Полная идентификация при обмене валюты – раскрываем карты

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Полная идентификация при обмене валюты – раскрываем карты" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

При покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей идентификация клиента по-прежнему не требуется

Сообщается, что действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо её эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность.

[2]

Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет различными способами в соответствии с Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П).

В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.

Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Увеличена до 40 000 рублей предельная сумма обменной операции с иностранной валютой, при которой банк вправе не идентифицировать клиента — физическое лицо

До поправок такая сумма составляла 15 000 рублей.

Закон предусматривает также возможность проведения упрощенной идентификации клиента — физического лица при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей (либо в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей).

Пороговая сумма для обмена валюты без идентификации клиента может быть повышена

В отношении операций по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 тыс. руб. либо эквивалентную ей сумму в иностранной валюте, предлагается не применять идентификацию для граждан.

Сегодня россиянам необязательно проходить данную процедуру при обмене валюты на сумму не более 15 тыс. руб. или эквивалентную ей сумму в валюте (п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

При этом у работников банков останется право потребовать гражданина пройти идентификацию при возникновении подозрений о том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания полученных преступным путем доходов или финансирования терроризма.

Вместе с тем соответствующий законопроект 1 предусматривает возможность проведения упрощенной идентификации клиента-физлица для операций по обмену валюты на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. либо эквивалентную ей сумму в иностранной валюте.

Какая информация и документы должны находиться в филиалах уполномоченного банка, в которых производятся операции с наличной валютой? Узнайте в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получить полный доступ на 3 дня бесплатно!

С учетом нововведений авторы данной законодательной инициативы, член Совета Федерации Николай Журавлев и депутат Госдумы Николай Гончар, рассчитывают снизить операционную нагрузку и затраты банков на оформление операций по обмену валюты.

Новые правила идентификации клиентов банков не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты

27 декабря 2015 года начнут действовать новые правила идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Вступит в силу соответствующее положение Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П.

В частности, документом установлена обязанность кредитной организации до приема на обслуживание идентифицировать:

  • физическое или юридическое лицо, ИП, физическое лицо, занимающееся частной практикой, которому кредитная организация оказывает услугу на разовой основе либо которое принимает на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений, при осуществлении банковских операций и других сделок, а также при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • лицо (включая единоличный исполнительный орган юридического лица), при совершении операции действующее от имени и в интересах или за счет клиента, полномочия которого основаны на доверенности, договоре, акте уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления, законе;
  • лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.

Кроме того, конкретизирован порядок идентификации, установлены требования к документам и сведениям, представляемым кредитной организации при проведении идентификации. Также перечислены особенности идентификации клиентов при совершении отдельных видов банковских операций и иных сделок.

Могут ли физические лица, являющиеся гражданами РФ, покупать и продавать безналичную валюту? Узнайте из материала «Купля-продажа иностранной валюты» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По сравнению с действующим в настоящее время положением об идентификации кредитными организациями клиентов новый порядок существенно расширяет перечень сведений, получаемых в целях идентификации клиентов – физических лиц. Так, помимо указываемых сейчас Ф.И.О., даты и места рождения клиента, его гражданства, реквизитов паспорта, адреса места жительства или пребывания, ИНН, номера контактных телефонов и факсов (если имеются) и т. п., клиенты будут представлять:

  • дополнительную контактную информацию (адрес электронной почты, почтовый адрес – при наличии);
  • должность (в случае, если клиент является иностранным публичным должностным лицом, должностным лицом публичных международных организаций, замещает госдолжности РФ или работает в Банке России, находится на госслужбе или является сотрудником госкорпорациях и иных организациях, созданных РФ);
  • сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности;
  • сведения о финансовом положении;
  • сведения о деловой репутации;
  • сведения об источниках происхождения денежных средств или иного имущества клиента.
Читайте так же:  Испытательный срок без оформления трудового договора — законно ли это

Кроме того, дополнен перечень информации, включаемой в анкету (досье) клиента. Теперь в нее будут вноситься и сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности.

По сообщению Банка России, новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты. «При покупке или продаже валюты на сумму до 15 тыс. руб. идентификация клиента по-прежнему не требуется. Если сумма операции больше, то клиент предоставляет паспорт, а анкету заполняет сам банк», – подчеркивает регулятор. Такое ограничение по сумме производимой операции закреплено в ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (исключение предусмотрено для случаев, когда у работников кредитной организации возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма).

