Специфика трудоустройства иностранцев и апатридов

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Специфика трудоустройства иностранцев и апатридов" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Трудоустройство иностранных граждан

На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то и само пребывание, и занятия граждан другого государства на территории Российской Федерации оформляются так, как того требуют установленные правила, закрепленные в соответствующих документах.

Вы – иностранец, который планирует официально трудоустроиться в неродной для себя стране? Вы – работодатель, планирующий трудоустроить жителя другой страны? Ознакомьтесь с этой информацией.

Необходимость рамок закона

По данным статистики, трудовая миграция в Российскую Федерацию ежегодно возрастает. К сожалению, далеко не весь труд иностранных граждан легальный, причина тому – нежелание приехавших мигрантов оплачивать платить налоги, а работодателей – отчислять средства в предусмотренные законом фонды и выполнять оформление по усложненной процедуре.

Государство пытается регулировать этот процесс преследованием нелегального трудоустройства, а также пересмотром подходов к законодательной базе этого вопроса.

До 2015 года главной законодательной основой для планирующих работу в РФ приезжающих был Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Однако, в 2015 году последний был пересмотрен, многие его положения утратили юридическую силу. Перемены затронули:

  • процедуру въезда иностранцев, планирующих трудоустройство;
  • всю систему учета мигрантов;
  • процесс оформления их трудоустройства.

Статус иностранца, устраивающегося на работу

Граждане других стран могут находиться на территории РФ в разном качестве. Возможность и особенности их трудоустройства зависит от двух важных моментов:

  • с визой или без нее они въехали в страну;
  • пребывает или проживает ли иностранец на территории РФ, временно или постоянно.

Рассмотрим особенности каждой группы.

Была ли нужна виза?

Вышеупомянутый Федеральный закон делит въехавших в Россию иностранцев относительно режима их прибытия на 3 подгруппы.

  1. Иностранцы, имеющие вид на жительство в Российской Федерации, к ним дополнительно причисляют белорусских граждан.
  2. Те, кому для въезда понадобилось оформлять визу (все жители стран, не входящих в СНГ, плюс грузины и туркмены).
  3. Жители государств, с которыми у России действует безвизовый режим (большинство стран СНГ).

Пребывание или проживание

Каждый иностранец в нашей стране является обладателем одного из трех статусов:

  • постоянно проживающий – имеющий вид на жительство (ВНЖ) в РФ (или приравненный к ним гражданин Белоруссии);
  • временно проживающий – иностранный гражданин, получивший разрешение на проживание в течение определенного срока;
  • временно пребывающий – оказавшийся в стране на основании визы или миграционной карты.

Каждый статус имеет сои нюансы касательно трудоустройства

У иностранца есть вид на жительство

Это самый простой вариант как для самого потенциального сотрудника, так и для работодателя. Закон не предусматривает никаких ограничений в трудоустройстве по сравнению с российским подданным. У работодателя есть 2 обязанности, которыми он не имеет права пренебречь касательно сотрудника-иноземца с ВНЖ:

  • регулярно уточнять сроки действия его документа, подтверждающего право на жительство;
  • сообщить в региональное отделение МВД России о том, что договором зафиксированы трудовые отношения с гражданином другого государства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Информирование МВД обязательно при трудоустройстве мигрантов, имеющих любой статус, без исключений (п.8 ст.13 ФЗ о правовом статусе иностранных граждан). Ранее эти сведения требовалось передавать в ФМС РФ, упраздненную в апреле 2016 г.

Разрешено временно проживать

Если у гражданина другой страны есть разрешение на временное проживание в России, по статусу он не слишком отличается от имеющего ВНЖ. Разница лишь в том, что это разрешение придется ежегодно подтверждать в службе миграции. Процедура трудоустройства аналогична претендентам с ВНЖ.

