Возможно ли банкротство некоммерческой организации

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Возможно ли банкротство некоммерческой организации" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Банкротство некоммерческой организации

Понятие «банкротство» принято соотносить с коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и частными лицами. Однако в некоторых случаях НКО тоже может быть признано несостоятельным. Банкротство некоммерческой организации может проводиться лишь в отношении ограниченного числа таких юридических лиц. О том, как закрепить статус несостоятельности НКО, читайте в нашем материале.

Кроме религии и политики

Возможность закрепления статуса несостоятельности юридических лиц и последующая ликвидация по этому основанию регулируются ст. 65 ГК РФ. Здесь очень четко оговорено, что банкротство НКО недоступно только для религиозных организаций и политических партий. Есть ограничения и по признанию несостоятельными различных фондов. Их банкротство невозможно, если это установлено законом, регулирующим создание такой некоммерческой организации.

Такая формулировка этой статьи ГК появилась относительно недавно. В предыдущей редакции банкротство НКО было доступно только для потребкооперативов, благотворительных и «иных фондов». Впрочем, многочисленные ресурсы в Сети до сих пор продолжают цитировать раннюю версию законодательства, чем, безусловно, вводят в заблуждение всех, кто интересуется этим вопросом.

Процедуры признания несостоятельности некоммерческой организации в остальном ничем не отличаются от банкротства коммерческих организаций. Процесс регулируется законом «О банкротстве» и может быть инициирован либо самой НКО, либо ее кредиторами или уполномоченной госструктурой.

Этапы банкротства НКО:

  1. Подача заявления в арбитражный суд региона, в котором зарегистрирована НКО.
  2. Признание судом статуса несостоятельности НКО.
  3. Введение процедуры наблюдения. Направлена на сохранение активов должника для удовлетворения требований кредиторов.
  4. Финансовое оздоровление (редко применяется в отношении НКО).
  5. Конкурсное производство – реализация имущества для погашения долгов.
  6. Ликвидация.
  7. В случае, если банкротство НКО инициируется самой организацией, то процесс может идти в упрощенном порядке – минуя стадию наблюдения.

Практика показывает, что большая часть банкротств НКО связана с внешними долгами. И напротив, учредители не спешат обращаться в суд в том случае, если организация накопила долгов, но кредиторы пока не взыскивают их в арбитраже.

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К ним относят:

  • партии политической направленности;
  • организации, ориентированные на религиозную деятельность;
  • учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.

Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.

Прекращение деятельности

Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через принуждение.

Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины добровольного закрытия – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.

Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.

Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:

  • фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
  • невозможно достигнуть цели или изменить ее;
  • производство на организации идет не в соответствии с уставом;
  • некоторые другие случаи, описываемые в федеральных законах.

Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:

  • деятельность организации противоречит уставу;
  • организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
  • в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
  • присутствует систематическое нарушение законов.

Предпосылки ситуации

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность. Поправки в закон были внесены только в 2012 году.

Обращение в суд

В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд.

Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением.

Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.

Отсылки к закону и документам

Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

Помимо перечисленных законов стоит руководствоваться также арбитражным процессуальным кодексом, который действует с 2002 года и постановлением Правительства РФ, которое действительно с 2004 года.

Требования

К некоммерческой организации, если ей предстоит пройти процедуру банкротства, предъявляется ряд особых требований. В этом случае мало неспособности организации заплатить по долгам кредиторам.

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом.

Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа. В этом случае ответственность за них несет государство.

Читайте так же:  Федеральный закон 152 фз об ипотечных ценных бумагах скачать последнюю редакцию, кратко содержание и

Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Этапы ведения дела

Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

Наблюдение Ведется анализ финансового положения и деятельности организации, сохраняются все активы заемщика.
Финансовое оздоровление Идет погашение задолженностей перед кредиторами по расписанию, которое предоставляется судом, за ходом погашения следит управляющий, носящий название арбитражного.
Внешнее управление Выбирается новый управляющий организацией и, если есть возможность, проводит ряд оздоровительных мероприятий.
Конкурсное производство С него обычно начинается процесс ликвидации, заключается в распродаже имущества должника через открытые торги с последующим закрытием долговых обязательств перед кредиторами.

