Понятие реорганизации, виды реорганизации

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Понятие реорганизации, виды реорганизации" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Понятие реорганизации компании

Непростые условия, в которых вынуждены работать владельцы многих компаний, заставляют их проводить реорганизацию (ликвидация ооо) путем изменения формы деятельности организаций. При этом производятся существенные изменения в юридическом и правовом статусе компании.

Виды реорганизации

Само понятие реорганизации компании уже подразумевает организационные преобразования в ее управлении и передача всех прав и обязанностей другим лицам.

По типу разделяют реорганизацию принудительную и добровольную. Добровольная реорганизация проводится согласно общему решению всех учредителей или другого органа с соответствующими полномочиями.

Принудительная реорганизация производится уполномоченными государственными органами (антимонопольным комитетом, ФКЦБ, ИМНС), или по судебному решению. Обычно такая реорганизация компании осуществляется в случае нарушения ею антимонопольного законодательства, либо, если это строительная компания, в случае отсутствия допуска сро.

Мероприятия по реорганизации компании

  • подготовки решения о реорганизации
  • подачи в регистрирующий орган заявления
  • подготовки передаточного баланса
  • получение данных об исключении из ЕРГЮЛ

Формы реорганизации

  • присоединение
  • выделение
  • разделение
  • слияние
  • преобразование

Присоединение – прекращение ведения деятельности одним или несколькими предприятиями с передачей всех их прав и обязанностей другой компании. Новая компания при этом не образуется, а присоединенная фирма ликвидируется с правопреемством, передавая все свои права уже действующей компании.

Выделение – формирование из реорганизуемой компании нескольких фирм с передачей им части прав и обязанностей соответственно с разделительным балансом. Основание для регистрации — представление разделительного баланса, в котором содержатся положения о правопреемстве этими фирмами всех обязательств относительно кредиторов и должников реорганизованной организации, в регистрирующий орган. При выделении каждое из подразделений может рассчитывать на передачу им части прав и обязанностей на основании разделительного баланса.

Разделение – прекращение хозяйственной деятельности одной организации, с дальнейшим разделением на несколько компаний. Все права и обязанности разделенной организации переходят к новообразованным юридическим лицам по разделительному балансу. Новые организации несут общую ответственность по имущественным обязательствам, если нет возможности определить правопреемников по разделительному балансу.

Слияние – образование нового предприятия с передачей ему прав и обязанностей всех участвующими в этом процессе организаций с дальнейшим прекращением их хозяйственной деятельности. Права и обязанности всех организаций, согласно Гражданскому кодексу, переходят к новой компании по передаточному акту.

Преобразование. Понятие реорганизация компании путем преобразования предполагает изменение организационно-правовой базы юридического лица. Вследствие этого реорганизуемая фирма ликвидируется, а все ее права и обязанности передаются вновь созданной организации. Основанием для этой процедуры служит передаточный акт. Если у компании, осуществляющей свою реорганизацию, имеется лицензия на осуществление ею любого вида деятельности, нужно в двухнедельный срок известить о преобразовании орган, осуществляющий лицензирование, чтобы переоформить лицензию.

Реорганизация всегда была нелегкой задачей. Использовать все эффективные условия для достижения успеха могут лишь немногие предприятия, остальным не всегда удается получить успешный результат. Но именно устойчивые организационные изменения и приводят к быстрому завершению этого процесса.

Что такое реорганизация предприятия

Реорганизация предприятия может быть как способом достижения новых целей, так и средством исправления критических ошибок. В этой статье рассказывается о ее видах и о том, как она осуществляется.

Реорганизация: определение и для чего она нужна

Предусмотрены три основные организационно-правовые формы регистрации частных предприятий: ООО (расшифровывается как «общество с ограниченной ответственностью»), ЗАО и ОАО (акционерное общество закрытого/открытого типа). Однако зарегистрированное предприятие может со временем претерпеть значительные изменения. Уменьшаются или увеличиваются объемы производства, меняется специфика деятельности и структура управления. Это приводит к необходимости нововведений в плане организации.

Если предприятие нерентабельно, нужно что-то менять. Если первоначальные цели, поставленные руководством компании, уже достигнуты, пора переходить на новый уровень, что сопряжено с расширением рынка сбыта и полномочий, совершенствованием отношений с партнерами. Бывает, что ОПФ уже не соответствует формату, установленному законами. В каждой из этих ситуаций может помочь такая «политическая» мера, как реорганизация.

