Роль налога на добавленную стоимость в рф

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Роль налога на добавленную стоимость в рф" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе и доходных источниках бюджетов

НДС — это одна из форм косвенного налога на товары и услуги. Изобретен НДС французским экономистом М. Лоре для замены налога с оборота и впервые был веден во Франции в 1954 г. В Англии налог был введен в 1973 году. В 1979 году странами ЕЭС были согласованы налоговая база и размер налоговых ставок, который колеблется по отдельным группам товаров от 0 до 33,3%. Сегодня Налог на добавленную стоимость является составным элементом налоговой системы более чем 60 стран мира.

В Российскую практику хозяйствования НДС был введен законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1. Вводился налог одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он — довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом.

Отличительной чертой косвенных налогов является то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Плательщики НДС. Объекты обложения и методика исчисления налогооблагаемого оборота

Порядок налогообложения НДС регламентируется гл. 21 НК РФ

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

· лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками:

· Налогоплательщики перешедшие на уплату Единого налога при применении ими специальных налоговых режимов.

· Налогоплательщики получившие освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ

Объект налогообложения. Налоговая база.

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ
  • Передача на территории РФ товаров, выполнения работ или оказание услуг для собственных нужд
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Налоговая база НДС определяется по каждому из выше перечисленных объектов налогообложения отдельно:

  • Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), а также авансовых платежей полученных в счет предстоящих поставок товаров выполнения работ или оказания услуг.
  • Стоимость переданных для собственных нужд товаров (работ, услуг).
  • Первоначальная стоимость при вводе объекта основного средства в эксплуатацию.
  • Стоимость ввозимых импортных товаров.

Момент определения налоговой базы определяется:

  • По мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
  • По мере поступления денежных средств в счет поставок товаров (работ, услуг)

Порядок исчисления налога

Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы

Сумма НДС = НБ * НСт

Согласно ст. 171 Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы НДС, которые были предъявлены налогоплательщику поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг),

  • Сумму входного НДС принимают к вычету если выполнены следующие условия:
  • Приобретенные материальные ценности оприходованы, работы выполнены, услуги оказаны.
  • Все материальные ценности, товары, работы и услуги будут использованы в деятельности облагаемой НДС
  • На все приобретенные материальные ценности товары, работы и услуги имеются счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС

Если хотя бы одно из условий не выполнено, то сумма входного НДС предъявленная поставщику вычету не подлежит.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Порядок и сроки уплаты налогов в бюджет.

Сумма НДС подлежащая уплате в бюджет исчисляется по итогам каждого налогового периода как разница между суммой НДС взимаемой при продаже и суммой НДС принятым к вычету при покупке.

Сумма НДС подлежащей уплате в бюджет (или возмещение из бюджета) = Сумма НДС реализации Сумма НДС налогового вычета

Если сумма налогового вычета окажется больше суммы НДС к уплате с продаж, то разница подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета.

Порядок и сроки уплаты налогов в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет перечисляется равными долями не позднее 20 числа каждого из 3 месяцев следующего за отчетным кварталом.

Освобождение от уплаты НДС

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика могут получить, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Освобождение применяется начиная с дня получения уведомления и действует до истечения 12 календарных месяцев за исключением когда право на освобождение будет утрачено налогоплательщиком

Все налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков НДС

Ставки НДС. Порядок исчисления и сроки уплаты

Налоговый период. Ст. 163 Налоговые ставки. Ст. 164

Налоговым периодом НДС для всех налогоплательщиков признается квартал.

По НДС не предусмотрено единой налоговой ставки, т.е. действует система налоговых ставок:

Основные учетные ставки:

· 0% — Товары (работы, услуги) непосредственно связанные с производством и реализацией их на экспорт, работы (услуги) выполняемые непосредственно в космическом пространстве и др.

· 10% — продовольственные товары (первой необходимости), некоторые товары для детей, все периодические печатные издания за исключением рекламного и эротического характера, некоторые медицинские товары по перечню установленного правительством РФ.

[3]

· 18% — все остальные товары (работы, услуги)

Расчетные налоговые ставки

Их размеры 10%/110%, 18%/118%.

Они применяются в тех случаях когда сумма НДС включена в налоговую базу в том числе и её нужно определить расчетным путем.

Налоговая льгота по НДС – это операции, не подлежащие налогообложению.

К ним относятся:

1. Реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ

Читайте так же:  Добровольное медицинское страхование (дмс) сотрудников компании

2. Оказание ритуальных услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ

3. Осуществление банками банковских операций. За исключением инкассации.

