Порядок проведения встречной проверки

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок проведения встречной проверки" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Встречная проверка. Кому и чем она грозит?

«Современный бухучет», N 7, 2004

Основными методами налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрены три вида проверок: выездные, камеральные и встречные. При этом, если выездным и камеральным налоговым проверкам НК РФ уделяет существенное внимание, о встречных проверках содержится лишь одно упоминание. Поскольку оно является фактически единственным законодательным материалом, определяющим порядок проведения встречных налоговых проверок, приведем это упоминание полностью. Так, в ст.87 НК РФ установлено, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)».

В рамках данной статьи постараемся ответить на основные вопросы, связанные с проведением встречных проверок:

  • Кто может стать объектом встречной проверки?
  • Какой налоговый орган проводит проверку?
  • Каков порядок проведения встречной проверки?
  • К кому, за что и какие меры налоговой ответственности могут быть применены?

Кого могут проверять?

Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие «лицо» шире, чем понятие «налогоплательщик». В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики — лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо — нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.

В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 «Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации» показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.

Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 «Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС» проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.

Кто может проверять?

Предположим, что налоговый орган имеет все законные основания провести в отношении организации встречную налоговую проверку. Но какой именно это будет налоговый орган: инспекция, осуществляющая основную проверку, или инспекция, в которой зарегистрирована организация, у которой истребуются документы?

НК РФ этот вопрос не регламентирует. Впрочем, формально НК РФ не урегулирован и вопрос, какой налоговый орган проводит любые другие процедуры налогового контроля. Единственным законным, хотя и косвенным, основанием, определяющим, что налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется соответствующей территориальной налоговой инспекцией (в отношении отдельных налогоплательщиков — специализированными налоговыми инспекциями), является п.1 ст.83 НК РФ, в котором установлено, что целью постановки налогоплательщика на учет является проведение налогового контроля.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что встречная проверка проводится в целях получения необходимой информации о деятельности «основного» налогоплательщика, можно сделать вывод, что встречную налоговую проверку должна проводить инспекция, осуществляющая выездную или камеральную проверку. На практике же встречная проверка осуществляется инспекцией, в которой на учете стоит лицо, располагающее сведениями. Однако, по нашему мнению, такая практика вряд ли может быть оспорена в судебном порядке. Истребование документов инспекцией по месту регистрации лица, располагающего сведениями, уменьшает издержки на налоговый контроль как налогового органа, так и проверяемого лица, и суд, видимо, не найдет в таком подходе к проверке ущемление прав этого лица.

[2]

Как могут проверять?

Проведение встречной налоговой проверки осуществляется путем направления требования о предоставлении документов. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст.93 НК РФ налоговые органы не имеют право истребовать у налогоплательщика документы без соответствующего основания. Единственным возможным основанием является проведение в отношении налогоплательщика выездной, встречной или камеральной проверки.

При этом порядок проведения встречных налоговых проверок не предусматривает оформления каких-либо иных документов (таких как решения о проведении выездной налоговой проверки или справки о ее окончании). Поэтому особое внимание следует уделять анализу оформления требования о предоставлении документов.

Итак, если в вашей организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а вы получили требование о предоставлении документов — началась встречная проверка.

По нашему мнению, требование, являясь единственным документом, должно содержать четкое указание на то, у кого из партнеров проверяемого лица проводится выездная или камеральная проверка, и какие именно документы истребуются у лица. Информацию, изложенную в требовании, лучше проверить у партнера, у которого проводится основная проверка. Это позволит не только выявить незаконные требования налогового органа, которые могут быть обжалованы в суде, но и сверить с вашим партнером позиции, чтобы не представить в налоговые органы несогласованные данные.

Если все же требование законно (а так чаще всего и бывает), лицо, которому оно адресовано, обязано представить документы налоговому органу в пятидневный срок. Напомним, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения требования. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например, требование о предоставлении документов было вручено организации в понедельник. Следовательно, срок начинает течь со вторника. Последний день срока приходится на субботу, а это означает, что документы по требованию должны быть представлены в следующий понедельник Кроме того, абсолютно необязательно бежать в налоговую инспекцию, стоять в очереди и лично предоставлять документы. Можно направить требуемые документы в понедельник по почте.

