Понятие общих льгот для медицинских работников

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Понятие общих льгот для медицинских работников" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

6. Социальная поддержка и правовая защита медицинских работников

Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) утратил силу с 1 января 2005 г.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

Согласно Определениям Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 947-О-П, от 1 апреля 2008 г. N 268-О-П, от 7 февраля 2008 г. N 383-О-П, от 5 февраля 2009 г. N 149-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 г. на основании части второй статьи 63 настоящих Основ

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

См. Инструкцию о порядке осуществления дополнительных выплат за квалификационную категорию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях специалистов медицинской службы внутренних войск МВД России, утвержденную приказом МВД РФ от 24 марта 2005 г. N 206

О создании аттестационной комиссии по присвоению квалификационных категорий медицинским работникам гражданской авиации см. приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 августа 2004 г. N НА-146фс

См. Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденное приказом Минздрава РФ от 9 августа 2001 г. N 314

О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием см. приказ Минздрава РФ от 5 июня 1998 г. N 186

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Статья 64. Обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Размер и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами местного самоуправления.

В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Размер единовременного денежного пособия в случае гибели работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.

См. Правила назначения и выплаты государственных единовременных пособий работникам предприятий системы здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей и членам семей работников указанных категорий в случае их смерти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 757

Читайте так же:  Как получить займ по телефону

Вредность у медицинских работников

В связи с тем, что деятельность медицинских работников зачастую сопровождается необходимостью круглосуточной работы либо чередованием дневных и ночных смен, а также в принципе носит небезопасный характер, труд данной категории граждан государство трактует как работу с вредными условиями труда. Данные условия являются основанием для предоставления работникам лечебно-профилактических учреждений различного рода льгот и компенсаций.

Отметим, что порядок предоставления преференций претерпел значительные изменения с момента принятия Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» от 01.01.2014 года и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» от 28.12.2013 года. Данные законодательные акты являются универсальными для всех медицинских учреждений, независимо от их формы собственности, однако наиболее значимы для бюджетных организаций, так как четко регламентируют порядок расходования денежных средств из бюджета для предоставления компенсаций медицинскому персоналу.

Ниже детально рассмотрим все виды преференций, предоставляемых мединским работникам, в 2019 году.

Понятие вредных условий труда для медицинского персонала

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам предприятий предоставляется право на:

  1. получение информации о существующих в организации, на которой осуществляется трудовая деятельность, положений по охране труда;
  2. осведомлённость относительно условий нахождения на рабочем месте, а также правил безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении должностных обязанностей;
  3. деятельность, полностью соответствующую нормам охраны труда.

Как для всех предприятий в целом, так и для организаций здравоохранения в частности, необходимостью является прохождение обязательной аттестации относительно условий труда. Данная аттестация проводится Рострудом либо Государственной инспекцией по охране труда.

Здоровье работников лечебно-профилактических учреждений, в связи со спецификой деятельности, подвержено постоянному действию негативных факторов. В определенных случаях условия работы можно классифицировать как небезопасные, так как медицинский работник в процессе выполнения своих обязанностей может получить травму и даже заболевание, не поддающееся лечению. К категории вредных относят следующие направления:

  • санитарно-профилактические учреждения;
  • отделения скорой, неотложной, экстренной и консультативной помощи поликлиник;
  • диспансеры для психически больных людей и заболевших туберкулёзом;
  • рабочие места патологоанатомов;
  • стоматологии;
  • рабочие места физиотерапевтов;
  • психиатрические, нейрохирургические, психоневрологические, наркологические отделения и дома для психически больных пациентов;
  • грибковые, инфекционные, туберкулёзные, противолепрозные отделения.

Виды предоставляемых компенсаций и льгот медицинским работникам

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870 «О размерах компенсаций за труд на вредном производстве» для работников медицинской сферы по результатам проведенной в медицинском учреждении аттестации, устанавливаются следующие виды компенсаций:

  1. предоставление дополнительного отдыха, на срок не менее 7 дней, за счет работодателя;
  2. сокращённая рабочая неделя, а именно 36 либо 39 часов;
  3. надбавка к заработной плате в размере не менее 4% от суммы оклада.

