Ставки дополнительных страховых взносов в пфр до спецоценки

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Ставки дополнительных страховых взносов в пфр до спецоценки" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 мая 2014 09:38

В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств — получать дополнительные льготы и надбавки.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.

На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.

Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.

С 2014 года, если работодателем:

— не проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда, а также если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года , признаны допустимыми или оптимальными (в целях включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии), то применяется дополнительный тариф в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, согласно ч.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ соответственно 6% (с2015г.- 9%0 и 4% (с 2015г.- 6%);

— проведена специальная оценка условий труда, а также, если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года, признаны вредными и (или) опасными, применяется дифференцированный дополнительный тариф – от 2 до 8 %.

Тарифы дополнительных страховых взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

Дополнительные страховые взносы в ПФР

Каждый работодатель с заработной платы сотрудников делает отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Для некоторых категорий работников, для которых установлены особые условия вредности и опасности, предусмотрены дополнительные страховые взносы в ПФР.

Сотрудники, работающие в опасных и вредных условиях труда, имеют право на досрочный выход на пенсию. Для того чтобы пенсионных отчислений хватило на выплату пенсию, предусмотрены дополнительные страховые взносы, которые отчисляются в Пенсионный фонд. Работодатель должен в дополнение к стандартному тарифу страхового взноса, равному в 2015 — 2016 году 22%, отчислять суммы по дополнительному тарифу.

Законодательный документ, который устанавливает порядок и размер пенсионных отчислений по дополнительному тарифу — Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 (ст.58.3). Дополнительные страховые взносы в ПФР были введены еще в 2013 году, ежегодно ставка отчислений увеличивается.

Ставки дополнительных пенсионных отчислений

Размер тарифа зависит от степени опасности и вредности работы, которая определяется по результатам проведения специальной оценки условий труда — о том, что это такое и как проводится, читайте здесь.

Читайте так же:  Отчетность ип без работников на осно

Дополнительные страховые взносы в ПФР до спецоценки в 2016 году

Ставка 6%

Если спецоценка в отношении рабочих мест еще не проводилась, то дополнительные отчисления нужно делать в отношении работников, должности и профессии которых перечислены в пп.2-18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (работа с тяжелыми условиями труда, водители общественного транспорта, работники портов, трактористы, крановщики, дорожные работы, работающие в шахтах, на рудниках, в аварийно-спасательных службах и другие категории работников).

Ставка 9%

Данная ставка применяется для работников, перечисленных в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (подземные работы, горячие цеха, работа с вредными условиями).

Дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд после спецоценки

В ходе специальной оценки условий труда оценивается каждое рабочее место на вредность и опасность, по результатам оценки каждому рабочем месту присваивается класс условий труда, от которого и зависит дополнительный тариф пенсионных отчислений.

Предусмотрены 3 класса условий труда:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный — имеет 4 подкласса;
  • опасный.

Для оптимального и допустимого класса дополнительные страховые взносы не предусмотрены.

Тарифы страховых взносов зависят от специальной оценки условий труда

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 марта 2014 16:42

Сегодня, 14 марта, заместитель управляющего Отделением ПФР по Самарской области Светлана Нефедова выступила перед активом Самарской областной организации профсоюза работников химических отраслей промышленности и рассказала об отдельных аспектах совершенствования пенсионной системы.

В Самарской области на сегодня каждый третий пенсионер уходит на пенсию досрочно. Начиная с 2013 года институт досрочных пенсий реформируется. Согласно пункту 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 421-ФЗ*) периоды работы с вредными и тяжелыми условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С принятием Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в системе досрочных пенсий начинает действовать механизм специальной оценки условий труда, который позволит не только регулировать процесс уплаты страхователями дополнительных тарифов страховых взносов, но и осуществлять постепенный переход к упорядочению назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в прямой зависимости от реальных условий труда на рабочем месте.

Соответственно, для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установлены дополнительные тарифы страховых взносов:

Список №1 (Список № 2 и «малый список»): 2013 г. – 4 (2) %; 2014г. – 6 (4) %; 2015 г. – 9 (6) %

С 2014 г. – дифференцированный тариф (от 2 до 8%) или освобождение от него с учетом проведения оценки условий труда и выявления класса условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).

