

Относительные величины интенсивности показывают, насколько широко распространено изучаемое явление в той или иной среде. Они характеризуют соотношение разноименных, но связанных между собой абсолютных величин.

В отличие от других видов относительных величин относительные величины интенсивности всегда выражаются именованными величинами.

Рассчитываются относительные величины интенсивности делением абсолютной величины изучаемого явления на абсолютную величину, характеризующую объем среды, в которой происходит развитие или распространение явления. Относительная величина показывает, сколько единиц одной совокупности приходится на единицу другой совокупности.

Примером относительных величин интенсивности может служить показатель, характеризующий число магазинов на 10000 человек населения. Он получается делением числа магазинов в регионе на численность населения региона и умножением на 10000.

Читайте так же:  Как купить дом с помощью материнского капитала пошаговая инструкция, документы и отзывы

Эффективность использования статистических показателей во многом зависит от соблюдения ряда требований и прежде всего необходимости учета специфики и условий развития общественных явлений и процессов, а также комплексного применения абсолютных и относительных величин в статистическом исследовании. Это обеспечивает наиболее полное отражение изучаемой действительности.

Одним из условий правильного использования статистических показателей является изучение абсолютных и относительных величин в их единстве. Если это условие не соблюдено, можно прийти к неправильному выводу. Только комплексное применение

абсолютных и относительных величин дает всестороннюю характеристику изучаемого явления. 1

Исследование рынка на основе показателей соотношения элементов (относительных величин) не способно полностью удовлетворить требованиям скорости принятия решения, которые предъявляет руководителю (менеджеру) рыночная действительность. Для создания целостного представления о происходящих экономических процессах и тенденции их развития используют средние величины. Они обеспечивают воссоздание общих признаков, которые могут быть задействованы как основания для расчета. При этом даже качественные характеристики иногда рассчитываются на основе знания средних значений требуемых качеств создаваемого результата. Рассмотрим средние величины в рамках статистики.

Средняя величина — величина абстрактная, потому что характеризует значение абстрактной единицы, а значит, отвлекается от структуры совокупности.

Средняя абстрагируется от разнообразия признака у отдельных объектов. Но то, что средняя является абстракцией, не лишает ее научного исследования. Абстракция есть необходимая ступень всякого научного исследования. В средней величине, как и во всякой абстракции, осуществляется диалектическое единство отдельного и общего.

Применение средних должно исходить из диалектического понимания категорий общего и индивидуального, массового и единичного.

Средняя отражает то общее, что складывается в каждом отдельном, единичном объекте. Благодаря этому средняя получает большое значение для выявления закономерностей, присущих массовым общественным явлениям и не заметных в единичных явлениях.

Отклонение индивидуального от общего — проявление процесса развития. В отдельных единичных случаях могут быть заложены элементы нового, передового. В этом случае именно конкретные факты, взятые на фоне средних величин, характеризуют процесс развития. Поэтому в средней и отражается характерный, типичный, реальный уровень изучаемых явлений. Характеристики этих уровней и их изменений во времени и в пространстве являются одной из главных задач средних величин. Так, через средние проявляется, например, закономерность изменения производительности труда рабочих, свойственная предприятиям на определенном этапе экономического развития; изменение благосостояния населения находит свое отражение в средних показателях заработной платы, доходов семьи в целом и по отдельным социальным группам, уровня потребления продуктов, товаров и услуг.

Однако в маркетинговой деятельности нельзя ограничиваться лишь средними цифрами, так как за общими благоприятными средними могут скрываться крупные серьезные недостатки в деятельности отдельных подразделений предприятия, акционерного общества.

10. Назовите виды и варианты сравнений показателей в анализе.

1. Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана.

2. Сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.

3. Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов.

4. Сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.

5. Сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подоотрасли.

6. Сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, . анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.

7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

11. Как обеспечить сопоставимость сравниваемых в анализе показателей?

