Взносы, попадающие под налоговый контроль

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Взносы, попадающие под налоговый контроль" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Налоговики возьмут под контроль страховые взносы – чем рискуют компании

Правительство планирует передать ФНС контроль над страховыми взносами. Такие указания дал президент. Кабинет министров уже начал разрабатывать законопроект. Чиновники уверены: такая мера повысит собираемость взносов и снизит нагрузку на компании. Но бизнес-сообщество настроено не столь оптимистично.

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Елена Сафарова, юрист, консультант в области права, налогообложения и управления бизнесом
Анна Матвеева, бухгалтер «Медиаком»

Анна Матвеева:

– В декабре президент выступил с Посланием к Федеральному собранию. Тогда-то впервые прозвучала идея о том, чтобы у налоговых и неналоговых платежей был один администратор. Кто конкретно, Путин не уточнил. Но поручил правительству к маю подготовить законопроект и внести в Госдуму.

15 января президент подписал Указ № 13 о передаче управления страховыми взносами органу исполнительной власти. Но опять же конкретное ведомство не назвал. Так почему все решили, что взносы перейдут под контроль ФНС? Есть официальное решение?

Сергей Тараканов:

– Официального решения еще нет. Но вероятнее всего взносы действительно будут контролировать инспекторы. 2 февраля ФНС выпустила письмо № БС-4-11/1539. В приложении к нему – дорожная карта нового проекта. Это пошаговый алгоритм, по которому ФНС предлагает Минфину реализовывать идею. Из документа следует, что ФНС видит себя администратором взносов.

[1]

Президент издал Указ о том, чтобы у налогов и неналоговых платежей был единый администратор. В принципе, для достижения этих целей достаточно поправить Федеральный закон о взносах № 212-ФЗ, заменив соответствующие органы на налоговые. Это первый вариант. Но дорожная карта предлагает ввести с 2017 года единый страховой сбор. Это второй вариант, при котором страховые взносы по сути трансформируются в налоговый сбор.

Анна Матвеева:

– То есть при первом варианте прежняя система сохранится? Компании все так же будут платить четыре вида взносов: медицинские, пенсионные, «несчастные», на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством? А при втором – будет один платеж (по аналогии с ЕСН)?

Сергей Тараканов:

– Верно. При первом варианте все останется как было: база, ставки, контроль, отчетность и т. д.

Во втором варианте уверенно можно сказать только о том, что контроль будет такой же, как для всех налогов. А вот о базе, ставках, отчетности можно только гадать.

Анна Матвеева:

– А почему Президент вдруг решил передать контроль над взносами инспекторам?

Елена Сафарова:

– Законодатели считают, что передача взносов ФНС повысит их собираемость. За последние годы недоимка по взносам выросла. А налоговики успешнее работают с долгами, нежели ПФР.

Анна Матвеева:

– Базы по взносам и НДФЛ часто совпадают. Поэтому согласна с тем, что ФНС сможет контролировать взносы.

Но я скептически отношусь к тому, что поступления вырастут, если контролировать взносы будет ФНС. Больше всего опасаюсь, что идея потерпит фиаско и законодатели просто повысят тарифы. А они и так на пределе.

Елена Сафарова:

– Тарифы обещали сохранить прежними до 2018 года. Так что пока платить будем те же проценты, что и раньше.

Анна Матвеева:

– Если заниматься взносами будет ФНС, надеюсь, что количество отчетов сократят. А то постоянно придумывают что-то новое. Например, в этом году добавили ежеквартальный 6-НДФЛ и СЗВ-М, которую надо отправлять в ПФР ежемесячно. Еще и штрафы за несдачу отчетов в статистику повысили. Уж не знаю, как все успеть.

Елена Сафарова:

– Пока рано говорить о том, увеличат объем отчетов или уменьшат. Все зависит от того, как построят взаимодействие ФНС и фонды. Возможно, инспекторы будут контролировать уплату, а фонды – расчет пособий и льгот. Если персонифицированный учет сохранится за ПФР, РСВ-1 и новый ежемесячный СЗВ-М вряд ли отменят. Тогда объем отчетов только вырастет.

Анна Матвеева:

– А когда контроль над взносами планируют передать ФНС? Это случится уже в 2016 году?

Сергей Тараканов:

– Вряд ли. В проекте дорожной карты ФНС написала, что планирует администрировать взносы с 1 января 2017 года. До этого момента надо поправить все законы, синхронизировать базы ФНС, ПФР и ФСС. Для этого до 1 февраля 2017 года фонды должны свериться с компаниями.

Анна Матвеева:

– Есть риск, что из-за перехода потеряют данные. Или передадут только сальдо расчетов. А если потом возникнет расхождение? Из-за переноса баз бухгалтеру придется потратить массу времени на поиск ошибки и исправление.

Елена Сафарова:

– Согласна. Поэтому советую тщательно свериться с ПФР, если примут закон о передаче взносов.

Анна Матвеева:

– Вам не кажется, что идея не нова? Подобное уже было раньше. Мне это напоминает возврат ЕСН.

