Трудовая миграция в россии

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Трудовая миграция в россии" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Трудовая миграция

Трудовая миграция — наиболее динамичный и самый большой миграционный поток в СНГ, стимулируемый тяжелой экономической ситуацией и разрешением прежней сферы занятости. Развитие трудовой миграции носило взрывной характер, и она быстро приобрела массовое распространение, как это характерно для всего мира.

Реформы в политической и экономической сфере с 90-х годов XXI века создали условия для вхождения Российской Федерации в международный рынок труда и привели к развитию новых реальностей в области внешней трудовой миграции. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника интеграционных процессов и международного трудового обмена. Выявление и изучение этих новых явлений — предпосылка правильного понимания современных тенденций миграционных процессов, их взаимосвязей с миграционной политикой, регулированием ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения.

Переход к рынку, появившиеся возможности выезда за границу в сочетании с экономическим кризисом, массовой потерей работы и падением заработной платы сыграли большую роль в развитии трудовой миграции. Она стала главным способом заработка для миллионов жителей нашей бывшей страны Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001, стр.4.

Тенденции к расширению внешней трудовой миграции, которые в последние десятилетия достаточно четко проявились во многих странах мира, уже в течение длительного времени наблюдаются и в современной России. Одним из результатов политических и социально-экономических преобразований в Российской Федерации стало превращение ее в центр притяжения трудовых мигрантов не только из бывших союзных республик, но и из стран дальнего зарубежья.

В составе трудовых мигрантов можно выделить три потока:

  • — трудовая миграция или въезд иностранной рабочей силы;
  • — трудовая эмиграция — выезд на заработки или в коммерческих целях жителей данной страны;
  • — внутренняя трудовая миграция.

Трудовая миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах. Законный мигрант (если он иностранец), должен иметь следующие разрешения: на въезд в страну, на пребывание в ней в течение определенного срока, на трудовую деятельность. Если одно из этих требований нарушено, мигрант считается незаконным.

Незаконных мигрантов часто называют нелегалами, употребляя эти понятия как синонимы. Между тем, если нелегальные мигранты всегда и незаконные, то незаконные мигранты не обязательно нелегальные. Так, подавляющее большинство трудовых мигрантов из тех стран, откуда для въезда в Россию нужна виза, имеют ее. Следовательно, они въезжают и находятся в стране легально. Наиболее часто встречающееся при этом нарушение (например, со стороны китайцев) — несоответствие занятий в стране пребывания целям въезда. Типичное нарушение — въезд по туристической или учебной визе с целью торговли. Второе типичное нарушение — просроченная виза. Но и в этом случае мигрант чаще всего не становится нелегалом: он открыто торгует и платит штрафы за нарушение режима пребывания в стране. Он, безусловно, в этом случае не соблюдает закон, но и в то же время и не скрывается Миграция населения. Вып.2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001, стр.6.

Если за законность пребывания в стране ответственность лежит в большей мере на самом мигранте, то оформление трудовых отношений непосредственно зависит от правового регулирования рынка труда.

В процессе трудовой миграции оказались вовлечены представители самых разных социальных слоев, широкого возрастного диапазона, различной профессиональной принадлежности, а отнюдь не какая-то особая часть населения. И это не удивительно, поскольку проблема выживания в условиях кризиса коснулась в той или иной степени всех групп населения.

Одной из важнейших характеристик совокупности иностранной рабочей силы на рынке труда является половозрастной состав. Обычно в нем преобладают мужчины. Диспропорция в полах вызвана тем, что лица, желающие получить работу за рубежом, стараются выезжать без членов семьи, чтобы сэкономить бюджет и расширить рамки рабочего времени Я.У.Давид. Иностранная рабочая сила в Москве // Социологические исследования, №4, 2000г., стр.32.

Расширение использования иностранной рабочей силы в экономике России как результат включения страны в систему международного рынка труда обусловлено целым рядом факторов. С экономической точки зрения причины внешней миграции в России можно свести к двум основным — межстрановым различиям в уровнях зарплаты и состоянии рынка труда.

Первый важный фактор трудовой иммиграции в Россию — ее относительная привлекательность с точки зрения уровня жизни, возможности получения более высоких заработков.

Второй фактор, определяющий приток трудовых мигрантов, — ситуация на рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в России, сохраняющиеся возможности занятости для иностранцев в формальном и неформальном секторах экономики.