Как нужно правильно проводить возбуждение дела о банкротстве — мы расскажем по ссылке.

Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.

Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.

Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю

Правила банкротства некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.

Сроки и обязательства

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца.

После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд. Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев.

На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Закрытие и ликвидация

Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа.

Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор.

После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в Единый государственный реестр.

Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией.

Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации.

На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Второй этап состоит из трех основных действий:

  • необходимо сообщить СМИ, что организация ликвидирована;
  • обязательно уведомляются о ликвидации кредиторы должника;
  • утверждается предварительный ликвидационный баланс.

По результатам последнего, третьего этапа происходит полный расчет с кредиторами, подводится итоговый ликвидационный баланс и учреждение проходит регистрацию о своей ликвидации.

Ситуация с долгами

После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Описание этапов банкротства и ликвидации юридического лица вы найдете на этой странице.

Новые отзывы о банкротстве физических лиц в 2019 году мы собрали здесь.

Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.

Кредитор, не подавший заявление о субсидиарной ответственности, остается без удовлетворения своих требований на том основании, что после ликвидации с должника официально снимаются все долговые обязательства. Также в этот период он теряет свои права и снимает с себя все обязанности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.
Читайте так же:  Ипотека с недофинансированием в сбербанке образец договора и порядок оформления

Банкротство предприятий и учреждений в России

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

Федеральный Закон N 83-ФЗ. Особенности его применения

В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму. Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Законом предусматривается усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений.

[1]

Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя.

Особенности и отличия форм новых бюджетных учреждений

Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

Сколько стоит ликвидация ООО без долгов, цены смотрите тут.

Бюджетное учреждение

Что относится к бюджетным учреждениям? По российскому законодательству это организации, которые создали сами органы государственной власти для научно-технических, культурных, социальных и прочих некоммерческих видов деятельности.

Они финансируются из средств бюджета государственного или местного и бывают двух типов:

С появлением нового закона, регламентирующего их деятельность, возникли опасения, что директора при получении финансовой свободы заиграются в самостоятельность. И это может привести их к банкротству. Особенно это касается учреждений автономной правовой формы администрирования.

У них по новому законодательству:

[2]

  • расширены права по распоряжению имуществом;
  • упрощен порядок пользования бюджетными средствами;
  • появилась возможность привлечения внебюджетных источников;
  • возникают новые связи и ответственность перед новыми партнерами;
  • меняется форма взаимодействия с учредителем, которым является государство.

Может ли обанкротиться бюджетное учреждение?

Возможно ли, что бюджетные учреждения, получив привилегии от государства, разорятся, пойдут с молотка, будут отданы в частные руки? Сам закон N 83-ФЗ и другие нормативные акты РФ категорически исключают такие риски. Хотя, на этапе принятия закона, по этому поводу были серьезные споры специалистов. Ни одно дело о банкротстве в судебной практике пока не зафиксировано. Значит механизм, заложенный в законах, работает. В чем же он состоит?

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

Распоряжаться их собственностью может только учредитель, а учредителем в данном случае является государство либо в лице федеральной власти, либо власти местной, муниципальной.

Хозяйственную деятельность учреждений бюджетной и казенной формы управления государство может контролировать посредством Федерального казначейства, где они только и имеют право держать счета. А механизм смены этой формы и персональной ответственности руководителя за ухудшение результатов способствует мобилизации внутренних ресурсов и недопущению скатывания до уровня банкрота.

Алгоритм, дающий возможность не допустить банкротство муниципального бюджетного учреждения форм БУ и КУ, состоит в следующем:

  • контроль за состоянием финансовой дисциплины БУ и КУ через казначейство;
  • персональная ответственность руководителя и жесткое наказание – снятие с работы;
  • возможность перевода учреждения из одной его формы в другую.