Реорганизация – это завершение деятельности предприятия, которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании. Эта мера приводит к образованию одного/нескольких новообразованных предприятий, которые «наследуют» имущественные и иные права, а также обязательства реорганизованного лица.

Зачастую реорганизацию осуществляют вместо ликвидации. Это обусловлено экономической нецелесообразностью процедуры банкротства и возможностью сохранения основных активов.

Существует несколько типов реорганизации. Они различаются по структуре и объему передаваемых прав.

Порядок реорганизации юридического лица

Вот как выглядит механизм действий руководства при реорганизации юридических лиц:

  1. 1.

Принимается решение о необходимости реорганизовать предприятие.

  • 2.
  • В течение 3х рабочих дней об этом решении уведомляется госрегистратор.

  • 3.
  • Создается комиссия по осуществлению реорганизационных мер.

  • 4.
  • В СМИ публикуется сообщения о реорганизации.

  • 5.
  • Составляется передаточный акт.

  • 6.
  • В указанный срок госрегистратору предоставляются соответствующие бумаги.

    Виды и способы реорганизации

    Среди способов реорганизации особое место занимает преобразование юрлица, в процессе которого происходит изменение организационной и правовой форм. Все права (включая имущественные), а также обязательства передаются новообразованному предприятию.

    Решение о необходимости реорганизации принимают учредители или уполномоченные органы. Существует пять видов реорганизации. Вот они:

    • Преобразование. В этом случае одна организация превращается в другую.
    • Присоединение. Это значит, что к уже зарегистрированному предприятию присоединяются одно или несколько юридических лиц.
    • Слияние – несколько юридических лиц становятся единым целым.
    • Выделение. В этой ситуации одна или несколько организаций выходят из главной.
    • Разделение. Одно юридическое лицо завершает деятельность и разделяется на несколько «преемников».

    Как только госрегистратор зафиксировал факт реорганизации, юрлицо официально считается реорганизованным. Однако реорганизация путем выделения или разделения происходит только по решению государственных органов, имеющих соответствующие полномочия, а также суда.

    Когда происходит слияние, присоединение или преобразование, переход обязательств и прав удостоверяется передаточными актами. При разделении и выделении эту функцию выполняет разделительный баланс.

    Если руководство решается на реорганизацию, оно должно уведомить об этом своих кредиторов, причем в письменном виде.

    Занявшись реорганизацией, юридическое лицо в течение 3х рабочих дней обязано направить в орган госрегистрации такие документы, как уведомление о начале реорганизации и решение о процессе реорганизации.

    Проблемы реорганизации

    Реорганизация – достаточно рискованное мероприятие, ведь это не единичная процедура, а многоэтапный процесс, в котором задействованы учредители и кредиторы.

    Принятие решения также сопровождается юридическими трудностями. Правда, унитарные предприятия справляются без особых проблем, ведь их владельцу одобрение не требуется. Сложнее приходится обществам с дополнительной ответственностью и ООО.

    Читайте так же:  Как рассчитать среднедневной заработок при увольнении

    Немаловажно и то, что исполнительный орган в процессе реорганизации обязан сообщить в налоговую службу о принятии решения. Это делается в течение 5 дней. Следствием такого уведомления может явиться проверка.

    Реорганизацию могут спровоцировать и положительные, и отрицательные изменения в жизни предприятия. Но, так или иначе, изменение формы и структуры связано с многочисленными трудностями юридического характера.

    Параграф 1. Понятие и формы реорганизации

    РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

    Раздел первый: Реорганизация по российскому законодательству и законодательству стран Западной Европы.

    [1]

    Глава 1. Реорганизация по российскому законодательству.

    Параграф 1. Понятие и формы реорганизации.

    Понятие и формы реорганизации в действующем законодательстве

    Общие положения о реорганизации юридических лиц и порядке ее осуществления предусмотрены ст. 57-60 ГК РФ. Гражданский кодекс также содержит ряд специальных норм, определяющих условия реорганизации отдельных видов юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ (ст. 68), обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92), акционерных обществ (ст. 104), производственных кооперативов (ст. 112), казенных предприятий (ст. 115) и др.