Сергей Тараканов:

– Можно провести параллель между ЕСН и планируемым единым взносом (если его все же введут).

Напомню, что ЕСН заменили на взносы в 2010 году, чтобы реформировать пенсионную систему. Работники смогли вкладываться в накопительную часть. Появились негосударственные пенсионные фонды.

Елена Сафарова:

– Кстати, передача взносов ФНС – продолжение тренда. Налоговикам уже отдали сбор акцизов и таможенных платежей. Указ об этом президент подписал 15 января – в тот же день, что и о передаче взносов.

Анна Матвеева:

– Хорошо, что таможенную службу отдадут под контроль ФНС. Это поможет ускорить возмещение НДС экспортерам. Сейчас этот процесс трудозатратный и долгий.

Сергей Тараканов:

– К тому же объединение ФНС и таможни поможет лучше контролировать товарный поток и находить подозрительные сделки.

Сейчас особенно популярна схема с занижением таможенной стоимости. Например, компания ввозит дорогой товар. А растаможивает под видом дешевого. В России товар продают однодневке по заниженной цене. А она перепродает в несколько раз дороже. Однодневка НДС с реализации не платит, а покупатель предъявляет налог к вычету.

Когда база ФНС и таможенной службы станет единой, раскрывать такие схемы станет легче.

Страховые взносы будет собирать ФНС. Указ об этом подписал президент 15 января. Чиновники считают, что поправки увеличат собираемость платежей. Налоговики предложили свой вариант, по которому можно реализовывать идею (письмо от 2 февраля 2016 г. № БС-4-11/1539). Они хотят ввести единый социальный взнос к 1 января 2017 года.

Страховые взносы под контролем налоговой: чего ожидать, к чему готовиться

Что ж давайте попробуем вместе разобраться, чем это обернётся для бизнеса. Несложно догадаться, что подобное делегирование нехарактерных для налоговиков полномочий произошло неслучайно. Причиной послужила низкая собираемость данных взносов и острая необходимость в наполнении госбюджета. На практике это нововведение обернётся ужесточением контроля над процессом сбора страховых взносов.

Читайте так же:  Право на вычет при наличии ребенка на попечительстве

Итак, на замену взносов в ФСС, Пенсионный фонд (далее – ПФР) и ФОМС придёт ЕССС, который расшифровывается как единый социальный страховой сбор.

Важно! За ФСС остаётся контроль над взносами «на травматизм», который будет перечисляться на отдельный код бюджетной классификации.

Основные изменения в ряд законов, связанные с данными нововведениями содержатся в Федеральном законе № 250-ФЗ от 03.07.16 г. и в № 243-ФЗ от 03.07.16 г. В частности, последний с января 2017 г. дополняет Налоговый кодекс целой новой главой 34, посвящённой страховым взносам. А базисом для изменений послужила Дорожная карта, посвящённая единому механизму администрирования страховых взносов.

Кому и когда платить

Маленьким приятным бонусом для бухгалтеров будет отправка платежей с «новоиспечённым» сбором на один КБК, вместо нескольких. Его номер станет известен до 01.12.16 г. А вот платежи «на травматизм» нужно перечислять на отдельный КБК. Крайним сроком уплаты ЕССС будет 15 число месяца, который следует за отчётным. А взносы «на травматизм» по-прежнему необходимо перечислять не позже 15 числа месяца, идущего за отчётным. Уплату страховых сборов и их учёт, как и раньше, нужно осуществлять в национальной валюте: в рублях и копейках.

Возврат переплат, ситуация с недоимками

Как и раньше, у страхователей будет право вернуть излишне уплаченные средства, НО с начала 2017 г. согласно п. 6.1. ст.78 НК РФ, если излишне перечисленные взносы на пенсионное страхование были также отражены в персонифицированной отчётности и работники ПФР уже успели отправить их на лицевые счета, то налоговые органы эти деньги уже не вернут. Если по данным на 01.01.17 г. у вас была переплата в фонды, то именно они её и будут вам возвращать, а вот взыскивать недоимку будет уже ФНС. Если штрафы, пени и недоимки на первую дату нового 2017г. удержать будет невозможно, то налоговые органы могут отнести их в состав безнадёжной задолженности и списать в законном порядке (ст. 59 НК РФ). Что касается взносов, оставшихся под контролем ФСС, то переплату по ним будет возвращать этот орган, а порядок будет такой же, который присущ другим взносам.

Перед кем держать ответ

Хоровод контролёров

Да-да, именно хоровод. Ведь проверять будут и налоговые органы, и фонды. Сольные, и ни от кого другого не зависящие, проверки будет проводить ФСС по платежам «на травматизм». А вот по остальным страховым сборам, начисленным до января 2017 г., контроль остаётся за фондами, которые после проверок передадут данные ФНС. ЕССС будет проверяться уже работниками налоговой в соответствии с правилами налоговых проверок. А это значит, что они проконтролируют и страховой сбор и налоги. То есть если обнаружат несовпадение базы для исчисления ЕССС и НДФЛ, ждите штраф. Есть вероятность, что первое время сотрудники ФНС и ФСС будут ходить к вам парами на выездные проверки: одни будут контролировать верность перечисления страховых взносов, а другие – пособий по временной нетрудоспособности. Во власти ПФР окажется проверка новых сведений о стаже, и останется контроль над персонифицированной отчётностью.

