Законодательные нормы подачи жалобы

Предлагаем ознакомится со статьей на тему: "Законодательные нормы подачи жалобы" с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Срок обращения с жалобой в КС РФ

Жалоба в КС РФ должна быть подана в срок не позднее 1 (одного) года после рассмотрения дела в суде (п. 2 ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), т.е. не позднее 1 года с момента вынесения последней судебной инстанцией, включая ВС РФ, решения, в котором был применен оспариваемый закон.

При этом если соответствующая жалоба (например, кассационная или надзорная) в арбитражный суд только подана, обращаться в КС РФ еще рано . Необходимо дождаться какого-либо результата, иначе обращение в КС РФ будет преждевременным в связи с незавершенностью процесса судебной защиты прав в российских государственных арбитражных судах.

Так, по одному из дел, Секретариат КС РФ в ответ на поданное обращение указал следующее: «… в настоящее время процесс судебной защиты Ваших прав и законных интересов посредством арбитражного судопроизводства нельзя считать завершенным. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, прерывание этого процесса и его перевод в рамки конституционного судопроизводства, по смыслу статей 46 (часть 1), 118 (часть 2), 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, не имеет достаточных оснований, так как не согласуется с предназначением и существом конституционного производства и полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации в их соотношении с иными видами судопроизводства и полномочиями соответствующих судов по разрешению подведомственных им дел, а также местом Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебных органов (Определение от 10 ноября 2002 года № 270-О, от 27 декабря 2005 года № 467-О и др.)».

Надзорная жалоба

Для обжалования определения или постановления, которое уже вступило в законную силу, любой гражданин, принимавший участие в судебном процессе со стороны защиты или обвинения (в качестве истца или ответчика), вправе подать надзорную жалобу в вышестоящий орган, если он считает, что суд пренебрег его интересами или законными правами. По итогу ее рассмотрения может быть принято коллегиальное решение о пересмотре вступившего в силу постановления/определения по уголовному и административному делу или об отказе в таком пересмотре в виду отсутствия веских на то оснований.

Читайте так же:  Какой бизнес следует относить к среднему критерии среднего предприятия

Куда направить

Надзорная жалоба подается только в вышестоящую инстанцию с учетом того, каким судом было принято решение, с которым не согласен гражданин. В связи с этим следует обратиться:

  • в Президиум краевых, областных и республиканских Верховных Судов, если необходимо добиться пересмотра приговора, определения или постановления районного, городского или кассационного решения Верховного суда;
  • в Коллегию, если дело по каким-то причинам не было рассмотрено в Верховном Суде;
  • в Президиум Верховного Суда РФ, когда речь идет о решениях и постановлениях Судебной коллегии, Кассационной коллегии и т. д.

Получить более детальную информацию о структуре и поднадзорности можно на сайте xn--b1aagcvxfpnuq9e.xn--p1ai/struct.php.

Правила составления

Неправильно оформленная жалоба – это прямое основание для отказа в ее рассмотрении. В связи с этим при составлении такого документа необходимо придерживаться целого ряда правил, для чего можно использовать образец:

Он должен состоять из таких частей:

  1. Вступление («шапка»). В правом верхнем углу документа следует указать его получателя и данные заявителя (ФИО, дата и место рождения), информацию о том, где был принят оспариваемый вердикт, номер дела и т.д. Если на момент обращения у гражданина есть решения судов второй ступени, то во вступлении также следует указать такие сведения.
  2. Основная часть. После указания вводной информации посередине строки надо написать название документа и расшифровать его назначение. В этой части важно кратко и лаконично описать содержание приговора, попытки его обжаловать в вышестоящих инстанциях, а также дать оценку решениям, которые, по мнению заявителя, не имеют под собой законных оснований (со ссылками на соответствующие нормы УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ). При написании претензии следует последовательно и аргументировано доказать, какая была допущена ошибка при изучении дела. Предпочтительно, чтобы это было подтверждено соответствующими доказательствами или фактами, что может повлиять на итог рассмотрения надзорной жалобы.
  3. Полный перечень дополнительных материалов, которые могут быть использованы для пересмотра дела, в том числе копии ранее вынесенных приговоров, решений, определений (апелляционного и кассационного судов).