Размеры дополнительных страховых взносов определяются частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (часть введена Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ).

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Две первых категории освобождаются от уплаты дополнительных страховых взносов, работники этих категорий не будут иметь права досрочного выхода на пенсию.
За вредные и опасные условия работодателям, как и сейчас, придется платить дополнительные страховые взносы (от 2 до 8%), но только при условии, что эти профессии или должности входят в соответствующие списки.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна на пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

Таким образом, с 1 января 2014 года периоды работы по Списку №1, 2 и др., имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

При этом до проведения специальной оценки условий труда периоды занятости на рабочих местах на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, 2 и др. независимо от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2014 года, но при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Оценку условий труда будут производить специальные комиссии, куда войдут независимые специально аккредитованные эксперты, представители предприятий и профсоюзов. Работник вправе присутствовать во время проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Он может обращаться за получением разъяснений, он вправе обжаловать результаты этой процедуры.

В связи с этим, работодателям дается выбор: либо модернизировать свое производство и тем самым уберечь своих сотрудников от опасности, либо обеспечить им досрочное пенсионное обеспечение.

Нормы Закона №426-ФЗ от 28.12.2013 устанавливают переходные положения, предусматривающие отложенные сроки введения в действие некоторых требований к специализированным организациям и экспертам (вплоть до 31 декабря 2018 года.), а также признание результатов проведенной до вступления в силу Федерального закона аттестации рабочих мест в течение пяти лет со дня её завершения.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (п. 7 ст. 7 закона о спецоценке). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации (ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.
Читайте так же:  Ип – плательщики земельного налога

Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.

Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно

Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.

В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от (части 1-2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, ч. 4 ст. 27 закона о спецоценке):

  • вида работы;
  • результатов спецоценки или аттестации на рабочих местах.

На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение. При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.

Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам (ст. 58.3 закона о страховых взносах) не следует путать с «дополнительными» взносами в ПФР в размере 10% (ч. 1 ст. 58.2 закона о страховых взносах). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.

Как определить, какой тариф нужно применить?

Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).

Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.

Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.

В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.

Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

Стоит ли таким страхователям скорее проводить специальную оценку, сказать сложно. Это достаточно дорогостоящая процедура, поэтому выгоды от ее проведения каждый должен определить самостоятельно.

Как исчислять взносы по дополнительным тарифам, если в течение месяца сотрудник занят на различных рабочих местах

Иногда лица, с выплат которым начисляются взносы по дополнительным тарифам, в течение месяца заняты на нескольких рабочих местах. В свою очередь на этих рабочих местах установлены различные классы (подклассы) условий труда либо отсутствуют результаты аттестации или специальной оценки. Возникает вопрос, как с производимых указанным лицам выплат начислять взносы по дополнительным тарифам.

По мнению министерства, такие взносы следует исчислять со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (независимо от того, за какие периоды производятся выплаты). Начисление происходит пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве рабочих дней (часов) в месяце. При этом в общем количестве рабочих дней (часов) нужно учитывать сверхурочную работу, а также работу в выходные и праздничные дни.

Такое положение дел существенно усложняет заполнение формы РСВ-1 ПФР, но в некоторых случаях помогает экономить на страховых взносах, поскольку разным классам (подклассам) соответствуют разные тарифы взносов.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)
Читайте так же:  Когда дают больничный по беременности и родам

С другими формами, образцами и бланками документов, используемыми при исчислении страховых взносов, можно ознакомиться в разделе «Бланки»

Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?

Согласно ст. 60.1 ТК РФ сотрудник вправе заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) или у другого работодателя (внешнее совместительство). Следовательно, работа по совместительству выполняется в рамках отдельных трудовых отношений.

[3]

Проанализировав эти нормы, Минтруд России сделал следующий вывод. Если сотрудник во время совместительства не занят на работах, перечисленных в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, то взносы в ПФР по дополнительным тарифам не начисляются на производимые ему выплаты.

Получается, что если по основной работе сотрудник выполняет соответствующие работы, а по совместительству – нет, то дополнительные тарифы применяются только к выплатам по основному месту работы.

Дополнительные тарифы, размер которых зависит от результатов спецоценки, применяются с даты утверждения отчета об этой оценке

Частью 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах установлены дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР, которые зависят от класса условий труда, присвоенного по результатам специальной оценки.