Собственно иностранные работники

Таковыми Закон о правовом положении иностранцев в п. 1 ст. 2 признает лиц, имеющих статус временно пребывающих в РФ. Их легальное оформление в качестве сотрудников будет отличаться по тому, находится ли страна, откуда они явились, в визовых отношениях с Россией.

Работать намерен визовый мигрант

Если работодатель планирует взять на работу человека, чей въезд в Россию произошел на основании визы, ему нужно совершить определенные процедурные шаги.

  1. Заявка в службу занятости о том, что работодателю требуются дополнительные специалисты. Это нужно для государственного подтверждения целесообразности принятия на работу не-россиянина.
  2. Ходатайство в миграционную службу о выдаче разрешения привлечь иностранного сотрудника.
  3. Уплата государственной пошлины (в 2016 году ее сумма составляла 10 тыс. руб. на каждого принимаемого иноземца).
  4. Подача в МВД (ранее – в ФМС РФ) просьбу о выдаче приглашения для будущего работника с уплатой пошлины за эту процедуру (800 руб.)
  5. Получение приглашения в течение 2 декад после подачи ходатайства.
  6. Оформление разрешения на работу на определенный срок. Для этого нужен целый пакет документов:
  • заявление;
  • фото будущего сотрудника;
  • копия его загранпаспорта.

[2]

На этом этапе еще раз придется раскошелиться на госпошлину – стоимость данной услуги 3500 руб.

  1. По прибытии работника из другой страны нужно уведомить миграционную службу в течение 3 дней.
  2. Заключение с новым сотрудником трудового договора.

Планируем сотрудничество с безвизовым мигрантом

Тут все немного проще для работодателя: разрешительные документы, оформляемые в МВД, для этой категории не требуется. Для таких претендентов на работу есть нюанс, о котором, в отличие от въезжающих по визе, должен позаботиться сам будущий трудящийся из другой страны или его доверенное лицо: получить патент, дающий право работать в РФ.

Патент – бумага, которую желающий работать в РФ иностранный гражданин должен выправить в течение месяца после прибытия, иначе легально трудоустроиться невозможно. Количество патентов, которые реализует государство, ограничено: квоты ежегодно обновляются.

«Предпатентный» пакет документов:

  • заключение медицинской комиссии;
  • результаты тестов по языку, истории и российскому законодательству;
  • годичный полис медицинской страховки;
  • квитанцию об уплате патентного налога за 1 месяц (сумма зависит от региона трудоустройства);
  • загранпаспорт с нотариально заверенным переводом;
  • документ о дактилоскопии;
  • фото;
  • заявление.

ВНИМАНИЕ! Патент необходим только временно пребывающим безвизовым иностранным гражданам. Лицам, имеющим статус временно или постоянно проживающего, оформлять его не нужно.

Патент и сроки

Полученный на руки патент может быть действителен в течение от 30 суток до года. Если до этого времени не был заключен трудовой договор, действие патента останавливается. При необходимости действие патента можно продлевать на срок, начиная от месяца. Продлить документ можно не менее, чем за декаду до истечения его действия.

Читайте так же:  Средний дневной заработок – как рассчитать, формула

«Патентованный» сотрудник имеет право трудиться на одного работодателя не дольше, чем 2 года подряд, затем ему понадобится обновить въезд в страну (выехать и вернуться), и, естественно, заново оформить патент.

Просрочка оплаты ежемесячных авансовых платежей за патент ведет к его аннулированию и утрате права работы.

Каким «безвизовым» можно не беспокоиться

29.05.2014 г. Россия заключила договор о Евразийском экономическом союзе. Подданные стран, входящих в него, могут быть трудоустроены в России без оформления дополнительных разрешений. На сегодняшний день это граждане Армении, Белоруси, Казахстана и Киргизии.