    В ГК РФ нет специальной отсылки к законам об отдельных видах юридических лиц, определяющим особенности их реорганизации. В то же время ГК РФ предусматривает принятие ряда законов и иных правовых актов об отдельных видах юридических лиц. Так, в ст. 91 упоминается о законе об обществах с ограниченной ответственностью, в ст. 96 — о законе об акционерных обществах, в ст. 107 — о законе о производственных кооперативах, в ст. 113 — о законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. В результате неясно, какие нормы являются общими и что может быть урегули
    ровано специальными законами и иными нормативно-правовыми актами.

    В ГК РФ и в иных законах отсутствует определение понятия «реорганизация». Однако, поскольку очевидно, что прекращение юридических лиц может происходить только путем ликвидации или реорганизации и, соответственно, речь идет о дихотомии, для определения понятия «реорганизация» можно использовать легальное определение ликвидации. Если сутью ликвидации признается «прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам» (ст. 61 ГК РФ), то отсюда, от противного, можно сделать вывод о том, что реорганизацией является прекращение юр
    идического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

    Реорганизация предполагает правопреемство (названное в ст. 129 ГК РФ универсальным), при котором переходят как права, так и обязанности. При этом общие нормы, регулирующие перевод долга, не действуют. Имеется в виду п. 1 ст. 391 ГК РФ, с его требованием о непременном согласии кредитора на такой перевод. Лишение кредитора права возражать против перевода его долга компенсируется специальными гарантиями, предоставляемыми кредиторам юридического лица при его реорганизации.

    ГК РФ предусматривает пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование; Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов, посвященных отдельным видам юридических лиц.

    Слияние означает прекращение двух или нескольких юридических лиц с переходом принадлежащих им прав и обязанностей к вновь созданному юридическому лицу. Под присоединением подразумевается прекращение юридического лица с переходом принадлежащих ему прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

    При разделении происходит прекращение юридического лица с распределением всех принадлежащих ему прав и обязанностей между вновь возникшими юридическими лицами.

    Выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц означает, что к каждому вновь созданному лицу переходит часть прав и обязанностей, принадлежащих реорганизуемому юридическому лицу, без прекращения последнего.

    При преобразовании юридического лица из одного вида в другой (изменении организационно-правовой формы) права и обязанности реорганизованного лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

    На основании приведенных положений можно сделать вывод о том, что понятие реорганизации, а стало быть, и все связанные с реорганизацией нормы российского законодательства применимы только к тем случаям, когда обязательно происходит или прекращение юридических лиц (присоединение), или создание юридических лиц (выделение), или и то и другое одновременно (слияние, разделение и преобразование). Таким образом, под понятие «реорганизация» не подпадают случаи, при которых часть прав и обязанностей одного юридического лица передается другому, уже существующем
    у юридическому лицу (своего рода «выделение с присоединением»), и случаи, при которых все права и обязанности прекращаемого юридического лица передаются двум или нескольким уже существующим юридическим лицам (своего рода «разделение с присоединением»). В то же время указанные операции экономически оправданы как способы оптимизации бизнеса, а по своему характеру соответствуют операциям, которые российское законодательство признает формами реорганизации.

    Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает определенные исключения и ограничивает возможности преобразования. Так, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразоваться, соответственно, только в хозяйственные товарищества и общества другого вида либо в производственные кооперативы (ст. 68 ГК РФ). С учетом существенных различий в ответственности участников товарищества, общества и кооператива та же ст. 68 ГК РФ, защищая интересы кредиторов товарищества, устанавливает, что участники такого товарищества, при п
    реобразовании его в общество или в кооператив, продолжают в течение двух лет после преобразования нести ответственность своим имуществом по долгам, которые перешли от товарищества к обществу или кооперативу.

    Анализ законодательства не позволяет сделать однозначный вывод о возможности участия в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм, а также о возможности создания в результате слияния, разделения и выделения юридических лиц с иной организационно-правовой формой, нежели форма реорганизуемых юридических лиц. Неясно также, может ли, например, акционерное общество разделиться на общество с ограниченной ответственностью и производственный кооператив. Представляется, что такая возможность должна быть прямо предусмотрена в законодательстве, за исключением определенных случаев. Законом также должны быть предусмотрены особенности реорганизации в таких случаях.

    Понятие реорганизации, виды реорганизации

    Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц

    6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц


    Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.

    Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.

    1. Слияние – объединение двух и более юридических лиц в единое новое юридическое лицо. При этом самостоятельное существование сливающихся организаций прекращается. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

    Читайте так же:  Порядок перевода денег в втб 24

    2. Присоединение – «вливание» одной и более присоединяемых организаций в организацию, к которой происходит присоединение. При этом присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому происходит присоединение. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юридических лиц.

    3. Разделение – образование на базе прекратившего существование юридического лица двух и более самостоятельных юридических лиц. При разделении ранее существовавшее юридическое лицо прекращает свою деятельность, а его права и обязанности переходят к вновь создаваемым юридическим лицам. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

    4. Выделение – образование новых самостоятельных юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо продолжает функционировать, а часть его прав и обязанностей переходит ко вновь образованным юридическим лицам. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

    5. Преобразование – прекращение юридического лица и возникновение на его основе нового юридического лица. Реорганизация в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица.

    При реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования правопреемство оформляется передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации (ст. 59 ГК РФ).

    6.2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц

    Выделяют следующие виды реорганизации:

    1) добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.

    2) принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда в случаях, прямо указанных в законодательстве.

    Так, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Федеральная антимонопольная служба РФ может принять решение о принудительном разделении или выделении хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющего своим положением. В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. Если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (ст. 57 ГК РФ).

    В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» на антимонопольные органы возложено осуществление контроля над реорганизацией в форме слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

    Орган, принявший решение о реорганизации, обязан направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая коммерческая организация, а также возмещения убытков, причиненных досрочным исполнением иди прекращением обязательства. Кроме того, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 60 ГК РФ).

    Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В регистрирующий орган (налоговые органы) представляются:

    1) заявление о регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, воздаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

    2) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

    3) решение о реорганизации юридического лица;

    4) договор о слиянии в предусмотренных федеральными законами случаях;

    5) передаточный акт или разделительный баланс;

    6) документ об уплате государственной пошлины.

    [2]

    Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (лиц) или об отказе в государственной регистрации в срок не более чем пять рабочий дней. При положительном решении данный орган осуществляет соответствующую запись в реестре, оформляет свидетельство о регистрации.

    6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

    Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

    Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

    1) добровольная ликвидация;

    2) принудительная ликвидация.

    Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

    Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

    ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

    ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

    Читайте так же:  Увольнение работника по инициативе работодателя

    ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

    Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

    Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

    2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

    Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

    4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

    4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

    на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

    5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

    6. Выход из состава участников других юридических лиц.

    7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

    8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

    9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

    10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

    11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

    а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

    б) ликвидационного баланса;

    в) документа об уплате государственной пошлины.

    Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

    1. Дайте определение понятий «реорганизация» и «ликвидация».

    2. Чем отличается реорганизация от ликвидации?

    3. Назовите способы реорганизации.

    4. Охарактеризуйте основания и порядок добровольной и принудительной реорганизации.

    5. Какими правами обладают кредиторы реорганизуемого юридического лица?

    6. Перечислите основания добровольной и принудительной ликвидации юридических лиц.

    7. Каков порядок ликвидации юридического лица?

    8. С какого момента юридическое лицо считается ликвидированным?

    Виды реорганизации юридических лиц

    Реорганизация юридических лиц представляет собой процедуру прекращения деятельности и существования организации (предприятия, фирмы и т.д.) в качестве субъекта гражданско-предпринимательского оборота, при котором права и обязанности данного юр.лица переходят к другим лицам, то есть, обеспечивается правопреемство.

    Виды и способы реорганизации юридических лиц, а также общие положения, порядок осуществления, регламентированы статьями 57—60 Гражданского кодекса Российской федерации. Специальные нормы реорганизации отдельных видов юр.лиц прописаны в статьях ГК РФ:

    ст. 68 — хозяйственные товарищества и общества;

    ст. 92 — общества с ограниченной ответственностью;

    ст. 104 — акционерные общества;

    ст. 112 — производственные кооперативы;

    ст. 115 — казенные предприятия и др.

    Выделяют следующие виды реорганизации юридических лиц (компании, предприятия, фирм):

    Добровольная реорганизация . Она осуществляется по решению учредителей (участников) фирмы или органа, имеющего соответствующие полномочия, согласно учредительным документам данного юридического лица.

