Специальный страховой стаж — что это такое

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Специальный страховой стаж — что это такое" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

СТРАХОВОЙ СТАЖ: ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ

Понятие страхового трудового стажа впервые введено Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Это понятие сформулировано как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В более позднем по времени принятия нормативном правовом акте — Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» — страховой трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

В то же время названные выше Законы не предусматривали порядка его учета и исчисления, и стаж на практике до 01.01.2002 исчислялся по условиям и нормам ст. 89 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В ст. 2 Федерального закона о трудовых пенсиях дана норма-дефиниция, согласно которой страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В этой формулировке заключается иной правовой смысл. Наличие разных формулировок по одному предмету привело к необходимости выбора правоприменительными органами такой редакции, которая отвечает интересам адресата нормы. Учитывая это, а также тот факт, что норма-дефиниция по своей сути статична, а нормой материального права закреплено условие об уплате страховых взносов «за эти периоды», в практической деятельности применяется норма, регулирующая непосредственное включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, т.е. редакция нормы, предусмотренная в ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

По смыслу статьи 10 Федерального закона о трудовых пенсиях видно, что ее целевая направленность — правовое регулирование включения в страховой стаж работы и (или) иной деятельности. Термин «работа» в экономическом смысле определяется как осуществление трудовой деятельности, участие в труде, выполнение человеком, коллективом определенного круга поручений, заданий.

Таким образом, статья 10 Федерального закона о трудовых пенсиях ориентирована на урегулирование прав тех застрахованных лиц, которые трудятся.

К периодам работы относятся:

  • — периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. По характеру деятельности это может быть любая предусмотренная трудовым законодательством работа — постоянная, временная, штатная, нештатная, сезонная, надомная и т.п.;
  • — периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг;
  • — периоды работы по авторским и лицензионным договорам;
  • — периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие);
  • — периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда;
  • — периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан-владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

Пенсионному законодательству известна индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательская деятельность, деятельность членов творческих союзов, деятельность в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Однако установленное правовое регулирование распространяется и на другую деятельность.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. Таким образом, к кругу лиц относятся лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Названным Законом закреплено, что это граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие трудовую деятельность на условиях, предусмотренных законодательством.

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрены условия включения в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации.

Этой статьей, в частности, определено:

  • — граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР за себя;
  • — физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.

Указанные физические лица осуществляют уплату страховых взносов в установленном законом порядке. При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Таким образом, по смыслу нормативных положений можно сделать вывод о возможности добровольного участия в системе обязательного пенсионного страхования трех категорий физических лиц:

  • — граждан, работающих за пределами территории Российской Федерации;
  • — лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое работающее физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в силу закона;
  • — лиц, осуществляющих уплату страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем из-за отсутствия страхователя как такового, т.к. это лицо не занято трудовой деятельностью.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 НК РФ. В практической деятельности это означает, что страховые взносы могут быть начислены на те суммы, на которые начисляется единый социальный налог.

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Что такое страховой стаж для пенсии?

Что такое страховой стаж для пенсии? Это один из ключевых показателей, от которого зависит право на назначение страховой пенсии. Рассмотрим, что он собой представляет.

Понятие о страховом стаже

С 2002 года в связи с изменением законодательства о пенсиях (закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ) на смену понятию «общий трудовой стаж», от которого наряду со среднемесячным заработком зависела величина трудовой пенсии, пришло понятие «страховой стаж».

Что такое страховой стаж для пенсий? В отличие от трудового стажа, определяемого периодами труда и некоторыми нетрудовыми периодами, страховой стаж соответствует тем промежуткам времени трудовой деятельности, в которых с дохода гражданина платились страховые взносы в ПФР. При этом так же, как и при расчете трудового стажа, в страховой включаются некоторые нетрудовые периоды. Но протяженность страхового стажа в назначении пенсии стала играть меньшую роль, чем продолжительность общего трудового стажа. На первый план в новом пенсионном законодательстве вышла величина суммы уплаченных за страховые периоды взносов.

Читайте так же:  Вычет за онлайн-кассу енвд

С 2015 года пенсионное законодательство вновь претерпело ряд изменений (закон РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ), главными из которых стали:

  • исчезновение определения «трудовая» применительно к пенсии и появление для нее нового названия «страховая»;
  • введение для ежегодной оценки пенсионных прав индивидуальных коэффициентов (пенсионных баллов), учитывающих объем начисленных/уплаченных в ПФР взносов, величину страхового стажа и наличие решения о более позднем начале получения пенсии;
  • рост значения продолжительности страхового стажа для назначения пенсии.