Как не допустить банкротства автономного учреждения?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Законом специально оговаривается понятие крупных сделок. Совершение их возможно лишь с согласия учредителя. Любая сделка, которая может сорвать выплату зарплат работникам учреждения, считается крупной. Ведь зарплаты – самая большая статья расходов бюджетных учреждений.

Читайте так же:  Вид и состав бланка тпо

Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

Государство, являясь учредителем АУ, определяет состав ценного имущества, которое в случае банкротства может быть отчуждено в пользу кредиторов. Оно не может решать, на какие нужды можно потратить заработанные учреждением деньги, но имеет достаточное влияние, чтобы не допустить его банкротства.

Все о ликвидации нулевого ООО и пошаговая инструкция по этому адресу.

Читайте, как закрыть ООО без проверок здесь.

Смена формы бюджетного учреждения

По результатам финансовой работы любое новое бюджетное учреждение может быть переведено с одной формы управления на другую.

Этот перевод осуществляется решением соответствующего органа власти:

  • правительством РФ для учреждений федерального подчинения;
  • высшей исполнительной властью субъекта РФ для предприятий субъектов РФ;
  • администрацией местного самоуправления для муниципальных учреждений.

Смена типа учреждения – это не его реорганизация, а лишь изменение степени его финансовой самостоятельности. Этот процесс не требует существенных организационных затрат. Нужно лишь внести изменения в учредительные документы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Какая организация в России не может быть признана банкротом

При нынешнем экономическом кризисе, который продолжает свое прямое воздействие на экономику России, все больше предприятий любого размера остаются перед перспективой банкротства. Однако не все знают, что не каждое из них может признаваться таковым. Рассмотрим, каким организациям не грозит банкротство, и дальнейшие законные процедуры по признанию их неплатежеспособными.

Что такое банкротство и кто не объявляется банкротом

Банкротом является сторона, которая в соответствии с решением суда не имеет возможности выполнить все действия по удовлетворению законных требований кредиторов по финансовым обязательствам, или не может оплатить обязательные платежи. Банкротство наступает через три месяца после наступления последнего срока оплаты по обязательствам. Эти положения регламентированы в Федеральном законе «О несостоятельности» (статья 3).

По каким признакам организация может быть признана банкротом:

  • денежное обязательство с долговым характером;
  • задолженность в размере более 100 тысяч рублей;
  • невозможность оплатить обязательные платежи;
  • документальное признание факта несостоятельности судебными инстанциями.

В России не каждое юридическое лицо объявляется банкротом – таковыми не могут быть признаны государственные предприятия и организации, долги которых являются субсидиарными. Также признать банкротом нельзя политическую силу или религиозную организацию, долги которой вызывают совместную ответственность ее учредителей, при том, что эти сообщества считаются некоммерческими.

Сюда же можно отнести такие организации, которые, не являясь коммерческими, не имеют права на предпринимательскую деятельность, например, общественные движения.

Признание банкротства

Платежная несостоятельность признается лишь судебными инстанциями, кроме тех случаев, когда сам должник заявляет об этом. Банкротство признается или по требованию кредитующих лиц (организаций), или по заявлению должника, который утратил возможность оплатить свои ранее взятые финансовые обязательства. После признания судом должника банкротом, ликвидация юридического лица может быть, как добровольной, так и принудительной.

Как гласят положения статьи 30 закона «О банкротстве», властные органы (в оговоренных ситуациях) совместно с учредителями обанкротившейся организации обязаны принять все возможные меры для того, чтобы банкротство не состоялось. В качестве таких мер в законе упоминается использование любой возможности, чтобы восстановить платежеспособность должника при признаках банкротства. Речь в данном случае идет о различных формах реорганизации долга, реализации имущества, смене руководящего звена, закрытии убыточных подразделений и прочих антикризисных мерах, способных вернуть должнику платежеспособность.