    Принудительная реорганизация . Процедура принудительной реорганизации инициализируется решением уполномоченного государственного органа, либо по решению суда (в случаях, прямо прописанных в законодательстве РФ).

    Примером тому является ст. 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в соответствии с которой решение о принудительном разделении (выделении) юридического лица (хозяйствующего субъекта), доминирующего на товарном рынке и злоупотребляющего данным положением, может быть принято Федеральной антимонопольной службой РФ. При этом, важно, что в решении государственного органа обязательно устанавливается срок реорганизации предприятия (фирмы). Если учредители (участники) или уполномоченный ими орган юр.лица, не укладываются в установленный срок, судом назначается внешний управляющий, которому поручается проведение процедуры реорганизации.

    Способы реорганизации юридических лиц (регламентированы ст. 57 ГК РФ):

    Слияние – это объединение нескольких (двух и более) юридических лиц в новое единое юр.лицо, обеспечивая преемственность прав и обязательств. Реорганизация предприятия (фирмы) способом слияния считается завершенной с момента государственной регистрации и внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ о вновь возникшем юридическом лице.

    Читайте так же:  Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на директора фирмы образец

    Разделение – создание на основе одного юридического лица двух и более самостоятельных фирм (компаний, предприятий). При реорганизации методом разделения, права и обязанности старого юридического лица переходят к новым фирмам (нередко, методом соответствующего разграничения). Права и обязанности вступают в силу после внесения данных в ЕГРЮЛ.

    Присоединение – это «вливание» одной и более организаций в другое юридическое лицо, к которому происходит присоединение. Реорганизация способом присоединения считается завершенной после внесения в гос.реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединившихся юр.лиц.

    Выделение – образование одного и более самостоятельных предприятий (фирм), при сохранении исходного реорганизуемого юридического лица. При этом происходит разделение прав и обязанностей. Процедура реорганизации является завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникшего юр.лица.

    Преобразование – прекращение деятельности юридического лица с формированием на его базе новой организации. Внесение записи в ЕГРЮЛ свидетельствует о завершении процедуры реорганизации.

    Нередко различные способы и виды реорганизации юридических лиц являются отличной альтернативой ликвидации ООО. Они позволяют не закрыть ООО (предприятие, фирму), а преобразовать, восстановив жизнеспособность юридического лица методом слияния с другой компанией или путем выделения нерентабельной составляющей, ставшей затрудняющим балластом в развитии фирмы.

    Наша компания готова выполнить профессиональное юридическое сопровождение на любых этапах реорганизации фирм.

    Уважаемые наши клиенты!

    Мы с радостью спешим сообщить, что у Вас есть уникальная возможность воспользоваться услугами нашей компании со скидкой от 5%-10%

    Скидка 5%-10% на все услуги.

    Мы ждем Вас в числе наших постоянных клинтов!

    Ваша юридическая компания.

    Внимание! Наша компания переехала на новый адрес!

    Что изменится в регистрации с 1 января 2016 года?

    Мы снижаем стоимость на услугу «Официальная ликвидация»

    Повышение госпошлин в 2015

    Изменения страхового законодательства в 2015 году

    Реорганизация юридического лица

    Реорганизация юридического лица

    Бизнес предполагает постоянную готовность к изменениям и быструю реакцию на события во внешней среде. И нередко возникает потребность в таком серьезном шаге, как реорганизация юридического лица. В этой статье мы рассмотрим понятие реорганизации предприятия, ее виды и общий порядок проведения.

    Понятие и виды реорганизации предприятия. Под реорганизацией понимается прекращение деятельности предприятия (другой вид изменения его правового положения), вызывающее отношения правопреемства между ним и иными юридическими лицами. Реорганизация предприятия по Закону может осуществляться в пяти формах (ст. 57, ГК РФ), это:

    Слияние предприятий подразумевает прекращение деятельности нескольких организаций, ведущее к передаче всего объема их прав и обязательств вновь создаваемому юр. лицу. Разделение – это прекращение деятельности одного предприятия, с образованием нескольких новых организаций, к которым и переходят его права и обязательства (в соответствии с разделительным балансом). Присоединением называется прекращение деятельности одного, либо нескольких юр. лиц, сопровождаемое переходом их прав и обязательств иному предприятию (к которому они присоединяются). Выделение – это обратный процесс, при котором создается новая организация (несколько организаций), которой передается часть прав и обязательств реорганизуемого предприятия. Последнее при этом не прекращает свою деятельность. Под преобразованием же понимают смену ОПФ реорганизуемого предприятия, при котором исходное юр. лицо прекращает свою деятельность и его правопреемником становится вновь создаваемая организация.