При выполнении сравнений важно обеспечить сопоставимость сравниваемых величин показателей, что достигается приведением их к одинаковым условиям формирования таким образом, чтобы различие в уровне показателей было обусловлено действием только исследуемого фактора или определенной совокупности факторов. Приемы обеспечения сопоставимости показателей различаются в зависимости от присин, вызывающих их несопоставимость. Очень важно при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень затрат и т.д. Нельзя также допускать чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектах. Пример, нельзя сопоставлять показатели цеха с показателями завода в целом, балансовую и чистую прибыль предприятия и т.д.

Таким образом, прием сравнения применяется на всех этапах экономического исследования-от определения происшедших в хозяйстве изменений до выбора стратегии тактики развития предприятия, отрасли.

12. В чем сходство и различие сравнений и оценок работы предприятия по натуральным и стоимостным показателям?

Экономические показатели подразделяются на два основных вида — натуральные и стоимостные (денежные) в зависимости от того, какие измерители используются при исчислении этих показателей.

Стоимостные показатели являются наиболее распространенным видом экономических показателей. Они дают возможность обобщать разнородные хозяйственные явления. Например, если предприятие использует различные виды сырья и материалов, то дать информацию об обобщенных суммах поступления, расходования, и остатка этих предметов труда могут только стоимостные показатели.

Натуральные показатели являются первичными, а стоимостные — вторичными, так как последние исчисляются на основе первых. Существуют экономические явления, которые могут быть выражены только в стоимостных показателях. Например, себестоимость продукции,издержки обращения,прибыль(убыток) и некоторые другие показатели могут быть только стоимостными.

Кроме натуральных показателей, которые выражают количество материальных ценностей в натуральных единицах измерения (штуках, тоннах, метрах, литрах и т.д.) в экономическом анализе применяется также разновидность этих показателей — условно-натуральные показатели. Они позволяют обобщить объем различных видов однотипной продукции, выпускаемой организацией.

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом

Разница между налоговым и бухгалтерским учетом приводит к необходимости параллельного ведения этих двух видов финансового учета. Разберем, в чем проявляется эта разница, почему она возникает и к чему может привести.

Что такое бухгалтерский учет?

Определение бухучета дано в главном бухгалтерском нормативном документе — в п. 2 ст. 1 закона № 402-ФЗ о «О бухгалтерском учете». Согласно указанной норме бухучет заключается в систематическом формировании документированных сведений о хозяйственной деятельности субъектов и составлении на основе этих сведений бухгалтерской отчетности.

Таким образом, основная цель бухучета — формирование отчетных источников, отражающих финансовое состояние хозсубъекта (организации или ИП) и позволяющих внутренним и внешним пользователям судить о результатах его деятельности.

Читайте так же:  Правила выдачи чека онлайн кассы

Именно на основании бухотчетности кредитор принимает решение о предоставлении потенциальному заемщику кредита или займа. Удовлетворительные данные бухотчетности позволят организации принять участие в аукционе или конкурсе, а инвесторы на ее основании смогут оценить, есть ли смысл вкладывать в компанию средства.

Не менее интересна информация, зафиксированная в бухотчетности, и внутренним пользователям: на ее основании учредители и руководство принимают взвешенные управленческие решения.

А теперь посмотрим, кто должен вести бухучет — об этом расскажет ст. 6 закона 402-ФЗ. В данном случае исключение сделано только для двух категорий субъектов: ИП (а также частных лиц) и иностранных представительств, если они ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным законодательным порядком. Кроме того, предусмотрена возможность ведения бухучета в упрощенном варианте для некоторых субъектов:

  • малых предприятий,
  • некоммерческих организаций,
  • участников проекта «Сколково».

Все остальные лица обязаны вести бухучет в общем порядке, руководствуясь специальными правилами, закрепленными в плане счетов и положениях бухгалтерского учета (ПБУ), нормы которых регламентируют те или иные направления бухгалтерской учетной деятельности. По состоянию на 2016 год действует 24 ПБУ.