Чтобы добиться пересмотра ранее принятого решения, в документе следует четко перечислить все факты и нарушения, которые выявил заявитель в ходе судебного процесса. Это могут быть:

  • аргументы одной из сторон, которые не были приняты во внимание;
  • нарушения во время проведения следственных действий или экспертиз;
  • сомнительные или нелогичные свидетельства, которые были учтены при рассмотрении дела. В этом случае можно потребовать исключить их из доказательной базы, так как они были получены с нарушением профильного законодательства;
  • любые нарушения правил заседаний.

Порядок подачи

При подаче жалобы заявителем или его представителем должен быть предоставлен весь необходимый пакет документов, которые могут быть использованы для рассмотрения дела. Количество копий должно соответствовать количеству участников процесса, что является обязательным условием для принятия заявления.

В Верховный Суд РФ можно обратиться:

  1. Через приемную, расположенную по адресу: Москва, ул. Поварская, дом 13 (2-й подъезд), ориентир — станции метро Баррикадная и Арбатская. График работы: с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу – до 16.30. Обеденный перерыв с 13.00 до 13.45. Во время приема работник аппарата сразу же проверит, соответствуют ли поданные документы требованиям процессуального законодательства (если нет, то он может отказать в их принятии). Прием осуществляется в порядке живой очереди без предварительной записи при наличии у заявителя удостоверения личности. Получить более детальную информацию можно по телефону (495) 690-54-63.
  2. Почтовым отправлением по адресу: 121260, г. Москва, ул. Поварская, д. 15. В конверт следует вложить дополнительные материалы, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушениях при рассмотрении дела в низшей инстанции.

Для принятия обращения гражданин должен предоставить квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины в случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Если он имеет льготу или право, которое освобождает от ее уплаты, то такая справка также должна быть передана с пакетом документов.

Срок подачи

Если речь идет о пересмотре гражданского дела, то, в соответствии со ст. 391.2 ГПК РФ, ограничительный срок подачи надзорной жалобы составляет 3 месяца с момента вступления в силу последнего постановления.

Отдельной нормой ГПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока. Но для этого гражданин должен будет пояснить, в связи с чем он не смог воспользоваться правом на обжалование в предусмотренный для этого срок и предоставить соответствующие доказательства, подтверждающие факты, изложенные в заявлении (например, веской причиной может быть беспомощное состояние, тяжелая болезнь и т. д.). Такой документ подается в суд первой инстанции.

Порядок рассмотрения

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30-ти дней с момента ее передачи в суд, который может либо отказать в ее принятии, либо принять ее для дальнейшего рассмотрения. В первом случае будет указана формулировка, что изложенные факты не являются снованием для пересмотра предыдущего постановления, так как не квалифицируются как нарушение законодательства. В случае принятия будет возбуждено надзорное разбирательство, о чем заявитель будет уведомлен соответствующим извещением (в нем также будет указана дата и время судебного разбирательства).

В процессе рассмотрения дела в надзорной инстанции могут присутствовать все стороны-участники. В случае уголовного судопроизводства осужденный может быть доставлен из исправительного учреждения на заседание, а при гражданском судопроизводстве истец может отказаться от участия в процессе или направить туда своего представителя.

Перед принятием решения каждой из сторон будет предоставлена возможность изложить свою точку зрения. После этого, опираясь на указанные факты и предоставленные доказательства, коллегиально (путем голосования) принимается решение об отказе или удовлетворении требований заявителя.

