Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Уровни квалификации в профессиональных стандартах" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Содержание

В целях подготовки профессиональных стандартов Минтрудом России разработаны уровни квалификации, применяемые при описании трудовых функций, а также для описания требований к образованию и обучению работников

Уровни квалификации содержат описание обобщенных требований к работникам, характеризуемых следующими показателями:

«Широта полномочий и ответственность» — определяется степенью самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей);

«Характер умений» — определяет требования к умениям в зависимости от таких особенностей профессиональной деятельности, как множественность (вариативность) способов решения профессиональных задач, необходимость выбора или разработки этих способов, степень неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;

«Характер знаний» — определяет требования к знаниям, необходимым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний);

«Основные пути достижения квалификации каждого уровня» представляют типичные для современной России образовательные траектории, ведущие к определенной квалификации. Практический опыт может быть получен как в процессе освоения образовательных программ, так и в процессе трудовой и жизненной деятельности человека.

«Минимальные требования к уровню образования» показывают уровень образования, как правило необходимый для получения определенного уровня квалификации.

Уровни квалификации разработаны на основе Европейской системы квалификаций для непрерывного обучения и предназначены для выполнения функций, аналогичных функциям, выполняемым национальными квалификационными рамками ряда стран мира.

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н для цели разработки профессиональных стандартов были утверждены уровни квалификаций от 1 до 9

К каждому уровню квалификации в профстандарте указывается:

  • возможные наименования должностей, профессий;
  • требования к образованию и обучению;
  • требования к опыту практической работы;
  • особые условия допуска к работе;
  • другие характеристики.

Также указывается наименование обобщенной трудовой функции, которая в свою очередь состоит из необходимых трудовых действий, умений и знаний, которым должен обладать сотрудник по данному уровню квалификации.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Работодатель может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности направлением на обучение, повышение квалификации, переподготовку, подтверждение квалификации и так далее.

Таким образом, уровни квалификации предназначены для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования становятся обязательными.

Согласно закону обеспечение и подтверждение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

Читайте так же:  Когда появляется необходимость в справке

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

[3]

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Читайте так же:  Когда выходное пособие при увольнении не выплачивается

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

[1]

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Приказ Минтруда России №148н от 12 апреля 2013 г.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293) п р и к а з ы в а ю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Министр
М.А. Топилин

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов(.doc, 69 Кб)

Утверждены «уровни квалификации», применяемые при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников

Разработанные Минтрудом РФ девять уровней квалификации определяют требования к умениям и знаниям работника в зависимости от его полномочий и ответственности («деятельность под руководством», «деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий», «деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач» и т.д.). Применительно к соответствующим полномочиям и ответственности разработаны такие показатели уровней квалификации, как «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Установлено, что единые требования к квалификации работников, определенные «уровнями квалификации», могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт: уровень квалификации

По ряду специальностей Минтрудом утверждаются профессиональные стандарты. Большая часть работодателей применяют унифицированные нормативы в добровольном порядке. В некоторых случаях использование положений профстандарта является обязательным. Уровень квалификации в профессиональном стандарте обозначается для выделения разных категорий сложности выполняемого набора трудовых функций специалистами одного направления подготовки.

Назначение профстандартов

Обобщенная характеристика профессиональных стандартов дана в Трудовом кодексе (ст. 195.1–195.3 ТК РФ). Законодательство причисляет к основным задачам профстандартов идентификацию уровня квалификационной подготовки специалистов.

  • полученное образование по рассматриваемому направлению работы;
  • имеющиеся практические навыки, теоретические знания;
  • накопленный стаж.

Дополнительными ориентирами для работодателей являются ЕКС и ЕТКС, которые утверждены Правительством РФ. Выбор регламентирующего нормативного акта при подборе персонала осуществляет работодатель на свое усмотрение, в перспективе ожидается отмена квалификационных справочников и переход на повсеместное применение профстандартов. Стандарты обязательны для внедрения в кадровую работу в нескольких случаях:

  • работа специалиста характеризуется наличием ограничений, или ее выполнение сопряжено с необходимостью назначения физическому лицу льгот и компенсационных выплат;
  • исполнение трудовых функций требует от работника наличия особых профессиональных качеств, что подтверждается нормами ТК РФ и других правовых актов.

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов обозначен в постановлении Правительства от 22.01.2013 № 23. В документе говорится, что созданием профстандарта могут заниматься:

  • работодатели;
  • союзы и объединения организаций и предпринимателей;
  • профсоюзы;
  • другие заинтересованные лица.

Осуществляется комплекс работ по созданию стандарта за счет собственных средств разработчика. После подачи проекта стандарта в Минтруд документ выносится на обсуждение с другими работодателями, экспертами, профсоюзами.