Также отмечается, что физические лица не должны самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т. п. – такие сведения должны вносить в анкеты сами кредитные организации. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо уже предусмотренных законодательством.

[1]

Информация Банка России от 24 декабря 2015 г. «Новые правила идентификации клиентов при обмене валюты»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.
Читайте так же:  Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Идентификация клиентов при обмене валюты (новые правила)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Эти новые правила идентификации банками клиентов вступили в силу с 27 декабря 2015 года. По утверждению Банка России новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты.

Правила Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П предусматривают, что:

  • при покупке или продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей — идентификация клиента не требуется.
  • При сумме операции больше 15 тысяч рублей — клиент предоставляет паспорт, а сам банк заполняет анкету.

Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо её эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность.

Читайте так же:  Требования сбербанка к заемщику для получения ипотеки

Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица.

Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Источник: Банк России, 24 декабря 2015 г.

В соответствии с пунктами 5,1 и 5,2 (Гл.5) Положения 499-П сведения, вносимые в Анкету (досье) клиента, перечислены в приложении 3.
А согласно пункту 5.3. Положения ЦБР от 15.10.15 N 499-П — Анкета (досье) клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Приложение 3 к Положению Банка России от 15 октября 2015 года N 499-П

СВЕДЕНИЯ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В АНКЕТУ (ДОСЬЕ) КЛИЕНТА

1. Сведения, полученные в результате идентификации клиента, выгодоприобретателя, представителя клиента, бенефициарного владельца, указанные в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению, либо сведения, полученные в результате идентификации клиента, проведенной в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.

2. Сведения о результатах проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности: дата проверки, результаты проверки, при наличии информации о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму указываются также номер и дата перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, содержащего сведения о клиенте, или номер и дата решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества клиента.

3. Сведения о степени (уровне) риска клиента, включая обоснование степени (уровня) риска клиента в соответствии с Положением Банка России N 375-П.

4. Дата начала отношений с клиентом, в частности дата открытия первого банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также дата прекращения отношений с клиентом.

5. Дата оформления анкеты, даты обновлений анкеты (досье) клиента.

6. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего), должность сотрудника кредитной организации, принявшего решение о приеме клиента на обслуживание, а также сотрудника, заполнившего (обновившего) анкету (досье) клиента.

7. Иные сведения по усмотрению кредитной организации.

Новые правила обмена валюты могут подтолкнуть людей проводить операции через интернет

МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Банки и обменные пункты с понедельника стали обменивать валюту на сумму свыше 15 тыс. рублей по новым правилам, по которым с клиента в обязательном порядке потребуют паспорт и будут заполнять анкету. Для граждан, пришедших в банк впервые, процедура обмена валюты может растянуться по времени. В результате, новые правила могут подтолкнуть клиентов обменивать валюту через интернет, а банки уводить обменники в » будет=»» где=»» можно=»» нарушать=»» правила.

Чтобы идентифицировать новых клиентов по всем правилам, банкам придется затратить определенное время, что удлинит проведение валютно-обменных операций. Чтобы не тратить время на обмен валюты в очередях, граждане могут начать обменивать ее в дистанционных банковских каналах.

«Новые правила обмена валюты могут подтолкнуть граждан к тому, чтобы совершать валютообменные операции через интернет-банк или другие каналы самообслуживания. У нас уже сейчас, по нашей статистике, более 30% операций происходит в интернет-банке. А этот шаг еще подхлестнет», — отмечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.

В банке «Хоум Кредит» сообщили, что на осуществление валютно-обменных операций с использованием дистанционного управления счетами дополнительной идентификации не требуется.

Пока новые правила действуют в разных банках по-разному

В отделении Сбербанка, расположенном на Славянском бульваре, у корреспондента ТАСС, пожелавшего обменять валюту на сумму свыше 15 тыс. рублей, попросили только паспорт. Заполнять самостоятельно анкету или ставить подписи на каких-либо документах не пришлось, а обмен валюты занял 1,5 минуты. При этом операционист сказал, что меняет валюту по старым правилам. Стоит отметить, что корреспондент уже является клиентом Сбербанка.