Роль страхового стажа в пенсионном обеспечении

Право на получение пенсии по старости законодательство, действующее с 2002 года, связывает не только с достижением определенного возраста (с поправкой на обстоятельства, обусловливающие возможность досрочного назначения пенсии), но и с наличием у будущего пенсионера страхового стажа.

Согласно п. 2 ст. 7 закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ минимальная продолжительность стажа должна была составлять 5 лет. Закон РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ установил эту величину равной 15 годам (п. 2 ст. 8), назначив переходный период до 2024 года (ст. 35) для постепенного ежегодного роста страхового стажа, дающего право на пенсию. Таким образом, обязательный минимальный страховой стаж, необходимый для возникновения права на назначение пенсии по старости, составляет:

  • до 2015 года — 5 лет;
  • в 2015 году — 6 лет;
  • в 2016 году — 7 лет.

В 2017–2024 годах его величина ежегодно будет увеличиваться на 1 год и, таким образом, в 2024 году составит 15 лет.

Что входит в страховой стаж?

Прежде всего, в страховой стаж включаются периоды работы (или иной деятельности) на территории РФ или вне ее, обязательным условием учета которых в стаже является уплата в них страховых взносов в ПФР (ст. 11 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Кроме того, в стаж при условии, что до и после присутствуют периоды работы, можно отнести ряд нетрудовых периодов (ст. 12 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • военной и приравниваемой к ней службы;

О том, как оформить увольнение работника, призванного в армию, читайте в материале «Порядок увольнения в связи с призывом в армию (нюансы)».

  • нахождения на больничном;
  • ухода за детьми до 1,5 лет (но не больше, чем 6 лет);
  • учета в службе занятости населения в связи с безработицей;
  • необоснованного нахождения в заключении;
  • ухода за нетрудоспособными лицами;
  • невозможности трудоустройства жен военнослужащих или работников учреждений РФ, расположенных за границей, по месту службы или работы мужа (но не больше, чем 5 лет);
  • сотрудничества по контракту с оперативно-розыскной службой.

Все перечисленные периоды учитываются в страховом стаже по их календарной протяженности (п. 1 ст. 13 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Для некоторых ситуаций установлены особые правила учета в страховом стаже (п. 6–7 ст. 13 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • Сезонная работа в течение полного сезона учитывается как полный год, но при наличии другой работы в этом же году не может в общей сумме превышать 1 года.
  • Работа, связанная с созданием авторских произведений, засчитывается как полный год, если сумма уплаченных с этих доходов за год страховых взносов в ПФР превышает их фиксированный размер, установленный законом РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Если уплаченный взнос окажется меньше фиксированного размера, то страховой стаж можно учесть в количестве месяцев, определенных в пропорции, исходя из того, что фиксированный размер взносов соответствует 12 месяцам. При этом расчетная величина стажа не может быть менее 1 месяца.

О выплатах социального характера, доступных ряду граждан в нетрудовые периоды страхового стажа, читайте в статье «Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения».

Особенности расчета страхового стажа

До 2015 года расчет страхового стажа осуществлялся в порядке, изложенном в постановлении Правительства РФ от 24.07.2002 № 555. С 2015 года вместо него введен в действие новый документ аналогичного содержания — постановление Правительства от 02.10.2014 № 1015. Он привел к следующим изменениям в правилах расчета страхового стажа:

  • увеличению общей продолжительности (с 4,5 лет до 6 лет) включаемого в стаж отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет;
  • введению особого порядка учета стажа для лиц, создающих авторские произведения и уплачивающих взносы в ПФР, с привязкой этого стажа к фиксированному размеру страховых взносов;
  • исключению из стажа периодов, учтенных при назначении пенсии в иностранном государстве;
  • появлению еще одного способа подтверждения стажа — электронным документом.

В остальном порядок расчета страхового стажа сохранен:

  • Основу сведений о нем составляют данные персонифицированного учета, а при их отсутствии — документы или свидетельские показания.
  • При совпадении периодов, которые могут быть включены в стаж, по выбору гражданина учитывается только один из них.
  • По выбору гражданина возможно включение в страховой стаж периодов по правилам закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
  • Период ухода за каждым из детей входит в стаж только одного из родителей.
  • Входящие в стаж периоды суммируются, объединяясь в годы, месяцы и дни. При этом месяц равен 30 дням, а год — 12 месяцам.