Штрафы за нелегальное трудоустройство иностранцев

Труд нелегальных мигрантов сурово преследуется законом. Чрезмерно «экономному» или не желающему обременять себя официальным оформлением предпринимателю не избежать административной ответственности в виде солидных штрафов за:

  • неполный пакет документов;
  • истекший срок действия документов;
  • работу с аннулированным патентом (например, за просрочку авансового платежа);
  • не оформленный трудовой договор;
  • отступление от процедуры трудоустройства;
  • работу не по специальности, указанной в разрешительных документах;
  • нарушение охраны труда в отношении мигрантов (как и других работников).

Физическое лицо вынуждено будет заплатить от 5 до 7 тыс. руб. за процедурные нарушения и 35-70 тыс. руб. за нелегальное трудоустройство иностранцев. Организация уплатит от 400 тыс. до 1 млн. руб., также может быть приостановлена ее деятельность на период от 2 недель до 3 месяцев.

Сам работник-иностранец тоже подвергнется денежной санкции в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Особенности правового положения апатридов в РФ

Апатридами (от греч. apatris, apatridos — не имеющий, лишенный родины, отечества) или аполидами называются лица, не имеющие гражданства (подданства) какого-либо государства. Статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства. Они, как и иностранцы, подчиняются законодательству того государства, где они находятся или проживают. В отличие от иностранных граждан, апатриды не пользуются защитой какого-либо другого государства. Их правоспособность, как правило, несколько ограничена (например, в области избирательного права). Им, как и иностранцам, часто предоставляется право убежища Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право» Учебник для вузов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/64.htm свободный, (дата обращения 21.04.2013).

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» даёт следующее определение понятию «лицо без гражданства»: лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2002 года № 140.

Лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Нередко лицу для законного нахождения на территории РФ требуется вид на жительство (т. е. документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства и подтверждающий его право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ). Вид на жительство выдается компетентным органом власти РФ по ходатайству лица без гражданства.

На основании этого документа апатриды вправе беспрепятственно въезжать на территорию РФ и выезжать за ее пределы по представлении действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве.

Конституция РФ предусматривает, что апатриды, так же как и иностранцы, пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62).

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Следует уяснить, что для установления приме­нимого права в области трудовых отношений используются, следующие коллизионные привязки:

Ø закон места заключения трудового договора;

Ø закон места производственной деятельности;

Ø закон флага на морском транспорте;

Ø закон гражданства;

Ø закон места жительства;

Ø закон нахождения работодателя;

Ø закон места работы;

Ø закон места регистрации транспортных средств;

Ø закон перевозчика и др.

Международный труд –

это отношения, осложненные иностранным элементом. Иностранный элемент может присутствовать как в субъективном составе (субъект отно­шения – иностранный работник или иностранный работодатель), так и в объекте (труд ра­ботника протекает за границей, хотя участники отношения могут принадлежать к одному государству).

В отечественном трудовом законодательстве нет решения коллизионных проблем, т.е. ситуаций, когда должен быть прояснен вопрос, законы какого государства следует применять к трудовому правоотношению, которое вызвало конфликт трудовых законов различных стран, иными словами, отсутствуют коллизионные нормы.

Наряду с Конституцией РФ на территории России действует Закон СССР о право­вом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 года. Применительно к трудоправовому статусу иностранцев, т.е. их положению в области труда и трудовых отно­шений, действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудо­вое законодательство с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными соглашениями РФ с зарубежными странами.

Особенности правового положения иностранцев в РФ:

1) иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ;

2) постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами;

3) временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудо­вой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране.

[1]

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане

– это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых.

В действующем российском законодательстве имеются ограничения доступа всех иностранцев к некоторым видам трудовой деятельности. Так, иностранные граждане не могут занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, адвоката, должно­стного лица таможенных органов, патентного поверенного, входить в состав летного гражданского воздушного судна, а также морских судовых экипажей. Они не могут быть государственными служащими, заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ, поступать на службу в милицию.

Законодательством установлены система лицензирования привлечения некорен­ной рабочей силы и система выдачи разрешений на работу иностранных граждан, въез­жающих в Россию. Значительное число иностранных граждан привлекается на работу в России на основе двусторонних межправительственных соглашений, в значительной сте­пени определяющих условия труда граждан соответствующих стран в России.