В отделении банка Авангард обмен валюты занял четверть часа. Корреспонденту, который не является клиентом банка, пришлось пройди двойную идентификацию и у операциониста, и у кассира. Анкету на клиента кассир заполняла самостоятельно: девушка внесла в анкету паспортные данные, в том числе регистрацию, и попросила номер мобильного телефона. Затем пришлось идти к операционисту банка, которая отсканировала паспорт, заверила подписью и печатью. С этим сканом пришлось вернуться в кассу, отстоять очередь, затем подписать справку об обмене валюты и затем обменять деньги. Весь процесс занял 14 минут, кассир сказала, что в следующий раз все будет быстрее, поскольку паспортные данные уже в базе и ничего сканировать не придется.

[3]

Банки подстраиваются под новые правила

Как отметили в пресс-службе Сбербанка, новые правила устанавливают единые требования к идентификации клиентов при проведении наличных валютных операций. Отменяется процедура упрощенной идентификации, которая ранее применялась для сумм от 15 тыс. до 600 тыс. рублей. В пресс-службе банка ВТБ24 сообщили, что вступившие в силу с 27 декабря 2015 года новые правила ЦБ РФ по идентификации банками клиентов не предусматривают дополнительных сложностей при обмене наличной валюты в офисах ВТБ24.

«Для совершения операции им по-прежнему будет необходим только паспорт. Новые требования ЦБ скажутся только на внутренних процедурах банка, связанных с обработкой информации о клиенте в соответствующих регистрах», — отметили в пресс-службе.

В большинстве случаев клиенту не придется самостоятельно заполнять каких-либо анкет, за них это сделают сотрудники банка. Об этом ТАСС сообщили в Абсолют-банке, Райффайзенбанке, Промсвязьбанке. Хотя бывают и исключения. В ЮниКредитБанке сказали, что будут предлагать клиентам самостоятельно заполнять анкету, но при необходимости это может сделать сотрудник банка с последующим заверением клиентом собственноручной подписью. В случае отказа клиента заполнить анкету банк вправе будет отказать клиенту в обмене валюты, отметили в ЮниКредитБанке.

Читайте так же:  Как купить дом с помощью материнского капитала пошаговая инструкция, документы и отзывы

Новые правила обмена валюты в первую очередь скажутся на новых клиентах банков, впервые зашедших в отделение. Так, в Промсвязьбанке ТАСС сообщили, что анкету необходимо будет заполнять только для новых клиентов, для старых будет происходить плановое обновление сведений, не реже одного раза в год.

По мнению начальника управления операционного обслуживания Абсолют-банка Екатерины Сиротиной, приоритетом в выборе канала обслуживания останется выгодный для клиента курс валюты. «Так, клиенты будут отдавать предпочтение тому каналу, в рамках которого курс будет более привлекательным»,- отметила Сиротина. По ее мнению, для клиентов нововведения незначительно увеличат скорость проведения операции в отделениях банка — на 1-2 минуты.

В свою очередь глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян опасается, что усложнение процедуры обмена валюты может привести к тому, что банки будут уводить валюто-обменные операции в «теневую» и «серую» зону. «Об этом мало кто думает. К этому надо подходить профессионально, а не просто предлагать все зарегулировать. Банки понимают, что это усложняет их работу», — отметил Тосунян.

Новые правила обмена валюты: вред или польза?

В России вступили в силу новые правила обмена валюты. Теперь при покупке и продаже долларов и евро в обменной кассе на сумму более 15 тысяч рублей (на сегодня это около 215 долларов и 195 евро) потребуется показать паспорт и сообщить для составления анкеты дополнительные данные.

В ЦБ РФ считают, что процедура покупки и продажи валюты усложнится не сильно. Аналитики тоже не склонны драматизировать ситуацию, но предполагают, что в дальнейшем будет происходить пошаговое ужесточения правил обмена.

Оказывается, усложнение процедуры продажи валюты потребовалось не для того, чтобы мы меньше ее покупали. По-крайней мере официально это так. Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П — «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — принято в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, поясняют в ЦБ.

Таким образом, практика приводится с соответствие с законом, а закон этот направлен против терроризма и преступности. Действующее законодательство позволяет и вовсе не идентифицировать физическое лицо при покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей (либо её эквивалента в иностранной валюте). Как говорится в сообщении регулятора, при покупке или продаже валюты на сумму до 15 тыс. руб. идентификация клиента по-прежнему не требуется.