Как и в большинстве стран мира, важнейшая причина, генерирующая занятость иностранной рабочей силы, — относительная ее нехватка в отдельных секторах экономики и регионах, по отдельным профессиям и видам работ. Прежде всего, это те сферы занятости, которые характеризуются низким уровнем оплаты труда, большим количеством непривлекательных рабочих мест, отдаленностью районов.

Сегодня в России при наличии безработицы сохраняется потребность в рабочей силе определенного качества и специализации. Большими объемами низкооплачиваемых ручных работ и отсутствием желающих выполнять их из числа местного населения обусловлено привлечение овощеводов и сельскохозяйственных рабочих из Китая и Таджикистана. На многих территориях наблюдается нехватка рабочих в строительстве, на транспорте (водителей автобусов, троллейбусов и трамваев), станочников, газоэлектросварщиков и других профессий. В целом по России число только зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест составляет около восьмисот тысяч вакансий.

В условиях постепенной стабилизации экономического положения часть внутренних трудовых ресурсов или не ориентирована полностью на занятие этих рабочих мест (в основном из-за низкого уровня оплаты, либо в силу недостаточной гибкости рынка труда), или не способна обеспечить высокую производительность и необходимое качество труда. В результате в сфере рынка труда и занятости населения создаются объективные предпосылки для миграционного притока иностранных работников.

Общая проблема заключается в том, что Россия сейчас вступает в период сокращения трудоспособного населения, национальный рынок труда будет дефицитным на протяжении длительного времени. Это результат тех социально-экономических проблем, «реформ» и тех провалов социальной политики государства, которые были в конце 80-х и в 90-е годы.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года признает, что без привлечения миграционных ресурсов нельзя уверенно преодолеть этот сложный период.

Привлечение мигрантов должно происходить в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом их социальной адаптации и интеграции. Необходимо четко регулировать объем миграции, и для этого вводить социально и экономически обоснованные квоты.

Мигранты нужны, но только в том числе, которое город может принять. При этом миграционные ресурсы надо направлять в те отрасли экономики, где они действительно необходимы, и таким образом контролировать ситуацию.

Читайте так же:  Ответственность за перепланировку без разрешения

Эффективность труда мигрантов низкая.

В подавляющем большинстве — это неквалифицированная рабочая сила. Упал уровень знания русского языка, изменился и снизился образовательный уровень, минимальна готовность к социальной адаптации и интеграции. Все это требует от государства больших усилий по адаптации мигрантов и большего контроля за миграционными потоками.

И совершенно другое дело, когда речь, идет, например, о задачах привлечения квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений. Тут должен быть совершенно иной подход. Тут мы говорим, что нам нужны квалифицированные специалисты определенных профессий и мы заинтересованы в том, чтобы молодые люди из стран СНГ и из других государств, которые заканчивают наши вузы, могли жить и работать в нашей стране.

Сегодня и по подсчетам экспертов, и по данным самой ФМС, в России уже порядка 10 миллионов трудовых мигрантов. Причем, по разным оценкам, до 30 процентов всего этого миграционного потока приходится на Москву. Это огромная диспропорция и нагрузка именно на Москву, на всю ее экономическую, социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуру.

Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и органами социальной защиты, налоговыми органами, медицинскими учреждениями, силовыми структурами, наконец, самими работодателями. В конечном счете, чтобы обеспечивать безопасность города и страны, необходима единая информационная система, которая должна отражать реальную ситуацию по соблюдению иностранными работниками миграционного законодательства.

Максимум ответственности и расходов по обустройству и нормальному регулированию трудовой миграции должны нести работодатели — ведь это они привлекают мигрантов. Сейчас все, что делают работодатели, — это создают рабочие места для мигрантов с очень заниженной оплатой труда. Нужно минимизировать демпинг на рынке труда, установить минимальную оплату в каждой отрасли с учетом особенностей региона. На работодателей должна возлагаться ответственность не только за оформление разрешения на работу, но и за социальную защищенность работников.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

[3]

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Читайте так же:  Можно ли получить кредит без справок с доставкой на дом

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Трудовая миграция в России

После начала экономического роста в стране, основную часть миграционного потока стали представлять трудовые мигранты. Большинство иностранцев, временно находящихся в России — граждане стран СНГ, преимущественно Украины, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдавии. Работодатели пользуются их правовой неграмотностью, используя их рабочую силу с нарушением законодательства (не оформляя им разрешение на работу) и ставя, таким образом в бесправное положение. Сами трудовые мигранты из республик Средней Азии и Закавказья зачастую не владеют русским языком, не имеют профессии. Этому способствует и то, что до 2002 года в России не было соответствующего минимальным стандартам законодательства о миграции. Среди государств, не входящих в СНГ, наибольшее количество мигрантов в Россию поставляют Китай, а также Вьетнам, Афганистан, Турция.

