Результат камеральной проверки по ндс

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Результат камеральной проверки по ндс" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Сроки проведения камеральной проверки по НДС в 2019 году

Декларации по налогам, подаваемые в ИФНС проверяют. Особое внимание проверяющие уделяют отчету по НДС. Налог на добавленную стоимость пополняет государственный бюджет. Компании зачастую стремятся занизить платежи в бюджет по этому налогу. По этой причине сотрудники ИФНС придирчиво и тщательно проверяют отчеты по НДС.

В статье описано:

  • как камералят НДС;
  • сколько длится камеральная проверка по НДС;
  • какими правами наделены сотрудники ФНС;
  • права, закрепленные за плательщиками сбора.

Описание, что такое камеральная проверка, в статье «Камеральная налоговая проверка».

Сроки проведения камеральной проверки по НДС в 2019 году

Срок камеральной проверки по НДС в 2019 году – 2 месяца. До 2018 года срок составлял 3 месяца. Нововведения внедрены Федеральным императивом № 302-Ф З от 03 августа 2018 –сокращен период ревизии до двух месяцев. Новшество полезно фирмам, подающих заявление на возмещение налога из бюджета.

Как проходит проверка

  • правильно ли подсчитан сбор к уплате;
  • не занижена ли налогооблагаемая база;
  • нет ли завышения показателей по вычетам;
  • легитимность использования вычетов.

Право вернуть НДС из бюджета возникает у налогоплательщика по окончании проверочных мероприятий.

Ревизию осуществляют на территории ИФНС без вызова юр. лица. Сроки проведения камеральной проверки по НДС регулирует закон № 302-ФЗ. Инспекторы проверяют сданный отчет. Налоговики извещают фирму при выявлении расхождений.

Выделяют три стадии действий:

    Сдача отчетности в ИФНС.

Камеральная проверка. Сотрудники ФНС проверяют соотношение показателей внутри отчета. Сравнивают их со значениями отчетности, сданной за предыдущие периоды, для выявления отклонений.

Перечислим моменты, на которые обращают внимание сотрудники ФНС при ревизии. В отчете по НДС содержатся цифры по счетам-фактурам, «входящим» от партнеров и выданных заказчикам фирмой.

Инспекторы сверяют вычеты, поданные организацией с НДС поставщика. Налоговики рассматривают временной промежуток, за который отправлен отчет.

В ФНС отчет загружают в программное обеспечение. С его помощью сверяют цифры, отраженные в счет-фактурах заказчиков и подрядчиков для обнаружения:

  1. Разницы в цифрах НДС у подрядчика и заказчика по совершенным сделкам.
  2. Вычетов, не отраженных у контрагентов.

При помощи программы инспекции борются с «серыми» организациями.

Программа ИФНС при обнаружении расхождений сама, без участия сотрудника инспекции, формирует запрос на уточнение данных.

Прилагается список документации, где выявлены неточности, с кодовым обозначением:

  • «I» – в отчете партнера отсутствуют сведения о задекларированной операции;
  • «II» – расхождение сведений в книгах продаж и покупок;
  • «III» – выявлены расхождения в сведениях о входящих и исходящих счетах-фактурах;
  • «IV» – при выявлении ошибочных данных.

Теперь о продлении камеральной проверки по НДС. Если проверяющие в ходе инспекции уличают фирму в нарушении, срок проверки увеличивают до 3 месяцев. Выводы об увеличении сроков принимает руководство инспекции.

Как подготовится к ревизии по НДС

При ревизии НДС, контролеры изучают документацию. При обнаружении ошибок величину налога не возмещают.

В счет-фактуре, предоставляющей вычет по налогу не допустимо допускать неточности:

  • неверно отражать ставку НДС;
  • ошибаться в названии партнера.

Существуют незначительные неточности в счет-фактуре, при которых вычет предоставляют.

Инспекторы придирчиво проверяют документацию. Сроки проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС не продлевают. Ксерокопии заверяют по шаблонам. Документацию предоставляют в ходе десяти рабочих дней с даты приема требования.