Читайте так же:  Зачем банкам нужны деривативы

Кого могут наказать?

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд — шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например, если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям :

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.

Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Встречные проверки: порядок проведения и последствия

«Российский налоговый курьер», N 7, 2004

При проведении камеральной или выездной налоговой проверки налоговым органам может потребоваться информация о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с иными лицами (например, его контрагентами). В таком случае может быть проведена их встречная проверка. Как она проходит и чем грозит налогоплательщику и его контрагентам?

Встречная проверка проводится на основании ст.87 Налогового кодекса в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки. В частности, встречная проверка может быть одним из тех дополнительных мероприятий налогового контроля, решение о проведении которых принимает руководитель налогового органа либо его заместитель по результатам камеральной или выездной налоговой проверки. Такой порядок установлен п.2 ст.101 Кодекса.

Налоговый кодекс не ограничивает сроков проведения встречной проверки, равно как и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный либо проверяемый налоговый период. Дополнительные мероприятия налогового контроля (в том числе встречная проверка) могут проводиться за пределами двухмесячного срока, который ограничивает проведение выездной налоговой проверки.

Встречная проверка может проводиться независимо от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. Проводить ее может как налоговый орган, где состоит на учете лицо (контрагент), в отношении которого она проводится, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика.

Какие документы могут потребоваться в ходе встречной проверки

Перечень документов, запрашиваемых в рамках встречной проверки, Налоговым кодексом не предусмотрен. К ним могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Цель встречной проверки — выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации этой продукции. В частности, встречная проверка проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимозачетные и иные неденежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, если те продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме, и т.д.

Ответственность за непредставление документов

За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике к лицам, у которых запрашивались документы в рамках встречной проверки, применяются санкции. Организациям грозит налоговая ответственность, а их должностным лицам, а также индивидуальным предпринимателям — административная ответственность.

Предположим, организация не представила налоговому органу требуемые сведения о налогоплательщике или уклоняется от представления соответствующих документов. Данное правонарушение, равно как и представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Об этом гласит п.2 ст.126 НК РФ.

К должностным лицам организаций и индивидуальным предпринимателям применяется ответственность, предусмотренная п.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Непредставление или отказ от представления, равно как и представление сведений, необходимых для налогового контроля, в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (300 — 500 руб.). Аналогичный штраф налагается и на индивидуальных предпринимателей (ст.2.4 КоАП РФ).

Читайте так же:  Мрот в москве

Результаты проверки

Допустим, в ходе встречной проверки контрагента налогоплательщика обнаружилось, что в учете последнего неправильно отражены отдельные финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. Тогда материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной, повторной выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки.

Данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика. Обратите внимание: именно проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (кроме названных выше санкций за непредставление требуемых документов).

В качестве иллюстрации того, как используются материалы встречных проверок, можно привести п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71). В нем сказано следующее. При рассмотрении дела о предъявлении требования о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерним предприятием, в суде в качестве доказательств рассматривались материалы встречной проверки. Последняя проводилась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки предприятия. В ходе проверки была выявлена задолженность по НДС в части неправомерного зачисления на счет управления выручки за товар, отгруженный предприятием (третьим лицом).

Другой случай. Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 19.11.2002 по делу N КА-А41/7598-02 отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля — встречной проверки. Удовлетворен встречный иск налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций.

Суд установил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено в связи с недостаточностью имеющихся материалов и необходимостью получения дополнительной информации о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

В завершение несколько слов о порядке отражения результатов встречной проверки в акте выездной налоговой проверки. Этот порядок установлен Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60. Документ утвержден Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Согласно п.1.10.2 данной Инструкции вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать, в частности, сведения:

  • о встречных налоговых проверках;
  • о производстве выемки документов и предметов;
  • о проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;
  • об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.

Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения). Об этом сказано в п.1.12 Инструкции.

Акты встречных налоговых проверок прилагаются к акту выездной налоговой проверки. Сведения о проведении встречных проверок отражаются в п.1.7 акта.