По данным Росстата, опубликованным 3 июня 2010 года, за I квартал 2010 г. число мигрантов внутри России увеличилось на 7,1 тыс. Человек, или на 1,9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Миграционный прирост населения России снизился на 5,8 тыс. человек, или на 10,0 %, что произошло в результате уменьшившегося числа зарегистрированных по месту жительства прибывших в Российскую Федерацию (на 6,3 тыс. Человек, или на 9,7 %), в том числе за счет иммигрантов из стран государств-участников СНГ — на 6,7 тыс. человек, или на 11,2 %. Наряду с этим отмечено сокращение числа выбывших за пределы России на 0,5 тыс. человек, или на 7,3 %, в том числе в государства-участники СНГ — на 0,01 тыс. Человек, или на 0,3 %.

В I квартале 2010 г. в обмене населением с государствами-участниками СНГ было отмечено уменьшение миграционного прироста. Увеличение прироста наблюдалось в миграционном обмене с Республикой Молдова, Украиной, Азербайджаном, Таджикистаном.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

За 9 месяцев 2013 года в Москву и Московскую область въехало 3,3 миллиона трудовых мигрантов, а в Санкт-Петербург и Ленинградскую область — 2,5 миллиона трудовых мигрантов.

Этнический состав миграционного прироста населения России за 1992—2007 годы: русские — 65,2 %, армяне — 7,2 %, украинцы и белорусы — 6,6 %, татары — 5,4 %, азербайджанцы — 2,3 %, башкиры, марийцы, мордва, удмурты и чуваши — 1,9 %, другие народы России — 2,0 %, остальные — 9,5 %.

В совокупности международных миграционных процессов в Российской Федерации, основное место принадлежит процессу трудовой миграции. Официальная статистика трудовой миграции из России основывается на результатах деятельности фирм, имеющих соответствующие лицензии, и охватывает лишь тех, кто был легально трудоустроен с помощью этих посредников. Таблица 3 показывает, что российские трудовые мигранты находят работу практически во всех регионах мира, причем в наибольшей степени привлекательны для них США: каждый шестой трудящийся-мигрант из России находит работу именно там.

Следует сказать, что реальный масштаб трудовой миграции из России официальной статистикой отражается далеко не полностью, т.к. цифры публикуемые Росстатом включают лиц, легально трудоустроенных за рубежом при содействии посреднических фирм, имеющих соответствующие лицензии на деятельность такого рода. Вне рамок статистических отчетов остаются те, кто нашел работу за границей самостоятельно, а также те, кто отправился за рубеж на заработки без рабочей визы, через посредничество туристических фирм (например, так часто выезжают танцовщицы, аниматоры, администраторы отелей в курортных зонах, где отдыхает много туристов из России и других стран СНГ). В 2010 году так получили работу за границей чуть более 70 тысяч российских граждан, и число это устойчиво растет (в 1994 году — лишь 8 тысяч). Распределение российских граждан, выехавших на работу за границей, по уровню образования, свидетельствует о высоком «качестве» уезжающей рабочей силы (рисунок 2): 72,8% трудовых мигрантов из России имеют профессиональное образование, почти половина из них имеют университетские дипломы. Но это далеко не означает, что все они находят работу по профессии в других странах. Однако для российской экономики, испытывающей недостаток профессиональных кадров, — это является несомненной потерей.

Рис. 2 Распределение численности российских граждан, выехавших на работу за границей, по уровню образования, %.

Образовательный уровень выезжающих из России трудовых мигрантов существенно выше, чем средние показатели по стране. Так, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, доля российских граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 58%, что почти на четверть меньше, чем среди трудовых мигрантов, уезжающих из России с целью трудоустройства за рубежом. К сожалению, мы не можем сравнить образовательный уровень выезжающих из России трудовых мигрантов и въезжающих в Россию трудовых мигрантов, поскольку таких данных нет. Однако распределение по уровню образования есть в отношении иммигрантов, въезжающих в Россию на постоянное место жительства. Так, среди иммигрантов в возрасте 14 лет и старше доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 42%. Понимая условность сравнения, тем не менее, мы можем заключить, что образовательный уровень тех, кто считает Россию миграционно-привлекательной страной, существенно ниже по сравнению с теми, кто стремится из России уехать работать в других странах.