Штрафные реалии

За грубые нарушения правил учёта расходов и доходов, которые вызвали занижение базы для расчёта взносов, грозит санкция в виде 20 % штрафа от неперечисленного взноса, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 3. ст. 120 новой редакции НК РФ). За нарушение срока подачи отчёта ФНС накажет на 5 % от неуплаченного взноса, указанного в данной декларации. Верхней границей штрафа являются 30% от этой суммы, а минимальный – не меньше 1000 р. Штрафы в связи с просрочкой подачи расчёта закреплены в статье 119 НК РФ. А в 120 статье представлено всё разнообразие санкций за нарушение правил учёта доходов, расходов и определения базы для расчёта ЕССС.

Важно! У налоговиков появляется право заморозить операции по счетам страхователя при несвоевременной подаче расчёта по ЕССС.

С начала будущего года ФСС сможет наказать только за сбор «на травматизм». Виды штрафов расписаны в свежей редакции Федерального закона 125-ФЗ в ст. 26. Так, например, за непредставление расчёта по месту учёта и в установленный срок грозит штраф в 5%, но не более 30% от суммы взносов, исчисленных к уплате за последние 3 месяца. Эта санкция, к тому же должна быть не менее 1000 р. (п.1 ст. 26.30).

Штрафы ПФР составляют 500 р. за каждого застрахованного при неподаче сведений о стаже и 1000 р., если вы нарушите установленный порядок предоставления отчётов в электронном виде.

Ольга ГАВРЮШКИНА, руководитель отдела бухгалтерского учёта и налогообложения компании «Лоцман Бизнес-Технологий».

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам, а часть из них сохранена за ФСС РФ и ПФР

С 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются следующие функции:

контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов;

прием расчетов по страховым взносам, начиная с отчетности за I квартал 2017 года;

взыскание недоимки, в том числе возникшей до 1 января 2017 года;

зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм, предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам.

За органами ПФР и ФСС РФ сохранены следующие функции:

прием расчетов по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 годов, включая прием годовых расчетов за 2016 год;

контрольные мероприятия по страховым взносам за периоды 2010 — 2016 годов;

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2010 — 2016 годы.

ПФР продолжит ведение индивидуального (персонифицированного) учета;

ФСС РФ продолжит администрирование страховых взносов на «травматизм», а также осуществление контрольных мероприятий за правильностью заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как грамотно отказаться предоставлять информацию в сфере налогового контроля цен

Популярное по теме

Напомним, что с 2012 года вступили в силу изменения в НК РФ в части порядка налогового контроля за ценами. Новые правила предполагают, что под налоговый контроль подпадает крайне ограниченное количество сделок. По крайней мере, большинство сделок компаний среднего и малого бизнеса внутри России из-под налогового контроля выводятся.

Однако на практике уже имеются случаи, когда «под соусом» соблюдения положений раздела V.1 НК РФ официальные органы требуют от компаний предоставления различных сведений и документов. В основном, касающихся их взаимодействия с контрагентами. Причем зачастую эта информация носит конфиденциальный характер. Кроме того, запрашиваемые объемы информации требуют значительного отвлечения сил бухгалтерских и юридических служб компании на их подготовку.

Читайте так же:  Квотирование рабочих мест для инвалидов

В сложившейся ситуации весьма актуальным является вопрос о том, какие органы, в какие сроки и какие документы вправе истребовать у компании в отношении контроля цен. И как защититься от неправомерных требований.

Полномочия по контролю цен возложены исключительно на центральный орган ФНС России

Несмотря на сокращение числа контролируемых сделок, сама процедура контроля стала строже. В частности, создается специализированный орган, отслеживающий подконтрольные сделки, вводится обязанность уведомления обо всех таких сделках. Вводятся новые правила определения рыночных цен на интервальной основе и повышенная ответственность за совершение нерыночных сделок.

При всем при этом ни органы внутренних дел, ни Следственный комитет, ни Прокуратура России не имеют права запрашивать у компании документы как в рамках процедуры контроля за трансфертным ценообразованием, так и в рамках налоговых правоотношений вообще. Это касается любых запросов, даже если в нем государственный орган ссылается не на Налоговый кодекс.

Запрашивать какие-либо документы о финансово-хозяйственной деятельности компании эти органы могут только в рамках возбужденного уголовного дела, на основании постановления следователя (ст. 182 и 183 УПК РФ). К таким делам относятся, в частности, уголовные дела по уклонению от уплаты налогов в соответствии со статьей 199 УК РФ, по неисполнению обязанностей налогового агента согласно статье 199.1 УК РФ, по мошенничеству – статья 159 УК РФ, по признакам фиктивного банкротства – статья 197 УК РФ.