4. Реализация услуг в сфере образования по организации учебно-производственного и воспитательного процесса. За исключением консультационных услуг.

5. Реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы.

6. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10325 —

| 7268 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Место и роль НДС в налоговой системе России

курсовая Налоговое право.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Байкальский Государственный Университет Экономики и Права

Кафедра налогов и таможенного дела

По дисциплине: » Налоги и таможенные платежи»

На тему: » Место и роль НДС в налоговой системе России»

Выполнил: Портнягин П.В.

Проверил: к.э.н., доцент Орлова Е.Н

Введение ………………………………………………………. . 3

Глава 1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость……….. 5

1.1 Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость ……………………………………………………………..……….… .5

1.2 Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения …………………. …….……………………………………. 9

Глава 2. Порядок исчисления и уплаты налога…….. . ……………………. 15

2.1. Общая характеристика порядка взимания налога на добавленную стоимость: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, ставки, вычеты………………………. ……………………………… ………………….15

2.2 Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет и сроки его уплаты……………………………………………………..19

Глава 3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость..…….24

Список литературы…………………………………………………… …………31

В настоящее время налог на добавленную стоимость — является одним из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты НДС позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующие субъекты, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот, стремятся стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.

Объектом курсовой работы является налог на добавленную стоимость. Предметом являются его экономическая природа, роль и функции, порядок исчисления и уплаты и его характеристика.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности налога на добавленную стоимость. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Изучить экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его роль и место в действующей системе налогообложения.

2. Рассмотреть общую характеристику порядка взимания налога на добавленную стоимость.

3. Выявить пути совершенствования налога на добавленную стоимость

В работе были использованы законодательная литература, труды отечественных авторов, учебные пособия, периодические издания, а также статистические материалы.

Глава 1. Экономическая природа налога на добавленную стоимость

    1. Экономическое содержание, роль и функции налога на добавленную стоимость

Налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения. Специальные правовые нормы, при помощи которых в Российской Федерации происходит регулирование доходной и расходной части государственного бюджета, взимание налогов и других государственных платежей, разработаны на основании Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней заложены юридические первоосновы налоговой системы России. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Налоговый платеж с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, является основным и наиболее стабильным источником налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. Устанавливается Главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года, и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Для понимания сущности экономической природы НДС выделяют «НДС горизонтальный» и «НДС вертикальный». Горизонтальный НДС – это налог по конкретной (единичной) гражданско-правовой сделке. Вертикальный НДС – это итоговая сумма налога за некоторый период времени, определяемый по совокупности гражданско-правовых сделок. Вертикальный НДС и горизонтальный НДС тесно связаны между собой. Рассмотрим более подробно каждый из них

Горизонтальный НДС. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждой стадии движения товара плательщик компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную стоимость. При этом на стадии движения товара налог перечисляется одним плательщиком другому сверх цены. В конечном итоге вся сумма горизонтального НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем (фактическим плательщиком). Расчетный показатель налога при продаже называется «выходным НДС». Налог, уплаченный при покупке, носит название «входной НДС». Этот налог подлежит зачету. В бюджет перечисляется разница между двумя этими величинами.

Вертикальный НДС формируется на основе горизонтального налога. По результатам налогового периода налогоплательщики определяют вертикальный НДС, как совокупность горизонтального налога по всем операциям купли-продажи товаров. Таким образом, вертикальный НДС может быть трех видов: «входной НДС», «выходной НДС», и НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Известно, что этим налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов, идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота, позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции:

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.).

Видео удалено.
Читайте так же:  Оплата больничного за счет работодателя
Видео (кликните для воспроизведения).

На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель .

С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая функция является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Таким образом, налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в налогообложении. А поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства.

Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения

Совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему (установлено Законом «Об основах налоговой системы в РФ»). Все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Законом и едины для всех субъектов РФ.

Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, налог на добавленную стоимость является, самым молодым. Его модель была разработана французским экономистом М. Лоре в 1954 г., и он впервые был введен во Франции в 1958 г. В 50-е годы НДС взимался только во Франции, сейчас – в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран – членов ЕЭС. В настоящее время абсолютное большинство стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление .

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений, переходом к свободным рыночным ценам на большинство товаров, работ и услуг. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций.

Глава 1. Общая характеристика ндс и его роль в налоговой системе рф.

Основная сущность и назначение НДС.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является 21 глава Налогового Кодекса Российской Федерации.

