Пенсионные накопления – российская специфика

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Пенсионные накопления – российская специфика" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Особенности формирования негосударственных фондов пенсионного обеспечения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9190 —

| 7254 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Всё о накопительной пенсии

Выбор варианта пенсионного обеспечения

До 31 декабря 2015 года гражданам 1967 года рождения и моложе необходимо выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения – оставить только страховую часть пенсии и отказаться от накопительной, либо сохранить обе части своей будущей пенсии.

Варианты пенсионного обеспечения

Страховая часть + Накопительная часть

Страховая часть

Страховая часть является базовой формой государственного пенсионного обеспечения. Пенсия гарантирована, но ее размер зависит от ситуации, которая будет в стране на начало выплат, прежде всего – от соотношения числа работающих граждан и пенсионеров и от ситуации с госбюджетом.

Накопительная часть – это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.

[3]

Сочетание накопительной и страховой части позволяет сформировать наиболее надежный вариант пенсионного обеспечения. Такая «комбинированная» пенсия состоит как минимум из двух элементов – бюджетного и рыночного, что помогает защитить потенциальные выплаты от различных по характеру рисков.

Составляющие будущей пенсии россиян

Накопительная

Страховая

В денежном выражении

В баллах, стоимость которых может меняться в соответствии с числом работающих граждан и пенсионеров

В результате инвестирования пенсионных средств профессиональными управляющими

Из взносов активных на момент выплаты работников

Что собой представляет

Средства, учтенные на индивидуальном счете пенсионера в рублях

Обязательство государства по распределению средств будущих работников

Зависит от доходности портфеля

С учетом текущей демографической и экономической ситуации. В 2016 году по решению правительства страховая пенсия будет индексирована на 4%, в то время как на 2015 год инфляция, по предварительным оценкам, составит 12%

Можно наследовать до назначения пенсии

Не наследуется ни при каких условиях

Варианты размещения накопительной части пенсии

Пенсионный фонд России

Негосударственные пенсионные фонды

Пенсионер вправе выбрать управляющую компанию, которой доверить свои средства

После заключения договора НПФ сам выбирает, какой управляющей компании передавать средства пенсионера

Государственная УК (Внешэкономбанк)

Многочисленные негосударственные УК

Как разместить свои средства?

В управляющей компании, в том числе государственной УК (Внешэкономбанке)

В негосударственном пенсионном фонде

Подать заявление в любом отделении ПФР (лично или через доверенное лицо, по почте или с курьером)

1. Подать заявление в ПФР 2. Заключить договор непосредственно с НПФ (для выбора УК данного договора не требуется)

Особенности расчета средств пенсионных накоплений,

подлежащих передаче по заявлениям о досрочном переходе

по заявлениям, поданным застрахованными лицами в 2016 году

Инвестировать средства пенсионных накоплений может как Пенсионный фонд России, так и негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

ПФР инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию Внешэкономбанк и частные управляющие компании, одну из которых гражданин может выбрать самостоятельно.

Смена страховщика происходит только при переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а также из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России. При переводе пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую смены страховщика не происходит – им остается Пенсионный фонд России.

Пользоваться правом на смену страховщика можно ежегодно. Однако, инвестиционный доход сохраняется только при условии передачи средств не чаще, чем раз в пять лет.

Сменить страховщика можно и путем досрочного перехода, однако в случае отрицательного результата инвестирования это может повлечь уменьшение средств пенсионных накоплений (номинала страховых взносов) на сумму инвестиционного убытка. Исключение составляют застрахованные лица, подавшие заявление о досрочном переходе в год пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений текущим страховщиком.

Потери средств пенсионных накоплений гражданина при подаче заявления о досрочном переходе в 2016 году

С какого года

Вы формируете

пенсионные накопления

у текущего страховщика?

Положительный результат

инвестирования

Отрицательный результат

инвестирования

С 2011 года и ранее

Потеря инвестиционного дохода

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

Нет потери средств пенсионных накоплений

В период с 2013 по 2015 год

Потеря инвестиционного дохода

за 2015–2016 годы

Потеря пенсионных накоплений на сумму убытка от инвестирования за

Потеря инвестиционного дохода

Потеря пенсионных накоплений

на сумму убытка от инвестирования за 2016 год

Необходимые документы для подачи заявления

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ)Заявление о выборе управляющей компании

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЬЮ?

И страховая, и накопительная части пенсии формируются за счет страховых взносов, которые начисляет работодатель за своих работников.