Читайте так же:  Пенсионный капитал – особенности формирования

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная ми­грационная служба РФ. С января 1996 года работодатели, привлекающие работников из стран-участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализаци­ей) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата минималь­ный месячной оплаты труда.

Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС РФ: заявление; предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения иностранной рабочей силы; проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие договоренность с ино­странным гражданином или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привле­чения и использования иностранных работников; копия поручения (квитанция) об оплате за оформление и получение разрешения. При выдаче разрешения должно учитываться приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Разрешени­ем устанавливаются квоты па привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий.

Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдает­ся, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя дейст­вие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переве­дены на работу к другому работодателю. Срок профессиональной деятельности привле­каемых иностранных граждан не может превышать срока действия разрешения.

Предприниматели (работодатели), получившие разрешение на привлечение ино­странной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в ФМС РФ сведения о за­ключении на основании полученною разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками. ФМС РФ направляет информацию о выданных разрешениях за границу, в соответствующие страны и в соответствующие государственные органы, а также в пред­ставительства РФ. Эта информация служит основанием для получения иностранными гражданами в дипломатических и консульских учреждениях РФ въездной- выездной визы с правом найма ( поступления на работу).

В случае нарушения работодателем закона, в результате его ущемляются права иностранных работников, ФМС может приостановить действие разрешения или аннули­ровать его с предупреждением. Работодатель может быть без предупреждения лишен пра­ва пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

При прекращении деятельности предприятия или проведения им сокращения чис­ленности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от оконча­ния срока, на который оно было выдано.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы – это документ, необхо­димый для работодателя. Иностранный гражданин-мигрант, въехавший в РФ для осуществления профессиональной деятельности, должен иметь подтверждение на право трудо­вой деятельности. Оно выдается работнику территориальным органом ФМС РФ по хода­тайству работодателя и на основе полученного им разрешения на использование ино­странной рабочей силы, Это подтверждение в пределах численности привлекаемой рабо­чей силы, установленной разрешением ФМС РФ, выдается бесплатно.

Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора в соответствии с положениями российского трудового законодательства (ино­странец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает трудовой дого­вор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о работе в РФ на срок, ука­занный в договоре).

На иностранцев распространяются общие положения трудового законодательства, касающиеся заключения и расторжения трудового договора, заработной платы, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Работающие па наших предприятиях и в учреждениях иностранцы подчиняются тем же правилам трудового распорядка, что и российские граж­дане.

На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об ох­ране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законо­дательства.

Налогообложение иностранных работников совместных предприятий регулирует­ся Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 года.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Лекция 12. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса в РФ.

— основ. принцип, определяющий прав. статус иностранцев и апатридов в РФ — закреплен в ч. 3 ст. 62 К-ции РФ: указанные лица пользуются правами и несут обяз-ти наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или междунар. дог-ром РФ;

ФЗ от 25 июля 2002 «О прав. положении иностранных граждан в РФ» (в ред. от 11 нояб. 2003 г.) всех законно находящихся в Р. ин.гр-н разделяет на

а) временно пребывающих,

б) временно проживающих

в) постоянно проживающих

(для каждой категории – особ. условия по оформлению и срокам их пребывания в Р.);

* при этом дан.ФЗ в понятие «иностранный гражданин» вкл-т понятие «лицо без гр-ва», за искл. Случаев, когда для апатридов в нем устан-ся особ.правила;

А) срок временного пребывания ин.гр-на опред-ся сроком действия выданной ему визы; если он прибыл в Р. в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не м. превышать 90 суток; в случаях, предусмотренных ФЗ, срок пребывания м.б. продлен или сокращен;

Б) разрешение на временное проживание ин. гр-нвыдается тер. органом федер. органа исп.вл., ведающего ? внутр. дел, по заявлению ин.гр-на; срок действия разрешения – 3 года;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