Читайте так же:  Возмещение расходов на медосмотр

Видео: скандал в суде

Законодательная база

Чтобы добиться пересмотра административного или уголовного дела, гражданин должен подать жалобу, составленную с соблюдением положений таких законодательных актов:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 03.12.2001г. (ред. от 29.07.2017).
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации N 63-ФЗ от13.06.1996г. (ред. 26.08.2017).
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая N 51-ФЗ от 30.11.1994г. (ред. 06.08.2017) и часть вторая N 14-ФЗ от 26.01.1996г. (ред. 28.03.2017).
  5. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996г. (ред. от 05.02.2014).

Дежурные юристы

Арест автомобиля – ограничительная мера, которая затрагивает одно из конституционных прав гражданина на…

Судебная экспертиза – один из процессуальных инструментов, позволяющий в рамках судопроизводства определить правомерность…

Случаи оскорбления чести и достоинства человека фиксируются дома, в офисе, транспорте или на…

Как оспаривать в суде разъясняющие законодательство письма министерств и ведомств?

Обращения в суд с заявлением о признании писем и иных актов разъяснительного характера министерств и ведомств (письма Минфина, Минтранса, ФНС, ФАС, ФТС России и др.) недействующими – нередкое явление в российской судебной практике. Несмотря на то что такие акты не являются нормативно-правовыми и в связи с этим не подлежат обязательному применению, из самого их текста нередко следует, что утверждены они именно для использования, в частности, территориальными подразделениями соответствующего органа. Таким образом, эти акты опосредованно – через деятельность должностных лиц указанных органов – становятся обязательными для граждан или юридических лиц.

При этом суды часто прекращают производство по делам об оспаривании таких актов на том основании, что они не являются нормативными и в принципе не могут оспариваться в суде, поскольку и в гл. 21 КАС РФ, и в действовавшей до вступления в силу этого кодекса гл. 24 ГПК РФ, и в гл. 23 АПК РФ говорится об обжаловании именно нормативных актов. Одно из подобных дел – по жалобе налогоплательщика на невозможность оспаривания в суде писем ФНС России, в частности письма, устанавливающего необходимость перерасчета НДПИ, легло в основу проверки КС РФ положения Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о ВС РФ), определяющего категории нормативных актов, дела об оспаривании которых ВС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции. Эта норма (п. 1 ч. 4 ст. 2 указанного закона) была признана противоречащей Конституции РФ в той части, в какой допускает возможность отказа в рассмотрении ВС РФ актов органов власти, содержащих разъяснения законодательства, только на основании их несоответствия формальным требованиям, предъявляемым к НПА (Постановление КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П). КС РФ указал, что федеральному законодателю следует определить особенности судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются НПА, но обладают нормативными свойствами.

Законодатель волю Суда исполнил – с 17 марта вступят в силу законы, которые определяют порядок оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства, причем любого, а не только налогового, и обладающих нормативными свойствами:

Рассмотрим, в каких судах и каким образом будут рассматриваться дела об оспаривании таких актов.

ВС РФ и областные суды

Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, будут оспариваться в порядке административного судопроизводства, соответственно, процедура рассмотрения данных дел устанавливается КАС РФ (ст. 2 Закона № 18-ФЗ).

Определено, что дела об оспаривании таких актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФР, ФФОМС, ФСС России, будет рассматривать в качестве суда первой инстанции ВС РФ (ст. 21 КАС РФ дополняется п. 1.1; соответствующие изменения вносятся и в ч. 4 ст. 2 Закона о ВС РФ). Содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами акты органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований будут рассматриваться областными и равными им по уровню судами (верховными судами республик, краевыми судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов; соответствующие изменения вносятся в п. 2 ст. 20 КАС РФ).