Процедуры при банкротстве

Во время рассмотрения дела о банкротстве юрлица могут быть применены такие механизмы:

ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо — все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Описание работы:

Тип работы: реферат

[3]

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Загрузить Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Текст работы:

Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Статья 65 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). .

Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций.

Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций.

Читайте так же:  Потребность в информации о величине активов

Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующие изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст.

1 Федерального закона от 8 января 1998 г. О несостоятельности (банкротстве) (далее — Закон о несостоятельности).

С учетом данных обстоятельств представляется, что определение круга некоммерческих организаций, в отношении которых применимы процедуры банкротства, путем перечисления их конкретных форм вряд ли оправданно. Более рациональным с точки зрения юридической техники в рассматриваемой ситуации было бы установление критериев отнесения некоммерческих организаций к числу юридических лиц, на которые распространяется законодательство о банкротстве. Ни ГК, ни Закон о несостоятельности не содержат таких критериев.

Однако их можно выявить путем анализа норм, определяющих понятие и признаки несостоятельности, а также цель применения процедур банкротства.

Из смысла п. 1 ст. 65 ГК следует, что отправным критерием является цель деятельности организации — извлечение прибыли.

Для того чтобы определить, насколько занятие предпринимательской деятельностью связано с возможностью применения положений о банкротстве, необходимо рассмотреть, во-первых, особенности правоспособности коммерческих и некоммерческих организаций, во-вторых, цели применения института несостоятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с ней обязанности.

В этом же пункте указывается, что коммерческие организации, за некоторыми исключениями, могут иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В отношении некоммерческих организаций установлено общее ограничение на занятие предпринимательской деятельностью — такая деятельность допускается только постольку, поскольку она необходима для достижения уставных целей организации (п. 3 ст.

50 ГК). Помимо этого, в ГК установлены ограничения возможности участия некоммерческих организаций в некоторых обязательствах. Так, только коммерческие организации могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст.

825 ГК), сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК).

По общему правилу, доверительным управляющим также может быть только коммерческая организация (п. 1 ст. 1015 ГК).

Однако и коммерческие организации не могут быть субъектами некоторых обязательств. В частности, они не могут выступать в качестве одаряемых (п. 4 ст. ст.

575 ГК), получателей постоянной ренты (п. 1 ст.

589 ГК). В некоторых сделках одной из сторон могут участвовать только специализированные коммерческие организации. Например, только кредитные организации могут являться стороной, принимающей денежные средства и осуществляющей операции по счету в договорах банковского вклада (ст.

834 ГК) и банковского счета (ст. 845 ГК). Только банки, иные кредитные учреждения и страховые организации вправе выдавать банковскую гарантию (ст.

Необходимо отметить, что имеющиеся ограничения участия в хозяйственном обороте для некоммерческих организаций весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в гражданско-правовых отношениях. Следовательно, по части возможностей совершения различных сделок правоспособность некоммерческой организации по существу мало отличается от правоспособности коммерческого юридического лица. К тому же закон закрепляет за некоторыми видами некоммерческих организаций право заниматься предпринимательской деятельностью, а потребительскому кооперативу даже предоставляет право распределять часть прибыли среди участников (ст.

116 ГК). Правом на занятие предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей, кроме фондов и потребительских кооперативов, наделены, в частности, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (ст.ст.

8, 10 Федерального закона О некоммерческих организациях).

Участие в предпринимательской деятельности не противоречит сущности некоммерческих организаций — ведь основным отличием их от коммерческих является то, что вся прибыль первых должна идти на достижение уставных целей, а не распределяться между учредителями. Некоммерческая организация участвует в различных имущественных отношениях и может выступать в роли должника и кредитора. Как и коммерческие юридические лица, некоммерческие организации (за исключением учреждений) самостоятельно отвечают по своим обязательствам в полном объеме и, если ответственность вытекает из обязательства, связанного с предпринимательской деятельностью, она наступает независимо от наличия вины организации.