В то же время, взносы на страховую часть фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде в виде пенсионных прав, гарантированных государством, регулярно индексируются государством. Но сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Взносы на накопительную часть пенсии живут другой, более сложной финансовой жизнью. Это реальные средства, которые можно передать в управление компании, эта компания будет вкладывать средства в инвестиционные проекты и тем самым увеличивать суммы с течением времени. Можно вместо управляющей компании выбрать негосударственный пенсионный фонд, который работает с несколькими управляющими компаниями, отслеживает состояние счета гражданина, снижает риски потерь.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция заполнения «расходно-приходной накладной»

КУДА ДЕНУТСЯ СРЕДСТВА НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ ПРИ ВЫБОРЕ ТАРИФА 0%

Все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачиваться в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Изменения коснутся будущих отчислений. Речь идет лишь о перераспределении взносов в пользу страховой части.

КАКОЙ ТАРИФ ВЫБРАТЬ: НОЛЬ ИЛИ ШЕСТЬ ПРОЦЕНТОВ?

Если говорить о преимуществах выбора 0 или 6 процентов, то необходимо пояснить:

Страховая часть пенсии – более консервативна, более гарантированная государством, так как средства страховой части пенсии ежегодно индексируются в зависимости от уровня инфляции и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера.

Накопительная часть – более гибкая, но менее защищена со стороны государства. На накопительную часть пенсии начисляется инвестиционный доход, который получен в результате размещения Ваших средств в негосударственных пенсионных фондах либо в управляющих компаниях. Тариф 6% более интересен для застрахованных лиц, которые стремятся участвовать в формировании своих пенсионных накоплений.

В накопительной части при этом есть еще один плюс: эти средства могут наследоваться. В солидарной же системе, где находятся страховые взносы, они не наследуемы.

Каким будет размер тарифа страховых взносов на формирование накопительной части будущей пенсии, каждый должен решить самостоятельно. Не хотите задумываться о судьбе пенсионных накоплений — ничего не делайте. Тогда с нового года все 16% уйдут в страховую часть, и этими деньгами будет распоряжаться государство. Хотите сами распоряжаться частью пенсионных денег, уверены, что сумеете сделать это лучше — напишите заявление в Пенсионный фонд России или негосударственный пенсионный фонд, которому вы готовы доверить свои накопления.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ 6% НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПЕНСИИ?

Если Вы никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании или о переходе в негосударственный пенсионный фонд, то для того, чтобы сохранить 6-процентный тариф, Вам следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд Вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Для тех, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющей компании либо о переходе в НПФ, и оно было удовлетворено, с 2014 года на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа.

ЧАСТО СЛЫШУ В НОВОСТЯХ, ЧТО НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ, А НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИИ ЛЮДЯМ НИКТО НЕ ВОЗВРАЩАЕТ. ИЛИ ВСЁ-ТАКИ УБЫТКИ ВОЗМЕЩАЮТСЯ?

В случае банкротства негосударственных пенсионных фондов они обязаны передать все имеющиеся пенсионные накопления и реестры клиентов обратно в ПФР в течение месяца. Если средств нет, а НПФ не вошел в систему гарантирования — за них деньги возмещает Банк России, но всего лишь по номиналу страховых взносов (без инвестиционного дохода).

ЕСЛИ АГЕНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ПРИХОДЯТ ДОМОЙ И ПРОСЯТ ПОДПИСАТЬ ДОКУМЕНТЫ О ПЕРЕВОДЕ ПЕНСИИ, СТОИТ ЛИ ИМ ДОВЕРЯТЬ?

Прежде чем подписывать какие-либо бумаги, хорошо бы выяснить, кто в самом деле к Вам пришел и что за документы Вас просят подписать. Если в Ваш дом без предупреждения пришел человек и представился работником Пенсионного фонда, попросите его предъявить служебное удостоверение и Вы выясните, что перед вами представитель негосударственного пенсионного фонда.

Если же Вы все-таки подписали документ, а только потом прочитали, то соответственно Ваши пенсионные накопления Вы и будете искать в том негосударственном пенсионном фонде, с которым не глядя подписали договор.

Хочу еще раз напомнить — сотрудники государственного Пенсионного фонда по домам не ходят, не проводят никаких сверок и агитаций, не подписывают никаких документов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

НАКОПИТЕЛЬНУЮ ПЕНСИЮ ОПЯТЬ ЗАМОРОЗИЛИ, ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?