Читайте так же:  Личная карточка работника форма т-2

Среди российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за рубеж, 2/3 выезжают на срок до 6 месяцев, 23% -на срок от 6 месяцев до 1 года и лишь 8% — на срок более 1 года. Характерно, что еще в 2004 г. 31% выезжавших трудоустраивались на срок более 1 года. Данное сокращение продолжительности профессиональной деятельности российских трудовых мигрантов за рубежом отчасти связано с увеличением потока студентов, отправляющихся работать за границей в период каникул. Если же мы расширим рамки официальной статистики зарубежного трудоустройства и хотя бы приблизительно оценим число тех, кто уезжает на работу за границу, минуя официальных российских посредников, то общее количество ежегодно выезжающих из России трудовых мигрантов составит не менее 120-160 тысяч человек. Среди них, несомненно, окажется много занятых на строительных и сезонных сельскохозяйственных работах, в гостиничном бизнесе разных стран, особенно курортных зон, на так называемых женских видах работ: помощь по дому, уход за детьми, уход за престарелыми и т.д.

Немало уезжает высококвалифицированных специалистов, приглашенных иностранными фирмами, ведущими целенаправленную «охоту за умами» по всему миру, в том числе и в России. Оценки общего числа работающих за рубежом россиян разнятся от 1,5 млн. чел. до 10 млн. чел. Согласно данным Центрального банка России, денежные переводы российских мигрантов из-за рубежа в 2010 г. составили 4788 тыс. долл. США.

По возвращении на родину мигранты привозят с собой не только заработанные деньги, но и новые профессиональные навыки и производственный опыт. Однако при этом проявляются и серьезные издержки для российской экономики, связанные с трудовой миграцией российских граждан за рубеж.

Во-первых, в период сокращения численности населения трудоспособного возраста и дефицита квалифицированной рабочей силы в России отток за рубеж российских работников, имеющих, как правило, высокие профессиональные и квалификационные характеристики, можно рассматривать как негативный процесс сокращения трудового потенциала России.

Во-вторых, очень болезненно сказывается на состоянии российской экономики «утечка умов». Отток интеллектуальных кадров способствует усилению технологического отставания России: снижению уровня научных разработок, утрате научных направлений и разрушению российских научных школ, многие из которых пока занимают ведущие позиции в мировой науке (например, в математике, биологии). Так, оценки потерь России от «утечки умов», основанные на расчетах американских экономистов о прибавочной стоимости, создаваемой интеллектуальным трудом, в 1990-х гг. составляли минимум 45-50 млрд. долл. ежегодно.

В-третьих, отъезд молодых ученых и аспирантов на работу за границу обостряет проблему воспроизводства научных кадров.

Главными факторами, определившими трудовую миграцию в Россию, являются с одной стороны, возрастание спроса на труд в России в связи с оживлением экономики на фоне начавшейся естественной убыли трудоспособного населения, с другой стороны — большое предложение труда со стороны ряда стран СНГ из-за экономической отсталости и высокой безработицы. Неблагоприятный демографический фон в сочетании с экономическим подъемом создали импульс для взрывоподобного развития трудовой миграции иностранной рабочей силы, которая быстро стала самым массовым миграционным потоком.

Трудовая миграция в России

Я экономист, и, как уверяют меня окружающие, довольно неплохой. Работа в нашей фирме носит сезонный характер. И меня всегда интересовал вопрос, а что заставляет наших рабочих приезжать к нам на заработки. Ведь едут даже из соседних регионов. Провел небольшое исследование, благо образование позволяет, и вот что мне удалось выяснить по данному вопросу.

Такое движение населения называется трудовая миграция. То есть граждане переезжают в другой населенный пункт, регион или даже в иностранное государство с целью поиска более высокооплачиваемой работы.