В свою очередь результаты этой оценки отражаются в отчете о ее проведении. Данный отчет составляется организацией, проводившей спецоценку, подписывается членами комиссии, сформированной работодателем, и утверждается председателем этой комиссии (ст. 15 закона о спецоценке). То есть датой завершения специальной оценки считается день утверждения отчета.

Основываясь на этом, Минтруд России указал следующее. Раз результаты спецоценки используются с даты утверждения отчета, то с этого же дня применяются дополнительные тарифы, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. При этом за месяц, в котором был утвержден отчет, взносы по указанным тарифам уплачиваются только с части суммы, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Однако при таком подходе проблематично заполнить расчет по форме РСВ-1 ПФР: нужно внести данные сразу в несколько подразделов (2.2, 2.3 и 2.4) и пропорционально высчитать суммы, облагаемые по разным тарифам.

Результаты аттестации, оформленные в 2014 году, использоваться не могут

Как уже говорилось, с 1 января 2014 года упразднена аттестация рабочих мест (ст. 12, ст. 15 Закона № 421-ФЗ). В то же время не все работодатели (страхователи) успели оформить результаты проведенной в 2013 году аттестации до указанной даты, то есть сделали или сделают это уже в 2014 году. По мнению министерства, результаты такой аттестации использоваться не могут. Иными словами, работодатели (страхователи) не могут их применить, в частности, для определения размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Но что же делать таким работодателям? Ведь получается, что деньги за такую аттестацию выкинуты на ветер. Мы считаем, что работодатели могут заключить дополнительное соглашение с организациями, проводившими аттестацию. В этом соглашении нужно прописать, что в связи с изменением законодательства вместо аттестации будет проведена специальная оценка, то есть следует изменить предмет договора. Кроме того, в соглашении нужно указать, какие дополнительные исследования будут осуществлены, чтобы проводимая процедура соответствовала всем требованиям закона о спецоценке. Отметим, что организации, аккредитованные на проведение аттестации рабочих мест, вправе проводить спецоценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 27 закона о спецоценке).

Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.

ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году

Даже если условия труда по итогам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, признаны оптимальными или допустимыми (а не вредными или опасными), то в 2014 году страхователь должен уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 6 и 4 процентов, которые ранее были установлены для «вредных» работ. Такие разъяснения содержатся в письме Пенсионного фонда от 12.02.14 № НП-30-26/1707.

Напомним, с 1 января 2013 года для отдельных категорий работников, которые досрочно выходят на пенсию (в частности, тех, кто работает на производстве с вредными условиями труда), установлены дополнительные взносы в ПФР (см. «Когда и как применять дополнительные тарифы для вредных работ: советы от ПФР»). К основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для обычных сотрудников. Дополнительные тарифы установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (см. таблицу).

Дополнительные тарифы взносов в ПФР для отдельных категорий работников

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени (подробнее см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

[1]

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки применяются, в том числе, для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, которые утверждены частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

ФНС России сообщила о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР в случае отсутствия результатов специальной оценки условий труда

С 1 января 2017 полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы, а вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе по дополнительным тарифам, регулируются положениями НК РФ.

Читайте так же:  Как правильно составить качественный бизнес-план, который одобрят в банке

На основании пункта 3 статьи 428 НК РФ дополнительные тарифы применяются в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.

ФНС России сообщает, что если работник занят на таких видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от того, была ли в отношении его рабочего места проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда.

В случае отсутствия результатов проведения специальной оценки условий труда вновь созданных рабочих мест на выплаты работникам страховые взносы начисляются по дополнительному тарифу, предусмотренному пунктом 1 статьи 428 НК РФ, в размере 9%.

Ставки дополнительных страховых взносов в ПФР до спецоценки

В частности, для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, перечисленных в п. 1 указанной нормы (то есть на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в следующих размерах: в 2013 г. – 4%, в 2014 г. – 6%, в 2015 г. и последующие годы – 9%.

Для работодателей в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2–18 этой же нормы (занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, в полевых, геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах и др.), применяются дополнительные тарифы в следующих размерах: в 2013 г. – 2%, в 2014 г. – 4%, в 2015 г. и последующие годы – 6%.