Примечание. Когда встречная проверка обязательна

Налоговое законодательство не определяет случаи, когда проведение встречной проверки является обязательным. Однако некоторые такие случаи предусмотрены внутренними документами МНС России.

Так, руководители Управлений МНС России по субъектам РФ обязаны организовать в десятидневный срок оперативное проведение встречных налоговых проверок по запросам налоговых органов. Речь идет о проверках, проводимых налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков — поставщиков экспортеров. Цель — организовать работу по проверке реальности требований налогоплательщика по возмещению НДС, уплаченного экспортерами поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортной продукции (работ, услуг). Причем в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в п.15 Приказа МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461.

Рекомендации по назначению встречной проверки в рамках камеральной и отражения ее результатов в отношении декларации по акцизам на подакцизные товары установлены Приказом МНС России от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)». Цель камеральной проверки — контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом обложения акцизами согласно ст.182 НК РФ.

Одно из направлений камеральной налоговой проверки — проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм акциза (п.1.4.3 Методических рекомендаций). Показатели налоговых деклараций проверяются с использованием системы контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. То есть системы, устанавливающей взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на подакцизные товары между собой (внутридокументные контрольные соотношения).

По результатам проверки с использованием контрольных соотношений определяются только предварительные данные. Они служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки. Речь идет о проверке, которая проводится с истребованием необходимых документов и сведений, и других мероприятиях налогового контроля (встречные проверки, участие свидетелей, экспертиза и т.д.).

Предположим, необходимо подтвердить передачу сырья на переработку. В рамках камеральной налоговой проверки показателей формы N 1 декларации на соответствие нормам законодательства у налогоплательщика могут быть истребованы документы, подтверждающие факт передачи сырья. Кроме того, могут быть проведены встречные проверки (п.3.1.3.1 Методических указаний). А если при производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы? Тогда вся стоимость использованного подакцизного товара, включая акциз, относится на затраты по производству товара.

Проверяя правильность применения налоговых вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие определенных документов. Это расчетные документы и счета-фактуры, предъявленные налогоплательщиком и подтверждающие уплату им соответствующих сумм акциза. Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную проверку, должно провести анализ представленных документов и при необходимости направить запрос в налоговый орган по месту регистрации поставщика подакцизного товара о проведении встречных проверок (п.3.1.3.2 Методических указаний).

[1]

Как проходят встречные налоговые проверки

В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.
Читайте так же:  Сколько стоит, как и где открыть свою парикмахерскую с нуля

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

[3]

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Нормативная база для выполнения встречной проверки

Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Встречная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Встречная налоговая проверка, пожалуй, самый распространенный способ налогового контроля. О том, как ее проводят и что важно знать проверяемому контрагенту, рассмотрим в нашей рубрике, посвященной встречной налоговой проверке.

Что такое встречная проверка?

Понятие встречной налоговой проверки давно ушло со страниц Налогового кодекса. Ранее ст. 87 содержала подробное определение встречки. Однако несмотря на то, что НК РФ такого вида проверок уже не содержит, сама процедура осуществления контрольных действий указанным способом до сих пор функционирует.

Как и ранее, данное мероприятие чаще всего проводится в ходе камеральной или выездной проверки с целью получения информации о сделках с продавцом или покупателем (далее — контрагентом) проверяемого налогоплательщика.

Подробнее о предмете встречной проверки читайте в этом материале.

Каков порядок проведения встречной проверки?

Решив проверить обоснованность той или иной операции, отраженной в учете проверяемого налогоплательщика, налоговики выставляют поручение в адрес налогового органа, в котором зарегистрирован его контрагент. В поручении запрашиваются необходимые пояснения и документы, позволяющие получить больше информации о сути проверяемой сделки или выявить несоответствие данных, представленных налогоплательщиком и контрагентом.

Читайте так же:  Все о социальных льготах инвалидам

На основании полученного поручения ИФНС контрагента выставляет ему требование, в котором она просит представить документы или информацию согласно перечню из поручения. Само поручение также прикладывается к требованию. При этом поручение ИФНС выставляет не всегда: исключением является ситуация, когда налогоплательщик и его контрагент зарегистрированы в одном налоговом органе.