Далее рассмотрим подробнее каждую из предоставляемых преференций.

Итак, первой предоставляемой государством льготой является сокращение продолжительности рабочей недели. В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации максимальная продолжительность трудовой недели для медицинского персонала составляет 39 часов. Однако, в случае необходимости пребывания в условиях, создающих угрозу здоровью и жизни сотрудника, количество рабочих часов может быть снижено.

Статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации о сокращении продолжительности трудовой недели медработников, находящихся во вредных и опасных условия труда, до 36 часов вместо 39 или 40, предполагает следующую продолжительность трудовой недели для отдельных категорий медицинских работников:

№ п/п Категория медицинских работников Продолжительность рабочей недели в часах
1. Все сотрудники медицинских учреждений, длительность рабочей недели для которых отдельно не установлена 39
2. Сотрудники, деятельность которых связана с диагностированием и лечением ВИЧ-инфицированных граждан, а также работа которых непосредственно связана с материалами, в состав которых входит вирус иммунодефицита 36
3. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с туберкулезными больными 30
4. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с больными, страдающими психическими либо психоневрологическими расстройствами 36
5. Медицинские работники стоматологической сферы 33
6. Медицинские работники кабинетов, отделений, станций, медпунктов, диспансеров, амбулаторий, поликлиник 33
7. Физиотерапевты 33
8. Медицинские работники, осуществляющие экспериментальное гамма-облучение и гамма-терапию в лабораториях и радиоманипуляционных кабинетах 24

Исходя из вышеперечисленного, при отсутствии дополнительных ограничений касающихся продолжительности рабочей смены, при продолжительности рабочей недели 36 часов продолжительность смены ограничивается 8 часами, при продолжительности рабочей недели 30 часов — 6 часами.

Второй льготой для медицинского персонала является предоставление лополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.07.1993 № 133 «О дополнительном оплачиваемом отпуске медработникам» в зависимости от должности, которую занимает медицинский работник, он имеет право на следующее количество дополнительных дней к отпуску:

№ п/п Категория медицинских работников Количество дополнительных дней отпуска
1. Все сотрудники медицинских учреждений, количество дополнительных дней отпуска для которых отдельно не установлено 7 дней
2. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с больными, страдающими психическими либо психоневрологическими расстройствами 14 — 35 дней
3. Сотрудники, деятельность которых происходит в контакте с туберкулезными больными 14 — 21 дней
4. Сотрудники, деятельность которых связана с диагностированием и лечением ВИЧ-инфицированных граждан, а также работа которых непосредственно связана с материалами, в состав которых входит вирус иммунодефицита 14 дней
Читайте так же:  Единый налог на вменённую деятельность – что это

Третьей обязательной льготой для медицинских работников является увеличение размера заработной платы. Данное увеличение за вредные условия труда рассчитываются как процент от оклада, который утвержден для разных видов деятельности с нормальными условиями осуществления работ, не ниже 4% тарифного оклада.

Размер надбавки устанавливается каждым медицинским учреждением отдельно после того, как это согласовано с профсоюзным комитетом организации. Законодательством же установлены следующие ставки доплат:

№ п/п Условия труда Размер доплаты
1. Медицинские учреждения, условия труда в которых носят тяжелый и вредный характер 4%, 8%, 12%
2. Медицинские учреждения, условия труда в которых носят особо тяжелый и вредный характер 16%, 20%, 24%

Перечень дополнительных гарантий, предоставляемых медработникам

Государство, в целях поддержания здоровья медицинских работников, предоставляет ряд дополнительных компенсаций, а именно:

Порядок и сроки предоставления льгот

В соответствии с действующими нормативными актами существуют следующие правила предоставления компенсаций сотрудникам медицинской сферы:

№ п/п Вид компенсации Порядок предоставления
1. Доплата к основному окладу Данная компенсация производится ежемесячно и должна быть прописана в расчетном листе отдельной строкой.
2. Сокращенный трудовой день. На основание письменного заявления от сотрудника продолжительность рабочего дня увеличивается до стандартного размера, при этом за отказ от сокращенного дня производится выплата компенсации.
3. Дополнительные дни отпуска Предоставляются на основании заявления от сотрудника ежегодно в соответствии с графиком отпусков совместно с основным отпуском.
4. Лечебно-профилактическое питание Предоставляется в виде ежедневных горячих завтраков до работы, выдаче молока либо кисломолочных продуктов, витаминов.

Документальное оформление компенсации медработникам

Все существующие в медицинском учреждении льготы и компенсации в обязательном порядке должны быть перечислены в локальных нормативных актах, коллективных договорах, а также в трудовом договоре с сотрудником. Это значит, что при устройстве на работу следует очень внимательно ознакомиться со всеми вышеперечисленными документами. Выплата всех надбавок должна производиться совместно с выдачей заработной платы.

Важно! Все существующие льготы и компенсации назначаются автоматически в момент приема на работы, следовательно, никаких дополнительных документов медицинскому сотруднику предоставлять нет необходимости. Основанием для начисления надбавок выступает табель учета рабочего времени, а также приказы руководства о предоставлении дополнительных дней отпуска и надбавках к заработной плате.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае ущемления каких-либо прав, сотрудник может обратиться в Роструд либо инспекцию по охране труда. В этом случае ему необходимо написать соответствующее заявление об ущемлении прав при вредных условиях труда, предоставив при этом трудовую книжку, содержащую запись приема на работу.

Распространенные ошибки по заданной теме

Ошибка №1. Количество дополнительных дней отпуска равно 7 дням вне зависимости от стажа работника, а также его профессиональной деятельности. Данное утверждение является ошибочным, так как количество дополнительных дней отпуска напрямую зависит от того, насколько вредными признаны условия труда для конкретного сотрудника и может составлять от 7 до 35 дней.

Ошибка №2. В случае если медицинский работник имеет право на дополнительные дни к отпуску одновременно по нескольким направлениям, работодатель должен суммировать положительные дни отдыха. При данных обстоятельствах работодатель предоставляет только один дополнительный отпуск, а именно тот, продолжительность которого будет максимальна.

[1]

Актуальные вопросы по заданной теме

Вопрос № 1. Существует ли возможность продления рабочей смены для медицинских сотрудников сверх установленных норм на основание коллективного договора?

Ответ: Данная возможность существует только при соблюдении предельной ежедневной длительности рабочего времени, а также выполнения гигиенических норм условий труда.

Вопрос №2. Для всех ли категорий медицинского персонала предусмотрено выделение бесплатного лечебно-профилактического питания?

Ответ: Нет, данная преференция предоставляется исключительно врачам, среднему медперсоналу и медикам, деятельность которых осуществляется в барокамерах, а также медработникам, осуществляющим медико-санитарное сопровождение деятельности, направленной на уничтожение химического оружия.

Понятие общих льгот для медицинских работников

Профессия врача одна из самых уважаемых и сложных, но к сожалению не особо оплачиваемых. Наше государство старается всячески поддерживать государственных работником путем предоставления различных льгот, пособий и субсидий.

Медицинские работники пользуются привилегиями согласно Закона №323 от 21.11.2011г.

[3]

Законодательство предусматривает две большие категории социальных льгот для врачей, медработников и фармацевтов:

  • общие и по оплате ЖКХ
  • пенсионные льготы
  • стимулирующие выплаты и доплаты.