разрешение м.б. выдано в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Пр-вом РФ по предложениям органов исп. вл. субъектов РФ с учетом демографич. ситуации в субъекте и воз-тей последнего по обустройству ин.гр-н;

ФЗ опред-т категории лиц, кот. выдается разрешение на врем.проживание без учета квоты:

— родившимся на тер. РФ;

— состоящим в браке с рос.гр-ном, проживающим в Р.;

— осуществляющим инвестиции в РФ в размере, установленном Пр-вом РФ;

— к иным категориям лиц, указанных в ФЗ.

Постановлением Пр-ва РФ от 1 нояб. 2002 г. утверждено Положение о выдаче ин. гр-нам и лицам без гр-ва разрешения на врем. проживание в РФ: разрешение оформляется в виде отметки соответств. образца в документах, удостоверяющих личность; установлены обязат. дактилоскопическая регистрация для лиц, получивших разрешение; обяз-ть ежегодно проходить перерегистрацию.

В ст. 7 ФЗ – перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на времен. проживание: неправомер. деятельность лица, нарушающая зак-во РФ, отсутствие (наличие) иных оснований для выдачи (сохранения) разрешения (отсутствие воз-ти содержать себя и членов семьи в пределах прожиточ. минимума; выезд за пределы РФ в ин. гос-во для пост. проживания; нахождение за пределами РФ более 6 месяцев; наличие заболеваний, перечень кот. утверждается Пр-вом РФ, и др).

В) постоянное проживание ин.гр-н в РФ оформляется документом, именуемым «вид на жительство»; до получения вида на жительство ин.гр-н обязан прожить в Р. не менее 1 года на основании разрешения на врем.проживание; вид на жительство выдается сроком на 5 лет и м.б. по заявлению лица продлен еще на 5 лет, и число таких продлений не ограничено;

Читайте так же:  Сущность религиозного объединения как некоммерческой организации

Положение о выдаче ин. гр-нам и лицам без гр-ва вида на жительство, утвержденное постановлением Пр-ва РФ от 1 ноября 2002 г., опред-т порядок подачи заявлений, их рассмотрения и разрешения выдачи вида на жительство, а также порядок решения этих ? уполномоч. органами; к нему прилагаются и описания бланков вида на жительство (отдельно для иностранцев и апатридов).

Контроль в миграц.области:

— с целью навести порядок в миграц. сфере ФЗ о прав. положении ин.гр-н определил меры по строг. учету въезда, пребывания и выезда иностренцев и апатридов и ужесточил контроль за их регистрацией, передвижением по Р., ответ-ть за нарушение установленного порядка:

новой формой контроля — миграционная карта, кот. заполняется ин.гр-ми (за некот.искл-м), въезжающими в Р., и содержит о них необходимые сведения (ФИО, дату рождения, цель визита), а также въездные и выездные части, в кот. делаются отметки о въезде и выезде и о регистрации по месту пребывания; въездная часть изымается у владельца при въезде, а выездная — при выезде;

— в целях учета ин. гр-н, пребывающих и проживающих в РФ, создается центральный банк данных, порядок создания кот. и использования содержащейся в нем информации устан-ся Пр-вом РФ: ин.гр-н, прибывший в Р., обязан зарегистрироваться в течение 3 раб. дней со дня прибытия в установленном законом порядке в органах внутр. дел по месту пребывания.