Как будет выглядеть запрос от налоговиков в этом случае, можно узнать из материала «Поручение на истребование для встречной проверки инспекция сама себе не оформляет».

На подготовку документов контрагенту дается 5 дней. При этом законодательством предусмотрено, что контрагент может попросить налоговиков продлить указанный срок. Для этого он должен направить в ИФНС письмо, в котором указывает:

  • причины невозможности собрать документы в отведенное время;
  • сроки, в течение которых он сможет осуществить представление документов.

Рассмотрев такое письмо, налоговики, в свою очередь, могут отказать в продлении сроков или, наоборот, согласиться с ними. При этом выносится соответствующее решение, направляемое контрагенту.

Какие документы могут быть запрошены в рамках встречных проверок?

Встречные налоговые проверки в основном проводятся в ходе камералок (в части обоснованности возмещения сумм НДС) и при выездных ревизиях (в целях проверки обоснованности расходов по налогу на прибыль, а также вычетов по НДС). Поэтому перечень запрашиваемых документов может варьироваться в зависимости от цели проверки. Так, например, при проверках контрагентов, осуществляемых в связи с камералкой налогоплательщика по НДС, налоговики зачастую требуют:

  • первичные документы на поставку;
  • счета-фактуры;
  • контракт с налогоплательщиком;
  • документы по оплате;
  • регистры бухучета;
  • выписку из книг покупок/продаж в разрезе проверяемого налогоплательщика;
  • декларации по НДС;
  • прочие документы, по которым можно судить о сути сделки.

При этом период, к которому относятся запрашиваемые документы, должен соответствовать периоду камеральной проверки у налогоплательщика.

Зачастую бывает так, что запрашиваемые налоговиками документы контрагент уже представлял в рамках камеральных или выездных проверок, в связи с чем возникает вопрос: «Можно ли не представлять повторно такие документы?». Ответ на него дается в ст. 93 НК РФ, а также в нашем материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

А о том, какие документы вправе запрашивать инспекторы, вам расскажет эта публикация.

ВАЖНО! Контролирующие органы настоятельно рекомендуют не игнорировать требования, выставленные в ходе встречной налоговой проверки и в отношении третьих лиц, которые к контрагенту не имеют никакого отношения.

Подробности см. здесь.

Ответственность за нарушение порядка проведения встречной проверки

В отношении возможных правонарушений в рамках встречных налоговых проверок Налоговый кодекс выделяет 2 статьи: 129.1 и 126. Если контрагент нарушил сроки представления документов, то наказание в этом случае наступает по ст. 129.1 НК РФ, штраф по которой установлен в размере 5 000 рублей (или 20 000 рублей при повторном нарушении за год). Если же контрагент не представил документы или сообщил неверную информацию, то его накажут штрафом 10 000 рублей.

На практике зачастую возникает путаница с выбором нормы, которую необходимо применить в той или иной ситуации (например, если контрагент просто проигнорировал требование налоговиков).

Разобраться, когда совершенное нарушение попадает под ту или иную санкцию, поможет материал «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».

ВАЖНО! В ходе встречки у контрагента не проверяется правильность ведения бухгалтерского, налогового учета и условия хозяйственной деятельности, а это значит, что ответственность по встречкам наступает только за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний выставленного требования.

Со встречными налоговыми проверками большинство организаций и ИП сталкиваются постоянно, а крупные компании — чуть ли не каждый день. Избежать спорных ситуаций с контролерами и сохранить репутацию добросовестного налогоплательщика вам помогут публикации нашего сайта — читайте рубрику «Встречная проверка».

Новые правила проведения встречных проверок

«Главбух», 2006, N 19

С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе РФ не будет понятия встречной проверки. Однако это вовсе не означает, что с этого момента инспекторы перестанут их проводить. Запрашивать документы налоговики будут, как и прежде. И в новой редакции Налогового кодекса РФ появилась для этого специальная ст. 93.1.