Рассмотрение дел об оспаривании указанных актов будет происходить в том же порядке, что и оспаривание нормативных актов (гл. 21 КАС РФ), за исключением ряда особенностей, закрепленных в новой ст. 217.1 КАС РФ (подп. «б» п. 7 ст. 2 Закона № 18-ФЗ). Подать административный иск о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим сможет гражданин, в отношении которого этот акт применен, общественное объединение – в защиту прав, свобод и законных интересов всех своих членов, прокурор (в рамках своей компетенции), а также все остальные субъекты, которые вправе оспаривать нормативные акты (ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ). Основание предъявления иска – предполагаемое истцом несоответствие содержания акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им законодательных норм. При этом из подаваемого в суд административного искового заявления об оспаривании данного акта должно следовать, что он нарушает или затрагивает права или законные интересы истца. В противном случае суд откажет в принятии заявления (п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ в новой редакции).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Соответствующие административные дела будут рассматриваться в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления (ч. 1 ст. 213 КАС РФ).Стоит отметить, что граждане, не имеющие высшего юридического образования, смогут участвовать в них только вместе с представителями (ч. 9 ст. 208 КАС РФ).

При рассмотрении дела об оспаривании акта разъяснительного характера суд должен будет выяснить:

  • нарушает ли акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;
  • обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
  • соответствуют ли положения акта смыслу разъясняемых им норм законодательства. Причем обязанность доказывания такого соответствия возлагается на орган (организацию или должностное лицо), принявший этот акт.

В случае установления всех этих фактов оспариваемый акт будет признаваться судом не действующим полностью или в соответствующей части – со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Если же будет установлено, что документ не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, требования истца о признании его недействующим не будут удовлетворяться.

[2]

Таким образом, можно выделить следующие признаки акта с нормативными свойствами: закрепление в нем общеобязательных правил, не предусмотренных в законе, который разъясняется актом, распространение этих правил на неопределенный круг лиц, неоднократность применения акта. Официального же определения понятия «акт, содержащий нормативные свойства» новые законы не содержат. «Еще на стадии разработки законопроектов, на основе которых приняты законы, критике подвергались их отдельные формулировки. Против использования термина «акты, обладающие нормативными свойствами» высказывались некоторые законодатели. Несмотря на критику, формулировка не изменилась, и прогнозируемые последствия в виде необоснованных отказов в принятии заявлений и увеличения нагрузки на суды станут реальностью», – отмечает адвокат, эксперт Юридического сервиса 48Prav.ru Евгений Корнев.

Читайте так же:  Для чего нужна электронная подпись

ВАЖНО ЗНАТЬ

Размер госпошлины при обращении в суды общей юрисдикции с заявлением об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, такой же, как при оспаривании нормативных актов: 300 руб. для граждан и 4500 руб. для организаций. За оспаривание содержащего разъяснения в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности акта граждане тоже будут платить госпошлину в размере 300 руб. (такой размер пошлины предусмотрен для заявлений об оспаривании нормативных актов в арбитражных судах), а вот организациям подача заявления о признании такого акта недействующим в СИП обойдется дешевле, чем подача заявления об оспаривании нормативного акта – 2000 руб. вместо 3000 руб. Соответствующие изменения внесены в НК РФ (Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 19-ФЗ).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Чтобы узнать, сколько нужно будет заплатить за подачу искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, воспользуйтесь калькулятором расчета госпошлины.

Отсутствие в новых законах понятия «акт, обладающий нормативными свойствами» не удивило юристов потому, что понятие «нормативный правовой акт» в действующем законодательстве тоже отсутствует. Однако его определение уже сформулировано в теории и на практике. Так, например, при подготовке НПА федеральных органов исполнительной власти рекомендуется (приказ Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88) использовать определения нормативного правового акта и правовой нормы, данные Госдумой (постановление Госдумы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД). ВС РФ в свою очередь указал, на какие моменты должны обращать внимание суды при рассмотрении дел об оспаривании НПА (Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48). Поэтому можно предположить, что аналогичным образом Суд сформулирует и позицию по рассмотрению актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

Суд по интеллектуальным правам

В отдельную категорию выделены дела об оспаривании содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами актов федеральных органов исполнительной власти в сфере:

  • патентных прав и прав на селекционные достижения;
  • права на топологии интегральных микросхем;
  • права на секреты производства (ноу-хау);
  • права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
  • права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Рассмотрение таких дел отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (соответствующие изменения внесены в АПК РФ и п. 1 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Процедура рассмотрения – такая же, как при оспаривании в СИП нормативных правовых актов (гл. 23 АПК РФ), за некоторыми исключениями.

