Законодательная база (положения тк, категории)

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Законодательная база (положения тк, категории)" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626
«Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемое Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками.

Председатель Правительства
Российской Федерации

25 июля 2013 г. N 626

Положение
об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626)

1. Настоящее Положение определяет основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава (далее — операторы) и их взаимодействия с перевозчиками при перевозках железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа, а также порожних грузовых вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику.

2. В настоящем Положении понятия применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

3. Правовое регулирование деятельности операторов осуществляется в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии с актами Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств, федеральными законами «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта.

4. Операторы участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров (далее — железнодорожные вагоны и контейнеры оператора) и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров.

Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (далее — клиенты) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок.

5. Оператор вправе:

получать соответствующее вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены договором;

получать от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на возмездной основе информацию, необходимую для осуществления взаимодействия в рамках перевозочного процесса, в том числе о доставке грузов, перевозимых в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, перевозке порожних грузовых вагонов оператора, завершении операций по погрузке (выгрузке) в железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;

выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора, в который, в частности, включаются следующие сведения:

род железнодорожных вагонов и тип контейнеров, предоставляемых оператором клиенту;

вид груза, для перевозки которого предоставляются

железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;

требования к предоставляемым железнодорожным вагонам и контейнерам оператора;

цена договора и порядок оплаты оказанных услуг по договору;

порядок взаимодействия сторон в случае выявления технической неисправности железнодорожных вагонов и контейнеров оператора при подаче их под погрузку, а также в процессе перевозки груза;

состав и порядок представления клиентом документов, подтверждающих использование железнодорожных вагонов и контейнеров оператора в перевозочном процессе.

Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.

7. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами (договором), которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия, в том числе:

порядок представления документов, необходимых для целей налогообложения услуг, связанных с перевозками грузов;

форму и порядок расчетов за услуги (работы) при выполнении отдельных операций перевозочного процесса, а также уплату провозных платежей перевозчику;

мониторинг и информационное обеспечение перевозочного процесса.

8. При взаимодействии между операторами, перевозчиками и клиентами не допускается создание условий, ставящих одних операторов в преимущественное положение по сравнению с другими операторами в сопоставимых условиях.

9. Операторы обеспечивают соответствие предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров оператора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации.

10. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им железнодорожные вагоны и контейнеры оператора уполномоченным организациям железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов, а также специальных формирований, создаваемых на военное время при возникновении угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Прописаны основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками при транспортировке грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику.

Операторы предоставляют принадлежащие им (на праве собственности или ином праве) вагоны и контейнеры юридическим и физическим лицам для перевозки грузов ж/д транспортом любыми видами отправок.

Читайте так же:  Договор о материальной ответственности. пример составления

Между операторами и клиентами заключаются соответствующие договоры. Приведены условия, которые могут в них включаться.

Определены права операторов. Они, в частности, могут оказывать клиентам услуги по организации перевозок.

Операторы обязаны обеспечить соответствие предоставляемых ими вагонов и контейнеров требованиям законодательства о техрегулировании и правил технической эксплуатации железных дорог.

При взаимодействии между операторами, перевозчиками и клиентами запрещено создавать преимущества для отдельных операторов.

Урегулированы вопросы предоставления операторами вагонов и контейнеров для их использования в интересах Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов.

Постановление Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Законодательство по трудовому праву

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ – основной правовой регулятор трудовых отношений в РФ, он устанавливает основные права и обязанности работника и работодателя, дает понятия времени труда и отдыха, регулирует порядок предоставления защиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов сторон.
Все иные акты трудового законодательства не должны противоречить положениям ТК РФ.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данные закон устанавливает порядок осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, а также в возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника при наступлении такого рода несчастных случаев.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»- регулирует процесс создания и деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений работников и их ассоциаций в Российской Федерации.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – статьи главы 5 Закона устанавливают гарантии трудовых прав инвалидов: установление квот для приема на работу данных лиц, создание специальных рабочих мест, особых условий труда в соответствие с индивидуальной программой реабилитации.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет гарантии трудовых прав российских граждан, а также осуществления государственной политики, направленной на защиту населения от безработицы.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оно разъясняет основные правила осуществления судебной защиты трудовых прав: устанавливает подведомственность и подсудность споров, порядок доказывания по делам о заключении, изменении и расторжении трудового договора, о взыскании заработной платы, обеспечению прав на ежегодные дополнительные отпуска и забастовки.

Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»- утверждает права отдельных категорий мед. работников (обеспечивающими лечение психиатрически больным гражданам, имеющим ВИЧ, СПИД или туберкулез), а также ветеринарным и иным работникам, оказывающим помощь в проведении противотуберкулезной профилактики.

Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») – дает разъяснения по вопросу определения временных рамок командировки, устанавливает гарантии прав работника, отправленного в командировку (сохранение рабочего места, заработка, оплата проезда, проживания, суточных и др.)

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» – устанавливает обязанность администраций бюджетных учреждений, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, оплачивать 1 раз в два года проезд и провоз багажа работников и членов их семей. Современная судебная практика возлагает такую обязанность и на частные организации.

Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» – регламентирует порядок компенсации расходов работнику на переезд в другой административно-территориальный пункт в связи с его переводом на работу в другое обособленное подразделение работодателя.

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»- порядок расчета среднего размера заработной платы, необходимого, согласно положениям ТК РФ, для урегулирования имущественных споров между работником и работодателем.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»). Закрепляет порядок изготовления бланков трудовой книжки, обеспечения ими работодателей, а также их заполнения и хранения.

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Устанавливает необходимость обязательного прохождения освидетельствования лицом, претендующего на занятие должности, связанной с выполнением работы, имеющей повышенную опасность.

Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Закрепляет дополнительные гарантии трудовых прав лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а именно сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, увеличенный размер оплаты труда.

Правовое регулирование надбавок осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:
— приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, N 3;
— постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012;
— разъяснение Минтруда России от 16.05.1994 N 7;
— постановление Минтруда России от 11.09.1995 N 49.

Читайте так же:  Обоснованность предоставления налогового вычета

Для заключения договоров о материальной ответственности:

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1
к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (Приложение N 3 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

Законодательная база, регулирующая деятельность кадрового делопроизводства

Работа с документами в любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, должна строиться на основе законодательно-правовых и нормативно-методических актов, касающихся вопросов документирования и работы с документами. В настоящее время регламентация вопросов ДОУ на государственном уровне ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативно-правовых и нормативно-методических документов.

К сегодняшнему дню сложилась достаточно обширная государственная система законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу информации и документации. На основе законодательной базы, затрагивающей различные аспекты документационного обеспечения управления, разрабатываются локальные (корпоративные) нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу, которые составляют область корпоративного регулирования документационного обеспечения управления любой организации.

Нормативно-методическое регулирование кадрового делопроизводства позволяет грамотно организовать не только деятельность кадровой службы, но и всю систему делопроизводства в целом.

Нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативно-правовая база делопроизводства регулирует правила оформления документов; правила работы с документами; обеспечение сохранности документов; порядок передачи документов на архивное хранение; работу службы делопроизводства; внедрение новых информационных технологий в работе с документами; работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Нормативная и нормативно-справочная документация регламентирует единообразную практику применения норм права и является правовой основой деятельности кадровой службы.

Перечислим основные нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации.

3. Административный кодекс Российской Федерации.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

6. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О защите персональных данных» с изменениями от 25.12.2009 г.

7. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

8. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 03.03.2003 года №65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» вместе с «Унифицированной системой документации.

9. Федеральный закон от 22 октября 2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

10. «Основные правила работы архивов организаций», одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002 года.

11. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения».

12. Общероссийский классификатор управленческой документации.

13. ГОСТ Р 51141-98. Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела.

14. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 №477.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

15. «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденный Росархивом 6 октября 2000 года.

16. ГОСТ Р ИСО15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования»;

17. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №367 «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94» (далее ОКПДТР).

18. «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93».

19. «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 2008 года №37.

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках».

21. Постановление Минтруда Российской Федерации от 10 октября 2003 года №69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек».

22. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225.

23. Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

В нормативную базу делопроизводства входят также законодательные акты субъектов Российской Федерации и правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты должны учитываться при организации делопроизводства, прежде всего органами представительной и исполнительной власти субъектов Федерации, а также организациями, учреждениями и предприятиями, действующими на их территории.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10325 —

| 7268 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Основные законодательные положения по охране труда

В соответствии с ТК РФ существуют следующие основные законодательные положения по организации работы по охране труда

· Участие работников в управлении организацией осуществляется в соответствии с гл.8 ТК РФ. Основными формами участия работников в управлении организацией являются:

— учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и коллективным договором;

— получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

— обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

Читайте так же:  Кто является обязательным наследником по завещанию

— обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

— участие в разработке и принятии коллективных договоров;

[2]

В соответствии со статьей 53 ТК РФ представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам реорганизации и ликвидации организации, введения технологических нововведений, влекущих изменение условий труда и другую информацию, предусмотренную законодательством.

