Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике

Если налогоплательщик (обязанное лицо) совмещает разные режимы налогообложения, то в рамках каждого из них он должен вести раздельный (обособленный) учет прибыли и трат. Страховые взносы также нужно распределять по разным видам деятельности с учетом особенностей режима, отображая это сообразно единому порядку в бухучете. Делается это для правильного исчисления налогов.

С этой целью формируется обособленный учет по выплатам персоналу. Соответственно, бухгалтерия заводит субсчета к счету 69 и 70. С их помощью обособленно отображаются общеобязательные взносы, зарплата по налоговым режимам (видам деятельности).

Чаще всего применяются 2 способа разделения общеобязательных страховых платежей:

  1. Пропорционально сумме выручки в рамках используемых режимов в едином объеме доходов (когда разделить причитающиеся суммы сотрудников, задействованных в разной деятельности, невозможно).
  2. Соразмерно количеству сотрудников, занятых той или иной деятельностью (обособленный учет возможен).

Обязанное лицо (организация, ИП), опираясь на законодательство, вправе разработать свой вариант раздельного учета по необходимости (

При формировании учетной политики следует учитывать все особенности деятельности организации. Ответственная задача — максимально полно, подробно составить разделы по части бухгалтерского и налогового учета:

  1. Бухучет: следует делать акцент на установку того, что учет ведется в полной мере, используется соответствующая бухгалтерская программа. Здесь же следует зафиксировать рабочий план счетов со счетами второго порядка.
  2. По части налогового учета: указывается применение конкретных режимов, факт ведения обособленного учета, его методика, документирование обособленного учета.

Образец учетной политики для бухгалтерского и налогового учета

Настоящий порядок касается и разработанного (избранного) варианта обособленного учета взносов по страхованию — его также нужно закреплять в учетной политике. Так, при совмещении УСН с ЕНВД взносы делятся пропорционально долям прибыли, получаемой от каждого вида деятельности, в суммарном объеме доходов. Причем обязанное лицо вправе выбрать период исчисления дохода самостоятельно (ежеквартально либо помесячно), зафиксировав его в учетной политике.

Если ЕНВД совмещается с УСН (Доходы), то выгоднее разделять взносы ежеквартально. Ведь для ЕНВД налоговым периодом является квартал. Разделять их помесячно удобнее при совмещении ЕНВД и УСН (Доходы—Расходы), т. к. здесь траты при УСН калькулируются возрастающим итогом с начала года.

Таким образом, при применении УСН с ЕНВД, ЕНВД с ОСНО, а также УСН с ПСН по каждому режиму учет будет формироваться отдельно. Так, для ЕНВД и ОСНО учет начислений по работникам будет разделяться следующим образом:

  • по персоналу, занятому в деятельности на ЕНВД;
  • по задействованному персоналу в деятельности на ОСНО;
  • по задействованному персоналу в обоих видах деятельности (ЕНВД и ОСНО), если такие работники имеются.

Направление деятельности работника, его совмещение должностей рекомендуется четко прописывать в трудовом соглашении. Тогда спорных ситуаций при ведении раздельного учета можно будет избежать. Следует выделить ряд особенностей обособленного учета страховых платежей при каждом режиме (

Вопрос №1: Как ИП распределить страховые платежи за себя по УСН и ЕНВД?

Распределение страховых платежей зависит от того, есть у ИП работники или нет:

[1]

  1. ИП работает один. Тогда он вправе на свой выбор учитывать взносы в рамках одного из режимов либо распределять их между режимами. (УСН «Доходы», ЕНВД). Избранный вариант он должен закрепить при помощи учетной политики. При УСН «Доходы—траты»

взносы причисляют к тратам, а на ЕНВД снижают на вмененный налог.

  1. ИП с работниками. Сумма взносов делится пропорционально полученному доходу между видами деятельности. Причем делать это желательно каждый месяц. При УСН «Доходы» ИП вправе распределять взносы поквартально. Избранный вариант обособленного учета он должен зафиксировать в учетной политике для налогообложения.

Вопрос №2: ИП без работников, работает на УСН и патенте. Как ему распределить свои взносы?

Т. к. ИП платит только за себя, то разделять их не нужно. На УСН налог можно снизить на всю сумму уплачиваемых взносов.

Вопрос №3: ИП на УСН и патенте с работниками. Персонал занят только деятельностью по УСН. Как здесь нужно разделить платежи по страхованию и рассчитать налоговый вычет?