Варианты начисления пенсии по старости

Несмотря на происходящие изменения, в пенсионном законодательстве сохраняется возможность досрочного назначения пенсии по старости. Досрочность может быть обусловлена 2 группами причин, что позволяет разделить варианты ее начисления на 3 группы:

  • Общеустановленный — дает право на назначение пенсии на общих основаниях (п. 2 ст. 8 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
  • Специальный — обусловлен особыми условиями труда в течение определенного периода времени (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
  • Льготный — связан с некоторыми жизненными обстоятельствами: состоянием здоровья, наличием большого количества детей, жизнью в условиях Крайнего Севера (ст. 32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Чем подтверждают страховой стаж?

При отсутствии или недостаточности сведений персонифицированного учета, а также при наличии обстоятельств, не нашедших отражения в этих сведениях, гражданину потребуется подтвердить нужную информацию документально. Если это окажется невозможным, то стаж (но не условия работы) могут подтвердить показания свидетелей.

В постановлении Правительства от 02.10.2014 № 1015 достаточно подробно описываются виды и требования к оформлению документов, представление которых подтвердит необходимые данные по стажу. К их числу относятся:

  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • справки и копии документов с места работы или службы;
  • трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • справки лиц, выплативших доход, финансовых служб, архивных органов;
  • документы об уплате индивидуально работающими лицами налогов или оплате патентов;
  • документы, подтверждающие наличие детей, проживание с ними, получение отпуска по уходу;
  • справки работодателей или ФСС, подтверждающие факт оформления больничного листа;
  • справка службы занятости населения;
  • документы, подтверждающие факт нахождения в заключении и необоснованность этого обстоятельства;
  • документы об инвалидности и о возрасте лиц, за которыми осуществлялся уход;
  • справки больниц, органов соцзащиты, самих нетрудоспособных лиц или их родственников;
  • документы, подтверждающие оплату взносов в ПФР с полученных доходов.
Читайте так же:  Что понимается под продлением отпуска

Итак, что такое страховой стаж для пенсии? Это один из основных параметров, от которого зависит как право на получение страховой пенсии вообще, так и возможность ее досрочного оформления.

Общий, специальный, непрерывный трудовой стаж и страховой стаж

Общий трудовой стаж. Согласно п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж включаются следующие периоды трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002:

Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий трудовой стаж не включены периоды обучения; проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в период его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др. Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

Специальный трудовой стаж.

Специальный трудовой стаж: дает возможность понизить пенсионный возраст при наличии установленного страхового стажа. Правила его исчисления регулируются различными нормативными актами, такими как Законы о трудовых пенсиях, о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др. Для удобства особые условия труда разделены на две группы в виде списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Эти списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение». Это постановление действует в настоящее время с разъяснениями по его применению, утвержденными постановлением Минтруда России от 30.09.1997 № 51.2

Мужчинам и женщинам, условия труда которых соответствует списку № 1 (подземные работы, работа во вредных условиях и горячих цехах), данная пенсия устанавливается по достижении ими соответственно 50 и 45 лет, если они проработали в этих условиях не менее соответственно 10 и 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет.

При соответствии условий труда списку № 2 (работа в тяжелых условиях) пенсионный возраст увеличивается на пять лет по сравнению с возрастом, предусмотренным в списке № 1, а продолжительность трудовой деятельности — на два с половиной года либо более. Страховой стаж должен составлять соответственно не менее 25 и 20 лет. Условия назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003. А в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 01 по 31.12.2002 — на день, с которого назначается эта пенсия. Работникам, которые проработали на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для их выполнения после 01.01.2003, устанавливаются профессиональные пенсии, которые должны регулироваться соответствующим федеральным законом, однако к настоящему времени он еще не принят.

К периодам, засчитываемым в страховой стаж, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности относятся:

  • * период прохождения срочной военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу;
  • * период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • * период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • * период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • * период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • * период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Перечисленные выше периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы. Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т.е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие: данные периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд. Таким образом, включение в страховой стаж периодов, во время которых не отчисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, позволяет страховой стаж дифференцировать и выделить в нем смешанный страховой стаж, т.е. когда одновременно учитываются как чисто страховые периоды, так и не страховые.

Непрерывный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж: представляет собой продолжительность последней непрерывной трудовой деятельности в одной организации (на предприятии, в учреждении) или нескольких при условии, что при переходе с одного места работы на другое перерыв не превышал установленных законодательством сроков. Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию определяют непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации с зачетом в него времени предыдущей работы или иной деятельности в случаях, предусмотренных в этих Правилах.