Данный налог относится к группе косвенных налогов и является федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ. Он обязателен для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции. Налог на добавленную стоимость на стадии оптовой торговли — это промежуточный этап распространения его на последующие стадии движения товаров. НДС в сфере обрабатывающей промышленности и импорта — наиболее распространенное явление, позволяющее развивающейся экономике взимать налог по принципу возрастающей стоимости и способствовать приспособлению торговой сферы к системе зачета. Поскольку в большинстве случаев мелкий бизнес освобождается от налога, то НДС становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Плательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Такое определение дает статьи 143 Налогового кодекса РФ. [6, 47]

Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи (НДС добавляется к продажной цене товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает НДС, который был уплачен при покупке товаров. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом сумму заработной платы, процентов, ренты, прибыли и других факторов производства.

Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своего производства, так как он получает возмещение от государства на любую сумму налога, которая была уплачена им поставщикам (система зачета).

Смысл этого механизма состоит в том, чтобы переложить налог на конечного потребителя. Последний выплачивает этот налог в форме части конечной продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его.

Читайте так же:  Поиск инвестора для бизнеса с чего начать

Таким образом, можно судить о том, что сущность и назначение НДС сводятся к следующему. Во-первых, стремление увеличить государственные доходы от налогов на потребление. Во-вторых, предпочтение облагать расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров и услуг (плательщик НДС – конечный потребитель товаров и услуг).

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25 %.В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости.

В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок: 0%, 10%, 18%. [4, 72-77]

Порядок взимания НДС.

Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы НДС по месту своего нахождения. В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Способы уклонения от уплаты НДС.

Основные способы уклонения от налога можно разделить на несколько групп:

Разрыв цепочек начисления и возмещения НДС при помощи фирм-«однодневок», концентрирующих у себя назначенный НДС и исчезающих, не заплати налог;

Полный вывод цепочек создания добавленной стоимости из сферы налогового контроля, прежде всего с использованием налично-денежных расчётов.

По имеющимся оценкам, в розничной торговле уровень теневого оборота, обслуживаемый налично-денежными расчётами, составляет около 80%, в жилищном строительстве – порядка 50%;

Ложное осуществление видов предпринимательской деятельности, связные с применением 0 ставки НДС или льготной ставки НДС (10%). Наиболее распространённым из них является так называемый «лжеэкспорт».

[2]

Манипуляции с ценами товаров или их сортностью. Этот способ, восходящий к классической «пересортице» широко применяется для уклонения от налогообложения, как при импорте товаров через таможенную границу, так и при внутреннем производстве и при экспорте.

Занижение таможенной стоимости импорта. По оценкам , за счёт этого стоимость импортируемых товаров в целом (по данным Федеральной таможенной службы) занижается на 20-25%. В сочетании с отнесением товара к другой (облагаемой пошлинами по меньшим ставкам) товарной группе это даёт возможность существенно понизить уровень налогообложения;

Схема «многократного экспорта-импорта» — когда один и тот же товар (по документам или физически) неоднократно вывозится из страны, а потом ввозится обратно — но уже в качестве малоценного, с соответственно низкой стоимостью и налоговой базой. Федеральной таможенной службой отмечался случай, когда один и тот же объект пересекал границу России 14 раз (!). Экспортировался он как «научное оборудование» (соответственно, дорогостоящее с высоким возмещением несуществующего в реальности входящего НДС), а импортировался – как металлолом;

Отнесение к продукции, облагаемой по ставке 10% товаров, не относящихся к льготной категории. [7]

Роль НДС в налоговой системе Российской Федерации.

В настоящее время данный налог взимают 135 стран мира. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Одним из наиболее часто упоминаемых преимуществ налога на добавленную стоимость является то, что этот налог собирается на протяжении всей производственной цепочки. НДС считается налогом, от которого трудно уклониться, так как для фискальных органов достаточно легко выявить цену покупки промежуточного товара и цену продажи товара конечного пользования, для которого этот промежуточный товар был использован как сырье. Тем не менее, несмотря на то, что проконтролировать сбор НДС проще, чем, например, сбор подоходного налога, он не является панацеей: требуются ресурсы на сбор и обработку информации, на выявление и штрафование агентов, недоплативших определенную сумму и т.д. Таким образом, ожидается, что эффективность сборов НДС будет возрастать, если увеличиваются затраты на контроль за сбором налогов, растет эффективность мониторинга, сбора и обработки информации. [3]