Своевременные платежи по налогам и отсутствие серых схем ухода от платежей гарантирует прохождение проверки без замечаний.

  • Привлечение к оптимизации оплаты налогов специалистов сознанием законодательства.
  • Перед отправкой отчета сверка счет-фактур с партнерами.
  • Осмотрительный выбор контрагентов, которые не нарушают законы.

Если налоговики нашли противоречия важно мирно урегулировать их запросы. Отказ в возврате НДС фирма вправе оспорить в суде.

Что происходит по окончании ревизии

После отправки в ФНС заверенных ксерокопий документации с описью ожидают итогов ревизионных мероприятий. Если работники ФНС не нашли в документах погрешностей, то через семь дней после завершения ревизии принимают решение о возврате сумм налога.

Как отстоять деньги у ФНС? Если в акте обнаружили недочеты – это не повод опустить руки. У фирмы есть шанс отстоять вычеты по налогу. Требуется предоставить апелляцию, подтвердив их обоснованность. Для возражений по акту проверки фирме предоставлен один месяц.

При недоплате по НДС и другим сборам, включая пени и штрафы — налоговики имеют право зачесть суммы налога к возмещению, в счет уплаты долгов. Чтобы не столкнуться с подобной ситуацией сверку с ИФНС проводят заранее.

Полномочия представителей сотрудников ФНС при ревизионных действиях

Решение руководителя ФНС для начала проверки не требуется. Уведомление о начале проверочных действий юридическому лицу не высылают.

Проверку осуществляют после предоставления в инспекцию первичной или уточненной декларации. Сотрудники инспекции имеют право:

  • требовать документацию;
  • затребовать пояснения или внесения уточнений в отчетность;
  • проводить выемку документации;
  • запрашивать данные у контрагентов;
  • допрашивать свидетелей;
  • организовать экспертизу;
  • идти осматривать помещения.

Ревизия проводиться уполномоченными должностными лицами ИФНС.

Действия фирмы при получении требования от ФНС

В ФНС отправляют подтверждение о приеме в течение 6 дней. Если подтверждение не отправлено, то ИФНС ограничивает движения на расчетном счете компании.

Далее контролируют отчет, сверяются с заказчиками и высылают ответ в табличной форме, либо уточненный отчет. Либо сообщение сотрудникам ФНС, о том, что недочетов в фирме нет. Ответ отправляют через системы электронной отчетности в течение 5 дней со дня получения запроса.

За не предоставление пояснений фирму штрафуют на пять тысяч рублей, за вторичный случай — двадцать тысяч рублей.

Какие документы предоставляют по запросу?

Сотрудники ФНС требуют документацию, если:

  1. Фирма предъявляет налог к возврату. Государство деньги без оснований не перечисляет. Отчеты с возмещением проверяют скрупулезно.
  2. Если компания пользуется льготами по налогу.
  3. Не соответствия с информацией партнеров, привели к снижению налога или увеличению сумм возмещения.
  4. При ревизии «уточненки», сданной позже, чем через 2 года после срока, зафиксированного для сдачи первичного отчета.

Пакет документации по запросу ИФНС подготавливают и отправляют в течение десяти дней со дня получения запроса. ФНС не вправе запрашивать оригиналы документации. Список, истребуемых ФНС документов — открыт.

Право налоговиков на осмотр помещений

Право осмотра офисов предоставлено сотрудникам ИФНС при выявлении занижения налога. Инспекторы вправе осмотреть офисы партнеров. Для осмотра сотрудники обязаны предъявить документ с подписью руководителя ФНС.

Если в отчете ошибок нет, требований фирме ФНС не направляет. Если ФНС не потревожила фирму – камеральная ревизия произведена без претензий.

При обнаружении отклонений сотрудники ФНС в ходе десяти дней после завершения высылают акт камеральной проверки фирме. У организации 10 дней для отправки возражений. Если нарушения не выявлены, налоговая не требует объяснений и не запрашивает первичку.