Если сумма операции выше, нужен паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. К этому мы привыкли. Но далее начинаются необычные пока вещи. Теперь клиент должен будет оставить контактную информацию (номер телефона, факса, электронную почту), ИНН. Кроме того, банк может потребовать информацию о финансовом положении клиента, о его деловой репутации, об источнике происхождения его денег. А может конечно и не потребовать. И вот, что важно — а анкету заполняет сам банк. Законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п.

Итоговая анкета у каждого банка будет выглядеть по-своему. ЦБ в новом положении фактически составил универсальный опросник из 17 пунктов, по которому кредитные организации должны сформировать свои. Чем больше риска несет клиент с точки зрения банка, тем большее число вопросов ему зададут.

Замруководителя дирекции по финансовому мониторингу и валютному контролю Московского кредитного банка Наталья Степанова пояснила, что дополнительные сведения о клиенте банк может получить с помощью информационных баз данных. «Учитывая, что основная группа физлиц, обменивающих валюту, несут низкий уровень риска, необходимость в получении дополнительной информации — о деловой репутации или о происхождении денег — будет носить выборочный характер», — подчеркнула она.

Несмотря на успокоительные заявления ЦБ, по мнению ряда участников рынка, новые требования приведут к увеличению времени совершения валютно-обменных операций и повысят операционную нагрузку на кредитные организации.

«У небольших банков действительно просто может не оказаться ресурсов для исполнения подобных предписаний», — говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. — «Если банк работает кристально чисто, у него просядут параметры обменного дохода, что, соответственно, тут же отразится и на общих финансовых показателях. Передел рынка валют вряд ли состоится, потому что он уже и так сосредоточен внутри топ-10 банков России. Но на таком фоне комиссия за конвертации вполне может вырасти на 2-3%. Это отразится на рядовом потребителе, однако никак не поспособствует сокращению процессов «отмывания денег». Для этого нужны реформы серьезнее», — считает финансовый эксперт.

Новое — это хорошо забытое старое, комментирует инициативу ЦБ независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Россияне до 2003 года при покупке валюты должны были оформлять справку, которая выдавалась при предъявлении паспорта. Теперь данный порядок возвращается, но могут потребовать ещё и ИНН. При этом, по мнению Адамидова, как и в прошлый раз, действенность подобных мероприятий весьма сомнительна: отмывание денег если и происходит через обменные пункты, то — не их клиентами «с улицы». А сами банки необходимые документы оформят. Безусловно, увеличится документооборот, и это, видимо, будет единственным реальным следствием нововведений.

Новые правила обмена валют могут вытолкнуть банки в серую зону, заявил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Он пояснил, что считает это усложнение правил работы для банков избыточным.

«Конечно, если будет какая-то задержка в обменных, поскольку банки должны там заполнять определенные анкеты, то, конечно, в какой-то степени можно ожидать, что это избыточное усложнение, но не для людей, а для банков, может их частично вытолкнуть в серую зону, в подворотни, в обменники, в которых все равно чаще не все требования выполняются», — сказал Тосунян.

Президент Ассоциации российских банков добавил, что для клиентов банков новые правила особых проблем не создадут.

«На людей это сильно повлиять не должно, они, в принципе, как приходили с паспортом идентифицироваться, так и будут обменивать валюту с документом», — объяснил он.

Тем не менее, ужесточение правил обмена валюты со стороны ЦБ уместно следует в общем ключе усиления контроля над оборотом наличных денежных средств, отмечает руководитель Центра макроэкономических исследований компании Интеркомп Станислав Скакун. Общественное мнение пока не готово к радикальным ограничениям наличного оборота. Скорее всего регулятор будет двигаться в направлении ужесточения, но постепенно — оценивая последствия от каждого очередного нововведения.

Читайте так же:  Новое в едином сельскохозяйственном налоге (есхн)

Что касается удобства обменных операций для граждан, то и тут, по мнению эксперта, не стоит сильно волноваться: банки осмыслят новые требования регулятора и постараются минимизировать неудобство для клиентов, а закрытие некоторого количества обменных пунктов, которые не были оборудованы в надлежащем порядке, только повысит безопасность операций с валютой.

Банки оказались готовы к новым правилам. В Промсвязьбанке рассказали, что их анкета не будет отличаться от набора сведений о клиенте, составленном ЦБ. «Анкета может заполняться либо самим лицом, либо сотрудником банка с его слов», — допустили в кредитной организации. При каждом обращении анкету не придется заполнять повторно, но нужно учитывать, что банки обновляют сведения о клиентах не реже одного раза в год.