ИП на УСН с патентом свои взносы не должен разделять.

Поскольку персонал занимается лишь одним видом деятельности (УСН), то сумма уплачиваемых взносов за него определяется точно и без разделения.

Налоговый вычет калькулируется путем суммирования уплаченных суммы взносов ИП за себя и за работников. Причем его сумма не должна превышать 50% величины налога, высчитанного по УСН.

Учетная политика при наличии обособленных подразделений

«Главная книга», 2006, N 2

(Положения учетной политики для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения)

Учетная политика организации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета распространяется на все ее обособленные подразделения (ОП) . Рассмотрим, что надо дополнительно указать в учетной политике организациям при наличии у них ОП (приведены взаимозаменяемые варианты).

Пункт 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н; п. 12 ст. 167 НК РФ.

Для целей бухгалтерского учета

  1. Порядок представления учетных данных подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, в головное подразделение (ГП) для сводного учета по организации в целом:
  • в ГП передаются все первичные документы этого ОП. Указываются срок для передачи документов и должность лица, ответственного за передачу документов;
  • в ГП передаются сводные регистры по первичным документам ОП. Указываются срок для передачи регистров и должность лица, ответственного за составление и передачу регистров.

Хозяйственные операции ОП, не выделенных на отдельный баланс, отражаются в бухучете ГП с ведением аналитического учета на соответствующих счетах бухучета либо посредством введения дополнительных субсчетов, без использования счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Отдельную бухгалтерскую отчетность такие ОП не составляют.

  1. Порядок составления и передачи отчетности ОП, выделенными на отдельный баланс, для составления единой (сводной) отчетности организации: утверждаются состав и формы бухгалтерской отчетности обособленных подразделений, сроки их составления и передачи головному подразделению.
Читайте так же:  Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Наиболее удобным вариантом является составление внутренней отчетности ОП по формам, установленным для отчетности организации, поскольку единая отчетность в этом случае сводится просто путем построчного суммирования. Обращаем внимание на то, что составляемая ОП отчетность является внутренней (управленческой) отчетностью, необходимой исключительно для целей формирования единой отчетности юридического лица. Такая отчетность не представляется налоговым органам и органам статистики.

Ответственность за достоверность представляемой обособленным подразделением отчетности следует возложить на руководителя этого ОП.

Для целей исчисления налога на прибыль

  1. Порядок передачи данных налогового учета, необходимых для расчета налоговой базы в целом по организации:
  • в ГП передаются все документы налогового учета этого ОП. Указываются срок для передачи документов и должность лица, ответственного за передачу документов;
  • в ГП передаются сводные регистры по документам налогового учета ОП. Указываются срок для передачи регистров и должность лица, ответственного за составление и передачу регистров.
  1. Показатель для расчета сумм налога (авансовых платежей), приходящихся на обособленное подразделение :
  • расходы на оплату труда;
  • среднесписочная численность работников.

Выбранный показатель должен быть неизменным в течение всего года. При этом с 2005 г. показатель считается за отчетный (налоговый) период .

  1. Порядок уплаты налога в региональный бюджет при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ :
  • прибыль распределяется по всем ОП, которые и уплачивают налог в бюджет субъекта РФ самостоятельно;
  • определяется доля прибыли, приходящаяся на все ОП, и налог уплачивается через одно подразделение. Указывается наименование такого ОП.

С 2006 г. организациям, имеющим несколько ОП на территории одного субъекта РФ, разрешено уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет за все подразделения через какое-либо из них (второй вариант) . Изменить ответственное ОП, через которое будет уплачиваться налог в течение года, нельзя. При создании в течение 2006 г. еще одного ОП в этом регионе на него также будет распространяться применяемый порядок уплаты налога при условии, что об этом будут уведомлены соответствующие налоговые органы (по месту нахождения этого ОП и по месту нахождения самой организации).

Для применения второго варианта уплаты налога на прибыль необходимо было до 30.12.2005 уведомить о новом порядке уплаты налога налоговые инспекции по месту регистрации всех обособленных подразделений, находящихся в данном регионе, и налоговую инспекцию по месту нахождения самой организации .

Если налоговый орган не был уведомлен в указанный срок, в 2006 г. должен применяться первый вариант уплаты налога.