Полномочия ин.гр-н и лиц без гр-ва в РФ:

— имеют право на свобод. передвижение в пределах тер. РФ при некот. ограничениях, установленных ФЗ;

— не обладают избират.правом, а также правом участия в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ; при этом постоянно проживающие в РФ ин. гр-не в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ, имеют право избирать и б. избранными в органы МСУ, а также участвовать в местном референдуме;

— не м.б. призваны на военную (альтернативную гражданскую) службу службу; но м. поступать на воен. службу по контракту и м.б. приняты на работу в ВС РФ, др. войска, воинские формирования и органы в кач. лица граждан.персонала в соответствии с ФЗ;

— имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных ФЗ (не имеют права находиться на муницип., гос. службе; быть членом экипажа воен. корабля РФ, командиром воздушного судна граждан. авиации и замещать иные должности, допуск ин.гр-н к кот. ограничен ФЗ);

работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать ин. работников при наличии на это разрешения; а ин.гр-не имеют право осуществлять труд. деятельность только при наличии разрешения на работу. Однако это условие не распр-ся на ин.гр-н постоянно и временно проживающих в Р.; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов,; обучающихся в образовательных учреждениях и др.;

ФЗ опред-т порядок приглашения на въезд в РФ ин.гр-на в целях осущ-я труд. деятельности.

[3]

— за нарушение установленных правил пребывания и проживания ин.гр-н в РФ вплоть до административ. выдворения за пределы Р.;

— привлекаются к ответ-ти и работодатели, нарушившие установленный порядок использования труда ин.гр-н, а также должн.лица организаций, принимающих ин.гр-н, виновных в нарушениях зак-ва РФ, связанных с регистрацией, оформлением документов и т.д.

— ин.гр-не, совершившие преступления или правонарушения на тер. РФ, подлежат ЮО на общих основаниях с ее гражданами;

-ин.гр-нам, кот. нарушают зак-во о прав. положении ин.гр-н, м.б. сокращен срок пребывания в РФ, или они могут быть высланы из страны. В отношении нелегальных иммигрантов применяется их выдворение из пределов РФ.

Политич.убежище

:

— ч. 1 ст. 63 К-ции РФ: РФ предоставляет ПУ ин.гр-нам и лицам без гр-ва в соотв. с общепризн. нормами междунар.права;

— основание предоставления ПУ — преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его граждан. принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократич. п-пам, признанным мировым сообществом, нормам международного права;

— ПУ не предоставляется, если: действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в Р. преступлением, или лицо виновно в совершении действий, кот. противоречат целям и принципам ООН; лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование, и др.

— предоставление РФ-ей ПУ прз-ся указом Президента РФ;

— получившее ПУ лицо пользуется на тер. Р. правами и свободами и несет обяз-ти наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для ин.гр-н и лиц без гр-ва ФЗ или междунар. дог-ром РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9638 —

| 7591 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности трудовых прав иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

юридические науки

  • Анисимова Анна Константиновна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ИНОСТРАНЕЦ
  • ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Похожие материалы

В последние годы изменения мировой геополитической обстановки сложилась тенденция к увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Данный факт привел к некоторым проблемам в сфере регулирования труда с участием иностранных граждан, в частности, проблемам в разграничении трудовых прав граждан РФ, иностранных граждан и апатридов.

Состояние современного российского трудового законодательства отстает от потребностей экономики страны, а вопросы определения трудовых прав иностранных граждан и апатридов остаются актуальными.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством [2,3].

Ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Следовательно, при предоставлении трудовых прав иностранцам и лицам без гражданства действует, по общему правилу, национальный режим.

Иностранные граждане и апатриды имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством [4].

На указанные категории граждан распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев и лиц без гражданства в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и т.д.

Читайте так же:  Бухгалтерский учет подотчетных денег

На иностранцев и апатридов распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранных лиц и лиц без гражданства при определении их правового статуса и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Иностранные граждане и апатриды имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от времени проживания иностранного гражданина в РФ.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает особенности трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации [5].

В соответствии с названным законом, временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ. Право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности подтверждается разрешением на работу. Общим условием для его получения является достижение 18-летнего возраста. Так, по сравнению с российскими гражданами, которые при определенных условиях могут заключать трудовой договор с 14 лет, иностранные граждане значительно ограничены в такой возможности.