Социальное развитие, экономические возможности и в связи с этим разность в уровнях жизни в различных регионах страны не дает снизить актуальность данного вопроса в России. Да и международную ситуацию никто не отменял. Наши сограждане едут за границу в поисках высокооплачиваемой работы, а из соседних республик едут к нам. Как показывает статистика, Россия наравне с США и Канадой входит в тройку наиболее привлекательных стран для мигрантов различных уровней. И это не шутка.

Основной причиной такого передвижения народных масс является разность в уровнях зарплат в соседних регионах. Применительно к нашему случаю – в соседнем регионе все колхозы и совхозы давно уже стали банкротами, и сельское хозяйство пришло в упадок. Сотни первоклассных сельскохозяйственных рабочих остались без работы, без единого шанса найти работу по своему профилю. Немногочисленные фермерские хозяйства ситуацию не спасают.

А у нас имеется работа и нехватка рабочих. Вот и едет к нам с весны немалое количество рабочих из соседней области, остаются они у нас до осени. А после уборки урожая уезжают к себе домой, и так до следующего года.

Виды трудовой миграции

  • Безвозвратная – трудовой мигрант переезжает на ПМЖ в другой регион или государство. В России такая большая миграция населения была в 90-х гг., когда из села в город поехали сотни мужчин и женщин в поисках лучшей доли.
  • Длительная – человек уезжает на заработки на срок от года до нескольких лет. Пример: граждане уезжают на север.
  • Сезонная – уезжают на заработки на срок не более года, в среднем, полгода. Пример: моя фирма.
  • Маятниковая – граждане ежедневно выезжают соседний населенный пункт или региона на работу. В качестве примера – строители едут из деревень в город.

Выделяют еще два вида трудовой миграции:

  • Нелегальная – мигранты въезжают в другое государство незаконными путями и устраиваются на работу. В эту категорию относят и тех, кто въезжает в Россию вполне законно, но без разрешения на трудоустройство. Естественно, этот запрет ими игнорируется.
  • Перемещение граждан, мастеров своего дела. Это так называемый отток «мозгов». Что характерно для 90-х, когда высококвалифицированные специалисты в различных областях прямо косяком стали уезжать за границу.

Да, еще. Постоянно ездящих в командировки и челноков к трудовым мигрантам не относят.

Значение трудовой миграции для экономики

Оно довольно велико, особенно на экономику. Специалисты выделяют следующие пункты:

  • Повышается спрос на так называемую низкооплачиваемую работу. В частности, на должности дворников, уборщиков, разнорабочих. Конкуренция повышается в основном за счет мигрантов из средней Азии – Таджикистан, Узбекистан.
  • Благодаря повышению конкуренции работодатели могут существенно сэкономить на заработной плате, так как она позволяет нанимать рабочих по более низкой цене. Что для россиян является низкой зарплатой, для приезжих это очень высокая плата.
  • Высокая конкуренция повышает качество труда. Правда, только в случае, если мигранты устраиваются на официальную работу. Хотя этот постулат срабатывает не всегда.
Читайте так же:  Корпоративные клиенты — кто это

Кроме того, увеличенный поток мигрантов повышает количество налоговых сборов в данном регионе. Ведь они не только занимаются наемным трудом, но многие создают свой бизнес. Это не только сказывается на увеличении налоговых сборов, но и создает новые рабочие места.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Из положительных моментов отмечаем следующее:

  • Работодатели получают возможность привлечь новые кадры для работы. И возможно, с более высокой квалификацией. А значит, качество выпускаемой продукции и, соответственно, продажи увеличится. Что не может не сказаться опять же на налоговых ссорах.
  • Повышение культурного и социального обмена между регионами и странами.
  • Развитие экономики региона, причем не только там, где трудятся мигранты, но и их родной. Ведь по возвращении они тратят деньги дома, а значит, вкладывают их в экономику родного края.

Тем более не секрет – большинство мигрантов имеют очень низкое образование и культурный уровень развития. А общаясь в обществе, они волей-неволей повышают его. Это, конечно, не панацея, но все же.

Но и минусов трудовой миграции немало. Вот они:

  • Снижается уровень зарплаты, так как приезжие согласны трудиться за минимальную оплату. Даже в таком виде она для них чуть ли не «манна небесная».
  • Местное население теряет приоритет при устройстве на низкооплачиваемую работу. Так как за ту оплату, что предлагают работодатели, местные не идут.