Проект профстандарта с учетом замечаний лиц, участвовавших в общественном рассмотрении документа, в дальнейшем проходит несколько стадий согласования в контролирующих структурах. После получения заключения Нацсовета по профессиональным стандартам Минтруд утверждает норматив и передает его в Минюст.

В течение следующих 10 дней документ проходит регистрацию в Минюсте, после чего он считается введенным в действие. Сведения о стандарте вносятся в единый госреестр, ведением которого занимается Минтруд.

Читайте так же:  Какие страхования существуют в банках

Квалификационные группы

Правовыми документами, регламентирующими процедуру создания профстандарта, являются:

  • Методические рекомендации, содержащиеся в приказе Минтруда от 29.04.2013 № 170н;
  • макет, утвержденный приказом Минтруда от 12.04.2013 № 147н;
  • приказ Минтруда, обозначающий уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов, от 12.04.2013 № 148н.

Под уровнем квалификации понимается комплекс минимально необходимых знаний и навыков специалиста, которые требуются для выполнения определенных трудовых функций. За основу при определении характеристик обобщенного портрета должностного лица принимается набор полномочий и степень ответственности работника. С учетом этих двух параметров определяются требования к кандидатам на конкретную должность.

Нормативные документы выделяют 9 уровней квалификационной подготовки, которые можно сгруппировать по следующим признакам:

  • от работника требуется выполнение функций минимальной сложности, для таких работ характерно наличие индивидуальной ответственности (1-3 уровни квалификации);
  • рабочая деятельность специалистов, относящаяся к 4-7 уровням подготовки;
  • наиболее сложные задачи выполняют сотрудники руководящего звена персонала, их должностям свойственны 7-9 уровни квалификации.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Минтруд России представляет проект документа Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов

Минтруд России представляет проект документа Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов

Ссылка на файл с документом на сайте ФГОС ВПО (www.fgosvpo.ru):

Проект приказа Минтруда России от 14 февраля 2013 г.

Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, )

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов.

приказу Министерства труда

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

и социальной защиты

от «___»__________2013 г. № ___

Уровни квалификации

в целях подготовки профессиональных стандартов

1. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов и обеспечивают международную[1] и межотраслевую сопоставимость квалификаций.

1.3. Уровни квалификации приведены в разделе 2 и содержат описание обобщенных требований к работникам, определяемых показателями: «Широта полномочий и ответственность», «Характер умений» и «Характер знаний», а также основные пути достижения квалификации каждого уровня и минимальные требования к уровню образования.

1.3.1. Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяется степенью самостоятельности профессиональной деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

1.3.2. Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям в зависимости от таких особенностей профессиональной деятельности, как множественность (вариативность) способов решения профессиональных задач, необходимость выбора или разработки этих способов, степень неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

1.3.3. Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, необходимым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

1.3.4. Основные пути достижения уровня квалификации представляют типичные для современной России образовательные траектории, ведущие к определенной квалификации. Практический опыт может быть получен как в процессе освоения образовательных программ, так и в процессе трудовой и жизненной деятельности человека.

1.3.5. Минимальные требования к уровню образования показывают уровень образования, как правило, необходимый для получения определенного уровня квалификации.

1.4. Уровни квалификации в процессе разработки профессиональных стандартов используются для описания трудовых функций, а также для описания требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики различных видов профессиональной деятельности.

2. Описание уровней квалификации

Уровень

Показатели уровней квалификации

Минимальные требования к уровню образования

Основные пути достижения уровня квалификации

Широта полномочий и ответственность

Характер умений

Характер

знаний

Деятельность под руководством Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий, обычно физический труд

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Начальное общее образование

Краткосрочное обучение или инструктаж

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основное общее образование

Основные программы профессионального обучения (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач.

Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение специальных знаний

Основное общее образование

Основные программы профессионального обучения (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений

Читайте так же:  Что такое кредитные каникулы и как их получить по закону рф

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения.

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

ных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Среднее профессиональ-ное образование

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительное профессиональное образование

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка компонентов профессиональ-

ной деятельности, новых технологичес-

ких или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных

[2]

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональ-

Высшее образование — бакалавриат;

в отдельных случаях — среднее профессиональ-ное образование

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительное профессиональное образование

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональ-

ной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.

Разработка новых методов, технологий и т.п.

Понимание методологических основ деятельности.

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональ-

ной деятельности и /или организации

Высшее образование – магистратура или специалитет

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительное профессиональное образование

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение проблем исследователь-

ского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание новых знаний междисциплинар-

ного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Высшее образование – магистратура или специалитет

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительное профессиональное образование

Практический опыт и общественно — профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне

Определение стратегии, управление сложными социальными и экономическими процессами

Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение проблем методологичес-

ского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных и экономических процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинар-

ного и межотраслевого характера

Высшее образование – магистратура или специалитет

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительное профессиональное образование

Практический опыт и общественно-профессиональное признание на национальном и международном уровне

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Уровни квалификации в профессиональных стандартах — это одна из 3 составляющих, указанных в методических рекомендациях Минтруда и соцзащиты РФ, которых следует придерживаться при разработке профстандартов. Из нашей статьи вы узнаете, что такое уровни квалификации, сколько их и где они применяются.