Чем отличаются положения российского и международного финансового учета — читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

Существует еще одна особенность бухгалтерского учета — практически всегда он ведется только методом начисления (п. 5 ПБУ 1/2008): хозоперации отражаются в том периоде, в котором они совершались, независимо от того, в каком периоде по ним были произведены денежные расчеты. Исключение сделано только для представителей малого предпринимательства (п. 5 информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012), которым разрешено вести бухучет кассовым методом. Однако на практике кассовый метод в бухучете возможно применять только в случае «ручного» ведения бухгалтерии: ни в одной из профессиональных бухгалтерских программ такая возможность не реализована.

И еще один нюанс. В бухгалтерском учете очень четко просматриваются особенности, определяющие различия в его ведении предприятиями разных отраслей и форм собственности. Так, например, план счетов для коммерческих организаций утвержден приказом Минфина от 31.10.2004 № 94н, а план счетов для бюджетников — приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н.

Составить план счетов бюджетного учета вам поможет статья «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2018».

Что такое налоговый учет и чем он отличается от бухгалтерского?

Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к главному налоговому нормативному акту — Налоговому кодексу РФ. Определение налогового учета дано в ст. 313 НК РФ: это система обобщения сведений для исчисления налогов на основании первичной документации в соответствии с правилами, предусмотренными НК РФ.

На основании данных налогового учета составляется налоговая отчетность, основными пользователями которой являются налоговые органы, через них государство осуществляет контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Таким образом, если конечная цель бухучета — представление информации об экономическом состоянии субъекта заинтересованным лицам, то для налогового учета этой целью будет фискальная, надзорная функция государства, заинтересованного в максимальном пополнении бюджета.

Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского, в части обязанности его ведения не делает никаких уступок и не освобождает никакие субъекты: вести налоговые регистры обязаны и ИП, и частнопрактикующие лица, и крупные корпорации.

Не делает различий налоговое законодательство ни по отраслевой специфике, ни по организационной: субъекты всех форм собственности и сфер деятельности применяют положения одного и того же НК РФ.

Следующий момент. Если бухучет, как мы выяснили ранее, фактически использует только метод начисления, то в НК РФ для определения доходов и расходов закреплены два учетных метода: и кассовый (ст. 271), и начисления (ст. 272–273).

Возникновение разницы между налоговым и бухгалтерским учетом

Как видим, различий между рассматриваемыми видами учета немало. Итогом же таких расхождений становится возникновение разницы между показателями бухгалтерского и налогового учета, проявляющееся прежде всего в расчете основного налога — на прибыль. От того, насколько правильно такая разница будет квалифицирована и учтена, зависит корректность определения налоговой базы.

Представляем вашему вниманию таблицу, которая поможет понять, по каким активам и объектам возникают наибольшие различия. Сопоставление показателей бухгалтерского (БУ) и налогового учета (НУ) по перечисленным в таблице статьям мы настоятельно рекомендуем вам выполнять перед заполнением декларации по налогу на прибыль.

Вероятность возникновения различий между БУ и НУ

Стоимость внеоборотных активов (кроме ОС и НМА)

Стоимость оборудования к установке

Покупная стоимость материалов

Покупная стоимость товаров

Расходы будущих периодов

Выручка от реализации продукции, товаров

Выручка от реализации основных средств

[3]

Стоимость основных средств

Амортизация основных средств

Стоимость нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов

Прямые расходы на производство

Стоимость реализованных покупных товаров

Стоимость реализованного прочего имущества

Стоимость реализованных основных средств

Стоимость реализованных нематериальных активов

Подробнее об указанной разнице читайте в статье «Расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Различия бухгалтерского и налогового учета проявляются прежде всего в целях, для которых разработаны эти учетные системы. Результатом таких различий становится возникновение разницы, которую необходимо учитывать при расчете налогов.

Источники


  1. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.

  2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

  3. Кони, А. Ф. Обвинительные и судебные речи / А.Ф. Кони. — М.: Студия АРДИС, 2016. — 707 c.
  4. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
  5. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
Основные отличия показателей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here