· Трудовой договор заключается в соответствии с гл.11 ТК РФ.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ лицо, поступающее на работу в ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», должно предъявить паспорт, трудовую книжку, страховое пенсионное свидетельство, документы воинского учета и документы об образовании. Работодатель сам оформляет трудовую книжку гражданину, устраивающемуся на работу впервые. В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники проходят обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу.

· Режим рабочего времени

На предприятии у экспертов и операторов торгового зала предусматривается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными. В течение суток работают две смены в соответствии с графиком сменности. Продолжительность смен составляет 9 часов с перерывом на обед в течение часа и 8,5 часов с перерывом 30 минут, смены с 6:30 до 15:30 и с 14:30 до 23:00 соответственно.

Согласно статье 103 ТК РФ работники ознакомляются с графиком сменной работы не менее, чем за месяц до введения его в действие, и не могут работать в течение двух смен подряд.

· Перерывы в работе. Выходные и нерабочие праздничные дни.

В течение рабочего дня (смены) работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью 1 час, который в рабочее время не включается.

Всем работникам предоставляются выходные дни два выходных дня в неделю. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, обычно это суббота. Некоторым работникам предоставляются выходные в другие дни, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка, т.к. приостановка работы торгового центра в выходные дни невозможна по организационным условиям.

В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, вызываемым необходимостью обслуживания населения. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия.

В соответствии со статьей 115 ТК РФ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника составляет 28 календарных дней, разделенных на две части. Руководители отделов получают дополнительно 3 дня отпуска за ненормированный рабочий день.

· Трудовой распорядок. Дисциплина труда.

Дисциплина трудового распорядка включает в себя поощрения за труд и дисциплинарные взыскания. Работодатель ежемесячно поощряет премией 3-х лучших работников месяца. Согласно статье 192 ТК РФ работник может получить замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также другие виды дисциплинарных взысканий, предусмотренные федеральными законами.

· Профессиональная подготовка, переподготовка.

Согласно статье 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям, путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. На основании статьи 196 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по созданию соответствующих условий работникам, проходящим профессиональную подготовку. Работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обеспечивает безопасность работников при эксплуатации зданий, оборудования, осуществлении технологических процессов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством, разработку правил и инструкций по охране труда для работников, ознакомление работников с требованиями охраны труда и.т.п.

Работники организаций торговли проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения распространения заболеваний согласно статье 213 ТК РФ

Охрану труда осуществляет уполномоченный работодателем работник – специалист по охране труда.

[1]

· Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

На основании статьи 255 ТК РФ отпуск по беременности и родам составляет 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов, и предусматривает выплату пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. В соответствии со статьей 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на основании личного заявления предоставляется матери, отцу, бабушке, дедушке, опекуну или другим родственникам, фактически осуществляющим уход.

· Особенности регулирования труда работников возрасте до 18 лет.

Согласно статье 270 ТК РФ нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет установлены пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени. Несовершеннолетним работникам, поступившим на работу после получения профессионального образования, а также прошедшим профессиональное обучение на производстве, могут быть установлены пониженные нормы выработки.

· Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров.

· Самозащита работниками трудовых прав.

В соответствии со статьей 379 ТК РФ работник имеет право отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также — от работы, угрожающей его жизни и здоровью, с сохранением всех прав и гарантий при условии письменного извещения об этом своего непосредственного руководителя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 1 сентября 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ

Читайте так же:  Выплата зарплаты работникам наличные или банковский перевод

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 5 ТК РФ

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, положения настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной названным Федеральным законом

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

См. схему «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права

Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права, с 1 февраля 2002 года является Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Другие федеральные законы и подзаконные акты федерального уровня не могут ухудшать положение работников по сравнению с нормами ТК РФ. Подобные ограничения должны появляться лишь с соблюдением требований ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. До внесения изменений в ТК РФ нормы, ограничивающие гарантированные им права и свободы, не должны применяться.

Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ. Однако их материальное выражение возможно с соблюдением правила о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ.

Продолжает действовать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года в редакции от 20 апреля 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Введение в действие ТК РФ не повлияло на судьбу данного Закона, так как в Кодексе раздел, посвященный занятости и трудоустройству, отсутствует. Поэтому названный Закон продолжает действовать в полном объеме.

И после принятия ТК РФ должен применяться Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года в редакции от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями. Положения данного Закона должны применяться в части, позволяющей более полно защитить права и законные интересы работников.

К числу источников трудового права относится Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 2 апреля 1999 года. Введение в действие ТК РФ не должно повлиять на применение данного Закона, поскольку он дополняет ТК РФ в части, регламентирующей формирование и деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями также остается в числе источников трудового права. Однако данный Закон будет применяться с изъятиями, установленными ТК РФ. Эти изъятия коснулись прежде всего прав профсоюзных работников.

Источником трудового права остается и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который дополняет положения ТК РФ.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года также входит в число источников трудового права, он применяется с учетом норм ТК РФ, посвященных урегулированию коллективных трудовых споров.

К числу источников трудового права следует отнести и Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, он дополняет ТК РФ в части возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников в процессе трудовой деятельности.

Читайте так же:  Акт приема-передачи транспортного средства. образец оформления

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года также относится к числу источников трудового права. Данный Закон дополняет ТК РФ в части регулирования труда лиц, находящихся на государственной службе.

Источником трудового права является и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года с последующими изменениями и дополнениями. Данный Закон должен применяться в части, предусматривающей дополнительные по сравнению с ТК РФ льготы для лиц, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К числу источников трудового права следует отнести и отдельные нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «Об образовании» от 13 января 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 21 июня 2002 года, Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14 июля 2001 года.

Данный перечень федеральных законов, положения которых относятся к источникам трудового права, не является исчерпывающим. В частности, положения гражданского процессуального законодательства используются при разрешении трудовых споров, в том числе и комиссиями по рассмотрению трудовых споров. В этом случае их следует относить к числу источников трудового права с точки зрения материализации в конкретных отношениях, входящих в предмет этой отрасли.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) также используется при реализации трудовых прав работников. В силу чего отдельные его нормы могут быть признаны источниками трудового права при материализации в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Источниками трудового права, принятыми на федеральном уровне, являются указы Президента РФ. Например, Указ Президента РФ «О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации» от 5 октября 2002 года N 1129. Перечень указов Президента РФ, направленных на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права, также невозможно определить исчерпывающим образом. Однако при их применении следует соблюдать правило о недопустимости ущемления прав и законных интересов работников, гарантированных в ТК РФ и других федеральных законах.

На федеральном уровне принимаются постановления Правительства РФ, направленные на регулирование отношений, входящих в предмет трудового права. Перечень постановлений Правительства РФ, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, также нельзя определить исчерпывающим образом. Ведь отдельные нормы постановлений Правительства РФ, отнесенные к источникам других отраслей права, в силу требований ст. ст. 1, 11 ГПК могут быть применены при регулировании трудовых отношений по аналогии. В связи с чем они материализуются в качестве источника трудового права в конкретные отношения, входящие в предмет данной отрасли. При применении постановлений Правительства РФ при регулировании трудовых отношений должно соблюдаться правило о недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с ТК РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

К числу источников трудового права федерального уровня относятся нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития РФ (Минтруда РФ), которые обязательны для исполнения. Нормативные правовые акты Минтруда РФ не должны ущемлять права работников, гарантированные в ТК РФ и других федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Перечислить исчерпывающим образом нормативные правовые акты Минтруда РФ, направленные на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права, практически невозможно. Деятельность Минтруда РФ по их изданию и изменению не прекращается. Поэтому с небольшими промежутками времени появляются как новые акты, так и вносятся изменения в действующие акты, направленные на регулирование трудовых отношений.

К числу источников трудового права относятся обязательные для исполнения инструкции органов государственного контроля за соблюдением правил охраны труда, в частности, Госгортехнадзора, Госатомнадзора, Госсанэпидемнадзора.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральные министерства и ведомства также издают нормативные акты отраслевого и межотраслевого характера, направленные на регулирование трудовых отношений. В содержании этих актов не должны появляться положения, ущемляющие права работников в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Источники


  1. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  4. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
  5. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
Законодательная база (положения тк, категории)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here