Данные льготы положены медикам, которые работают:

  • С различными видами излучений, а именно лазерным, ультразвуковым, радиоактивным, которые вредны для здоровья
  • С препаратами, имеющими в составе химические вещества
  • В режиме ненормированного рабочего дня и больших нагрузок
  • В регионах, где суровые климатические условия, например Крайний Север, Чукотка, Камчатка
  • В службах спасения

К этой категории льгот относятся:

  • Бесплатное медицинское обслуживание по месту работы за счет работодателя
  • Питание для сотрудников рентген кабинетов, хирургии и реанимации
  • В зависимости от категории специалиста, более короткая рабочая неделя от 24-36 часов
  • Дополнительные дни к отпуску
Читайте так же:  Как отразить в бухгалтерском учете страхование автомобиля

14 дней — сотрудникам отделений по лечению СПИДа и тубдиспансеров;

21 день — рентгенологам;

35 дней — работникам психоневрологических диспансеров.

Изначально медицинский работник сам оплачивает свои коммунальные услуги, после чего ему их возмещают, в зависимости от региона размер может варьироваться от 50 до 100%.

Вид ЖКХ Размер субсидии
электроэнергия Выделяется из расчета стоимости за 33Квт
отопление От 3 до 9 кубических метра на 1 квадратный метр жилплощади
отопление Для закупки до 1.5 куб.м угля

Важно! В сельской местности компенсация достигает ста процентов либо фиксирована в сумме 1200 рублей.

Для того, чтобы медицинскому персоналу получать льготы по коммунальным услугам, необходимо пройти несколько этапов, а именно:

  • Написать заявление;
  • Собрать определенный пакет документов, который предусмотрен законодательством;
  • Обратиться с заявлением и пакетом документов в учреждение социальной защиты;
  • Дождаться ответ от государственного учреждения, которое будет направленно по почте заказным письмом;
  • Заявитель получает копию документа, которое подтверждает принятое решение учреждения социальной защиты;
  • Заявитель после этого всего в установленные сроки по постановлению начинает получать компенсацию на свой банковский расчетный счет. Сроки выплаты устанавливаются в каждом регионе свои.

Для того, чтобы подать заявление на слугу, необходимо его правильно оформить, указав в нем :

  1. Фамилия, имя и отчество заявителя;
  2. Реквизиты открытого банковского счета на имя заявителя;
  3. Наименование банке, где заявитель открыл счет;
  4. Полный адрес проживания;
  5. Контактная информация, например, домашний номер телефона, мобильный номер телефона;
  6. Тип жилья: приватизированное, арендованное, приобретенное и т.д.;
  7. Общая площадь квартиры или дома

Какие документы необходимо предоставить для получения

Стандартный пакет документов состоит из:

  • Заявления установленного образца, которое можно заполнить при подаче документов
  • Паспорт гражданина РФ
  • СНИЛС
  • Диплом об образовании
  • Идентификационный код
  • Копия трудовой книжки, заверенная на предприятии
  • Для мужчин: военный билет либо приписное свидетельство
  • Свидетельство о браке, если есть
  • Свидетельства о рождении детей

Куда обращаться за оформлением компенсации по коммунальным услугам

Чтобы иметь возможность получить компенсацию по коммунальным услугам, медицинскому работнику необходимо обратиться :

  1. Для городских жителей, работающих в городе – в орган социальной защиты населения;
  2. Для деревенских жителей, села – в местный ЖЭК;

По некоторым причинам медицинскому сотруднику моет быть отказано в получении льготы, например :

  • Заявитель предоставил не полный пакет документов;
  • Не соблюдались условия для получения компенсации – регионы имеют право вносить изменения в условия по выплате, а так же в перечень необходимых документов для получения компенсации;
  • Нет законного основания – на закон о льготах медикам на коммунальные услуги в сельской местности ссылается только тот работник, который трудоустроен официально.
  • В случае с молодыми специалистами – недостаточней стаж работы, чтобы претендовать на субсидию

Как не лишиться льготы медицинскому сотруднику

Для того, чтобы не потерять возможность получения помощи от государства в качестве компенсации коммунальных услуг, необходимо ответственно подходить к вопросу, а именно:

  • Не реже, чем раз в пол года предоставлять в социальную защиту квитанции об оплате на водоснабжение, газификацию, отопление и электроэнергию, а также если закупался древесный уголь
  • Не допускать задолженности по коммунальным услугам;
  • В случае изменение рода деятельности, например уволились с больницы, незамедлительно известить УСЗН.