Предыдущая работа на данном предприятии, в учреждении, организации или иная деятельность включается в непрерывный стаж в случаях, если:

  • 1) при переходе с одной работы на другую перерыв в работе не превысил одного месяца.
  • 2) перерыв в работе не превысил двух месяцев:
    • а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
    • б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или международных организациях и некоторых других случаях;
  • 3) перерыв в работе не превысил трех месяцев:
    • а) при поступлении на работу лиц вследствие ликвидации предприятий, сокращения численности или штатов работников;
    • б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, и в некоторых других случаях;
  • 4) непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:
    • а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
    • б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.
Читайте так же:  Выдача листков нетрудоспособности

Кроме того, также существует перечень оснований прекращения трудового договора, при наличии которых непрерывный трудовой стаж не сохраняется. В нем предусмотрены следующие случаи: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в нетрезвом состоянии; утрата доверия со стороны администрации к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности; требование профсоюзного органа и другие действия, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы; повторное увольнение. В непрерывный трудовой стаж включается только продолжительность фактической работы. В отличие от общего стажа в данном случае не применяется льготное исчисление и в непрерывный стаж засчитывается время перерыва в работе только в связи с вынужденным прогулом, вызванным незаконным увольнением.

Законодательство в непрерывный трудовой стаж включает также некоторые иные виды общественно полезной деятельности (время службы в рядах Вооруженных Сил РФ, бывшего СССР и др.). Таким образом, следует сделать вывод о том, что непрерывный трудовой стаж имеет юридическое значение: для определения размера пособия по временной нетрудоспособности; установления надбавок к заработной плате; предоставления дополнительного отпуска; и т.д.

В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической ‘ «формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

[1]

Основной целью пенсионной реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного учета уплаты страховых взносов.

Первым шагом по реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Этим Законом введен в пенсионное законодательство новый термин -«страховой стаж». Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо, работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица. Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица.

При обращении лица за назначением пенсии продолжительность страхового стажа будет определяться на основании сведений индивидуального лицевого счета.

При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, будут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.).

Понятие «страховой стаж» упоминается также в Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. В указанном Законе под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Право социального обеспечения в России

Специальный страховой стаж. Выслуга лет

Специальный страховой стаж — суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, на должностях, производствах, в отраслях и определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.

Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право на получение досрочной пенсии по старости. Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда (на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах, работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и др.) сохранено только за теми, кто к 1 января 2003 г. имел не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной пенсионной системы. Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», введение которого предусматривалось с 1 января 2003 г., до настоящего времени не принят.

Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регламентируют порядок исчисления и суммирования специального страхового стажа.

Разновидностью специального трудового стажа является стаж государственной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим. Стаж государственной службы — это суммарная продолжительность периодов государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Федеральные государственные служащие, увольняющиеся с федеральной государственной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Еще одной разновидностью специального страхового стажа является выслуга лет, которая даст право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ 1993 г.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Читайте так же:  Как купить квартиру которая находится в ипотеке

В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:

В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды учебы. В современном законодательстве это единственный случай зачета периодов учебы в трудовой стаж. Так, в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, включается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета — один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета — два месяца учебы за один месяц службы.

Специальный трудовой стаж — что это такое?

Специальный трудовой стаж — это стаж работы в определенных условиях, который при оговоренной продолжительности позволяет досрочно выйти на пенсию. Рассмотрим, что относится к такому стажу.

Понятие специального трудового стажа

Специальный трудовой стаж или стаж работы в особых условиях труда, оказывающих вредное влияние на здоровье работника либо требующих более интенсивных нагрузок, существовал всегда и всегда имел значение для досрочного оформления пенсии тем лицам, которые работали в подобных условиях.

Для применения в целях снижения пенсионного возраста к специальному трудовому стажу предъявляются требования:

  • определенной продолжительности;
  • документального подтверждения условий и характера работы — при отсутствии документов иные свидетельства об этом во внимание не принимаются (п. 5 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

Специальный страховой стаж

Понятие «специальный трудовой стаж» было заменено на понятие «специальный страховой стаж» с введением на территории России нового пенсионного законодательства. Это:

  • закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, вступивший в силу с 2002 года;
  • закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, введенный в действие с 2015 года.