Пункт 2 ст. 288 НК РФ.
Пункт 2 ст. 288 НК РФ; Письмо ФНС России от 31.10.2005 N ММ-6-02/[email protected]

Для целей исчисления НДС

  1. Оформление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) через ОП осуществляется следующим образом :
  • ОП выделяется интервал порядковых номеров, которые будут указываться этим ОП при выставлении счетов-фактур. Например, с 100-го по 200-й. Когда ОП использует все номера, ему будет выделен новый интервал;
  • головное подразделение использует при выставлении счетов-фактур номера со значением 1/n, а обособленное подразделение — 2/n, где n имеет сплошную нумерацию как в ГП, так и в ОП. Например, ОП выставляет первый счет-фактуру с номером 2/1, второй — с номером 2/2 и т.д.

Нумерация счетов-фактур должна производиться в хронологическом порядке в целом по организации, то есть должна быть сплошная нумерация счетов-фактур у ОП и ГП .

Обращаем внимание на то, что поскольку само ОП организации плательщиком НДС не является, то ОП выставляет счета-фактуры от имени организации, указывая при этом свой КПП .

  1. Данные, необходимые для составления декларации по НДС по итогам налогового периода, передаются от обособленного подразделения к головному следующим образом:
  • передаются оригиналы выставленных и полученных счетов-фактур, оригинал раздела единой книги продаж и оригинал раздела единой книги покупок. Утверждаются срок передачи документов и должность лица, ответственного за передачу данных;
  • передаются копии выставленных и полученных счетов-фактур, копии раздела единой книги продаж и раздела единой книги покупок (оригиналы хранятся в ОП). Утверждаются срок передачи документов и должность лица, ответственного за передачу данных;
  • передаются данные о выставленных и полученных счетах-фактурах в любом ином виде, позволяющем ГП оформить единые журналы выставленных и полученных счетов-фактур, единую книгу продаж и единую книгу покупок. Утверждаются срок передачи и должность лица, ответственного за передачу данных.

Журналы учета выставленных счетов-фактур и полученных счетов-фактур, книга продаж и книга покупок ведутся ОП в виде разделов единых журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и единых книг продаж и покупок организации. Данные о счетах-фактурах рекомендуется передавать от ОП к ГП ежемесячно. При этом срок передачи должен быть таким, чтобы ГП успело включить данные всех ОП в единый журнал учета счетов-фактур, единую книгу продаж, единую книгу покупок и декларацию по НДС, но в любом случае до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом .

Письмо МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.
Пункт 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Письма Минфина России от 09.08.2004 N 03-04-11/127, от 16.06.2004 N 03-03-11/95.
Пункты 1, 5 ст. 174 НК РФ.

Открытие обособленного подразделения: как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет?

Автор: Любовь Печерская, эксперт, к.э.н. RosCo — Consulting & audit

Как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет

Организации согласно ГК РФ вправе создавать обособленные подразделения (далее – ОП) в форме представительств и филиалов. Такие структуры различаются названием, юридическим статусом, правами и обязанностями. Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 НК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) ОП организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Для целей налогообложения признание ОП организации происходит независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 ТК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Читайте так же:  Как правильно написать ответ на претензию по качеству товара от потребителя

ОП не являются самостоятельными юридическими лицами. Цель, задачи и функции таких структур определяются создавшей их организацией. Она же организует в них бухгалтерский и налоговый учет.

Бухгалтерский учет в ОП

Порядок ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности в ОП зависит от того, выделено или нет соответствующее структурное подразделение на отдельный баланс.

В случае, если структурное подразделение имеет незначительное количество операций и сотрудников, выделять его на отдельный баланс нецелесообразно. В данной ситуации все первичные документы собираются в ОП и передаются в бухгалтерию головной организации, где и ведется бухгалтерский учет. Следует установить периодичность передачи первичных документов. Головная организация должна обеспечить раздельный учет своих операций и структурного подразделения. Для этого все операции подразделения надо учитывать на отдельных субсчетах рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой организации. Аналитический учет операций следует вести в разрезе этих субсчетов. Вводить отдельный счет, например 79 «Внутрихозяйственные расчеты», для учета операций таких ОП нецелесообразно.

В случае, если ОП имеет значительное количество операций, большой штат сотрудников, отдельный расчетный счет и ведет полноценную хозяйственную деятельность, такое структурное подразделение следует наделять собственной бухгалтерией и выделять на отдельный баланс. В таком структурном подразделении ведется собственный бухгалтерский и налоговый учет, в котором отражаются все хозяйственные операции. На основании данных учета ОП формируют свою бухгалтерскую отчетность, а также необходимую налоговую отчетность. Сформированные данные передаются в головную организацию для составления консолидированного (сводного) баланса. Для ведения внутрихозяйственных расчетов между головной организацией и ее структурным подразделением в данном случае может применяться счет 79.