При рассмотрении дела суд должен будет установить наличие у оспариваемого акта нормативных свойств – по трем указанным выше признакам. В результате СИП будет выносить решение о признании оспариваемого акта либо не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, либо не действующим полностью или в части (ст. 195.1 АПК РФ).

Подавать заявление о признании недействующим акта, содержащего разъяснения, которые касаются прав на результаты интеллектуальной деятельности, смогут граждане, организации и иные лица, считающие, что этот акт обладает нормативными свойствами, по своему содержанию не соответствует разъясняемым им нормативным положениям и нарушает их права или законные интересы. Кроме того, в защиту прав и интересов граждан и организаций в СИП вправе будут обратиться прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ч. 1-2 ст. 192 АПК РФ).

Cтоит отметить, что в случае, когда акт, обладающий нормативными свойствами, был опубликован в официальном издании федерального органа исполнительной власти или другом официальном издании, в этом же издании должно быть опубликовано и вступившее в законную силу решение СИП по делу об оспаривании этого акта (ст. 196 АПК РФ).

Можно констатировать, что в новых законах официально закреплена неоднократно высказываемая ранее позиция КС РФ о том, что при оспаривании актов нормативного характера суды должны учитывать их содержание, а не только форму, процедуру принятия и другие формальные признаки (Определение КС РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 442-О, Определение КС РФ от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О). «Теперь заинтересованным лицам будет проще обосновать возможность оспаривания такого рода актов, и они с большей надеждой будут обращаться, в частности, в ВС РФ», – уверена Яна Чернобель.

Антон Жданов, руководитель офиса МЮГ AstapovLawyers в Москве:

«В связи с расширением компетенции судов в отношении актов, обладающих нормативными свойствами, но формально не являющихся нормативными, увеличится и их нагрузка. Однако поскольку обязанность доказывания соответствия положений оспариваемого акта разъясняемым им нормативным положениям возлагается на орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, процедура рассмотрения дела об оспаривании потребует от судов меньше процессуальных действий. Таким образом, принятые законы способствуют расширению прав граждан на защиту в суде их прав, нарушенных актами федеральных органов исполнительной власти».

Тем не менее пока эксперты не дают точных прогнозов о том, насколько увеличится нагрузка на суды после вступления в силу Закона № 18-ФЗ и Закона № 2-ФКЗ.

Содержание обращения в Конституционный Суд РФ: некоторые советы по усилению жалобы

При обращении в КС РФ с жалобой на неконституционность нормы, примененной в конкретном деле с участием заявителя — по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой — имеются свои нюансы не только применительно к ее форме, но и применительно к ее содержанию.

Читайте так же:  Особенности получения первого отпуска на новой месте работе

Так, в частности, в подобной жалобе необходимо продемонстрировать:

— что обжалуемая норма была непосредственно применена в конкретном деле с участием заявителя — судебные акты по делу должны содержать ссылки на нее, соответствующие выдержки необходимо привести в тексте обращения;

— что соответствующая практика применения обжалуемой нормы «сложилась» — в идеале, должно иметься несколько случаев подобного не соответствующего Конституции РФ применения обжалуемой нормы закона судами, в том числе по другим делам;

— что обжалуемой нормой затронуты конституционные права и свободы заявителя — иными словами, такая норма, по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, нарушает конкретные нормы Конституции РФ. Соответствующий раздел жалобы обычно является самым сложным для написания и требует наличия определенного опыта обоснования тех или иных нарушений через призму Конституции РФ и практики КС РФ .