Также следует внимательно контролировать полномочия различных налоговых органов в сфере контроля за ценами. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами проводится исключительно федеральным органом власти, уполномоченным по контролю в этой области (ст. 105.17 НК РФ). Таким органом, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506, является ФНС России.

Таким образом, с 2012 года полномочия по проверке правильности уплаты налогов в сфере контролируемых сделок возлагаются исключительно на ФНС России. В том числе по истребованию каких-либо документов для проверки. Налоговые органы на местах полномочий в этой сфере лишаются.

Какие сделки попадают под контроль

Внешнеторговые сделки с взаимозависимыми лицами, офшорами и биржевыми товарами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки между взаимозависимыми лицами на территории России, если выполняется одно из следующих условий:

– сумма доходов по всем сделкам между взаимосвязанными лицами за календарный год превышает 1 млрд рублей в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ, причем в 2012 году – 3 млрд рублей, а в 2013 году – 2 млрд рублей (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ);

– одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

– одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль и сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);

– одна из сторон сделки освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль или применяет по нему ставку ноль процентов, кроме того сумма доходов по сделкам превышает 60 млн рублей за календарный год (подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Какая информация будет содержаться в уведомлении о контролируемых сделках

В связи с вступлением изменений в силу компания обязана представлять в инспекцию по месту своего учета уведомление о совершенных контролируемых сделках (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Законом установлен штраф за непредставление уведомления в размере 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По мнению Минфина России, в случае, если сделка не признается контролируемой, представление уведомления не требуется независимо от ее суммы, предмета и направленности (письмо от 19.03.12 № 03-01-18/2-32). Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что впервые уведомления должны будут предоставляться в срок не позднее 20 мая 2013 года. А в 2012 году направление уведомлений о контролируемых сделках не требуется (письмо от 02.03.12 № 03-01-10/1-24).

В уведомлении должна содержаться следующая информация:

  • о предмете и сторонах сделки;
  • о ценах, примененных в сделках (по возможности за единицу товара);
  • о суммах доходов и расходов, полученных по сделке;
  • об использованных методах определения рыночной цены контролируемой сделки;
  • о признаках взаимозависимости сторон;
  • о признаках отнесения сделки к контролируемой;
  • о величине расходов на создание предмета сделки, а также коммерческих и управленческих расходах, связанных со сделкой;
  • о месте совершения сделки.

[3]

Инспекция по месту учета компании в свою очередь обязана передать полученное уведомление в ФНС России (п. 5 ст. 105.16 НК РФ). А при проведении выездной проверки по месту учета инспекторы вправе проверить надлежащее исполнение компанией обязанности по направлению такого уведомления. И в случае выявления нарушений привлечь компанию к ответственности, предусмотренной статьей 129.4 и пунктом 6 статьи 105.16 НК РФ.

На этом полномочия инспекторов на местах в части контроля за ценами заканчиваются. Никаких документов дополнительно к уведомлению они требовать не вправе. Контролеры даже не имеют права требовать направления самого уведомления. Только проверять необходимость его направления. Не более того. Поэтому любые запросы о предоставлении документов от местных инспекций, мотивированные ссылкой на нормы НК РФ о трансфертном ценообразовании, можно смело игнорировать. Или отвечать на них вежливым отказом.

Главной задачей представления документов в ФНС России является подтверждение факта совершения сделок по рыночным ценам

В соответствии со статьей 105.15 НК РФ компания по запросу ФНС обязана подготовить в произвольной форме комплект документов. В нем будет содержаться обоснование методики ценообразования, использованной при заключении сделки. Такое требование может быть предъявлено не ранее 1 июня года, следующего за календарным, в котором совершена сделка (п. 3 ст. 105.15 НК РФ).

Законный и обоснованный запрос о представлении документов по сделкам может поступить только непосредственно от контролирующего органа. То есть от ФНС России. При этом впервые такой запрос может быть направлен в адрес компании не ранее 1 июня 2013 года. Все более ранние запросы можно игнорировать.

Запрос должен касаться конкретных сделок компании, попадающих под налоговый контроль по правилам раздела V.1 НК РФ. Такой запрос не может содержать требование о предоставлении всей информации по оборотам компании. Или по сделкам между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Срок для ответа на запрос контролирующего органа и объем предоставляемой информации НК РФ не установлены. Компании следует самостоятельно оценить, какой объем информации необходимо предоставить органу контроля. Исходя из международной практики в данной сфере, документы должны содержать обоснование использованной в сделке методики ценообразования. При этом первостепенной задачей документации по трансфертному ценообразованию является подтверждение факта, что компания совершает сделки на уровне рыночных цен.

Читайте так же:  Регистрация ип в фомс (фонд обязательного медицинского страхования)

Для подтверждения данного обстоятельства компании придется предоставить следующую информацию по сделке:

  • функциональный анализ всех элементов сделки, который включает анализ используемых активов и принимаемых сторонами экономических рисков;
  • описание условий контролируемой сделки;
  • организационную структуру компании;
  • описание использованного метода трансфертного ценообразования и источников информации;
  • информацию о доходах и расходах в результате осуществления сделки;
  • информацию в отношении полученной выгоды, если сделка совершена в отношении передачи объектов интеллектуальной собственности;
  • информацию о прочих факторах, оказывающих влияние на цену, например о рыночной стратегии или отраслевой специфике.