Кроме этого, сказывается низкий культурный и образовательный уровень мигрантов. С их приездом увеличивается количество преступлений. По статистике МВД, «лидируют» такие правонарушения, как воровство, мошенничество и торговля наркотиками. Среди мигрантов женского пола часто практикуется проституция.

Перемены в законодательстве

Все это представляет немалые проблемы, поэтому российские власти пошли на ужесточение миграции, особенно в отношении иностранных граждан. Согласно новым правилам, иностранцы, желающие получить работу в России, должны обосновать свою просьбу. Без этого работу им не получить.

Внутригосударственную миграцию ограничивают открытием новых рабочих мест в тех регионах, где высокий уровень безработицы.

Трудовая миграция в Российской Федерации: возможные пути ее решения

Бородин С.С., профессор кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор.

Из многих проблем, связанных с миграционными процессами в Российской Федерации, наиболее острой является проблема трудовой миграции.

Иммиграционная обстановка сегодня в России такова, что она по-прежнему остается привлекательной страной — в 2004 г. к нам въехали свыше 22 миллионов иностранных граждан. Вместе с тем статистические данные показывают, что ежегодно 1,5 — 2 миллиона иностранцев не покидают территорию нашей страны в установленные сроки, приобретая таким образом статус нелегалов. Только по результатам обработки миграционных карт выяснилось, что более 250 тысяч иностранцев занимаются трудовой деятельностью незаконно.

Возникшая ситуация породила проблему легализации трудовых мигрантов. Ситуация до недавнего времени осложнялась тем, что если выполнять все правила, установленные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, регулирующими порядок получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, то у работодателей все служебное время было бы посвящено получению различных разрешений. Это — во-первых. Во-вторых, привлечение нелегалов на работу «освобождает» работодателя от соблюдения норм Трудового кодекса РФ, в соответствии с которым он обязан создать нормальные условия для проживания иностранных работников, обеспечения условий техники безопасности на производстве, выдачи страхового свидетельства, оказания им помощи в получении медицинского полиса и закреплении работников за определенной поликлиникой для оказания им необходимой медицинской помощи, а также соблюдении других правил социальной защиты трудовых мигрантов.

В-третьих, использование нелегальных работников означает, что в этих случаях работодатель заинтересован и имеет возможность не выплачивать в соответствующий бюджет все виды налогов.

Решение проблемы в 2004 — 2005 гг. виделось в срочном проведении иммиграционной амнистии. Именно так в мировой практике называется массовая легализация мигрантов в упрощенном порядке. Обсуждение вопроса о необходимости иммиграционной амнистии впервые началось в 2002 г. на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов, что соответствовало позиции Президента РФ В.В. Путина, который неоднократно говорил о том, что России нужны мигранты, и призывал легализовать соотечественников, не имеющих никакого правового статуса. Однако внесенные изменения и дополнения в некоторые статьи Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в ст. 14 о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, не решили кардинально проблему легализации мигрантов.

Летом 2004 г. по инициативе Форума переселенческих организаций при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации была создана группа экспертов, разрабатывающая идею проведения иммиграционной амнистии. При этом одна часть экспертов разрабатывала предложения о легализации мигрантов, приехавших на постоянное место жительства в Россию, вторая часть экспертов готовила концепцию легализации трудовых мигрантов. Комплект документов о внесении поправок в Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был направлен в Администрацию Президента РФ, однако ответа Уполномоченный по правам человека долго не получал.

Проблема амнистии трудовых мигрантов — это, по сути, первый шаг на пути к новой миграционной политике, разработать которую решил Совет безопасности на заседании 17 марта 2005 г. На нем была поставлена задача для ФМС России — сделать Россию страной, привлекательной для мигрантов. К сожалению, в работе государственных органов в этой сфере было совершено столько ошибок, что Россия может превратиться в страну закрытых дверей. Это ненормально, когда несколько миллионов человек, в основном наши вчерашние соотечественники, приехавшие в Россию законно, по безвизовому режиму, с самыми добрыми намерениями, попали вдруг в положение абсолютно бесправных рабов. Информация о таком положении мигрантов немедленно уходит за пределы России, и поэтому существует угроза, что миграционные потоки в нашу страну могут значительно сократиться.

Надо быть реалистами и помнить о том, что в мире уже началась борьба за мигрантов. Она во многом обусловлена общей проблемой для европейских стран и США — наличием демографического кризиса. Дефицит трудовых ресурсов скоро станет самым острым из существующих дефицитов.