Причем для кредитора безразлично, в связи с чем возникло обязательство должника. В любом случае действует принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

В определении несостоятельности также отсутствует указание на то, что задолженность должна возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Закона о несостоятельности несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст.

2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Из сказанного можно сделать вывод, что ограничение некоммерческих организаций в занятии предпринимательской деятельностью не может являться достаточным основанием, чтобы исключить возможность применения к ним процедур банкротства.

Следующим требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличие в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность. В том случае, если у организации имеется обособленное имущество, но оно принадлежит ей на праве оперативного управления, для восполнения ограничения на распоряжение закрепленным за организацией имуществом и защиты интересов кредиторов введено правило о дополнительной ответственности собственника по долгам такой организации (ст.ст.

Читайте так же:  Что нужно знать при приватизации квартиры супругами

115, 120 ГК). Подобная организация не может быть признана банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться.

Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который несет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам.

Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК), дополнительную ответственность по их обязательствам несет государство (ч.

Таким образом, возможность признания организации несостоятельной определяется прежде всего способностью нести самостоятельную имущественную ответственность. Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.

Лишь один вид некоммерческих организаций — учреждение — обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться. Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.

Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности. В связи с этим следует отметить, что задачей института банкротства является защита интересов кредиторов и соразмерное удовлетворение их требований в порядке установленной очередности, а также предоставление возможности должнику восстановить свое финансовое положение, продолжить деятельность после погашения требований кредиторов.

Неприменение к некоммерческим организациям процедур банкротства не только снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с неплатежеспособной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самой организации-должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. О несостоятельности (банкротстве) предприятий допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия.

ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. По ГК банкротами могут признаваться только граждане-предприниматели (ст.

25 ГК), а в Законе о несостоятельности есть глава, посвященная признанию банкротом гражданина, не занимающегося предпринимательской деятельностью.

Представляется, что для обеспечения истинного равноправия субъектов гражданских правоотношений необходимо включить некоммерческие организации (кроме тех, которые обладают имуществом на праве оперативного управления) в число субъектов несостоятельности. Это позволит создать дополнительные гарантии для кредиторов в отношении возможности взыскания задолженности, а также позволит некоммерческим организациям использовать меры по восстановлению платежеспособности и освобождению от долгов, предусмотренные законодательством о банкротстве.

Однако к некоммерческим организациям вряд ли можно применить общие процедуры банкротства без соответствующей корректировки с учетом целей их деятельности. В частности, это касается восстановительных мероприятий и процедуры внешнего управления.

Проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности не должно приводить к доминированию предпринимательской деятельности над деятельностью некоммерческого характера, ради которой создана организация. Поэтому важная роль в восстановлении платежеспособности должна отводиться не расширению предпринимательской деятельности организации, а приведению в надлежащее состояние ее дел (взыскание долгов, реализация недвижимого имущества, не имеющего существенного значения для деятельности организации и т.п.) и получению помощи от учредителей и иных лиц. Это согласуется с положениями ст.

26 Закона о несостоятельности, где говорится, что меры по восстановлению платежеспособности могут быть приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с должником.

Список литературы

Ю. Свит, кандидат юридических наук. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankr.ru/

Статистика файлового архива

217132 файлов #0124; 13144949 раз скачано

40 активных пользователей

Статистика файлового архива

Файлы в архив загрузили 6 пользователей

Файлы с архива были скачаны 13144949 раз

Licensed to: Veni Vidi Vici

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

канадский хоккеист. Трижды признавался лучшим защитником НХЛ, пять раз входил в состав первый состав всех звезд НХЛ по окончании сезона, четырежды выигрывал Кубок Стэнли в составе своего клуба Нью-Йорк Айлендерс. #062;#062;#062;

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
  4. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.
Возможно ли банкротство некоммерческой организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here