Новые правила не усложнят работу кредитных организаций, а, напротив, мотивируют клиентов перейти к операциям по обмену валюты в безналичной форме, считают в Промсвязьбанке. При таком варианте отсутствует повторная идентификация (все вопросы уже были заданы в анкете на получение пластиковой карты), а у некоторых кредитных организаций еще и выгоднее курс обмена.

«Изменение правил идентификации банками клиентов при совершении валютно-обменных операций не создадут гражданам дополнительных сложностей. Во-первых, новые правила не распространяются на операции, сумма которых меньше которых 15 000 рублей. Во-вторых, на клиентах данные изменения не должны сильно отразиться, так как заполнять анкету могут сотрудники банка. Вероятно, это немного увеличит время выполнения операции, но незначительно. Наконец, данные правила не распространяются на операции, совершенные через интернет-банк», — говорит Вячеслав Нестеров, управляющий филиалом СМП Банка в Екатеринбурге.

В пресс-службе банка ВТБ24 добавили, что все валютные операции в кассах банках производятся по предъявлению паспорта: «На сегодняшний день паспорт является основным документом для идентификации личности и проведения банковской операции. Поэтому все валютные операции в кассах банка производятся по предъявлению паспорта. ВТБ24 всегда действует в соответствии с нормами законодательства и нормативными документами ЦБ РФ. Данное положение не будет являться исключением. C 27 декабря ВТБ24 будет проводить полную идентификацию клиента при осуществлении клиентом операций без использования счета с наличной иностранной валютой на сумму свыше 15000 рублей».

Эксперты не исключают, что в ближайшие два-три месяца некоторые банки все же будут перегибать палку, вручая анкеты практически всем клиентам, покупающим валюту. Как рассказали двое клиентов одного из московских банков, покупавшие доллары на сумму выше 15 тысяч рублей, такой случай уже имел место 10 декабря. В анкете, которую они заполняли сами, присутствовали в том числе вопросы о сумме годового дохода, его источниках и о взаимоотношениях с самим банком. То же вынуждены были проделать и остальные клиенты, стоявшие в очереди, — в итоге пришлось открывать еще одну кассу, чтобы успеть обслужить всех желающих.

Такие действия банка не являются чем-то незаконным. По словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, новые правила от мегарегулятора всегда содержат в себе для банков элемент неопределенности: «Не исключено, что поэтому первое время банки предпочтут перестраховаться. В отдельных случаях это может повлечь неудобства и для них, и для их клиентов». По его мнению, в новой экономической реальности слишком низким является и порог упрощенной идентификации в 15 тысяч рублей, который неизменен с 2006 года. «Все-таки в последние годы произошло двукратное снижение курса рубля, и неплохо было бы разрешить покупать без предъявления паспорта валюты хотя бы на 30 тысяч рублей», — предложил Иванов.

Некоторые эксперты считают, что изменения все же могут причинить больше вреда, чем пользы.

Рост контроля за валютными операциями в принципе укладывается в логику борьбы со схемами отмывания, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При этом эксперт обращает внимание на то, что данная инициатива ЦБ совпадает по времени с ужесточением контроля над налогами и сборами.

«Информация, собираемая банками о лицах, совершающих конверсионные операции, в дальнейшем вполне может попасть в руки налоговиков. Таким образом, действительно возникают риски создания новых посреднических схем при совершении операций обмена валюты на крупные суммы. На мой взгляд, изменения могут причинить больше вреда, чем пользы, в сфере борьбы с отмывочными схемами», — сказал Деев.

Процесс покупки валюты действительно усложнится, признает начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. «Эта мера в реальности не слишком сильно повлияет на валютообменные операции, хотя и сделает их более трудоемкими и бюрократичными. Цели властей — уменьшить привлекательность покупки валюты населением, побуждая их оперировать в основном нацвалютой», — считает эксперт.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Впрочем, по его мнению, сейчас для граждан нет серьезных причин срочно бежать и покупать валюту. «На курс рубля в следующем году будут влиять два противоборствующих фактора — затоваривание на рынке нефти, в том числе из-за роста иранского экспорта, как негатив и сокращение оттока капитала из-за меньших выплат по внешнему долгу как позитив. Но, возможно, сломя голову бежать покупать иностранную валюту сейчас особой необходимости нет», полагает Суверов.

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.

  3. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Полная идентификация при обмене валюты – раскрываем карты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here