Говорить о замораживании пенсии вообще неправильно. Речь идет о том, что в течение 2016 года вся сумма страховых взносов идет на формирование страховой пенсии, а накопительная пенсия не финансируется. Такой порядок формирования будущей пенсии продлен и на следующий 2017 год. При этом все средства пенсионных накоплений, которые уже были сформированы на конец 2013 года, никуда не исчезают и не пропадают. Они инвестируются и будут выплачиваться гражданам при достижении ими пенсионного возраста.

КАК УЗНАТЬ В КАКОМ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ НАХОДЯТСЯ НАКОПЛЕНИЯ? .

Узнать, где находятся Ваши пенсионные накопления, можно, через личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР. Кроме того, получить такую информацию можно, обратившись лично в клиентскую службу управления Пенсионного фонда по месту жительства.

КАК ПРАВОПРЕЕМНИК, Я УНАСЛЕДОВАЛА ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ МОЕГО ОТЦА. ЧЕРЕЗ КАКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ ЭТУ ВЫПЛАТУ?

Как пояснила Наталья Карножицкая, начальник отдела организации и учета процесса инвестирования Отделения ПФР по Белгородской области, начиная с 2008 года, правопреемники умершего застрахованного лица имеют право получить его пенсионные накопления.

Согласно «Правилам выплаты ПФР правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений» существуют 2 способа их получения:

– через почтовое отделение связи;

– путем перечисления средств на банковский счет.

При выборе правопреемником способа получения средств через Почту России из сумм, подлежащих выплате, будут произведены удержания в счет почтового сбора за осуществление почтового перевода (по установленным тарифам). Размер этого удержания составляет 2% от суммы выплаты.

Если способ выплаты выбран «путем перечисления средств на банковский счет», то правопреемнику необходимо представить в территориальный орган ПФР вместе со всеми документами копию сберегательной книжки или информацию о наличии счета с реквизитами банка. При выплате через кредитное учреждение средства пенсионных накоплений выплачиваются правопреемнику полностью (без удержания расходов на доставку).

Отмечу, что до истечения 6 месяцев с даты смерти застрахованного лица правопреемники имеют право изменить способ получения средств пенсионных накоплений. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган ПФР.

Читайте так же:  Что входит в заработную плату

Что нужно знать о пенсионных накоплениях

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной «управляющей компании».

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса. для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2020 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) — ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР. Кроме того, различается порядок расчета сумм пенсионных накоплений, подлежащих перечислению новому страховщику.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года – 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

Читайте так же:  Законодательная база (положения тк, категории)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

студент, кафедра «Финансы и кредит» ПВГУС, г. Тольятти

старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», ПВГУС, г. Тольятти

Социальное обеспечение занимает одно из значимых мест в функционировании государства и общества. Именно внебюджетные фонды в Российской Федерации являются одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения, при этом государство аккумулирует в фонды часть доходов населения с целью финансирования социально-экономических мероприятий. Образование внебюджетных фондов направлено на обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

В экономической литературе внебюджетные фонды классифицируются на социальные и экономические. К социальным фондам относят государственные социально-страховые фонды: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), негосударственные пенсионные, благотворительные, социальные инвестиционные и другие фонды [4, c. 169].

[1]

Одним из важнейших фондов, функционирующих на территории РФ, является Пенсионный фонд, как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, деятельность которого направлена на пенсионное обеспечение населения и осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. В свою очередь, Пенсионный фонд Российской Федерации имеет в регионах страны свои отделения.

Бюджет Пенсионного фонда РФ находится в государственной собственности и не входит в состав федерального и территориальных бюджетов. Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляет Правление фонда (состав утверждается Государственной Думой) и его исполнительная дирекция. Для контроля деятельности исполнительной дирекции Фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

Бюджет Пенсионного фонда РФ образуется за счет поступлений от страховых взносов; средств федерального бюджета; пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации [3, c. 328].

Доходы Пенсионного фонда (согласно Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации») за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Доходы Пенсионного фонда в период с 2013 по 2015 гг., трлн. руб.

Негосударственные пенсионные фонды

(в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ) [1]

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

абзац утратил силу с 1 января 2014 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ.

2. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Деятельность фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется с учетом требований и особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (вредакции Федерального закона от 28декабря 2013г. № 410-ФЗ).

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенсионных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 359-ФЗ).

Абзац утратил силу с 1 января 2014 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ.

3. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ).

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ).

Абзац утратил силу с 1 января 2014 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ. [2]

цо с особым, отличным от фонда режимом имущества и управления, что снимает ряд проблем правоприменения. Например, в ЦБ РФ поступали следующие вопросы (см. письмо Банка России от 22 августа 2008 г. № 15-3-2-1/4150).