Налогообложение

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации. ОП российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. Факт наличия у организации ОП оказывает существенное влияние на порядок исчисления, уплаты налогов и представление налоговой отчетности. Рассмотрим этот порядок подробнее.

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками – российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее ОП исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП. Доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п.1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться.

Организация, имеющая несколько ОП на территории одного субъекта РФ, вправе перейти на исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет этого субъекта РФ, исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта, и уплату налога производить через одно из этих ОП. О выборе ответственного ОП налоговые органы следует уведомить до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

В соответствии с п. 5 ст. 289 НК РФ организация подает по месту своего нахождения налоговую декларацию с распределением сумм налога по ОП.

В налоговый орган по месту нахождения ОП представляется сокращенная декларация. Состав ее показателей приведен в п. 1.4 приложения № 2 к приказу ФНС России от 26.11.14 г. № ММВ-7-3/[email protected]

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 2 ст. 174 НК РФ НДС уплачивается централизованно в целом по организации по месту ее регистрации в налоговом органе. Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация также представляется в налоговый орган только по месту нахождения организации.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с абзацем 2 п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие ОП, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого ОП, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами ОП) от имени такой организации.

Отчитаться за работников ОП нужно по месту его учета. Согласно абзацу 4 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие ОП, представляют в налоговый орган по месту учета таких ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры:

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 30.10.15 г. №ММВ-7-11/[email protected];

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих ОП, по форме, форматам и в порядке, утвержденным приказом ФНС России от 14.10.15 г. № ММВ-7-11/[email protected]

Страховые взносы в ПФР и ФСС РФ

ОП организации, выплачивающее вознаграждения физическим лицам при наличии отдельного баланса и расчетного счета, должно самостоятельно уплачивать страховые взносы и представлять отчетность в фонды (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 г. № 212-ФЗ (в ред. от 3.07.16 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Для этого ОП подлежит постановке на учет в ФСС РФ и ПФР в заявительном порядке как страхователь по месту своего нахождения.

ОП необходимо представлять следующую отчетность:

расчет РСВ-1 ПФР и сведения персонифицированной отчетности, входящие в его состав, по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 16.01.14 г. № 2п (в ред. от 4.06.15 г.);

расчет 4-ФСС по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.02.15 г. № 59 (в ред. от 4.07.16 г.).

Читайте так же:  Порядок отправления денежного перевода

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят ОП, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из ОП в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены данные ОП, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого ОП.

Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по местонахождению каждого своего ОП, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию.

[2]

Транспортный и земельный налог

Уплата налогов и авансовых платежей по налогам производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), земельных участков (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ), земельных участков (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Таким образом, уплата и представление отчетности по данным налогам может быть и в регионе, где находится головная организация, и по месту ее ОП в другом регионе.

Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике

Учетную политику вы формируете при настройке бухгалтерской программы. На основе выбранных вами параметров программа создает и текстовый вариант политики, который можно распечатать.

Если этот документ вас не устраивает, отредактируйте его — что-то сократите, что-то, наоборот, опишите более подробно. Или напишите свой вариант с нуля. Но не меняйте ничего по существу, не изменяя настроек программы. Ведь учетная политика — это совокупность правил, которые вы действительно используете.

В своем документе описывайте только те способы учета, которые вы должны установить сами или выбирать из допустимых вариантов. Дублировать нормативные правила, которые вы применять обязаны, не надо п. п. 3, 4 ст. 8 Закона о бухучете, п. 2 ст. 11 НК РФ .

Например, ПБУ 6/01 позволяет, но не обязывает учитывать ОС до 40 000 руб. как МПЗ. Поэтому, если вы не хотите амортизировать малоценный инвентарь, установите в учетной политике лимит стоимости ОС для бухучета. А вот для налога на прибыль лимит не нужен. Ведь НК РФ не оставляет выбора: ОС — это имущество дороже 100 000 руб.

Нет смысла описывать и правила учета тех объектов и операций, которых у вас нет. Так, если у вас нет НМА, не надо выбирать способ их амортизации. Если не работаете с ценными бумагами, не нужно выбирать способ их оценки. При появлении новых объектов учетную политику всегда можно дополнить.