Роль и значение НДС

юридические науки

  • Саркисова Регина Александровна , студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    В нашей стране налоги являются одной из главных форм формирования дохода государства. Кроме ее финансовых функций, механизм налогов используют для того, чтобы государство могло воздействовать с помощью экономических инструментов на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система способна влиять на рыночные отношения, укрепляя их, стимулировать развитие предпринимательства, способствовать производственным процессам и одновременно служить барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов распределяется и перераспределяется ВВП, выделяется определенная часть на социальную сферу и обеспечение населения; влияют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству контролировать массу спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

    На сегодняшний день, вопрос, касающийся налогообложения, остро стоит перед многим количеством государств. Общество не хочет платить налоги, т. к. не видит в этом смысла. Естественно, подобная ситуация является виной власти, но и населению нужно также и за собой следить и выполнять свои обязанности перед страной.

    С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте.

    Итак, немаловажно указать на то, что НДС играет важную роль при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции необходимо провести сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, администрируемых УФНС России по Ставропольскому краю за 2011-2013 гг. (табл. 1).

    Таблица 1 – Сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет за 2011-2013 гг.

    Поступило НДС в доходы фед. бюджета в млрд. руб.

    Согласно данным таблицы, видно, что в целом, поступления НДС в федеральный бюджет возрастают. Между тем, рост поступлений этого налога объясняется увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов. По мнению специалистов УФНС России по Ставропольскому краю, положительный тренд роста поступлений в бюджет сохранится. Также, согласно мнению главы налоговой службы М. Мишустину, Россия в очередном ежегодном рейтинге «Ведение бизнеса 2014» продвинулась на 20 позиций, достигнув 92-го места. При этом, в разделе «Уплата налогов» наша страна за два последних года поднялась на 49 позиций. Такого в истории рейтинга еще не было.

    НДС имеет важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета. Также, немаловажно указать на тот факт, что НДС выполняет и регулирующую функцию с помощью воздействия на механизм ценообразования.

    И все же, львиную долю бюджета составляют два ключевых налога – на прибыль и НДС, характеризующих здоровье экономики. На НДС приходится более 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана именно с НДС. Для бизнеса, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврат.

    В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные – фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также «лжеэкспорт», при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит. Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но как показывает статистика по НДС, без особого результат. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10-30 млрд. руб. [1].

    По мнению Ивашова Н. А., отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц, а также единого социального налога. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «вбелую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличии от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки [3].

    Теоретически, НДС более прогрессивный и правильный налог, чем налог с продаж, с оборота или акциз. Но эта правильная теоретическая модель может работать, только если в стране НДС платят все и по одной ставке. Если в цепочке контрагентов попадется хотя бы один, имеющий льготы, то часть НДС в бюджет не поступи. Наши законодатели хорошо потрудились в этом направлении, внеся в закон сотню поправок и льгот, создав свободные зоны. Чтобы как-то бороться с этим, сегодня предлагается ввести солидарную ответственность – в цепочке контрагентов честно работающие предприятия должны будут отвечать за тех, кто с помощью льгот присвоил себе НДС.

    Чтобы разрешить проблемы, связанные с НДС, представлены следующие предложения:

    По нашему мнению, НДС только приостанавливает развитие современной российской экономики, т. к. очень часто чиновники наполняют не казну, а свои кошельки при помощи нелегальных возвратов этого налога. Бизнес постоянно находится под угрозой налогового криминала. Стоит упростить НДС, что позволило бы появиться новому витку в развитии экономики, снизило бы коррупцию, подняло бы сбор налогов по другим статьям, в частности, с помощью налога с продажи.

    Список литературы

    1. Самоторова А. И., Короп Е. А. Три веселые буквы: / А. Самоторова// Профиль – 2010. — №8.
    2. Греченко В. А. Теоретическая сущность НДС [Электронный ресурс]/ В. Греченко// Налоговещание: http://taxman.org.ua/news/pfp? >

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Роль налога на добавленную стоимость в РФ

    РОЛЬ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

    Яна Шкарина (МГУ им. Н. П. Огарева)

    Руководитель: Д. И. Долгов (МГУ им. Н. П. Огарева)

    В современной России, как и в других государствах с рыночной экономикой, основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги. Одним из таких налогов считается налог на добавленную стоимость (НДС).

    Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке.Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В Российской Федерации он был введенс 1992г.и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию наформирование доходов бюджета, экономику, финансы предприятий и организаций. С 1 января 2001 года НДС регулируется главой 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ.

    Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и одним из главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составил в январе — сентябре 2012 г. около 18.9%всех поступлений налогов, сборов и платежей. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога – акциза – составляет около 7.2%.Тенденция развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохраняется ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

    Плательщиками НДС являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т. д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС.

    Плательщиками являются также индивидуальные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России. При этом иностранные организации осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения своих постоянных представительств в России.

    Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога НДС, а именно — он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые и в странах Европейского союза (ЕС), и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.). В связи с этим реальные ставки НДС в РФ, т.е. ставки, соответствующие международным стандартам, выше официально объявленных.

    [1]

    Что касается ставок по НДС то максимальная ставка в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года и по сегодняшний день составляет 18 %.Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Что касается других западных стран, то ставки НДС в них весьма различны: в Норвегии — 23%, в Швейцарии — 6.5%, в Канаде — 8%, в Японии — 3%. В США же, вообще не использующих НДС.

    Особенностью НДС является такая его организация, при которой в общем случае продавец обязан уплатить налог только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил к продаваемым товарам или услугам. Технически для достижения этого результата налог сконструирован таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. Точно так же эта схема работает в случае, когда налогоплательщик перепродает приобретаемые им на стороне товары или услуги.

    Из-за проблем неплатежей в экономике, а также проблем завышенных размеров штрафных санкций возникает проблема не своевременности расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Об этом свидетельствует то, что в среднем 15,6 % налогоплательщиков допускают в своей работе просроченную задолженность по налогу перед бюджетом. При этом сумма просроченной задолженности перед бюджетом в среднем в 2 раза превышает сумму начисленного НДС по декларациям по очередному сроку уплаты. Ежеквартально бюджет недополучает в среднем 359073,4 млн. рублей, из которых 93,6 % приходится на предприятия государственного сектора экономики.

    Льготы, предоставленные по НДС, являются мощным стимулирующим орудием, воздействующим на отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы. К таким льготам можно отнести согласно НК РФ ст. 149:

    — Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров, работ или услуг (реализация медицинских товаров,почтовых марок,монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных) и др.);

    — Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей (услуги в сфере образования, реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли; услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта и др.);

    — Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций (предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов).

    Однако, несмотря на столь благоприятную среду, которую создают длявзимание НДС — это не уменьшило дискуссий о реформе налога на добавленную стоимость. Причём эти обсуждения активизировались в связи с разработкой долгосрочной стратегии социально-экономического развития России и спорами о том, как создать стимулы для инновационного экономического роста. Некоторые предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на сверхвысокие доходы экономики, однако популярностью пользуется другая идея — полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж (НСП).

    По мнению экспертов, замена этих двух налогов ударит, прежде всего, по отечественным производителям, которые сейчас имеют право на возврат НДС. При замене этого платежа на налог с продаж издержки таких компаний возрастут, а значит, снизится их конкурентоспособность на рынке. Кроме того, замена НДС на налог с продаж ничего не решит, поскольку и этот налог косвенный, его платит конечный потребитель продукции.

    Между тем больше всего от снижения НДС выиграют отрасли внутреннего спроса — строительства, транспорта, связи и торговли. Пострадают же те компании, которые сейчас в некоторых случаях платят налог по ставке 0%: это банковские страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.

    Пока трудно сказать, что же в итоге будет предпринято в отношении НДС. Будет ли это замена его на налог с продаж, унификация налоговой ставки для всех предприятий или переход на прямой метод начисления — покажет время. Гораздо сложнее сделать прогноз, когда это действительно произойдет, поскольку этот вопрос обсуждается уже довольно давно, но пока конкретных мер государство не предприняло.

    Список использованной литературы:

    Бирюкова Н.В. «Налог на добавленную стоимость» // М.: НалогИнформ, 2003.

    Комментарий к ч. 2 НК РФ под ред. С.Д. Шаталова.

    Программа Союза Правых Сил: Проблема совершенствования Налога на добавленную стоимость в РФ

    .Р. Лазарев. Налог на добавленную стоимость. Комментарий к главе 21 второй части Налогового Кодекса РФ // «Главбух» № 19 октябрь 2000 г.

    В.М. Тумаркин Комментарии к статьям главы 7 «Объекты налогообложения» части первой НК РФ // «Ваш налоговый адвокат», № 2, 2 квартал 2003 г.

    Медведев А.Н. Типичные ошибки при возмещении НДС// М.: Главбух, 2003

Читайте так же:  Что такое договор дарения квартиры образец и как правильно составить самостоятельно

Источники


  1. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.

  2. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  4. Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
Роль налога на добавленную стоимость в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here