[2]

Является ли НПФ участником консолидированной группы (головная кредитная организация — открытое акционерное общество) в соответствии с п. 1.3 Положения Банка России от 30 июля 2002 г. № 191-П «О консолидированной отчетности» в целях составления консолидированной отчетности?

Для ведения учета аффилированных лиц является ли НПФ аффилированным лицом открытого акционерного общества при наличии вышеуказанных обстоятельств, а также учитывая то, что в соответствии со ст. 48 ГК РФ фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав?

По какому из методов консолидации (п. 2.2 Положения Банка России № 191-П) следует включать в консолидированную отчетность (баланс, отчет о прибылях и об убытках) банковской (консолидированной) группы общества с ограниченной ответственностью и НПФ при условии необходимости их консолидации?

В ответе Банк России указывал:

«Негосударственный пенсионный фонд, являясь особой формой некоммерческой организации социального обеспечения (ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»), не может рассматриваться в качестве участника банковской группы ОАО в целях составления консолидированной отчетности, поскольку, по нашему мнению, правоотношения ОАО и НПФ не основаны на критериях существенного влияния, определенных ст. 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Кроме того, НПФ не является и аффилированным лицом ОАО, так как не подпадает ни под критерии аффилированных лиц, определенные ст. 4 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ни под критерии группы лиц, определенные ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции».

Читайте так же:  Петиция против повышения пенсионного возраста в рф

Как видим, Банк России, признавая особый организационно-правовой статус НПФ, тем не менее рассматривал его как фонд в рамках регулирования общего законодательства о некоммерческих организациях.

Другим важным вопросом в связи с некоммерческой организационно-правовой формой НПФ являлся вопрос о его возможности заниматься предпринимательской деятельностью, в частности размещением пенсионных резервов и инвестированием пенсионных накоплений.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривался (см. определение от 16 февраля 2001 г. № 11-Г-01-9) вопрос о возможности фондов заниматься предпринимательской деятельностью. В частности, Судом было указано, что Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, «определяя негосударственный пенсионный фонд как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, не предусматривает каких бы то ни было ограничений по поводу права фонда заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В соответствии с ч. 9 ст. 25 этого Федерального закона деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской [3] .

Суд первой инстанции правильно сослался на ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующую правовой статус фондов, которая никаких исключений или ограничений в отношении негосударственного пенсионного фонда не содержит. Напротив, в ч. 2 этой статьи предусмотрено, что фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе; фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Указание в Федеральном законе «О негосударственных пенсионных фондах» на то, что негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, в связи с этим может свидетельствовать лишь о том, что никакие иные фонды не вправе заниматься вопросами негосударственного пенсионного обеспечения».

Как видим, судебная практика шла по пути рассмотрения НПФ как фондов, наделенных специальной правоспособностью.

В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2012 г. № Ф05-1386/12 по делу № А40-60571/2011 указывается, что «толкование норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» расходится с истинным содержанием положений общего гражданского и специализированного законодательства о правовом статусе негосударственных пенсионных фондов».

Применив положения ст. 7, 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу, что НПФ в силу особого социально значимого положения обладают специальной правоспособностью.

Как видно из судебной практики, статус особой организационно-правовой формы некоммерческой организации зачастую позволял фондам избегать ограничений на осуществление предпринимательской деятельности. В то же время законодательство не содержит запрета на осуществление некоммерческими организациями, в том числе фондами, предпринимательской деятельности, а лишь запрещает ее распределение между учредителями. В связи с этим обособление НПФ как особой организационно-правовой формы не представляется оправданным.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ НПФ подлежат преобразованию в НПФ, являющиеся акционерными обществами, или ликвидации.

Как полагают авторы Закона, создание НПФ в организационно-правовой форме акционерных обществ позволит таким фондам не только стать полноправными участниками рынка, но и повысить прозрачность вопроса имущественной ответственности менеджмента и акционеров НПФ за последствия выполнения принятых ими неэффективных решений, т. е. установить в отношении НПФ принцип «прорыва корпоративного занавеса», действующий сегодня в отношении любых акционерных обществ. Очевидно явное несоответствие организационно-правовой формы НПФ как некоммерческих организаций содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, которая имеет все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке. Преобразование НПФ в открытые акционерные общества также позволит перестроить систему корпоративного управления негосударственным пенсионным обеспечением, вменить фондам в обязанность выполнение более результативных стандартов корпоративного управления, конкретизировать (по аналогии с публичными компаниями) правила ответственности менеджмента. Наконец, акционерная форма НПФ позволит перейти к системе рыночной оценки их эффективности, а также рейтинговать фонды.