Кем и как могут разрабатываться профстандарты?

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.

Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.

Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Сфера применения уровней профстандартов

Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.

Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».

Уровни квалификации очерчивают круг требований:

  • к знаниям, навыкам и умениям сотрудников;
  • квалификационному уровню в зависимости от должностной ответственности и полномочий каждого сотрудника.

Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов

Данные по квалификационным уровням

Что требуется для достижения уровня квалификации

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

В разделе ведутся технические работы. Планируемые дата и время окончания работ — 16.10.2016 23:00. В течение времени проведения работ возможны недоступность форума или его некорректная работа. Техническая поддержка и администрация портала fgosvo.ru приносят извинения за доставленные неудобства.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Уровни квалификации в профессиональных стандартах

Анализ уровней квалификации

Описание уровня квалификации включает в себя такие характеристики, как:

  • полномочия и ответственность;
  • характер умений;
  • характер знаний.

Кроме того, указываются основные способы достижения требуемой квалификации:

  • инструктаж;
  • образование определенного уровня по основным образовательным программам;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • практический опыт.
Читайте так же:  Как взять автокредит в энерогобанке

Рассмотрим уровни квалификации подробнее:

Изменение трудового законодательства в 2016 году в области профстандартов

Квалификационные уровни служат связующим звеном между профессиональным образованием и потенциальной сферой деятельности.

ВАЖНО! С 01.07.2016 они обязательны, если данные требования будут установлены ТК РФ или иными нормативными актами (ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Однако данный закон не распространяется на должности, нахождение на которых не связано с получением льгот или наличием ограничений, а также требования к которым прямо не установлены законом. Для государственных (в том числе с долей государственного участия в уставном капитале) организаций обязательность применения предусмотрена постановлением Правительство РФ от 27.06.2016 № 584. Данным документом предусмотрено, что реализация планов по введению профстандартов должна быть завершена до 01.01.2020.

Согласно положениям ст. 195.3 ТК РФ в случаях, когда профстандарты (в том числе характеристики квалификации) необязательны к применению, они берутся работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых теми трудовых функций, обусловленных используемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 обычным организациям, союзам работодателей, СРО дано необычное правомочие — возможность самостоятельно разрабатывать проекты профстандартов.

Кроме того, с 01.01.2017 работодатель, если посчитает необходимым (при условии надлежащего оформления, согласно ст. 196 ТК РФ), за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации. Такой вариант установления квалификационного уровня работника предусмотрен новым ФЗ от 03.07.2016 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Должности с обязательными квалификационными требованиями

Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:

  • педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
  • медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
  • летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
  • адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
  • аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
  • муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).

Практическое применение уровней квалификации

Очевидно, что в силу своей правовой сущности уровни квалификации могут использоваться исключительно с целью разработки профессиональных стандартов.

Использованные же в профстандарте конкретные требования к уровню квалификации способны серьезно повлиять на кадровую политику и судьбу конкретного работника.

Стоит отметить, что увольнение в связи с несоответствием требованиям профстандарта невозможно — такого основания нет в ТК РФ. В то же время нахождение на должности работника с несоответствующей обязательным требованиям квалификацией может привести к неприятным для работодателя последствиям, например:

  • наказанию за несоблюдение лицензионных требований (постановление ФАС Московского округа от 06.02.2008 № КА-А40/14829-07);
  • отказу ФСС в возмещении выплат по больничному (постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 по делу № А55-8041/2011);
  • признанию трудовых договоров недействительными кредиторами организации (постановление ФАС Уральского округа от 26.10.2012 № Ф09-5513/10 по делу № А50-14433/2009).

Перечисленные примеры относятся к периоду до введения в действие нормативных актов о профессиональных стандартах. Тем не менее, учитывая служебную роль уровней квалификации, они дают возможность спрогнозировать практику применения профстандартов в части требований к квалификации.

Соответственно, можно сделать вывод, что требования к уровню квалификации — это информация для работодателя. Последний может обеспечить соответствие сотрудников занимаемой должности разными способами, как то: инструктаж и тестирование кандидатов на вакантные должности, аттестация и повышение квалификации действующих сотрудников и др.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, уровни квалификации — особый документ, предназначенный для систематизированного подхода к составлению профстандартов в части требований к уровню опыта и образования работника на конкретной должности. В отдельных случаях такие требования, внесенные в действующий профстандарт, становятся обязательными. Согласно закону обеспечение необходимого уровня квалификации сотрудников — задача работодателей, которая может решаться, в том числе, с использованием независимой оценки квалификации работников.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  4. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here