Кроме того, компания должна приложить методику расчета интервала рыночных цен и рентабельности. Это необходимо для обоснования того факта, что контролируемые сделки были совершены по рыночным ценам.

Таким образом, для того, чтобы подготовить обоснованный ответ на запрос ФНС, компании придется в режиме реального времени отслеживать сделки, попадающие под налоговый контроль. И заблаговременно запасаться подтверждающими документами по ним.

Отсутствие взаимозависимости позволяет не придерживаться правил трансфертного ценообразования

На практике встречаются ситуации, когда компании обязаны применять правила трансфертного ценообразования независимо от вида сделки. Поскольку ссылки на их применение содержатся во многих нормах второй части Налогового кодекса. Поэтому существует вероятность, что налоговики будут использовать такие методы в случаях, если цена сделки позволяет получить налоговую экономию.

С 2012 года ранее регулировавшие данную область нормы статьи 40 НК РФ фактически прекратили свое действие. Вместо них появились ссылки на статью 105.3 НК РФ. В частности, исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, рассчитывается налоговая база по НДС в общем случае, при реализации по бартерным операциям, на безвозмездной основе, при оплате труда в натуральной форме (п. 1, 2 ст. 154 НК РФ). А также при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи (п. 5.1 ст. 154 НК РФ). И при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (п. 4 ст. 154 НК РФ).

Кроме того, положения статьи 105.3 НК РФ касаются определения доходов при расчете налога на прибыль, полученных в натуральной форме, включая товарообменные операции (п. 4, 5, 6 ст. 274 НК РФ). Поэтому возникает вопрос, обязаны ли компании соблюдать нормы статьи 105.3 НК РФ, если стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами.

Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются независимые лица, признаются рыночными. Исходя из этого, компании могут утверждать, что факт отсутствия взаимозависимости предоставляет им право не придерживаться правил трансфертного ценообразования и отказывать налоговикам в предоставлении информации в отношении контроля цен по данным сделкам.

Как вежливо отказать налоговикам в истребовании документов по контролируемым сделкам

Законных запросов о представлении документов в рамках контроля цен в 2012 году поступать не может. Поскольку уведомления о контролируемых сделках в текущем году представлять не нужно (письмо Минфина России от 02.03.12 № 03-01-10/1-24). А ФНС России может направить запрос об истребовании документов не ранее 1 июня 2013 года (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Но, как отмечалось ранее, на практике уже встречаются случаи требования документов от контролеров на местах. Поэтому приведем пример корректного ответа на такой неправомерный запрос налоговиков.

В обоснование необходимости представления указанного в запросе перечня документов ИФНС № Х ссылается на Федеральный закон от 18.07.11 № 227-ФЗ и раздел V.1 НК РФ. Действующим законодательством, в частности введенным в действие Федеральным законом от 18.07.11 № 227-ФЗ и пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ, предусмотрено следующее. По совершенным контролируемым сделкам налогоплательщик в срок не позднее 20 мая 2013 года направляет в налоговый орган по месту своего учета уведомление по установленной форме.

Если ООО «Компания» придет к выводу, что в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году ею были совершены контролируемые сделки, ООО «Компания», как добросовестный налогоплательщик, исполнит свою обязанность по предоставлению уведомления по всем подконтрольным сделкам в установленные сроки. И с указанием всех предусмотренных сведений.

Также сообщаем, что если ФНС России посчитает необходимым запросить у ООО «Компания» дополнительные сведения по контролируемым сделкам, то ООО «Компания» на основании полученного не ранее 1 июня 2013 года запроса также готово предоставить органу контроля все интересующие его сведения (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Причем в полном объеме и своевременно.

Вместе с тем ваш запрос о представлении документов во исполнение требований Федерального закона от 18.07.11 № 227-ФЗ и раздела V.1 НК РФ считаем преждевременным. Полагаем, что данный запрос не отвечает установленным требованиям законодательства о налогах и сборах. И выходит за пределы компетенции ИФНС № Х.

При этом запрашиваемые сведения составляют коммерческую тайну ООО «Компания». А объем информации предполагает необходимость отвлечения бухгалтерской и юридической служб от выполнения основных должностных обязанностей на значительный срок.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь нормами раздела V.1 и главы 5 НК РФ, ООО «Компания» вынуждено воздержаться от передачи запрашиваемых сведений.

Налог изобилия. ТОП-10 сделок и операций, попадающих под особый налоговый контроль

По итогам работы за 2015 год юристы «Инвест-аудит» подготовили ТОП-10 основных операций и сделок, подпадающих под особый контроль налоговых органов. В основе рейтинга – юридическая практика компании, а также анализ арбитражной практики.

№1. Сделки с организациями, обладающими признаками «однодневок».