Ниже изложены некоторые моменты, которые могут помочь усилить позицию заявителя, изложенную им в жалобе, и, соответственно, повысить шансы на успех обращения в КС РФ.

[3]

A. Ссылки на правовые позиции КС РФ

В жалобе полезно ссылаться на позиции самого КС РФ, в которых содержится толкование тех и или иных институтов и норм российского законодательства, а также соответствующих положений российской Конституции РФ.

Более того, это поможет понять, как по соответствующей теме уже высказался КС РФ. Часто, исходя из таких позиций, удается спрогнозировать, какой будет позиция КС РФ применительно к обращению.

За почти 20 лет своей работы КС РФ принял около 14 000 актов. Разобраться в них, не зная специфики конституционного судопроизводства, очень непросто даже опытному юристу.

B. Ссылки на практику ЕСПЧ

Серьезным подспорьем в подготовке и усилении доводов жалобы в КС РФ могут быть ссылки на практику Европейского суда по правам человека и его подходы к толкованию Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в частности, ее ст. 6) применительно к соответствующей ситуации. В последнее время КС РФ часто ссылается на позиции ЕСПЧ в своих решениях (см., например, Постановление от 26 мая 2011 г. № 10-П, Постановление от 18 июля 2012 г. № 19-П).

C. Ссылки на зарубежную практику

Полезными могут оказаться ссылки на законодательные акты и подходы судов других юрисдикций. В таком случае целесообразным является подготовка отдельных юридических заключений в поддержку позиции, изложенной в жалобе.

D. Выявление противоречивой практики применения оспариваемой нормы закона

Интересными являются случаи, когда при обосновании того, что практика судов по применению обжалуемой нормы сложилась, удается найти судебные акты российских арбитражных судов, в которых практика применения той же самой нормы является прямо противоположной. В таком случае не стоит бояться приводить эту практику в жалобе, с указанием на то, что в правоприменительной практике судов имеет место неоднозначность и противоречивость в истолковании обжалуемой нормы закона. Одно только это само по себе уже свидетельствует о том, что жалоба заслуживает рассмотрения КС РФ.

Так, согласно правовой позиции КС РФ, выраженной им в Постановлении от 21 апреля 2003 г. № 6-П, «В тех случаях, когда неоднозначность и противоречивость в истолковании и применении правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав, вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации , который, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой , а также исходя из его места в системе правовых актов (часть вторая статьи 74 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“), обеспечивает в этих случаях выявление конституционного смысла действующего права».

Это может быть противоречивая практика, как внутри системы государственных арбитражных судов (а такое бывает часто), так и противоречия в подходах к одному и тому же вопросу со стороны государственных арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

E. Указание на чрезмерный формализм судов

КС РФ считает недопустимым чрезмерно формальный подход судов к толкованию и применению законов.

Так, в Постановлении КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П указано: «в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным … Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».

Также согласно Определению КС РФ от 12 июля 2006 г. № 267-О, «в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы , право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным».

Соответственно, обоснование формального подхода судов к толкованию и применению оспариваемой нормы закона, если это в действительности имеет место, также может помочь усилить доводы обращения.

F. Указание на нарушение баланса прав и интересов

Конституция РФ закрепляет принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), и гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46).

КС РФ достаточно внимательно относится к аргументам о нарушении оспариваемой нормой закона (по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой) баланса прав и интересов тех или иных лиц / социальных групп, например, государства и общества, юридического лица и его участников / акционеров и т.д.

G. Указание на нарушение прерогатив самого КС РФ

В соответствующих случаях может оказаться очень полезным продемонстрировать, что оспариваемой нормой закона (по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой) затрагиваются полномочия и права, которые может осуществлять исключительно КС РФ.