Сейчас никаких особых правил для встречных проверок нет. Поэтому на практике налоговики руководствуются своим внутренним Регламентом и ст. 93 Кодекса. Но она говорит только о представлении бумаг плательщиками и налоговыми агентами, но не третьими лицами. Из-за этого между организациями и инспекциями возникают многочисленные споры. Благодаря новым правилам разногласий должно стать меньше. Для вашего удобства существенные различия старого и нового порядка проведения встречных проверок мы обобщили в таблице на странице 78.

Встречные проверки по старым и новым правилам

Когда ждать проверку

Встречные проверки проводятся у контрагентов проверяемых налогоплательщиков, чтобы выяснить реальность совершаемых операций, а также настоящие или фиктивные документы представлены в ходе выездной или камеральной проверки. Однако рассекретить случаи, когда налоговики могут выйти на встречную проверку, можно только с помощью Регламента.

Вот случаи, когда проверяющие обязательно навестят вас со встречной проверкой. Если:

  • заподозрят вашего партнера в применении налоговых схем;
  • у них будут причины думать, что документы плательщика фиктивные или содержат недостоверные сведения;
  • решат, что сделки плательщика с контрагентом фиктивные;
  • предположат, что плательщик не принял к учету ТМЦ, не отразил выручку от реализации и безденежные операции (товарообмен, взаимозачет и т.п.).

На особом счету у проверяющих плательщики НДС. Регламент отдельно предписывает инспекторам проводить так называемые перекрестные проверки счетов-фактур. В ходе них сверяются данные из счетов-фактур, имеющихся у налогоплательщика и у его контрагента. В первую очередь налоговики уделяют внимание счетам-фактурам с исправленными цифрами и неразборчивым ИНН и тем, которые получены от новых партнеров. Интересуют и счета-фактуры, по которым приобретены товары и услуги, не соответствующие профилю фирмы, и те, по которым нарушена хронология регистрации в книге покупок и в книге продаж.

Поводом для встречной проверки могут послужить отсутствие письменного договора между партнерами, а также документы о хозяйственных операциях, оформленные с нарушениями требований (с исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами и т.п.).

Какая инспекция проводит проверку

Проверяемый плательщик и его контрагент, к которому придут со встречной проверкой, могут состоять на учете в разных налоговых инспекциях. Сейчас Налоговый кодекс РФ не устанавливает, какая инспекция может провести встречную проверку. На практике их проводят как налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент, так и налоговый орган, проводящий выездную или камеральную проверку. С таким порядком соглашаются и арбитражные суды (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2005 г. N А05-26751/04-31).

С нового года истребовать документы сможет только та налоговая инспекция, в которой состоит на учете контрагент проверяемого плательщика.

В каком порядке запрашивают документы

По действующим сейчас правилам для начала встречной проверки не требуется, чтобы выносилось специальное решение руководителя инспекции. Как правило, основанием для встречной проверки является требование налогового органа о представлении документов. Это подтверждают и суды (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2005 г. N Ф04-2955/2005(11318-А27-3)).

Читайте так же:  Как можно отказаться от ипотеки способы расторжения договора

С 1 января 2007 г. одного требования будет недостаточно. Сначала инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направит письменное поручение в инспекцию по месту учета организации-контрагента, у которой нужно запросить документы. Эта инспекция в течение пяти рабочих дней выставит требование о представлении конкретных документов и приложит к нему копию поручения (п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ).

На наш взгляд, если какой-либо из документов инспекторы вам не пришлют, вы можете не выполнять их запрос.

Имейте в виду, что в требовании налоговики должны перечислить, какие именно документы они хотят от вас получить. В противном случае вы можете также проигнорировать их запрос (Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2005 г. N Ф04-9057/2005(17963-А27-35), Поволжского округа от 11 сентября 2003 г. N А12-2607/03-С36).

В настоящее время не существует конкретного перечня документов, которые налоговики вправе потребовать при встречной проверке. Также нет ограничений по количеству истребуемых документов. К сожалению, не решится эта проблема и со следующего года.