На практике налоговые органы уделяют большое внимание тому, проявляет ли организация должную осмотрительность при выборе контрагента. И если при проверке будет обнаружено, что контрагент нарушает налоговое законодательство или обладает признаками так называемой фирмы – «однодневки», сделка с таким лицом, скорее всего, будет рассматриваться как сомнительная и направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Соответственно, затраты по этой сделке будут исключены из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а НДС не принят к вычету.

№2. Деление или дробление бизнеса.

Любое разделение бизнеса и его видов, оборотов компании и процессов также попадает в сферу внимания налоговых органов. Отдельно отметим именно деловые цели дробления бизнеса, ведь доказать это в арбитражной практике становится все труднее. Разумеется, при делении и дроблении бизнеса предприниматель стремится сэкономить расходы и налоги. Но, в современном понимании законодательства, этого делать нельзя. То есть, предприниматель не должен искать более эффективные методы своей работы, а его основной задачей должны являться стабильные платежи в бюджет.

№3. Работа агента.

Такая ситуация всегда будет рассмотрена налоговыми органами, как потенциально содержащая необоснованную налоговую выгоду, вне зависимости от вида бизнеса. При этом налоговые органы будут рассматривать агентов, как «на входе», так и «на выходе». То есть агентов, которые работают с предприятием при закупке каких-то материальных ценностей, так и при продаже услуг или продукции. При этом работа через агентов будет являться необоснованной налоговой выгодой и уходом от уплаты налогов. В практике «Инвест-аудит» есть ситуации, когда в судебных решениях указывается, что необоснованное агентское вознаграждение является правонарушением даже в тех случаях, когда бизнес не может работать без агентов вообще.

Читайте так же:  Что такое альтернативная ликвидация ооо

№4. Затраты на управление, которые могут быть выражены в виде передачи функций исполнительного органа индивидуальному предпринимателю.

Данная операция абсолютно легитимна и разрешена нормативными документами РФ. Но индивидуальный предприниматель, который может использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), попадает в ситуацию, когда предприятие в схеме с этим индивидуальным предпринимателем якобы получает налоговую выгоду в результате уплаты меньшей суммы налогов при затратах на управлении. Аналогичная ситуация будет и в затратах, когда функции исполнительного органа передаются управляющей компании.

№5. Услуги предприятия и лиц, использующих упрощенную систему налогообложения.

В этом вопросе сложилась обширная арбитражная практика, как положительная, так и отрицательная. При этом, конечно, примеров последней – гораздо больше. В качестве одного из них можно привести осуществление всех закупок у поставщиков, состоящих на «упрощенке». И даже в том случае, когда есть абсолютная экономическая логика – закупать там, где дешевле, у тех поставщиков, которые находятся на УСН, – предприятие может попасть под налоговый контроль и быть обвиненным в необоснованной налоговой выгоде.

№6. Роялти или платежи за право пользования теми или иными лицензиями, товарными знаками и другими объектами (чем-то нематериальным и единственным в своем исполнении: конструкторской документацией, технической документацией, полезными моделями).

Нормативное регулирование такой категории как роялти уже сформировалось в российской практике, и существуют положительные моменты в сфере ее применения для налогоплательщиков. Именно поэтому лицензионные платежи и взимание платы в виде роялти привлекают особое внимание налоговых органов.

№7. Сделки с аффилированными (взаимозависимыми) лицами и сделки, цена по которым не соответствует уровню рыночной.

Высокий налоговый риск существует при отклонении уровня цен от рыночной цены, как в большую, так и в меньшую сторону. Заключая сделки между собой, взаимозависимые лица имеют возможность устанавливать цены, которые значительно отличаются от рыночных цен. Варьируя цены, аффилированные лица могут уменьшать уровень налоговой нагрузки, в результате чего бюджет несет убытки в виде не поступивших сумм налогов. Налоговые органы вправе проверять соответствие фактических цен существующим рыночным и в случае обнаружения занижения стоимости сделок предъявить через суд налогоплательщикам мотивированное требование о доначислении налогов.

№8. Внешнеэкономические сделки.

Многие российские компании задумываются о ведении своего бизнеса за границей. Это связано как с желанием расширить рынки сбыта продукции, попробовать свои силы в другой отрасли, так и с использованием возможностей налоговой оптимизации. Анализируя внешнеэкономические сделки, налоговые органы обращают внимание и на срок расчетов между контрагентами, движение денежных средств экспортера и контрагентов по сделке осуществляется по расчетным счетам, открытым в одном банке; несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя, указанных в контракте, паспортах сделок, реквизитах банковских счетов; отсутствие паспортов сделок; экспорт товаров, приобретенных по цене, в несколько раз превышающей рыночные, либо по цене ниже закупочной; низкая рентабельность экспортной сделки; контракт, заключенный с иностранным покупателем, зарегистрированным в одном государстве, где товар направляется в другую страну и др.

№9. Неустойка.