H. Учет противоречий в правовых позициях КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ

Такие противоречия, действительно, бывают — и не так редко, как хотелось бы с точки зрения идеала. И это очень сложный юридико-технический момент, причем находящийся на стыке с политикой. Его использовать при обращении в КС РФ иногда возможно, но — крайне осторожно.

I. Учет противоречий в правовых позициях КС РФ и ЕСПЧ

В отличие от отмеченных выше, противоречий в правовых позициях КС РФ и ЕСПЧ очень мало. Напротив, КС РФ очень часто строит свои решения на позициях ЕСПЧ. Соответственно, данный момент является еще более сложным с юридико-технической точки зрения, использовать его при обращении в КС РФ нужно еще более осторожно: вопрос о соотношении юридической силы решения КС РФ и решений ЕСПЧ является крайне непростым и болезненным.

Читайте так же:  Где можно получить заем

Законодательные нормы подачи жалобы

Новая бухгалтерия, N 3, 2008 год

А.Тюрина,
ведущий эксперт АКДИ «Экономика и жизнь»

Лицо, считающее, что его права и интересы нарушены нормативным правовым актом (НПА) публичной власти или органов местного самоуправления, вправе обратиться в суд для разрешения вопроса о его спорности и отмене. Причем право обратиться в суд, чтобы оспорить нормы акта, предоставлено далеко не каждому. О том, в каких случаях, в какой суд и в каком порядке следует обращаться с заявлением об оспаривании НПА, пойдет речь в этой статье.

Структура правовых актов составляется из нормативных правовых актов и индивидуально-правовых актов, не содержащих нормы права. На законодательном уровне определение НПА не закреплено. Вместе с тем такое определение имеется в теории права. Основываясь на этом определении, Пленум ВС РФ уточнил признаки НПА.

Это постановление утратило силу в связи с детальной регламентацией позиции Пленума ВС РФ по рассматриваемому вопросу в Постановлении N 48, принятом Пленумом ВС РФ 29 ноября 2007 года.

Определить принадлежность акта к нормативно-правовому, как указал Пленум ВС РФ в п.9 Постановления N 48, можно при наличии следующих существенных признаков НПА:

— издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

— наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Пленум ВС РФ объединил в одном документе практически все спорные вопросы, возникавшие до этого в судебной практике, изложив их с учетом норм действующего в настоящее время законодательства.

Какой суд вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов?

Напомним, что структура судов в РФ установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ, которые согласно ст.4 указанного Закона классифицируются на суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды); арбитражных апелляционных судов; арбитражных судов субъектов РФ (ст.3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных Судов субъектов РФ, судов городов федерального значения и районных судов (п.3 ст.4 вышеназванного Закона «О судебной системе. «).

Обратите внимание! В судебную систему судов общей юрисдикции входят также военные суды, рассматривающие дела об оспаривании НПА в области военной службы (ст.1 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Мировые судьи согласно ст.23 ГПК РФ не вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов.

На выбор суда влияет как вид оспариваемого НПА, так и вид документа, которому противоречит оспариваемый НПА.

Право лишить юридической силы НПА, которые перечислены в ст.125 Конституции РФ, в силу их противоречия Конституции РФ может только Конституционный Суд РФ, которому подведомственны дела об оспаривании (несоответствии Конституции РФ) таких документов, как федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции и уставы субъектов РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные с превышением полномочий, а также договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ и не вступившие в силу международные договоры РФ*.
__________________
* Вывод о конституционности установленной подведомственности содержится в п.1 резолютивной части постановления КС РФ N 19-П от 16.06.1998 «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»

По федеральным законам и законам субъектов РФ на основании ст.96 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон «О Конституционном Суде РФ») при наличии копии официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, в Конституционный Суд РФ может обратиться любое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или его учредитель (участник, акционер).

По остальным нормативным актам это могут сделать только лица или органы, перечисленные в части второй ст.125 Конституции РФ, а именно Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Источники


  1. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.

  2. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.

  3. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
  4. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Законодательные нормы подачи жалобы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here