Учетные политики для целей налогообложения и для целей бухучета можно оформить и как два отдельных документа, и как два раздела одного документа.

В бухгалтерской политике кроме способов учета укажите, используете вы унифицированные формы первичных документов или собственные, а также приведите п. 4 ПБУ 1/2008 :

  • рабочий план счетов;
  • формы разработанных вами первичных документов;
  • график документооборота;
  • правила проведения инвентаризации;
  • критерии существенности ошибок.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все это можно включить непосредственно в текст учетной политики или оформить в виде приложений.

Учетную политику утвердите приказом руководителя. Новая компания должна сделать это в течение 90 дней со дня регистрации. Утверждать новую учетную политику на каждый год или издавать приказ о ее продлении не надо п. п. 8, 9 ПБУ 1/2008 .

Примеры документов по учетной политике для компании на ОСН, которая занимается оптовой торговлей:

ООО «Альфа»
ПРИКАЗ
об утверждении учетной политики для целей
бухгалтерского учета

Утвердить для применения с 01.01.2019:

  • учетную политику для целей бухгалтерского учета (приложение N 1);
  • рабочий план счетов (приложение N 2);
  • график документооборота (приложение N 3);
  • положение об инвентаризации (приложение N 4).

Генеральный директор Иванов Иванов И.И.

ООО «Альфа»
ПРИКАЗ
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

Утвердить для применения с 01.01.2019 учетную политику для целей налогообложения (приложение к приказу).

Генеральный директор Иванов Иванов И.И.

к приказу N 30 от 24.12.2018

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Организация ведет бухучет автоматизированно посредством двойной записи с применением рабочего плана счетов (приложение N 2).

Первичные учетные документы

Организация использует унифицированные формы, а при их отсутствии — самостоятельно разработанные формы первичных документов, утверждаемые приказом руководителя. Все первичные документы составляются на бумаге.

Для оформления отгрузки товаров организация может применять универсальный передаточный документ и универсальный корректировочный документ по формам, приведенным в Письмах ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/[email protected] и от 17.10.2014 N ММВ-20-15/[email protected]

Формы бухгалтерской отчетности

Организация составляет бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам, приведенным в Приложении N 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

Уровень существенности ошибки

Ошибка признается существенной, если из-за ее исправления показатель по статье бухгалтерской отчетности изменится более чем на 5%.

Как микропредприятие, организация не применяет:

  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Счета 26 и 44 ежемесячно закрываются на счет 90 в полной сумме.

Проценты по любым займам и кредитам учитываются в составе прочих расходов.

Учет основных средств

Основные средства принимаются к учету по цене поставщика с учетом затрат на монтаж.

Амортизация по всем ОС начисляется ежемесячно линейным способом.

Объекты стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ.

Материалы принимаются к учету по фактической себестоимости, включающей затраты на доставку.

Товары принимаются к учету по фактической себестоимости, включающей затраты на доставку.

Товары и материалы списываются по средней стоимости.

Резерв по сомнительным долгам

Организация формирует резерв по правилам ст. 266 НК РФ.

Приложение к приказу N 31 от 24.12.2018

Учетная политика для целей налогообложения

Учет доходов и расходов

Организация применяет метод начисления.

Учет основных средств

Амортизация начисляется линейным методом.

Амортизационная премия не применяется.

Материалы списываются по средней стоимости.

Учет товаров и транспортных расходов

Покупная стоимость товаров определяется исходя из цены, установленной договором, и расходов, связанных с приобретением товаров.

Читайте так же:  Закладная на жилье по ипотеке сбербанка образец, что это такое, как оформляется, документы и как пол

При продаже и ином выбытии товары списываются по средней стоимости.

к приказу N 30 от 24.12.2018

РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Забалансовые счета

Код Наименование
001 Арендованные основные средства
002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

к приказу N 30 от 24.12.2018

ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА (фрагмент)

к приказу N 30 от 24.12.2018

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Организация проводит инвентаризацию активов и обязательств в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ.

Годовая инвентаризация проводится в период с 1 по 15 декабря текущего года.

Время проведения каждой инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, перечень инвентаризационных активов и обязательств определяются приказом руководителя организации.

Для оформления результатов инвентаризации используются унифицированные формы.

Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике

Дата документа 10.04.2019
Метки Методика

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ НА УСН, ОБЪЕКТ ДОХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ), С ОПЦИЕЙ ЕНВД

В силу повышенного спроса на услуги посредников многие фирмы специализируются на оказании данного вида услуг. Посредники, как правило, используют такой специальный налоговый режим как упрощенная система налогообложения, облагая «комиссионные» налогом по ставке 6%.
Как и любая иная фирма, организация-посредник, использующая упрощенную систему налогообложения, должна иметь свою учетную политику как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета. Значимость учетной политики возрастает, когда организация совмещает несколько видов деятельности, в отношении которых применяются разные налоговые режимы.

Компании-посредники представлены, как правило, субъектами малого предпринимательства (далее — СМП), которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — УСВБУ) (пункт 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ).
Очевидно, что реализовать такое право можно лишь при наличии соответствующей нормативной базы, регламентирующей порядок применения УСВБУ.
Статьей 21 Закона N 402-ФЗ установлено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета определяются соответствующим федеральным стандартом, который пока отсутствует.

[3]

Для справки: 25.11.2015 г. на заседании экспертной группы Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства были одобрены «Общие принципы установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета» (протокол N 7). Таковыми стали:
• Соответствие способов учета и масштаба организации.
• Единство методологических основ упрощенного и общего учета.
• Приоритет информационной функции над контрольной.
• Качество и надежность информации, формируемой в бухучете.
• Исключение риска злоупотреблений.
• Сопоставимость информации, сформированной упрощенными способами, с информацией, сформированной в общем порядке.

При этом действующие ПБУ, приравненные к ФСБУ, содержат ряд положений, позволяющих организациям, обладающим правом применения УСВБУ, упрощать ведение бухгалтерского учета. Эти правила рассматриваются Минфином России в качестве УСВБУ, о чем позволяют судить разъяснения финансистов, содержащиеся в:
• Информации N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»;
• Информации N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»;
• Информации от 29.06.2016 г. N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее — Информация N ПЗ-3/2016).
Анализ названных документов показывает, что перечень упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые могут использоваться организациями, применяющими УСВБУ, весьма внушительный.

Обратите внимание!
В пункте 1.2 Информации N ПЗ-3/2016 отмечено, что организация, применяющая УСБВУ, имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов.
Организовать упрощенную систему бухгалтерского учета помогут и Рекомендации для СМП по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, изданные в 2013 году НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», где рассмотрены различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, на что обратил внимание Минфин России в Письме от 23.01.2015 г. N 03-11-06/2/1742.

Даже в условиях применения УСВБУ организация должна сформировать учетную политику, закрепив в ней все свои решения о применении способов ведения бухгалтерского учета, в том числе и упрощенных. При этом она должна исходить из требования рациональности, то есть ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, на что указано в пункте 2 Информации N ПЗ-3/2016. Аналогичные разъяснения даны Минфином России в Информационном сообщении от 24.06.2016 г. N ИС-учет-3 «Об упрощении ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и рядом иных организаций».
Под рациональным ведением бухгалтерского учета понимается ведение учета не только исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (пункт 6 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учетная политика в части НДС: нюансы, которые следует учесть (Логинова Е.А.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Первоочередной задачей каждой организации в начале календарного года являются разработка и утверждение учетной политики для целей налогообложения. Очевидно, нет нужды убеждать читателя в том, что это не прихоть налоговых инспекторов, а насущная необходимость для каждого хозяйствующего субъекта. Поэтому данному мероприятию следует уделить должное внимание. В противном случае формальный подход при составлении учетной политики в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами.

Основные положения

Сразу оговоримся, в данном материале акцент будет сделан на порядке оформления и обращения документов, используемых при расчетах по НДС. Но вначале все же напомним, какие основные положения должны иметь место в учетной политике практически каждой организации . Касаются они способов и методов налогового учета.
———————————
Подробно основные положения учетной политики были рассмотрены в статье Е.Е. Смирновой «Проверь себя: учетная политика в отношении НДС», 2012, N 6.