Что касается непосредственно трудовых прав иностранных граждан и апатридов, то согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются, в частности, на трудовые отношения с участием иностранных граждан [6].

В самом законе также указано, что порядок реализации трудовых прав усложнен, по сравнению с гражданами РФ. Разрешение на работу выдается в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение выдается работодателю для каждого иностранного работника, причем при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника из России. Закон предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России, т.е., прежде чем заключить трудовой договор, работодатель обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу. Отсутствие разрешений является основанием для прекращения заключенного трудового договора вследствие нарушений установленных обязательных правил при заключении трудового договора (ч. 11 ст. 77 ТК РФ). Отсюда вытекает вывод о том, что не все основания прекращения трудового договора, предусмотренные в ст. 77 ТК РФ, применимы для трудового договора иностранного работника.

Так, например, прокуратурой Канавинского района Нижнего Новгорода проведена проверка исполнения миграционного законодательства в деятельности организации, которая предоставляет услуги профессиональной уборки в одном из автосалонов «Нижегородец». В ходе проверки выявлен факт допуска к трудовой деятельности гражданки Республики Узбекистан в качестве уборщицы без разрешения на работу в Российской Федерации [7].

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев и апатридов в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания РФ, Воздушным кодексом РФ и др.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения [8].

Для решения возникшей проблемы был принят Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», в соответствии с которым в Трудовой кодекс РФ включена гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства» [9].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Аничкин Е.С., Казанцева О.Л. Конституционные ценности как основополагающие ориентиры государственно-правового развития России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 13: в 2 т. Т. 1. / М.: ООО «Издательство «Юрист».- 2013. — С. 548-553.
  3. Казанцева О.Л. Об особенностях юридической природы конституционных ценностей как категории российского права // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. — 2013. — №10. — С. 74-76.
  4. Пономарева Е.А. Особенности регулирования труда иностранных граждан в Российской Федерации. // [Электронный ресурс]: — http://www.juristlib.ru/book_7960.html
  5. Федеральный Закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. — 2002. — 31 июля.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.)// СЗ РФ. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.
  7. Актуальные новости и комментарии. [Электронный ресурс]:- http://newsnn.ru/news/118050.
  8. Дзарасов М.Э. Актуальные вопросы правового регулирования труда иностранных работников // СПС КонсультантПлюс.
  9. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2014. — № 49 (часть VI). — Ст. 6918.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Порядок и правила трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации в 2019 году: список документов, необходимых иностранному гражданину для работы в РФ и пошаговая инструкция для иностранного рабочего без визы

На практике приходится регулярно сталкиваться с тем, что разобраться с российскими миграционными законами и правилами трудоустройства иностранных граждан в России трудно даже юристам компаний-работодателей, тем более не просто понять весь порядок оформления на работу самим иностранным гражданам, приезжающим в другое государство на поиски работы.
Читайте так же:  Условия освобождения от уплаты ндс

По этой причине в данной статье мы решили описать все особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации и дать пошаговую инструкцию по оформлению иностранного гражданина на работу, которой могут пользоваться иностранцы, приезжающие на работу в Россию в безвизовом порядке.

Помимо процедуры трудоустройства иностранных граждан вы также узнаете про все необходимые иностранному гражданину документы для работы в России.

Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации в 2019 году в безвизовом режиме

Итак, рассмотрим порядок оформления иностранца на работу с точки зрения самого иностранного гражданина, которому не требуется виза для въезда в РФ.

Вы – гражданин другого государства, с которым у РФ имеется договор о безвизовом въезде, и у вас есть желание приехать в Россию на заработки. Вы отправляетесь в РФ впервые либо уже были здесь, однако у вас нет ни РВП, ни ВНЖ.

Страна, гражданство которой вы имеете, также не является членом ЕАЭС.

Какие действия требуется предпринять для легальной работы иностранных граждан в России, и какие нужны документы для работы иностранных граждан в 2018 году?