    Решение о реорганизации и необходимые документы. Реорганизация может быть проведена добровольно (по решению учредителей предприятия или его уполномоченного административного органа), либо принудительно (по решению суда, иных государственных органов). Более подробно в ст. 57 ГК РФ. Примечательно, что проект нового Федерального Закона № 47538-6 (который, когда вступит в силу, внесет изменения в ГК РФ) допускает реорганизацию предприятия с одновременным сочетанием нескольких видов реорганизации. Если решение о реорганизации юридического лица было принято добровольно, то об этом решении необходимо сообщить в письменной форме регистрирующему органу, в течение 3 рабочих дней (согласно ст. 13.1, Закона «О государственной регистрации юр. лиц и ИП», № 129-ФЗ, от 8 августа 2001 г.).

    Рассмотрим пакет документов, необходимых для регистрации предприятия, создаваемого путем реорганизации. Согласно ст. 14, Закона № 129-ФЗ, это следующие документы:

    1) заявление в установленной форме (№ P12001), подписанное заявителем;

    2) учредительные документы организации, подаваемые в 2 экземплярах. Например, в случае ООО, это будет Устав общества;

    3) квитанция об уплате госпошлины. Ее размер на сегодня составляет 4 тыс. руб. (п. 1 ст. 333.33, часть вторая НК РФ);

    4) разделительный баланс, либо передаточный акт;

    5) справка из пенсионного фонда;

    6) иные документы (например, договор о слиянии предприятий).

    Порядок регистрации предприятия, создаваемого путем реорганизации. Чтобы зарегистрировать предприятие, создаваемое через реорганизацию, необходимо подать вышеперечисленные документы в местное отделение Налоговой. Заявителю должны будут выдать расписку в их получении, с датой получения и перечнем документов (ст. 9, Закона № 129-ФЗ). Государственная регистрация в этом случае осуществляется в течение 5 рабочих дней, с момента подачи документов. Проект нового Закона, № 47538-6, уточняет, что регистрация предприятия, создаваемого путем реорганизации возможна не раньше истечения срока, предусмотренного для обжалования решения о реорганизации. Когда вновь создаваемое предприятие будет зарегистрировано (в ЕГРЮЛ), реорганизация будет считаться завершенной.

    Два таких вида реорганизации предприятия как присоединение и слияние используются юристами в качестве альтернативной ликвидации ООО. Достоинством этого способа ликвидации является отсутсвие налоговой проверки, которая в обязательном порядке назначается при ликвидации организации по решению участников предприятия. Но есть и минусы. Так, 19.12.2011 г. вступили в силу дополнения в Уголовный кодекс РФ (ст. 173.1, 173.2), которые устанавили уголовную ответственность за участие в таких схемах ликвидации. Пока на практике эти статьи еще не показали себя, но ясно одно, что привлекать к ответственности будут, т.к. государством объявлена война фирмам однодневкам.

    По нашему мнению очень интересным способом законной ликвидации ООО является использование оффшорных инкорпораций. По завершении соответсвующих процедур, которые как правило проходят в два этапа, участником ликвидируемого ООО становится оффшорная инкорпорация, а руководителем представитель нерезидент. Опытный юрист сможет провести такую ликвидацию ООО за 3,5 недели. При этом важным фактором в выборе такого способа ликвидации организации является малая связь с Россией, что сделает невозможным провести налоговую проверку.

    Материал предоставлен сайтом www.urist31.ru

    20:22, Понедельник, 4 Июня 2012

    Просмотров статьи: 3361

    Читайте так же:  Оспаривание завещания

    Материал публикуется на коммерческих условиях.
    GOROD33.ru не несет ответственности за содержание материала.