Отчетность, которую проверили, вторично не контролируют. Инспекторы ревизуют фирму, при подаче «уточненки».

Расширенные ревизионные действия

При расширенных ревизионных действиях, кроме проверки показателей, инспекторы имеют право:

  • истребовать ксерокопии документации у фирмы;
  • совершить сверку с партнерами и назначить экспертизу.

Повышенный интерес со стороны ИФНС не указывает на то, что у фирмы серьёзные нарушения. Обозначим, как проходит камеральная проверка по НДС. Сроки проведения 2019 года к возмещению такие же, как и при обычной «камералке».

Расширенную «камералку» назначают:

  • если фирма применяет льготы по уплате;
  • в отчете зафиксировано возмещение НДС. Организации стараются не отражать в декларациях цифры к возврату. С 2015 вычеты по НДС можно переносить в течение трех лет;
  • в декларации по НДС присутствует информация о сделках, противоречащие информации в декларации, сданной другой фирмой. то есть у фирмы и её партнёра по одной операции различные цифры налога.
  • через два года компания подала «уточненку», с увеличением сумм убытка или уменьшением налога;
  • сдан отчет по налогообложению за пользование недрами.
Читайте так же:  Излишние выплаты отпускных когда наниматель вправе вернуть деньги

Если ни одного из вышеуказанных пунктов нет, организация имеет право отказать ИФНС и не отправлять документацию.

Как опротестовать итоги камеральной ревизии

Существует два способа опровергнуть решение налоговой. Подать апелляцию в инспекцию высшего ранга, а если её заключение не устраивает, обращаться в арбитраж.

Чиновник более высокого ранга, получив жалобу, имеют право:

  • не предпринимать мер. Оставить заключение в силе, а ходатайство — не удовлетворить;
  • упразднить или поменять заключение ИФНС полностью или наполовину;
  • принять по вопросу налогоплательщика свое заключение;
  • аннулировать вердикт ИФНС полностью.

Срок рассмотрения жалобы 1,5 месяца. Результаты сотрудники ИФНС сообщают письменно.

В Арбитражный суд обращаются после обжалования акта проверяющих в органе высшего ранга. Для подачи иска предусмотрен трехмесячный срок. Его подсчитывают со дня, получения решения по жалобе, или со дня, окончания месяца, предусмотренного на ответ от органа высшего ранга.

Как упростить «камералку» по возврату НДС

Если фирма не готова проходить ревизию по возврату налога на добавленную стоимость, то вычеты передвигают. Заявить вычеты разрешено в ходе трех лет с постановки на учет продукции, работ или услуг.

При переносе вычетов следует учесть такие моменты:

  • переносить вычеты по счету-фактуре не полностью — не рекомендуют, но Министерство финансов не запрещает это делать;
  • предъявлять не полные вычеты по счету-фактуре на основные средства и нематериальные активы опасно, хотя суды встают на сторону юр. лиц;
  • при вычете НДС с авансов от поставщика переносить срок вычетов боле, чем на год нельзя (п. 4 ст. 172 НК РФ).

Вычеты по НДС с агентского вознаграждения переносить нельзя. При возмещении ФНС трепетно и детально проверяет документацию компании.

Изменится ли порядок камеральных проверок по НДС к возмещению? Сегодня закреплены законодательно:

  • порядок ревизии по возмещению налога;
  • содержание;
  • глубина и основание проверки.

Не исключена возможность грядущих нововведений в связи с внедрением Межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю.

Камеральная проверка декларации по НДС: подтверждаем правомерность вычета

Как известно, каждая налоговая декларация подвергается камеральной проверке. А если это декларация по НДС, и в ней заявлен налог к возмещению, инспекторы будут изучать ее с особой пристрастностью. В этой статье Альбина Островская, ведущий налоговый консультант консалтинговой компании «Такс Оптима», рассмотрит некоторые нюансы, которые следует знать бухгалтерам, чтобы избежать неприятных «сюрпризов» при камеральной проверке декларации по НДС. В частности, речь пойдет о том, в каких случаях налоговики вправе запросить у компании документы, подтверждающие вычеты, а также о том, какие требования контролеров являются незаконными и могут быть оспорены в суде.