1. Вы должны иметь заграничный паспорт (загранпаспорт). Этот документ потребуется для пересечения границы. Если он отсутствует, вначале необходимо оформить его у себя на Родине.

2. На границе вы получите миграционную карту, которую потребуется заполнять самостоятельно. Отметим, что в качестве цели въезда вы должны будете указать «Работа». Нельзя указывать что-либо другое.

Указываете паспортные данные загранпаспорта, по которому вы пересекаете границу. Поменять цель въезда и другую информацию после пересечения границы будет невозможно.

Если вы решили прилететь на самолете, то вам будет выдана уже заполненная миграционная карта. Останется только проверить сведения, указанные в ней. В случае необходимости нужно обратиться к сотрудникам пограничной службы, чтобы они могли внести коррекции.

3. В день въезда в РФ вы должны оформить полис добровольного медицинского страхования, проще говоря – страховку для иностранных граждан.

4. Когда граница будет пересечена, вам будет предоставлено семь рабочих дней (у Таджикистана – пятнадцать календарных суток) для оформления миграционного учета. Он также носит названия трехмесячной либо временной регистрации.

Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу вашего будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а ваше нахождение в России станет незаконным, что в последствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем.

5. Далее, чтобы иностранцу трудоустроиться в РФ официально, необходимо оформить патент на работу. При его отсутствии вам не удастся работать легально.

Для подачи заявки на патент отводится тридцать дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу, что включает в себя:

  • прохождение медицинской комиссии;
  • сдачу тестирования на знание русского языка, российской истории и законов;
  • оформление годового полиса ДМС (страховки);
  • оплату налога по патенту за один месяц;
  • получение нотариального перевода паспорта;
  • прохождение дактилоскопической экспертизы;
  • заполнение требуемых заявлений и фотографирование.

6. Только после получения патента на работу на руки у иностранного гражданина будет возможность начать официально работать по той специальности и в том регионе, которые указаны в патенте.

7. Итак, патент получен, и у вас теперь есть два месяца для того, чтобы найти работодателя, подкрепить официальное трудоустройство иностранного гражданина к этому работодателю трудовым договором и отправить его копии в ФМС (ГУВМ МВД). Если вы не сделаете этого, ваш патент аннулируют.

Работодатель в свою очередь должен отправить в ФМС уведомление о заключении трудового договора с вами, таким образом уведомить органы о трудоустройстве на работу иностранных граждан.

Работодатель также может запросить такие документы для устройства на работу иностранного гражданина, как СНИЛС и ИНН.

8. После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи. В случае просрочки платежа даже на 1 день, патент автоматически аннулируется.

9. С сентября 2016 года иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту.

Естественно, оформление документов для трудоустройства иностранных граждан в России в 2019 с учетом всех налогов и госпошлин будет стоить недешево, поэтому эти затраты требуется спланировать заранее.

Однако если вы соблюдете все правила трудоустройства иностранных граждан, и у вас на руках будет полный пакет документов для работы иностранных граждан на территории РФ, вы сможете легально работать в России в течение года, не боясь депортации, штрафных санкций либо запрета на въезд.

Поэтому не нужно экономить на своей безопасности и спокойствии – официально работать иностранный гражданин может только имея на руках весь перечень документов для трудоустройства иностранных граждан к работодателю.

Помните, однажды потратив деньги на документы для официального оформления на работу иностранного гражданина по закону, вы в течение всего года сможете зарабатывать средства, а не расходовать их на оплату штрафов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вам была полезна наша статья о порядке трудоустройства иностранных граждан в России в 2019 году и пошаговая инструкция оформления на работу безвизовых иностранных граждан, пожалуйста ставьте лайк (+). Или же поделитесь с друзьями в соц. сетях информацией об устройстве на работу иностранного гражданина в РФ в 2019 году и расскажите про документы для легальной работы иностранных граждан в России.

Источники


  1. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  2. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  4. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
Специфика трудоустройства иностранцев и апатридов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here