[2]

Вместе с тем назначение К. Ромодановского директором Федеральной миграционной службы (ФМС России) дало новый импульс в изменении миграционных отношений в положительную сторону, поскольку его позиция заключается в том, чтобы перейти от благих пожеланий о смягчении участи приехавших в Россию на заработки к конкретным действиям. Поэтому в августе 2005 г. в Москве и Московской области начался эксперимент по легализации незаконных мигрантов. Эксперимент проходил следующим образом: сотрудники ФМС России, служащие регионального департамента занятости населения, врачи и сотрудники милиции прибывали на крупные стройки, где работают гастарбайтеры. При этом работодателю и мигрантам разъяснялось, что целью такого рейда является не выявление нарушителей миграционного законодательства и их наказание, а оказание им помощи в медицинском обследовании и в получении необходимых документов для легализации.

Читайте так же:  Бухгалтерия по залогу имущества и ценных бумаг

Однако проведение эксперимента в двух субъектах Российской Федерации, даже положительного, не могло заменить собой решение проблемы создания региональных органов ФМС России. По существу, непростительно затягивалось время по реализации Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», которым Правительству РФ было поручено в 2-месячный срок после принятия соответствующего федерального закона закрепить за территориальными органами ФМС России здания, служебные помещения, а также определить перечень имущества МВД России, передаваемого в Службу.

Ситуация же была такова, что в структуре МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации Приказом МВД России от 31 мая 2002 г. N 522 «О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции» были образованы управления по делам миграции, которые подчинялись указанным органам внутренних дел, а не Федеральной миграционной службе. Отсюда можно сделать следующие выводы:

ФМС России не могла дать распоряжение руководителям МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации о проведении иммиграционной амнистии в их регионах;

для безотлагательного решения проблемы легализации миллионов мигрантов необходимо было в кратчайшее время разработать пакет федеральных законов и других нормативных правовых актов, которыми должны быть укреплены режимы въезда-выезда, противодействия незаконной миграции, свободы передвижения, документирования иностранных граждан, а для реализации законодательных и иных актов — создать в субъектах Российской Федерации территориальные органы Федеральной миграционной службы. И следует отметить, что в течение 2005 г. территориальные органы ФМС России были в основном сформированы.

Процесс, что называется, пошел, и вместо миграционной амнистии усматривался другой путь — решение этой проблемы с помощью миграционного учета, введенного Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», который должен осуществляться не только ФМС России, главным образом ее территориальными органами.

В целях реализации ст. 18 и 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ принимает несколько важных Постановлений:

от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» (308 842 приглашений);

от 15 ноября 2006 г. N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»;

от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (6 миллионов разрешений);

от 23 декабря 2006 г. N 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»;

от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

от 17 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации».

Интересно отметить, что в правовое регулирование проблемы трудовой миграции активно включился и директор ФМС России, утвердив два не менее важных документа:

Приказ ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников»;

Приказ ФМС России от 25 декабря 2006 г. N 370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства».

В качестве выводов можно отметить следующее.

Во-первых, переход на уведомительный способ легализации иностранных граждан по месту пребывания, а также уведомительный способ о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, позволяет работодателю в самый короткий срок: в течение 10 дней со дня заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином — уведомить территориальный орган ФМС России или орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте Российской Федерации.

[1]

Во-вторых, в такой же короткий срок (10 рабочих дней) территориальный орган ФМС России обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу при наличии надлежаще оформленных документов или уведомить его об отказе в выдаче такого разрешения, четко сформулировав причину отказа.

Хочется надеяться, что Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по миграционному учету иностранных граждан и выдаче им разрешительных документов как один из основополагающих документов, определенных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 и являющихся обязательным для всех федеральных органов исполнительной власти, будет утвержден МВД России в ближайшее время. Такой Регламент обяжет сотрудников ФМС России принимать иностранных граждан в четко обозначенные часы (с 9 часов утра и до 20 часов вечера), что позволит ликвидировать огромные очереди из иностранных граждан, желающих легально трудиться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В-третьих, одним из путей решения проблемы нелегальной трудовой миграции является повышение размеров административных штрафов, применяемых к работодателям за незаконное привлечение иностранных работников, поэтому введение Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей размер административного штрафа в 800000 рублей, должно ускорить процесс легализации иностранных работников.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  3. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
  4. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
Трудовая миграция в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here