Но для начала несколько слов о нововведении, которое будет применяться с 2010 года. А именно: о заявительном порядке возмещения НДС. Предполагается, что благодаря новому порядку, можно будет вернуть налог задолго до окончания срока проверки декларации. Однако воспользоваться этой «поблажкой» смогут лишь крупнейшие налогоплательщики, а также компании, имеющие банковскую гарантию. Подробности — в одной из ближайших статей.

Настоящая статья адресована всем остальным плательщикам НДС, которых, вероятно, будет большинство. Для них в следующем году сохранится действующий порядок возмещения налога. То есть получить из бюджета заплаченный налог можно будет только по итогам камеральной проверки декларации. Об основных правилах, которым подчиняется такая проверка, можно прочитать в статье «Проверки. Что надо знать про «камералку». Здесь же мы вкратце напомним лишь некоторые общие моменты, и подробно рассмотрим особенности проверки декларации по НДС.

Когда ИФНС вправе требовать документы на вычет

Итак, по общему правилу, на проверку декларации отводится три месяца с момента ее представления (п. 2 ст. 88 НК РФ). Основное назначение проверки — выявить, совершил или нет налогоплательщик налоговое правонарушение.

Многие бухгалтеры привыкли, что при камеральной проверке инспекция запрашивает кипы бумаг. Однако, далеко не всегда контролеры имеют на это право. Потребовать документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ вычеты, налоговики могут только в том случае, если проверяют декларацию, в которой сумма НДС заявлена «к уменьшению». Этот вывод следует из пункта 8 статьи 88 НК РФ. Соответственно, если сумма НДС указана «к уплате», то инспекция не должна запрашивать документы, обосновывающие вычеты.

Впрочем, большинство налоговиков с этим выводом не соглашаются. Аргументируя свою позицию, контролеры ссылаются на ряд норм Налогового кодекса. Так, согласно пункту 1 статьи 31 НК РФ, инспекторы вправе требовать документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. А в пункте 1 статьи 93 НК РФ сказано: «должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов».

Таким образом, вопрос о том, должна ли компания представлять документы, подтверждающие вычет НДС, если по декларации налог заявлен «к уплате», на практике вызывает многочисленные споры. К счастью, арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков (см., например, постановление ФАС Московского округа от 03.11.09 № КА-А40/11367-09).

Минфин России также занимает сторону компаний. Так, в письме от 27.12.07 № 03-02-07/2-209 специалисты финансового ведомства пояснили, что налоговики имеют право требовать документы, подтверждающие вычет НДС, лишь в том случае, если в декларации сумма НДС указана «к уменьшению». ФНС России отреагировала на это разъяснение следующим образом: направила письмо министерства нижестоящим налоговым органам «для сведения» (письмо от 17.01.08 № ШС-6-03/24).

Какие документы могут запросить налоговики

По мнению Минфина России, налоговики могут запросить любые документы, обосновывающие заявленные суммы вычетов (письмо от 11.01.09 № 03-02-07/1-1). Такой вывод чиновники обосновывают тем, что перечень подтверждающих вычет документов, предусмотренный статьей 172 НК РФ, не является закрытым.

Однако, ограничения все же существуют. Но сначала остановимся на документах, которые налоговики могут запросить, руководствуясь нормами Налогового кодекса. Так, в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ приводятся документы, на основании которых у налогоплательщиков возникает право на вычет. Прежде всего, это счета-фактуры, ведь в подавляющем большинстве случаев именно они служат основанием для вычета (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если речь идет о командировочных расходах, для того, чтобы обосновать вычет, понадобятся и другие документы (авансовый отчет, проездные билеты, кассовые чеки и т.д.).

Поскольку право на вычет НДС возникает при принятии товаров (работ, услуг) к учету на основании первичных документов, то налоговики имеют право потребовать и «первичку».