    Виды реорганизации

    Согласно действующему законодательству (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 Закона об АО, п. 2 ст. 51 Закона об ООО) существует пять видов реорганизации:

    1) слияние — возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 16 Закона об АО, п. 1 ст. 52 Закона об ООО);

    2) присоединение — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (п. 1 ст. 17 Закона об АО, п. 1 ст. 53 Закона об ООО);

    3) разделение — прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам (п. 1 ст. 18 Закона об АО, п. 1 ст. 54 Закона об ООО);

    [3]

    4) выделение — создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 Закона об АО, п. 1 ст. 55 Закона об ООО);

    5) преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ).

    Необходимо отметить, что процесс реорганизации осуществляется на основании положений нескольких законодательных актов. Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, Закон об АО, Закон об ООО и Закон о защите конкуренции.

    В зарубежном законодательстве правовое регулирование процесса реорганизации чаще всего является предметом отдельного нормативного акта. Это обстоятельство, а также наличие неразрешенных законодательных противоречий и недоработок и послужило причиной появления точки зрения о необходимости принятия специального закона, который регулировал бы процесс реорганизации*(525). В России даже был разработан специальный законопроект, посвященный указанному институту*(526).

    Имеет смысл сравнить позиции сторонников и противников единого закона о реорганизации. Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечали, что он учитывает тенденции развития корпоративного законодательства Европейского союза. При этом делалась ссылка на единый закон о реорганизации, действующий в Германии, который содержит эффективные нормы, устанавливающие требования к раскрытию информации при проведении реорганизации, судебный порядок предъявления требований кредиторов и акционеров к реорганизуемой организации, солидарную ответственность реорганизованных юридических лиц.

    Современное же российское законодательство, по мнению разработчиков проекта, фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразным. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, и, как следствие, создают возможности для оспаривания реорганизации, тем самым дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.

    Что характерно, даже противники упомянутого законопроекта полагали, что причины его появления были небезосновательны и фактически обусловлены имеющимися проблемами правового регулирования. В частности, В.А. Белов и П.В. Шевцов отмечали, что «в России выстроена система законодательных источников регулирования реорганизации юридических лиц, отталкивающаяся «от реорганизуемого лица», причем со смещением акцентов в детализации и конкретизации регулирования на нормы специального законодательства. Сугубо прагматическая направленность такой системы и обусловленные ею достоинства не смогли нивелировать ее не менее очевидных изъянов, а именно: 1) полное отсутствие нормативного внимания к вопросам, вызываемым возникновением юридических лиц в результате реорганизации, и 2) откровенный дефицит норм, регламентирующих реорганизацию как таковую, безотносительно к организационно-правовой форме реорганизуемого лица»*(527).

    Следует сказать, что появление предложения о едином законе о реорганизации довольно прохладно было встречено академической общественностью, что во многом и предопределило его судьбу. Так, Е.А. Суханов по этому поводу высказал следующее мнение: «Никакого общего закона о реорганизации коммерческих организаций, конечно, не требуется. Завтра кому-то захочется издать закон об учреждении юридических лиц, затем о ликвидации юридических лиц. Послезавтра будет закон о реорганизации некоммерческих организаций. И тогда всю четвертую главу ГК можно просто выбрасывать. Зачем это нужно, если у нас есть специальные законы об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц для детального регулирования их статуса, а для общих положений — Гражданский кодекс? Хорошо, пока затронуты только юридические лица. Но аппетит же приходит во время еды, и тогда завтра появится закон о порядке исполнения обязательств, потом об обеспечении исполнения обязательств как общий закон. Кроме того, в эти законы постоянно будут вноситься изменения, и о стабильности гражданского законодательства уже можно будет не говорить. Мне представляется, что этот шаг и ненужный, и опасный»*(528).

    Реорганизация хозяйственных обществ может проходить как в добровольном, так и в принудительном порядке.

    В первом случае реорганизация общества осуществляется на основании решения его акционеров (участников) и проходит в любой из перечисленных выше форм (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Во втором же реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может осуществляться исключительно в форме разделения или выделения (абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК РФ).

    В подавляющем большинстве случаев реорганизация хозяйственных обществ происходит в добровольном порядке.

    Реорганизация общества является серьезным и ответственным шагом со стороны акционеров (участников), ведь в результате выбора новой формы ведения бизнеса подвергаются существенному изменению многие аспекты деятельности компании.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источники


    1. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.

    2. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.

    3. Смоленский, М. Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и Ко, Наука-Пресс, 2009. — 288 c.
    4. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
    Понятие реорганизации, виды реорганизации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here