Преобразование должно завершиться до 1 января 2016 г., если НПФ осуществляет деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и до 1 января 2019 г., если НПФ не осуществляет такой деятельности. См. также комментарий к ст. 4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ.

Деятельность НПФ, являющихся некоммерческими организациями, до их реорганизации либо до 1 января 2016 г. или 1 января 2019 г. соответственно регулируется положениями комментируемого Закона без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ, но с учетом особенностей, установленных ст. 11—14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи закрепляются принцип деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и составные части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию.

В негосударственном пенсионном обеспечении установлен принцип добровольности. Данная деятельность включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В рамках негосударственного пенсионного обеспечения с 2017 г. НПФ будут осуществлять деятельность по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению с учетом особенностей, установленных гл. 10 2 комментируемого Закона (см. комментарии к статьям указанной главы).

Читайте так же:  Особенности получения первого отпуска на новой месте работе

В части обязательного пенсионного страхования указанная деятельность включает аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, осуществление срочных пенсионных выплат и единовременных пенейонных выплат застрахованным лицам, осуществление выплат правопреемникам застрахованных лиц. Особенности деятельности НПФ в этой сфере определены главой 10 1 комментируемого Закона (см. комментарии к статьям указанной главы).

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет принцип обособленности деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению от деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Реализация этого принципа обеспечивается на всех этапах функционирования НПФ от аккумулирования пенсионных взносов и до осуществления пенсионных выплат. Например, согласно ст. 8 комментируемого Закона НПФ обязан обеспечивать обособленный учет средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

ВЫПЛАТА СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Пенсионные накопления учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и формируются из следующих источников:

а) страховых взносов, поступивших на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, и дохода от их инвестирования;

б) дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования;

в) взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и дохода от их инвестирования;

г) взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования;

д) средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования.

Виды выплат, осуществляемых за счет средств пенсионных накоплений застрахованным лицам:

▬ единовременная выплата средств пенсионных

накоплений (далее — единовременная выплата);

▬ срочная пенсионная выплата;

▬ накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплаты за счет средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, которые на день обращения за назначением указанных выплат формируют пенсионные накопления в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Размер выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ИЛС ЗЛ на день, с которого назначается соответствующий вид выплаты.

Варианты выплат средств пенсионных накоплений:

Первый вариант . Гражданин, чья накопительная часть составит 5 и менее процентов по отношению к размеру его трудовой пенсии по старости, сможет получить все свои пенсионные накопления единовременно. Под эту категорию в первую очередь подпадают мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, за которых с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии (позже эти взносы прекратили брать с россиян старше 1967 года рождения). Размер их пенсионных накоплений в среднем составляет чуть более 5000 рублей. И эту сумму можно будет получить сразу.

На единовременную выплату также могут рассчитывать граждане, получающие социальную пенсию или трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, которые не приобрели права на трудовую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа (не менее пяти лет), но достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет).

Третий вариант. Пенсионные накопления будут получать в наиболее привычном виде – в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. В 2012 году ее размер будет рассчитываться исходя из ожидаемого периода выплаты в 18 лет. То есть, чтобы высчитать ежемесячный размер выплаты накопительной части пенсии в 2012 году, надо общую сумму пенсионных накоплений конкретного пенсионера (с учетом дохода от их инвестирования) поделить на 216 месяцев.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Варианты выплат пенсионных накоплений при определенных условиях можно будет комбинировать. К примеру, пенсионные накопления гражданина формировались за счет взносов работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования, но при этом гражданин был участником программы госсофинансирования пенсии и/или направил на накопительную часть пенсии средства материнского капитала. В этом случае у гражданина есть два варианта. Первый – получать всю сумму пенсионных накоплений в виде накопительной части трудовой пенсии по старости. Второй – часть, сформированную за счет взносов работодателя, гражданин будет бессрочно получать в виде накопительной части трудовой пенсии по старости, а взносы от участия в программе софинансирования и средства материнского капитала, при желании, – в виде срочной пенсионной выплаты, самостоятельно определив ее срок, не менее 10 лет.

Источники


  1. Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации. — М.: ИНИЦ Роспатента, 2014. — 552 c.

  2. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.

  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  4. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Пенсионные накопления – российская специфика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here