В некоторых случаях предприятия закладывают в свои договоры оплату, перенося в неустойку, тем самым неся риск в работе с контрагентом. И в данном случае налоговые органы усматривают формирование налоговой выгоды, потому что налогооблагаемая цена формируется не в рамках основной цены договора, а приравниваются еще и штрафы, неустойки, пени к формированию налоговой базы.

№10. Аутсорсинг.

Налоговые органы усматривают проблему, связанную с формированием налоговой выгоды в том случае, когда предприятие отдает на откуп аутсорсинговых компаний закуп трудового ресурса – персонала специализированных компаний, которые могут иметь более низкую ставку налогообложения и взносов в фонды, чем остальные предприятия.

[2]

Органы контроля за уплатой страховых взносов с 2017 года

Не секрет, что передача администрирования страховых взносов в ФНС сегодня одна из главных новостей и причина нервозности многих бухгалтеров. Хотя бы потому, что с работниками фондов легче находить взаимопонимание. Расскажем, с чего начались пертурбации со страховыми взносами и что еще задумали налоговики.

К чему пришли

Относительно администрирования страховых взносов последние новости таковы. Во-первых, с января 2017 года в Налоговый кодекс добавлена новая глава 34. Она посвящена администрированию страховых взносов налоговиками. Это значит, что основные подходы НК РФ к налоговым платежам (в т. ч. пеням, штрафам) будут актуальны и для страховых платежей. А Закон о страховых взносах № 212-ФЗ в связи с переходом контроля за уплатой страховых взносов автоматически утратит силу.

Подробнее об этом см. «Новая глава НК РФ с 2017 года «Страховые взносы».

Таким образом, налоговые инспекции (ИФНС, МИФНС), УФНС по регионам и центральный аппарат ФНС становятся с 2017 года органами контроля за уплатой страховых взносов. В их лоно попадут:

  1. пенсионные взносы;
  2. взносы в федеральный медстрах;
  3. платежи в Фонд соцстраха (кроме взносов по травмам).

Поскольку нормы об этих обязательных платежах стали частью налогового законодательства, органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, будут также заниматься сверками платежей по взносам, их взысканием, возвратом и зачетом.

Взносы по травмам продолжит вести Фонд соцстраха. А ПФР – ежемесячную персонифицированную отчетность на бланке СЗВ-М.

С чего всё начиналось

Надо сказать, что передача страховых взносов в ФНС была давней мечтой налоговиков. Еще со времен отмены единого социального налога. Это произошло в 2010 году.

Однако первым реальным толчком к передаче администрирования страховых взносов в ФНС с 2017 года стал указ Президента РФ от 15 января 2016 года № 13. Его основная цель – усовершенствовать уплату страховых взносов. Видимо, расчет был на то, что налоговики справятся с этой задачей лучше, если администрирование страховых взносов передать в ФНС. Согласно указу, основная правовая база по передаче администрирования страховых взносов должна была быть готова к 1 мая 2016 года.

Попытка нового сбора

В начале 2016 года выяснилось, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос. Именно так она назвала его в своей дорожной карте по администрированию страховых взносов. Она была выпущена в виде обычного письма ФНС от 2 февраля 2016 года № БС-4-11/1539.

Вот, например, какие планы были у ФНС в отношении долгов и переплаты по страховым взносам (см. выдержку из дорожной карты):

Правда, дорожная карта по администрированию страховых взносов в версии ФНС так и осталась – лишь планами. Ввести единый социальный взнос пока не получилось. Хотя, как видно, налоговики добились своего. Хотя платежки все равно будут разные – по каждому фонду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ТОП-10 сделок и операций, попадающих под особый налоговый контроль

По итогам работы за 2015 год юристы «Инвест-аудит» подготовили ТОП-10 основных операций и сделок, попадающих под особый контроль налоговых органов.

Читайте так же:  Что входит в понятие «испытательный срок при приёме на работу»

Обратите внимание на эти операции, характерны ли они для вашего бизнеса? Сегодня налоговый контроль нацелен на максимальное поступление платежей в бюджет, поэтому советуем внимательно проанализировать информацию, чтобы своевременно принять меры.

В основе ТОП-10 юридическая практика «Инвест-аудит», анализ арбитражной практики.

1. Сделки с организациями, обладающими признаками «однодневок».

На практике налоговые органы уделяют большое внимание тому, проявляет ли организация должную осмотрительность при выборе контрагента. И если при проверке будет обнаружено, что контрагент нарушает налоговое законодательство или обладает признаками так называемой фирмы – «однодневки», сделка с таким лицом, скорее всего, будет рассматриваться как сомнительная, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Соответственно, затраты по этой сделке будут исключены из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а НДС не принят к вычету.

2. Деление или дробление бизнеса.

Любое разделение бизнеса и его видов, оборотов компании и процессов также попадает в сферу внимания налоговых органов. Отдельно отметим именно деловые цели дробления бизнеса, ведь доказать это в арбитражной практике становится всё труднее. Разумеется, при делении и дроблении бизнеса предприниматель стремится сэкономить расходы и налоги. Но, в современном понимании законодательства, этого делать нельзя. То есть, предприниматель не должен искать более эффективные методы своей работы, а его основной задачей должны являться стабильные платежи в бюджет, в современной трактовке налоговых норм.