Все другие документы (договоры, справки, разрешения и т.п.) не влияют на возможность принять НДС к вычету, поэтому налоговики не должны их запрашивать. Данный вывод подтвердил Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.04.08 № 15333/07. Судьи отметили, что затребованные документы должны иметь отношение к предмету проверки.

А вот относительно книги покупок и книги продаж ситуация неоднозначная. Они не являются документами, подтверждающим право на вычет НДС. Однако, если компания откажется представить книги покупок и книги продаж, она столкнется с претензиями контролеров. Заметим, что в судебной практике имеются противоречивые решения по данному вопросу. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 16.12.08 № А69-1860/08-8-Ф02-6399/08 отметил, что налоговики в ходе камеральной проверки декларации, с заявленной к возмещению суммой налога, вправе потребовать книгу покупок. А вот ФАС Московского округа решил спор в пользу налогоплательщика, указав, что книга покупок не относится к первичным документам (постановление от 26.02.08 № КА-А40/602-08).

Читайте так же:  Краткая история промсвязьбанка

Кроме того, на практике инспекторы нередко требуют представлять учетные регистры. Минфин России в письме от 02.05.07 № 03-02-07/1-209 поддержал эту позицию контролеров, заявив, что регистры бухгалтерского и налогового учета относятся к документам, обосновывающим вычет по НДС. На наш взгляд, мнение чиновников небесспорно. Пример судебного решения, в котором арбитры признали незаконным подобное требование налоговиков — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.06 № Ф04-8388/2006(29363-А45-42).

Требование, составленное после окончания срока проверки, можно не исполнять

Могут ли налоговики запросить документы, подтверждающие вычет НДС, после того, как истек трехмесячный срок, отведенный на камеральную проверку декларации?

На этот вопрос специалисты Минфина России ответили так: налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной проверки, только в ходе ее проведения (письмо от 18.02.09 № 03-02-07/1-75). Однако далее авторы письма сделали оговорку: если необходимо получить дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения правонарушения (или его отсутствия), ИФНС вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ.

Однако, заметим, что законодатель установил ограничения на проведение таких мероприятий. Во-первых, они могут осуществляться в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). Во-вторых, дополнительные мероприятия проводятся для уточнения фактов, обнаруженных в ходе налоговой проверки. То есть эти мероприятия должны уточнять факты, уже выявленные при проверке (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.08 № Ф08-1091/08-397А).

До настоящего времени судебная практика по вопросу о том, должна ли компания исполнять требование, направленное после окончания срока камеральной проверки, складывалась неоднозначно. Недавно эту проблему разбирал Президиум ВАС РФ. Спор возник из-за того, что компания не стала направлять налоговикам подтверждающие документы, запрошенные через год после подачи декларации. На этом основании проверяющие отказали организации в вычете. Судьи первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали инспекторов. «Тройка» судей ВАС РФ передала этот спор на рассмотрение Президиума этого суда (определение от 24.09.09 № ВАС-10349/09), который отменил решения нижестоящих судов. То есть фактически Президиум ВАС РФ согласился с тем, что налоговики не вправе истребовать документы после окончания камеральной проверки (текст и реквизиты постановления пока не обнародованы).

Оформление результатов камеральной проверки

Итак, камеральная проверка осуществляется на основании полученных от компании и имеющихся у налогового органа документов. Если по ее результатам контролеры не обнаружили никаких нарушений, они не должны составлять ни акт, ни справку (письмо УФНС России по г. Москве от 18.09.08 № 19-11/088506). Чтобы вынести решение о возмещении НДС (естественно, такое решение принимается, если не выявлено нарушений), у налоговиков есть семь дней после завершения проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ). О принятом решении инспекторы обязаны в течение пяти дней письменно проинформировать компанию.