При этом с 1 января 2014 г. в случае, если у работодателя проведена специальная оценка условий труда (СОУТ) либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам СОУТ (аттестации рабочих мест), в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, применяют дополнительные тарифы в следующих размерах:

Класс условий
труда
Подкласс условий
труда
Дополнительный
тариф страхового
взноса, %
Опасный 4 8,0
Вредный 3.4 7,0
3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0
Допустимый 2 0,0
Оптимальный 1 0,0

Условия применения дополнительных тарифов
страховых взносов в ПФР

Исходя из положений ч. 1, 2, 2.1 ст 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ. Таким образом, основным условием применения плательщиками страховых взносов дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР является занятость застрахованного лица на вышеуказанных видах работ.

В связи с этим применение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР не зависит от вида договора, по которому работает у данного плательщика застрахованное лицо, занятое на вышеупомянутых видах работ. Поэтому если физическое лицо занято на видах работ, указанных в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР начисляются на выплаты и иные вознаграждения в пользу данного работника независимо от того, заключен ли с таким работником трудовой договор или договор подряда.

Кроме того, если работник продолжает работать на вышеупомянутых видах работ после того, как выработал льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии и пенсия ему назначена, то с выплат в его пользу страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР также начисляются в общеустановленном порядке, поскольку ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не предусматривает никаких других условий для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР, кроме занятости работника на этих видах работ.

Что касается исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР с выплат в пользу работников, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии которых обусловлено совершением работником определенных действий в течение календарного года (например, лиц, работающих в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), учитывая, что занятость этих лиц на указанных видах работ с целью применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не зависит от дней, отработанных в полях и т.п., то, соответственно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

Исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работников зависит от занятости работника на работах, указанных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в месяце, в котором производится начисление данных выплат и вознаграждений, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (то есть если они производятся за прошлые периоды). При этом работник может быть занят на вышеупомянутых видах работ как полностью, так и частично. .

Вместе с тем, если работник, занимающий должность на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованной в п.п. 1–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, находится в служебной командировке, на межвахтовом отдыхе, в очередном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и т.д., то такой работник для целей исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР считается полностью занятым на работах с особыми условиями труда.
Читайте так же:  Бизнес на выращивании шампиньонов

При этом в случае полной занятости работника в течение месяца на вышеупомянутых работах исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты.

В случае оформленной надлежащим образом частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в п.п. 1 и 2–18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, так и на иных работах (не поименованных в указанных пунктах) исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример. В месяце 22 рабочих дня, из них на основании приказа руководителя работник 10 дней отработал на работах, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, и 12 дней – в нормальных условиях.

Общая сумма начисленных в этом месяце выплат, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, равна 22 000 руб. (в том числе отпускные, премия за прошлый год).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, составит 1000 руб. (22 000 руб. / 22 дн.).

Величина страховых взносов по дополнительным тарифам – 600 руб. (1000 руб. x 10 дн. x 6%).

Исчисление страховых взносов при наличии актуальных результатов
аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест (и) или результатов СОУТ плательщик может применять дифференцированные размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в размере от 8% до 0%.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест признаны вредными и (или) опасными.

К сведению. Класс (подкласс) условий труда на рабочем месте может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим, если по итогам аттестации рабочему месту установлен вредный или опасный класс условий труда, в отношении такого рабочего места следует применять дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае если в документах по результатам проведенной аттестации рабочему месту был присвоен 3-й класс (вредные условия труда) без подразделения на степени вредности (3.1, 3.2, 3.3., 3.4), при отсутствии возможности у плательщика страховых взносов подтвердить степень вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении выплат работнику, занятому на данном рабочем месте, должен применяться дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, то есть 7%.

Что касается СОУТ, то датой ее завершения следует считать дату утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Следовательно, результаты СОУТ используются с даты утверждения отчета, и, соответственно, с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

При этом за месяц, в котором был утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, подлежат уплате только с части выплат, исчисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца.

Следует обратить внимание, что дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР применяются только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. В связи с этим если работник не занят на вышеуказанных видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам в ПФР на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», № 7, 2015.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  4. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
Ставки дополнительных страховых взносов в пфр до спецоценки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here