Ответы на распространенные вопросы

Имеют ли право медицинские работники на субсидию по ЖКХ и в каком размере?

Да, медицинские сотрудники, так же как и педагоги, имеют право на данную льготу, в зависимости от региона и местности ставка варьируется. Больше привилегий конечно у деревенских врачей, там есть шанс получить компенсацию в 100% размере, что конечно является для сельских жителей большой помощью. Льгота предоставляется как в городе так и в селе на одинаковый перечень коммунальных услуг, таких как вода, свет, газ. А так же на закупку угля на отопление.

Каким образом узнать, не отказали ли в субсидии?

Ответ: После принятого решения органы социальной защиты письменно должны направить уведомление с решением, где будет указан процент субсидии и сроки предоставления

Куда необходимо обращаться за оформлением льготы по коммунальным услугам?

Ответ: Для получения льготы по коммунальным платежам нужно в городе обратиться в Городской Центр Жилищных Субсидий или в отделение социальной защиты населения, а в сельской местности — в местный ЖЭК.

Понятие льгот

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жиз­ненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенси­ровать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуаль­ного развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явля­ется однознач­ным. При анализе данной проблемы следует учиты­вать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е. Г. Крыла­тых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспече­ния — пишет она, — общепризнанным является, что исходным осно­ванием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле­ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия пре­доставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную са­мостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».

Читайте так же:  Отпуск у учителей

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным эле­ментом этого отношения, связанного с видом обеспечения примени­тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес­печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки соци­ально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами ох­вачено почти 2 тысячи категорий на­селения. Закон «О социальной государственной помощи» делил все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, по­граничники, «силовики» бесплатно ездили на транспорте, не платили за комму­наль­ные услуги – все льготы отменены в соответствии с требованиями Феде­раль­ного закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 года), льготы за особые заслуги (веете­ранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Рос­сийской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной под­держки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правитель­ства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предо­ставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льготтакже является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать ком­пенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетво­рением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, напри­мер, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам, милицио­нерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наде­лении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное со­циальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по со­циальному обеспечению является наступление объективно сущест­вующих жизненных обстоя­тельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потреб­ности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяя­ются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льго­ты можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление ус­луг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предо­став­ления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социаль­ной защи­ты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложе­нию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торго­вому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому об­служиванию, санаторно-курортному лечению, обеспе­чению лекарст­вами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и усло­виям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для опреде­ленного круга лиц. Например, та­кая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показа­телей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курорт­ные организации. Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социально­го обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмо­циональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополни­тельной социальной защиты».

[2]

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвали­дов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной ус­луги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом обще­ства перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обя­занности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социаль­ного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уме­стно ли говорить о льготах?
Читайте так же:  Ипотека без справки о доходах в банках

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Ес­ли государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная на­грузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей лично­сти, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в со­циальном обеспечении предо­ставляются ветеранам, инвалидам, де­тям, многодетным семьям, семьям, имею­щим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершен­нолетним уз­никам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и соци­альной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный за­кон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в зако­нодательные акты Российской Федерации и признании утративши­ми силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменя­ется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее суще­ствовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Феде­рации и ее субъ­ектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной под­держке инвалидов и участников Великой Отечест­венной войны, бывших несовер­шеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель бло­кадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечест­венной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объ­ектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматри­вается воз­можность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплат­ный проезд, бесплатное обеспечение лекарст­венными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в раз­мере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по со­циальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов тру­да, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пен­сионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  2. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.

  3. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Понятие общих льгот для медицинских работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here