Если же проверяющие обнаружили нарушения, то в течение 10 дней после окончания проверки они должны составить акт (п. 5 ст. 88 НК РФ, п. 1 ст. 100 НК РФ). Далее организации дается время на подготовку возражений – 15 дней со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ). После истечения этого срока, у инспекции есть 10 дней на то, чтобы принять решение о привлечении (или об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 101 НК РФ). В течение пяти дней инспекция должна письменно сообщить организации о своем решении (п. 9 ст. 101 НК РФ).

По декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению, одновременно с указанным решением выносится одно из следующих решений:
— о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
— об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
— о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Как видим, Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для принятия решений по проверке. Между тем, существует любопытное письмо столичных налоговиков, в котором сказано, что максимальный срок вынесения решений по результатам камеральной проверки декларации по НДС в случае выявления нарушений законодательства может составлять до шести месяцев с даты подачи декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 18.09.08 № 19-11/088506). Впрочем, специалисты налоговой службы никак не обосновали этот вывод. Возможно, авторы письма отразили сложившуюся практику.

Нет оснований для отказа в вычете, если его окончательная сумма определена верно

Вопрос о нарушениях, которые могут быть выявлены в ходе камеральной проверки декларации по НДС, заслуживает отдельного разговора. В этой статье мы остановимся только на одной ситуации: могут ли возникнуть проблемы с возмещением НДС, если организация окончательную сумму налога посчитала верно, но часть этой суммы не указала в «расшифровочной» строке?

Недавно с такой проблемой столкнулся один из наших клиентов. В строке 230 раздела 3 декларации по НДС бухгалтер не отразил сумму налога, предъявленную при капстроительстве подрядчиками. Инспекция потребовала представить уточненную декларацию, и пригрозила отказом в возмещении НДС. Правомерны ли действия ИФНС?

Нет, не правомерны и вот почему. Прежде всего, уточненная декларация представляется в случае обнаружения налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ). То есть, во-первых, «уточненку» организация подает не по требованию налоговиков, а только в том случае, если она сама обнаружит недочеты в ранее поданной декларации. Во-вторых, обязанность представить уточненный отчет возникает только в том случае, если обнаруженные недочеты привели к занижению налога. В данной ситуации незаполнение «расшифровочной» строки не повлекло за собой занижение налога, подлежащего уплате в бюджет.

Статья 88 НК РФ четко определяет порядок действий налоговиков, если они обнаружили ошибки в декларации или несоответствия сведений в документах. В этом случае инспекторы должны сообщить налогоплательщику о выявленных недочетах и потребовать представить пояснения или внести соответствующие исправления. Но в рассматриваемой ситуации вряд ли можно говорить о том, что компания допустила ошибки в декларации, или, о том, что имеются противоречия между сведениями. Таким образом, налоговики могли бы отказать в возмещении НДС, если бы компания неверно определила сумму налога, заявленного к возмещению. А незаполнение «расшифровочной» строки в декларации само по себе не свидетельствует о том, что сумма возмещения посчитана ошибочна.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является основной формой проведения налогового контроля и проводится по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной налоговой проверки является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка начинается после представления в налоговую инспекцию налоговую декларацию или расчет.

Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение трёх месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Читайте так же:  Снижение ставки по ипотеке — прогнозы и актуальные данные на сегодня

Предмет камеральной налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К другим документам относятся:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при камеральной налоговой проверке

При камеральной проверке декларации ИФНС вправе потребовать от организации представить дополнительные документы или пояснения в следующих ситуациях:

Ситуация

Что вправе потребовать ИФНС

В декларации обнаружены ошибки

Пояснения или исправленную (уточненную) декларацию.

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных документов

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в ИФНС

Документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Представлена убыточная декларация

Пояснения, обосновывающие размер убытка.

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога.

По истечении двух лет с последнего дня срока подачи декларации представлена уточненная декларация, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.

Любые документы, подтверждающие обоснованность уменьшения суммы налога к уплате или увеличения убытка, в том числе:

регистры налогового учета

К декларации не приложены обязательные сопутствующие документы

Документы, которые должны прилагаться к декларации.

Например, документы, подтверждающие нулевую ставку НДС.