Ряд положений гл. 21 НК РФ предписывает налогоплательщику организацию раздельного учета, при этом в них не уточняется сам механизм ведения такого учета. Поэтому в учетной политике необходимо прописать порядок ведения раздельного учета:
1) выручки, полученной от реализации товаров, готовой продукции, облагаемых по разным ставкам НДС (10 и 18%);
2) «входного» налога, предъявленного продавцами (поставщиками, подрядчиками, исполнителями) по товарам, работам, услугам, имущественным правам, используемым (ст. 170 НК РФ):
— в облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 1 ст. 146 НК РФ);
— в не облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ);
— и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях (видах деятельности).
Кроме того, имеет смысл закрепить:
— право на применение «правила 5%» (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ);
— право на вычет по выданным авансам — по всем или с ограничениями (например, по сумме аванса) (п. 12 ст. 171 НК РФ );
— право на применение преференции, установленной в ст. 145 НК РФ (освобождение от обязанностей плательщика НДС).
———————————
Хотя Минфин России в своем Письме от 09.04.2009 N 03-07-11/103 уточнял, что нормы НК РФ не предусматривают подобной обязанности налогоплательщика, наличие такого положения в учетной политике организации может оказаться весьма полезным в некоторых ситуациях.

Читайте так же:  Общие положения подсчета среднесписочной численности

К сведению. При принятии решения о порядке определения размера выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ налогоплательщикам, полагаем, следует обратить внимание на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12. По мнению арбитров, в расчете следует учитывать выручку, полученную от реализации только по тем операциям, которые включаются в налоговую базу для исчисления и уплаты НДС.

Экспортерам в учетной политике необходимо отразить:
1) правила ведения раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, в частности:
— порядок ведения раздельного учета по каждой операции реализации товаров (работ, услуг), облагаемой НДС по ставке 0% (п. 6 ст. 166 НК РФ);
— порядок раздельного учета «входного» налога по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, и операциям, облагаемым по иным ставкам (п. 10 ст. 165 НК РФ);
2) механизм расчета сумм НДС, предъявляемых к восстановлению при использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и НМА в экспортных операциях (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Для изготовителей товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев, нужно отразить в учетной политике момент определения налоговой базы и порядок исчисления НДС с авансов (п. 13 ст. 167 НК РФ).

Документооборот в части НДС

Далее обо всем этом и многом другом поговорим подробно.

Нумерация счетов-фактур

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ счет-фактура обязательно должен иметь порядковый номер, указываемый в строке 1. Между тем ни в гл. 21 НК РФ, ни в Правилах заполнения счета-фактуры не установлен порядок нумерации счетов-фактур. В пп. «а» п. 1 названных Правил лишь сказано, что для счетов-фактур (в том числе авансовых и корректировочных) предусмотрено ведение общей хронологической нумерации. На это обстоятельство обращено внимание в Письмах Минфина России от 16.10.2012 N 03-07-11/427, от 10.08.2012 N 03-07-11/284, а в недавнем Письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-07-09/42466 подчеркнуто, что ежедневная нумерация счетов-фактур с первого порядкового номера действующим законодательством не предусмотрена.
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

Об обособленных подразделениях

Подписи в счетах-фактурах

В учетной политике необходимо определить круг лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры. В силу п. 6 ст. 169 НК РФ правом подписи счетов-фактур наделены руководитель и главный бухгалтер организации (применительно к обособленному подразделению руководитель и главный бухгалтер такого подразделения) и иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом).
Чтобы не издавать каждый раз данный приказ, полагаем, нужно предусмотреть в учетной политике круг лиц, которые будут наделены правом подписи счетов-фактур. При этом указание в учетной политике персонифицированных сведений о физических лицах (например, Ф.И.О.) при делегировании им определенных полномочий нецелесообразно, поскольку в случае кадровых перестановок возникнет необходимость в корректировке положений учетной политики.
Из Письма ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-4-3/[email protected] следует, что таких уполномоченных лиц (в силу технологических особенностей управления бизнес-процессами) может быть несколько.

Порядок ведения книги покупок, книги продаж, а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур

Постановлением Правительства РФ N 1137 предусмотрено два способа оформления вышеперечисленных регистров: в бумажном либо электронном виде. Значит, организации следует выбрать только один из них и закрепить его в учетной политике.
Для организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, которые наделены правом самостоятельно выставлять счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), важно правильно организовать формирование таких регистров, как журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж.
Исходя из п. 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур следует, что обособленное подразделение не вправе составлять отдельный журнал полученных и выставленных счетов-фактур. Указанный журнал ведется в целом по налогоплательщику. Значит, все счета-фактуры независимо от формы их составления подлежат регистрации в хронологическом порядке в соответствующих частях журнала.
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вычет по «опоздавшим» счетам-фактурам

Источники


  1. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.

  2. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Женщинам. — М.: Олимп, 2015. — 576 c.
  4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Порядок закрепления обособленного учета в учетной политике
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here