3. Работа агента.

Ситуация всегда будет рассмотрена налоговыми органами, как потенциально содержащая необоснованную налоговую выгоду, вне зависимости от вида бизнеса. При этом налоговые органы будут рассматривать агентов, как «на входе», так и «на выходе». То есть агентов, которые работают с предприятием при закупке каких-то материальных ценностей, так и при продаже услуг или продукции. При этом работа через агентов будет являться необоснованной налоговой выгодой и уходом от уплаты налогов. В практике «Инвест-аудит» есть ситуации, когда в судебных решениях указывается, что необоснованное агентское вознаграждение является правонарушением даже в тех случаях, когда бизнес не может работать без агентов вообще.

4. Затраты на управление, которые могут быть выражены в виде передачи функций исполнительного органа индивидуальному предпринимателю.

Данная операция абсолютно легитимна и разрешена нормативными документами РФ. Но индивидуальный предприниматель, который может находиться на УСН, попадает в ситуацию, когда предприятие в схеме с этим индивидуальным предпринимателем якобы получает налоговую выгоду в результате уплаты меньшей суммы налогов при затратах на управлении. Аналогичная ситуация будет и в затратах, когда функции исполнительного органа передаются управляющей компании.

5. Услуги предприятия и лиц, находящихся на УСН.

В этом вопросе сложилась обширная арбитражная практика, как положительная, так и отрицательная. При этом, конечно, отрицательной практики для налогоплательщиков гораздо больше. В качестве одного из примеров можно привести все закупки у поставщиков, состоящих на УСН. И даже в том случае, когда есть абсолютная экономическая логика – закупать там, где дешевле, у тех поставщиков, которые находятся на УСН, – предприятие может попасть под налоговый контроль и быть обвиненным в необоснованной налоговой выгоде.

6. Роялти или платежи за право пользования теми или иными лицензиями, товарными знаками и другими объектами (чем-то нематериальным и единственным в своем исполнении: конструкторской документацией, технической документацией, полезными моделями).

Нормативное регулирование такой категории как роялти уже сформировалось в российской практике, и существуют положительные моменты в сфере ее применения для налогоплательщиков. Именно поэтому лицензионные платежи и взимание платы в виде роялти привлекают особое внимание налоговых органов.

7. Сделки с аффилированными (взаимозависимыми) лицами и сделки, цена по которым не соответствует уровню рыночных цен.

Высокий налоговый риск существует при отклонении уровня цен от рыночной цены, как в большую, так и в меньшую сторону. Заключая сделки между собой, взаимозависимые лица имеют возможность устанавливать цены, которые значительно отличаются от рыночных цен. Варьируя цены, взаимозависимые лица могут уменьшать уровень налоговой нагрузки, в результате чего бюджет несет убытки в виде не поступивших сумм налогов. Налоговые органы вправе проверять соответствие фактических цен существующим рыночным ценам и в случае обнаружения занижения цен сделок предъявить через суд налогоплательщикам мотивированное требование о доначислении налогов.

8. Внешнеэкономические сделки.

Многие российские компании задумываются о ведении своего бизнеса за границей. Это связано как с желанием расширить рынки сбыта продукции, попробовать свои силы в другой отрасли, так и с использованием возможностей налоговой оптимизации. Анализируя внешнеэкономические сделки, налоговые органы обращают внимание и на срок расчетов между контрагентами, движение денежных средств экспортера и контрагентов по сделке осуществляется по расчетным счетам, открытым в одном банке; несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя, указанных в контракте, паспортах сделок, реквизитах банковских счетов; отсутствие паспортов сделок; экспорт товаров, приобретенных по цене, в несколько раз превышающей рыночные, либо по цене ниже закупочной; низкая рентабельность экспортной сделки; контракт, заключенный с иностранным покупателем, зарегистрированным в одном государстве, где товар направляется в другую страну и др.

9. Неустойка.

В некоторых случаях предприятия закладывают в свои договора оплату, перенося в неустойку, тем самым неся риск в работе с контрагентом. И в данном случае налоговые органы усматривают формирование налоговой выгоды, потому что налогооблагаемая цена формируется не в рамках основной цены договора, а приравниваются еще и штрафы, неустойки, пени к формированию налоговой базы.

10. Аутсорсинг.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговые органы усматривают проблему, связанную с формированием налоговой выгоды в том случае, когда предприятие отдает на откуп аутсорсинговых компаний закуп трудового ресурса – персонала специализированных компаний, которые могут иметь более низкую ставку налогообложения и взносов в фонды, чем остальные предприятия.

Источники


  1. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.

  2. Прокуронова, С. С. Теория государства и права. Конспект лекций / С.С. Прокуронова. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 949 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. ред. Карпунин, М.Г. Экономический эксперимент и право; М.: Юридическая литература, 2011. — 160 c.
Взносы, попадающие под налоговый контроль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here