В декларации заявлены налоговые льготы

Документы, подтверждающие ваше право на эти льготы.

Например, документы, подтверждающие реализацию услуг, освобожденных от НДС

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.

Например, счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров (работ, услуг)

В декларации по НДС содержатся сведения об операциях, которые:

  • или противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • или не соответствуют сведениям об этих же операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном лицом, которое обязано подавать в ИФНС такой журнал

Пояснения и любые документы (в т.ч. счета-фактуры и первичные документы), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия или несоответствия.

Представлена декларация по НДПИ, водному или земельному налогам

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .

Составление акта камеральной налоговой проверки

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;

акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;

инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;

экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

вводной части (общие положения);

описательной части (установленные факты);

итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Срок проведения камеральной проверки в 2019 году

После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2019 года отличаются от прошлогодних.

Что такое камеральная проверка

Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.

Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.

Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.

Отчетный период – год, за который оформлена декларация.

Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.

Как проходит проверка

Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ

И проходит она в несколько этапов:

  • налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
  • инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
  • программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
  • если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
  • если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.

Изменения в законодательстве касаемо налогов

С 2019 года введены два главных новшества:

  • повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
  • сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.

Время сверки по законодательству

На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2019 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.

Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.

[1]

Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Читайте так же:  Как оформить изменения в оплате труда

(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).

Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.

(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).

Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.

При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Как обстоят дела с проверкой на самом деле

Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2019 году на практике?

По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.

Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.

Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:

  • объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
  • отсутствие ошибок в заполнении;
  • а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.

Как отследить процесс камеральной проверки

В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.

[3]

Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.

Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.

Ответы на бухгалтерские вопросы

Прошу проконсультировать по следующему вопросу: при проведении налоговой проверки декларации по НДС налоговая направила требование о представлении документов для подтверждения обоснованности налоговых вычетов. Кроме СФ, товарных накладных, актов и контрактов требуется представить оборотные ведомости по сч.41, 10, 60. Для подтверждения факта оприходования достаточно первичных документов (акта, ТОРГ-12) или фактом подтверждающим оприходование будет являться выписка по бух счетам?

Отвечает Ваш персональный эксперт
Ведомости предоставлять не нужно. В рамках камеральной проверки их предоставлять не стоит.

Требовать в ходе камеральной проверки документы, не обозначенные в нормах статьи 88 НК РФ инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы регистры бухучета, бухгалтерская отчетность, расшифровки отдельных строк декларации (постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 № 4517/12, подп. 1 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Поэтому ОСВ по счетам бухучета предоставлять не нужно.

Из рекомендации Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) — представить документы (сведения) о проверяемой организации.

В каких случаях инспекция вправе истребовать документы при камеральной налоговой проверке

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

 если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);

 если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);

 если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

 если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);

 если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

 если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);

 если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);

 если организация-продавец подала декларацию по акцизам, в которой заявила вычеты в связи с возвратом подакцизных товаров (кроме алкогольной и спиртосодержащей продукции) покупателями. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – товарные накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

 если производитель алкогольной (спиртосодержащей) продукции подал декларацию по акцизам, в которой заявил вычеты в связи с возвратом этилового спирта его поставщику. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие возврат, – акты, накладные, счета-фактуры и т. д. (п. 5 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

 если импортер подал декларацию по акцизам с вычетами акциза, уплаченного при ввозе товаров в Россию. Импортные товары использованы для производства подакцизных товаров. В этом случае инспекция вправе потребовать накладные на внутреннее перемещение товаров, акты приема-передачи и списания в производство и т. д. (п. 2 ст. 200, п. 8.4 ст. 88 НК РФ);

 если организация выплачивает сотрудникам суммы, которые не облагаются страховыми взносами, или применяет пониженные тарифы взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие право на освобождение от взносов и на пониженные тарифы;

 если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать пояснения об операциях и имуществе, в отношении которых применены льготы, а также документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросам правомерности использования той или иной льготы.