Основной особенностью общего страхового и, соответственно, специального страхового стажа стала увязка его с уплатой страховых взносов в ПФР. Хотя сущность от этого не изменилась: специальный страховой стаж по-прежнему связан с периодами труда и справедливо может называться специальным трудовым стажем.

Действующее пенсионное законодательство не содержит терминов «специальный трудовой стаж» или «специальный страховой стаж». По отношению к смысловой нагрузке этих понятий в обоих вышеупомянутых законах выделены статьи, посвященные сохраняющемуся праву на досрочное назначение пенсии. Перечни видов особых условий труда в этих законах совпадают, но более поздний документ дополнен вопросами применения права на досрочную пенсию при учете периодов специального трудового стажа, сформировавшихся до вступления закона в силу.

[2]

Виды специальных условий работы

К специальному трудовому стажу относятся периоды работы (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • под землей, во вредных условиях, в горячих цехах;

О том, какие условия работы следует считать вредными, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

Особенности применения специального стажа

По отношению к каждому из вышеприведенных видов специального трудового стажа должен выполняться свой набор условий, составными частями которого наряду с обязательностью присутствия минимального количества пенсионных баллов являются:

  • возраст претендента на досрочный выход на пенсию;
  • величина общего страхового стажа;
  • продолжительность работы в особых условиях труда.

При этом также следует ориентироваться на утверждаемые Правительством РФ (п. 2 и п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • списки соответствующих должностей, работ и организаций, порядок установления соответствия наименований при их изменении;
  • правила определения продолжительности необходимых периодов работы;
  • порядок назначения пенсии с учетом особых условий труда.

[3]

Таким образом, приведенные в описании каждого вида работ цифровые показатели условий применения специального стажа должны быть сформированы по правилам, утвержденным Правительством РФ. Общий подход к ним, согласно тексту закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, характеризуется следующим:

  • Пенсионный возраст чаще всего может быть снижен на 5 лет, реже на 10 лет.
  • Имеющаяся обычно разница в необходимом общем страховом стаже для мужчин и женщин составляет 5 лет, принимая меньшее значение для женщин, что обусловлено установлением для них более раннего возраста выхода на пенсию. Но для некоторых видов работ указаны одинаковые цифры стажа.
  • Для некоторых разновидностей работы предусмотрены особые алгоритмы влияния специального стажа на снижение возраста выхода на пенсию.
  • Вредность труда, осуществлявшегося после 2012 года, должна подтверждаться результатами специальной оценки его условий (п. 6 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
  • Определенное влияние на величину специального трудового стажа может оказать его формирование в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему районов (ст. 33 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Специальный стаж, сформировавшийся до вступления в силу закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, можно учесть для досрочного назначения пенсии только в том случае, если он и в периоды своего формирования давал такое же право. Причем сделать это можно по правилам того периода (п. 4 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

О правилах заполнения документа, являющегося основным источником сведений о стаже, читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Специальный трудовой стаж приобретает особенное значение для людей, работавших в особых условиях. Такой труд дает им возможность досрочного выхода на пенсию. При подсчете продолжительности необходимого специального стажа надо соблюсти ряд законодательно установленных правил.

3. Специальный страховой стаж. Выслуга лет

Специальный страховой стаж — суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, на должностях, производствах, в отраслях и определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.

Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право на получение досрочной пенсии по старости. Однако право на досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда (на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в горячих цехах, работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и др.) сохранено только за теми, кто к 1 января 2003 г. имел не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной пенсионной системы. Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации», введение которого предусматривалось с 1 января 2003 г., до настоящего времени не принят.

Читайте так же:  Что такое кбк

Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регламентируют порядок исчисления и суммирования специального страхового стажа.

Разновидностью специального трудового стажа является стаж государственной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим.Стаж государственной службы — это суммарная продолжительность периодов государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Федеральные государственные служащие, увольняющиеся с федеральной государственной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Еще одной разновидностью специального страхового стажа является выслуга лет, которая даст право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ 1993 г.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:

военная служба, в том числе по призыву, в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки. Службе специальных объектов при Президенте РФ, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего СССР и в Объединенных Вооруженных Силах СНГ;

служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе;

служба в органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

служба в советских партизанских отрядах и соединениях;

время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел. Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы;

время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;

время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются периоды учебы. В современном законодательстве это единственный случай зачета периодов учебы в трудовой стаж. Так, в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, включается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета — один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета — два месяца учебы за один месяц службы.

Источники


  1. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  4. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
Специальный страховой стаж — что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here