Поэтому инспекторы могут запрашивать любые сведения, которые касаются деятельности проверяемого налогоплательщика. Это подтверждают и судебные инстанции. Единственное, что может ограничить притязания инспекторов, — документы должны иметь прямое отношение к деятельности лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка (Постановления ФАС Поволжского округа от 10 августа 2004 г. N А55-16605/03-41, ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2002 г. N А42-1401/02-23).

Если инспекторов заинтересовала какая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе запросить, должны быть с этой сделкой связаны (например, конкретный договор, счет-фактура, накладные, платежки). Но в отличие от действующего порядка новые правила разрешают налоговикам запрашивать документы вне рамок выездной или камеральной проверки (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ). Иными словами, если чиновникам понадобится информация о какой-то сделке с тем или иным вашим партнером, они могут в любой момент запросить необходимые документы.

В какой срок следует представить документы

Сейчас срок для представления документов по встречным проверкам в Налоговом кодексе РФ не определен. А Регламент предписывает проверяющим указывать в требовании конкретный срок, но не говорит о его продолжительности. Так из каких правил при этом исходят инспекторы?

В Регламенте сказано: привлекать к ответственности надо, если организация не представит бумаги в течение двух недель со дня получения требования. Это косвенно подтверждает, что налоговики, исходя из своей внутренней директивы, должны давать фирме 14 дней на выполнение их требования.

Но, пользуясь пробелом в законодательстве, налоговики могут сослаться на ст. 93 Налогового кодекса РФ и потребовать от вас направить им документы и в более короткий срок — пять дней.

С 1 января 2007 г. неясность отпадет, потому что будет действовать четкое правило — документы нужно будет представлять в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Этот срок налоговики могут продлить по ходатайству организации, у которой запрашиваются документы. Правда, если признают причины, по которым она не может передать документы, уважительными.

Размер штрафа за опоздание с документами

Если организация вовремя не представила документы, запрошенные при встречной проверке, то ее могут оштрафовать.

В нынешней редакции Налогового кодекса точно не прописано, по какой статье можно привлекать организацию к ответственности. Сейчас, ссылаясь на ст. 93 Кодекса и руководствуясь своим Регламентом, налоговики штрафуют такие фирмы на 5000 руб. по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ. И суды поддерживают в этом вопросе налоговиков (п. 18 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71).

Со следующего года споры прекратятся, а размер штрафа уменьшится. В ст. 93.1 Налогового кодекса РФ будет четко сказано: если организация отказывается передавать инспекторам необходимые им документы или вовремя их не направит, то ее можно штрафовать по ст. 129.1 Кодекса. Это уточнение положительно скажется на организациях. Ведь в п. 1 ст. 129.1 установлена санкция размером в 1000 руб. — это в пять раз меньше, чем по ст. 126. И только если в течение календарного года организация повторно не представит запрашиваемые документы, то ее могут наказать на 5000 руб. (п. 2 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ).

Одновременно со штрафом, который должна заплатить организация, инспекторы вправе привлечь к административной ответственности и ее руководителя. Штраф составит 300 — 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Другой ответственности быть не может

Будьте внимательны: в ходе встречной проверки инспекторы, получив от контрагента плательщика документы, могут проверить, правильно ли составлены, к примеру, счета-фактуры и соответствуют ли их данные тем, что указаны в книге покупок и книге продаж. Обнаружив серьезные ошибки, налоговики зачастую пытаются привлечь организацию к ответственности. Однако такие решения инспекторов являются незаконными.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Встречная проверка проводится, чтобы проконтролировать налоговые обязательства плательщика, а не его контрагента, у которого запрашивают документы. Такая проверка не может подменять собой камеральную. Поэтому никаких штрафов в отношении фирмы, к которой пришли со встречной проверкой, быть не может (за исключением тех, что предусмотрены за отказ от представления документов). Иначе это является расширением полномочий налоговых органов и противоречит налоговому законодательству. Это неоднократно подтверждали арбитражные суды (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 декабря 2005 г. N А19-12391/05-20-Ф02-6580/05-С1, ФАС Московского округа от 26 сентября 2005 г. N КА-А40/8963-05).

Источники


  1. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.

  2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

  3. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c.
  4. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
Порядок проведения встречной проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here