Читайте так же:  Налоговые льготы для пенсионеров

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. Ведь, совершая эти операции, НДС могут не платить любые организации.

[2]

Пониженные налоговые ставки – это тоже не налоговая льгота. Поэтому требовать документы, которые подтверждают, что организация вправе начислять налог по пониженной ставке, инспекция не может. Это следует из писем Минфина России от 2 марта 2017 № 03-02-07/1/12009, от 1 сентября 2016 № 03-03-06/2/51180, от 3 декабря 2014 № 03-07-15/61906 и подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 № 33.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

 первичные документы (например, договоры, заключенные с покупателями и поставщиками, выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам, акты выполненных работ) (письмо Минфина России от 25 июля 2012 г № 03-02-08/65, постановления Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 № 4517/12 и от 11 ноября 2008 № 7307/08, подп. 1 и 3 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309);

 неофициальные отчеты, аналитические справки (обобщения) и другие материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Требования инспекции, которые можно не исполнять

Какие требования ИФНС можно игнорировать

Организация не обязана исполнять незаконные запросы ИФНС (п. 11 ст. 21 НК РФ). Вот несколько распространенных нарушений, которые допускают ИФНС:

1. Запрашивают документы, которые не относятся к проверяемому периоду. И хотя Минфин России считает, что запросить документы можно за любой период (письмо от 23 ноября 2009 № 03-02-07/1-519), суды подчеркивают: инспекция должна обосновать свое требование. Требование, заявленное вне рамок налоговой проверки, обоснованным быть не может (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 9 августа 2010 № А68-13557/09).

2. Запрашивают документы по истечении трех месяцев со дня сдачи отчетности. Если дата требования выходит за рамки трехмесячного срока, данное требование незаконно. Ведь камеральная проверка ограничена трехмесячным сроком с момента, когда вы представили отчетность (п. 2 ст. 88 НК РФ). Требовать дополнительные документы можно только в пределах срока камеральной проверки. Из этого правила есть исключение.

3. Требуют представить документы повторно. Если копии запрошенных документы вы уже представляли, повторно их запрашивать инспекторы не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

4. Запрашивают документы по телефону. По устным запросам документы не представляйте. Компания обязана представлять инспекторам документы, пояснения и сведения только на основании письменных требований.

5. Требуют составить план налоговых платежей. Инспекторы просят сообщить суммы НДС, налога на прибыль, страховых взносов и других платежей, которые компания планирует заплатить. ФНС запретила инспекциям требовать у компаний отчеты или аналитические справки, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (п. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 № АС-4-2/15309).

Даже если требование налоговой незаконно, игнорировать его не следует. Не дождавшись ответа, инспекция может оштрафовать компанию на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Чтобы в дальнейшем избежать судебных разбирательств, направьте в инспекцию мотивированный отказ.

Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС требовать документы, подтверждающие налоговый вычет. Сумма налога к возмещению в декларации не заявлена

Да, может, если в ходе проверки обнаружены несоответствия, которые свидетельствуют о завышении вычета.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вообще-то требовать для проведения камеральной проверки помимо деклараций еще какие-то документы налоговые инспекции не должны (п. 7 ст. 88 НК РФ). Но декларации по НДС являются исключением из этого правила. Во-первых, дополнительные документы инспекция может потребовать, если в декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). А во-вторых, иногда дополнительные документы могут понадобиться даже в том случае, если возмещение не требуется. С 2015 года декларации по НДС подвергаются электронному контролю, в ходе которого сведения о вычетах, указанные покупателями, увязываются со сведениями о начислении НДС, указанными продавцами. И если инспекция установит, что счет-фактура, на основании которого покупатель заявил вычет, не «стыкуется» со счетом-фактурой, по которому продавец начислил НДС, у нее возникнут обоснованные сомнения в правомерности вычета. В таком случае инспекция вправе затребовать дополнительные документы (счета-фактуры, первичку), относящиеся к сомнительным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Источники


  1. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.

  2. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

  3. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
  4. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
Результат камеральной проверки по ндс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here